Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы исправительного процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принципы – это обобщенные требования к организации и осуществлению процесса воспитания. Вместе с тем в своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами – более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах научно-педагогических исследований. Педагог должен знать (И.П. Подласый):
Принципы – основные, исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические требования – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. Принципы исправления осужденных – это руководящие идеи, исходные методологические положения, вытекающие из сущности, особенностей и закономерностей исправления осужденных, определяющие как содержаниеи направленность самого процесса, так и педагогическую деятельность субъектов. Принципы исправления служат своеобразными ориентирами, которые помогают воспитателям ИУ достигать намеченных педагогических целей в оптимальные сроки, с наименьшей затратой сил и средств, делают педагогический процесс наиболее эффективным. Принципы исправления осужденных не определяются произвольно, они обусловлены: а) характером общественного строя; б) объективным характером педагогических законов; в) своеобразием условий педагогической деятельности в ИУ. Принципы исправления осужденных делятся на две группы. Первую группу составляют принципы, определяющие содержание и направленность процесса исправления осужденных. К ним относятся: 1. Целенаправленность процесса исправления. В данном случае целью является формирование законопослушного гражданина. Достижению этой цели должна быть подчинена вся деятельность воспитателя, убежденного в результативности своей цели. 2. Соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления. Так, используемые средства, формы и методы исправления не должны унижать человеческое достоинство осужденного. 3. Связь процесса исправления осужденных с жизнью. Восстановление и налаживание социально полезных связей и отношений, постоянное ознакомление с международной жизнью и внутренней политикой нашей страны, формирование положительных установок, вовлечение осужденных в деятельность - реализация данного принципа предполагает постоянное обновление содержания, организации и методики воспитательной работы с осужденными. 4. Соблюдение законности в процессе исправления осужденных. Организация воспитательного процесса, жизни и деятельности осужденных на основе правовой регламентации. Воспитательное воздействие на осужденных следует осуществлять на основе и в полном соответствии с предписаниями действующего законодательства и ведомственных нормативных актов. Отсюда следует, что каждый сотрудник должен знать нормы права, следить за изменениями в законодательстве. Но самое главное – следовать не просто букве закона, а тем нравственным принципам, которые отражены в законе. В условиях правового государства, от лица которого, и выступают сотрудники УИС, основное право осужденных – защищенность личности от насилия. Вторую группу составляют принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудников ИУ. Сюда входит: 1. Включение осужденных в активную общественно полезную деятельность, поскольку исправление личности возможно не путем ее подавления, а путем ее активного развития посредством включения в данную деятельность. 2. Принцип формирования в среде осужденных коллективистских отношений. Так, в изоляции резко возрастает роль ближайшего окружения и забота основной массы осужденных состоит в том, чтобы приспособиться к новым условиям, выжить с как можно меньшими потерями для своего физического и нравственного здоровья. Альтернатива – сплоченность коллектива морально здоровых людей, в котором возникает сложная система зависимостей, ответственности и контроля. Причем, по мнению, А.С. Макаренко чем сложнее эти зависимости, тем эффективнее они влияют на формирование личности. 3. Сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко). Соблюдение этого принципа особенно необходимо в современных условиях, когда все большее внимания уделяется внутренней, духовной культуре человека, его поведению. Необходимо предъявлять к осужденным разумные и справедливые требования и создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к будущему подчинению, а к сознательной дисциплине. Гуманность проявляется в заботе о соблюдении прав осужденного и удовлетворении его материальных духовных потребностей. Лишенная элементов уважительности и заботы о человеке требовательность может вылиться в жестокость, деспотизм, пренебрежительность к осужденным. Требовательность должна сочетаться с высокой взыскательностью по отношению к себе, своим моральным качествам и педагогическому мастерству. 4. Опора на положительные качества личности осужденного. У каждого осужденного есть положительное начало. Важнейшая задача воспитателя – выявлять, проектировать, формировать, закреплять и развивать положительное в человеке. Такой поход вызывает у осужденного веру в свои силы, в возможность избавиться от недостатков, открывает перспективу на лучшее будущее. 5. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, которой состоит в учете в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности. Дифференциация – это выделение типичных отличительных свойств, явлений, по которым можно выделить группу, например, по возрасту, образованию, количеству судимостей и др. Дифференциация осужденных – это не самоцель, а лишь инструмент в руках воспитателя, благодаря которому индивидуальный подход к личности становится более обоснованным, осознанным. Индивидуальный подход – это учет индивидуально-психических особенностей в процессе исправления. Понять индивидуальные особенности осужденного и на основе этого выбрать правильные методы воздействия на него – одно из условий успеха исправления. 6. Комплексный подход к воспитательному воздействию. Развитие личности – это целостный процесс формирования ее духовного облика, сознания и поведения, ее нравственности и эстетических вкусов, политических взглядов и отношения к труду и т.п. Комплексный подход означает необходимость развития и изменения в личности ее интеллектуальности, нравственности, эмоционально-волевой и физической сторон. Группы принципов воспитания тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, отражает объективное содержание и требования закономерностей педагогического процесса в ИУ. Поскольку эти закономерности взаимосвязаны, постольку и указанные принципы выступают во взаимосвязи, в единой системе. Знание принципов исправления необходимо практическим работникам для правильного выбора средств, методов и форм воспитательного воздействия на осужденных, построения процесса их исправления на научных основах. Таким образом, исправительный процесс строится с учетом условий содержания осужденных, закономерностей и принципов исправления, которые взаимосвязаны между собой.
Литература 1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993. 2. Байдаков Г.П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных. – М., 1991.
Изучение становления пенитенциарной педагогики неотделимо от изучения истории государства, развития и совершенствования его воспитательных функций. В царской России официальная политика никогда не ставила вопрос о возможности и необходимости исправления заключенных. Царская тюрьма давила, унижала человеческое достоинство. Факторы политического характера всегда играли доминирующую роль как в уголовной, так и в исполнительной деятельности. Рассмотрим такой показатель, как численность осужденных в различные исторические периоды. За годы советской власти она колебалась в значительных пределах. Так, в 1923 году в местах лишения свободы содержалось около 70 тысяч осужденных, в 1930 г. – уже свыше 170 тысяч, в 1941 г. – свыше 1,5 миллионов человек, в 1953 г. – 2 миллиона 500 тысяч. После 1953 года отмечался резкий спад – до 90 тысяч осужденных. В 70-80-е годы XX в. наблюдалось постепенное увеличение до 1 миллиона 500 тысяч, после 1988 года – сокращение до 1 миллиона 200 тысяч, в 1992 году численность осужденных составила около 800 тысяч. Эти цифры убедительно свидетельствуют о том, что основным фактором, определяющим уголовную и исполнительную политику, являлось не реальное состояние преступности в стране, а политические соображения, основанные на надуманных лозунгах («борьба с классово чуждыми элементами», «борьба с врагами народа» и др.), под которые с помощью репрессий и насилия подстроилась реальная жизнь, включая законодательство и экономику общества. Однако согласие с данным утверждением не означает призыва зачеркнуть весь пройденный путь и начать в новых условиях построение исправительной системы с нуля. Только извлекая уроки прошлого, давая ему объективную оценку, вскрывая как негативные, так и позитивные моменты в деятельности исправительно-трудовой системы, можно определить оптимальные пути ее развития сегодня.
|
|||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |