Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы исправительного процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принципы – это обобщенные требования к организации и осуществлению процесса воспитания. Вместе с тем в своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами – более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах научно-педагогических исследований. Педагог должен знать (И.П. Подласый):
Принципы – основные, исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические требования – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. Принципы исправления осужденных – это руководящие идеи, исходные методологические положения, вытекающие из сущности, особенностей и закономерностей исправления осужденных, определяющие как содержаниеи направленность самого процесса, так и педагогическую деятельность субъектов. Принципы исправления служат своеобразными ориентирами, которые помогают воспитателям ИУ достигать намеченных педагогических целей в оптимальные сроки, с наименьшей затратой сил и средств, делают педагогический процесс наиболее эффективным. Принципы исправления осужденных не определяются произвольно, они обусловлены: а) характером общественного строя; б) объективным характером педагогических законов; в) своеобразием условий педагогической деятельности в ИУ. Принципы исправления осужденных делятся на две группы. Первую группу составляют принципы, определяющие содержание и направленность процесса исправления осужденных. К ним относятся: 1. Целенаправленность процесса исправления. В данном случае целью является формирование законопослушного гражданина. Достижению этой цели должна быть подчинена вся деятельность воспитателя, убежденного в результативности своей цели. 2. Соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления. Так, используемые средства, формы и методы исправления не должны унижать человеческое достоинство осужденного. 3. Связь процесса исправления осужденных с жизнью. Восстановление и налаживание социально полезных связей и отношений, постоянное ознакомление с международной жизнью и внутренней политикой нашей страны, формирование положительных установок, вовлечение осужденных в деятельность - реализация данного принципа предполагает постоянное обновление содержания, организации и методики воспитательной работы с осужденными. 4. Соблюдение законности в процессе исправления осужденных. Организация воспитательного процесса, жизни и деятельности осужденных на основе правовой регламентации. Воспитательное воздействие на осужденных следует осуществлять на основе и в полном соответствии с предписаниями действующего законодательства и ведомственных нормативных актов. Отсюда следует, что каждый сотрудник должен знать нормы права, следить за изменениями в законодательстве. Но самое главное – следовать не просто букве закона, а тем нравственным принципам, которые отражены в законе. В условиях правового государства, от лица которого, и выступают сотрудники УИС, основное право осужденных – защищенность личности от насилия. Вторую группу составляют принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудников ИУ. Сюда входит: 1. Включение осужденных в активную общественно полезную деятельность, поскольку исправление личности возможно не путем ее подавления, а путем ее активного развития посредством включения в данную деятельность. 2. Принцип формирования в среде осужденных коллективистских отношений. Так, в изоляции резко возрастает роль ближайшего окружения и забота основной массы осужденных состоит в том, чтобы приспособиться к новым условиям, выжить с как можно меньшими потерями для своего физического и нравственного здоровья. Альтернатива – сплоченность коллектива морально здоровых людей, в котором возникает сложная система зависимостей, ответственности и контроля. Причем, по мнению, А.С. Макаренко чем сложнее эти зависимости, тем эффективнее они влияют на формирование личности. 3. Сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко). Соблюдение этого принципа особенно необходимо в современных условиях, когда все большее внимания уделяется внутренней, духовной культуре человека, его поведению. Необходимо предъявлять к осужденным разумные и справедливые требования и создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к будущему подчинению, а к сознательной дисциплине. Гуманность проявляется в заботе о соблюдении прав осужденного и удовлетворении его материальных духовных потребностей. Лишенная элементов уважительности и заботы о человеке требовательность может вылиться в жестокость, деспотизм, пренебрежительность к осужденным. Требовательность должна сочетаться с высокой взыскательностью по отношению к себе, своим моральным качествам и педагогическому мастерству. 4. Опора на положительные качества личности осужденного. У каждого осужденного есть положительное начало. Важнейшая задача воспитателя – выявлять, проектировать, формировать, закреплять и развивать положительное в человеке. Такой поход вызывает у осужденного веру в свои силы, в возможность избавиться от недостатков, открывает перспективу на лучшее будущее. 5. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, которой состоит в учете в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности. Дифференциация – это выделение типичных отличительных свойств, явлений, по которым можно выделить группу, например, по возрасту, образованию, количеству судимостей и др. Дифференциация осужденных – это не самоцель, а лишь инструмент в руках воспитателя, благодаря которому индивидуальный подход к личности становится более обоснованным, осознанным. Индивидуальный подход – это учет индивидуально-психических особенностей в процессе исправления. Понять индивидуальные особенности осужденного и на основе этого выбрать правильные методы воздействия на него – одно из условий успеха исправления. 6. Комплексный подход к воспитательному воздействию. Развитие личности – это целостный процесс формирования ее духовного облика, сознания и поведения, ее нравственности и эстетических вкусов, политических взглядов и отношения к труду и т.п. Комплексный подход означает необходимость развития и изменения в личности ее интеллектуальности, нравственности, эмоционально-волевой и физической сторон. Группы принципов воспитания тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, отражает объективное содержание и требования закономерностей педагогического процесса в ИУ. Поскольку эти закономерности взаимосвязаны, постольку и указанные принципы выступают во взаимосвязи, в единой системе. Знание принципов исправления необходимо практическим работникам для правильного выбора средств, методов и форм воспитательного воздействия на осужденных, построения процесса их исправления на научных основах. Таким образом, исправительный процесс строится с учетом условий содержания осужденных, закономерностей и принципов исправления, которые взаимосвязаны между собой.
Литература 1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993. 2. Байдаков Г.П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных. – М., 1991.
Изучение становления пенитенциарной педагогики неотделимо от изучения истории государства, развития и совершенствования его воспитательных функций. В царской России официальная политика никогда не ставила вопрос о возможности и необходимости исправления заключенных. Царская тюрьма давила, унижала человеческое достоинство. Факторы политического характера всегда играли доминирующую роль как в уголовной, так и в исполнительной деятельности. Рассмотрим такой показатель, как численность осужденных в различные исторические периоды. За годы советской власти она колебалась в значительных пределах. Так, в 1923 году в местах лишения свободы содержалось около 70 тысяч осужденных, в 1930 г. – уже свыше 170 тысяч, в 1941 г. – свыше 1,5 миллионов человек, в 1953 г. – 2 миллиона 500 тысяч. После 1953 года отмечался резкий спад – до 90 тысяч осужденных. В 70-80-е годы XX в. наблюдалось постепенное увеличение до 1 миллиона 500 тысяч, после 1988 года – сокращение до 1 миллиона 200 тысяч, в 1992 году численность осужденных составила около 800 тысяч. Эти цифры убедительно свидетельствуют о том, что основным фактором, определяющим уголовную и исполнительную политику, являлось не реальное состояние преступности в стране, а политические соображения, основанные на надуманных лозунгах («борьба с классово чуждыми элементами», «борьба с врагами народа» и др.), под которые с помощью репрессий и насилия подстроилась реальная жизнь, включая законодательство и экономику общества. Однако согласие с данным утверждением не означает призыва зачеркнуть весь пройденный путь и начать в новых условиях построение исправительной системы с нуля. Только извлекая уроки прошлого, давая ему объективную оценку, вскрывая как негативные, так и позитивные моменты в деятельности исправительно-трудовой системы, можно определить оптимальные пути ее развития сегодня.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.013 с.) |