Процесса воспитания осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесса воспитания осужденных



Успешная реализация процесса исправления осужденных возможна лишь в случае организованного информационно-методического обеспечения. В него входит:

1) информационное обеспечение;

2) характер и виды управленческих решений при реализации этого процесса;

3) собственно методическая работа и конкретные организационные формы ее реализации.

1. Информационное обеспечение.

Целенаправленный научно обоснованный процесс исправления осужденных немыслим без полной и четкой системы информации об объекте и субъекте воспитания, эффективности функционирования воспитательной системы, расстановке сил и средств, в зависимости от складывающейся ситуации и т.д.

Объем такой информации очень широк, поэтому возникает задача отбора нужной информации. Этот отбор специальным образом увязывается с задачами воспитания как всех осужденных, так и отдельной личности. Информация должна накапливаться, обрабатываться и в нужный момент выдаваться потребителю в лице конкретных участников процесса исправления.

Полная, своевременная, адекватно отражающая происходящие процессы информация приобретает ключевое значение при организации процесса исправления осужденных. К сожалению, стремление обойтись малым запасом знаний и усилий при решении глобальной задачи исправления осужденных среди практических работников распространено довольно широко (сводят к 1-2 направлениям: например, режимной стороне или трудовой деятельности). Однако процесс исправления предполагает широкую систему воспитательных воздействий, которые должны осуществляться в системе и согласованно.

Поэтому информация должна быть обеспечена по всем элементам этой системы, сосредотачиваться и храниться в том необходимом объеме, который достаточен для субъекта управления (на уровне отряда, части, службы, учреждения в целом, на уровне края, области, страны).

Информация может быть самой разной: характеризовать субъект процесса исправления, его объект (конкретного осужденного или группы), организацию самого воспитательного процесса и условия протекания и др.

Требования к информации:

1. Достоверность.

2. Эффективность (степень исправления).

3. Полнота.

4. Своевременность.

5. Непрерывность.

6. Строгая определенность.

Необходимо иметь четкую схему получения информации и ее передачи различным участникам исправительного процесса.

Информация поступает из разных источников: личные дела осужденных, их родственники, переписка, беседы, официальные должностные лица, наблюдения, результатыв опросов и иных исследований и др.

Особый род информации представляют различные нормы, предписания, рекомендации, которые доводят до субъекта управления с определенной алгоритмизации этого процесса. Именно в соответствии с этой информацией выделяются все направления воспитания, наполняясь на исполнительском уровне конкретным содержанием. Информация выступает в виде единых режимно-педагогических требований, предъявляемых к осужденным всеми без исключения членами коллектива воспитателей.

Каждое режимно-педагогическое требование, каждое направление педагогического воздействия должны быть в полном объеме обеспечены информацией, для чего необходимо иметь накопители, банки такой информации

2. Общая характеристика управленческих решений в процессе исправления осужденных.

Наиболее характерные признаки, присущие управленческим решениям:

­ результат отдален во времени и лежит за рамками наказания, времени отбывания наказания конкретным осужденным в определенном ИУ;

­ эффективность принимаемых решений нельзя оценивать по количеству и интенсивности проводимых тех или иных мероприятий воспитательного характера (важны результаты о реальных сдвигах в поведении осужденных: снижение (увеличение) числа нарушений, преступлений и т.д., промежуточными показателями могут выступать факты всех видов поощрительного досрочного освобождения или перевод на облегченные условия.

По характеру, виду и содержанию решения в сфере организации исправления осужденных бывают: программные, перспективные, текущие, коллегиальные, коллективные, единоличные, в отношении отдельных индивидов, групп и всей массы осужденных, основные и ситуативные, общие и ограниченные, устные и письменные, директивные, ведомственные и межведомственные, решения-нормативы.

3. Организационные основы методического обеспечения процесса исправления осужденных.

Научно-технический (консультативный) совет МВД обсуждает концептуальные проблемы совершенствования деятельности ИУ и исправления осужденных.

Большое количество материалов методического характера разрабатывается научными работниками, преподавателями учебных заведений, практическими работниками.

В целом методическая работа в системе ИУ за последние годы ослабла. Требуется возродить и активизировать деятельность методических советов при ИУ, обобщить опыт советов воспитателей ИУ, создать центры методической работы, методические кабинеты и т.д.

 

Планирование: понятие, виды, требования, организация

Планирование – важнейшее условие успешной деятельности сотрудника. План не только отражает содержание и уровень организации воспитательного процесса как единой, целостной системы, но и характеризует степень управляемости: «Хороший план работы – это все равно, что хороший путеводитель».

План – это документ, определяющий содержание деятельности, ее порядок, объем, временные границы.

Планирование – это определение ближайших и перспективных целей на определенный промежуток времени и средств достижения этих целей.

Виды планов:

1. Перспективные (стратегические) – определение основных целей, желаемых результатов на продолжительный период (пятилетку, год).

2. Текущие (тактические) – определение промежуточных целей на пути достижения главных (квартал, месяц).

3. Специальные – направлены на осуществление конкретных разовых целей.

Требования к планированию:

1. Комплексность – охват всех направлений воспитательного процесса (правовое, экономическое, нравственное, физическое, религиозное и иное). Комплексный подход позволяет учесть воспитательные возможности всех служб и скоординировать их участие в педагогическом процессе.

2. Гласность – доведение плана работы до всех заинтересованных лиц (план вывешивается на видном месте).

3. Напряженность – равномерное распределение воспитательных мероприятий в течение всего планируемого периода; максимальное и целенаправленное использование всех сил и средств, имеющихся в распоряжении субъекта управления воспитательным процессом.

4. Реальность – запланированные мероприятия должны быть выполнимыми.

5. Конкретность – все планируемые мероприятия должны носить конкретный характер, не должно быть призывов и шаблонно сформулированных положений: «повысить», «поднять», «изжить», «не допустить» и т.д.

6. Директивность – обязательность выполнения запланированных мероприятий всеми должностными лицами, задействованными в его реализации.

7. Взаимосвязь текущего и перспективного планирования – текущее планирование основывается на перспективном плане и логически вытекает из него, таким образом можно добиться преемственности и последовательности работы, создаются условия для поэтапной организации конечной цели.

Организация планирования:

1. Сбор, систематизация и анализ информации предшествующего периода.

2. Определение задач на текущий период.

3. Разработка мероприятий на реализацию поставленных задач.

4. Распределение сил и средств.

5. Согласлвание намеченных мероприятий с заинтересованными лицами, которые вносят свои предложения и уточнения.

6. Подготовка плана (оформление) и его утверждение.

7. Доведение плана до исполнителей.

 

Основы планирования воспитательной работы с осужденными

 

«Планирование – основа воспитательной деятельности».

Планирование воспитательной работы – это определение ближайших воспитательных целей и путей их достижения.

Основное назначение планирования – определить конкретную роль и место каждой службы и отдела, каждого сотрудника ИУ в процессе исправления, направить их усилия в единое русло.

Результатом планирования является управляемость педагогическим процессом в отряде осужденных.


Цели планирования воспитательного процесса:

- определение главных направлений воспитательного процесса;

- объединение усилий сотрудников на воспитание осужденных;

- расстановка сил и средств, направленных на решение воспитательных задач;

- определение методики воспитательного воздействия на осужденных.

План воспитательной работы составляется с учетом: специфики учреждения, сложившейся оперативной обстановки, предложений других служб ИУ.

Структура плана:

1 раздел. Анализ воспитательной работы за прошедший период.

Дается уголовно-правовая и психолого-педагогическая характеристика состава осужденных, анализируется проведенная воспитательная работа и результаты, которых достигли. Обращается внимание на нерешенные вопросы, анализируется участие в воспитательном процессе сотрудников из других частей и служб, выдвигаются новые воспитательные задачи на планируемый период.

2 раздел. Организация собственной деятельности.

Планируются мероприятия, отражающие непосредственную и организационную роль начальника отряда в воспитательном процессе. В плане необходимо отразить: участие начальника отряда в режимных мероприятиях (работа в оперативной группе, осуществление контроля за приемкой пищи осужденными, приобретение продуктов питания в магазине, получение посылок, проведение проверок выхода на работу и т.д.); работу с личными делами в спецчасти, оформление документации; решение организационных вопросов; посещение мероприятий, предусмотренных планом работы учреждения; подготовку документов по изменению правового положения осужденных.


3 раздел. Взаимодействие с другими частями и службами.

Отражается участие членов совета воспитателей отряда, руководства и начальников частей и служб в педагогическом процессе, организация аттестования осужденных, поощрения и наказания, быта и досуга, поддержания дисциплины и порядка; работы самодеятельных организаций, первичных коллективов; проведение лекций и бесед, участие в работе социально-правовой подготовки осужденных.

4 раздел. Организация воспитательной работы с осужденными.

Планируются мероприятия, которые отражают коллективные и индивидуальные формы воспитательной работы, такие как подготовка и проведение собрания отряда осужденных, заседания самодеятельных организаций, собрания первичных коллективов, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, оформление наглядной агитации, проведение индивидуальной работы с различными категориями осужденных.

Планирование должно помогать работать целеустремленно, систематически и неуклонно наращивать силы, вводить в дело новые резервы, ставить на службу воспитания все, что может принести пользу, помочь добиться успеха.

 

Литература

1. Козлова Л.Ф. Комплексное планирование воспитательной работы с осужденными. – М., 1978.

2. Корюхова Л.А. Планирование воспитательной работы с осужденными и собственной деятельности сотрудников ОВД. – Вологда, 1997.

 


 

 

ЛЕКЦИЯ 17 ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

 

Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках. В.А. Сухомлинский Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, учить его сопротивляться. А.С. Макаренко

Воспитательная работа всегда занимала особое место в системе средств исправления несовершеннолетних правонарушителей. Вопросы ее организации и проведения с подростками, лишенными свободы, решались на определенных этапах развития нашего государства по-разному, с учетом социально- экономических и политических условий, направленности уголовной исправительной политики, создаваемых типов учреждений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.187 (0.027 с.)