Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные концепции, подходы и принципы воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концепция воспитания представляет собой систему взглядов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности. 1. Системное построение процесса воспитания. Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности. Это часть процесса социализации; оно протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Приоритетными являются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразная творческая деятельность. Существуют общие принципы воспитания (личностный подход, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей и др.) Выделяются также специфические принципы воспитания будущих специалистов ‒ средовый подход, то есть использование возможностей внутренней и внешней среды учреждения в развитии личности будущего специалиста; ‒ дифференцированный подход к воспитанию личности, то есть отбор содержания, форм и методов воспитательной работы; ‒ природосообразность воспитания – учет половозрастных особенностей, уровня развития личностных свойств, опора на мотивы и потребности студентов конкретного пола и возраста; ‒ культуросообразность воспитания, то есть опора на национальные традиции, культуру; ‒ эстетизация среды жизнедеятельности и развития личности. Главным механизмом воспитательного процесса является функционирование воспитательной системы, которая представляет собой целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы. Эта система обладает такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат, особенности корпоративной культуры и т. п. Критериями эффективности воспитательного процесса являются: во-первых, факты позволяющие судить о наличии воспитательной системы, во-вторых, критерии качества, помогающие сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности. 2. Системно-ролевая теория формирования личности предполагает использование социального механизма наследования и приумножения социальных ценностей, то есть идеалов, норм и знаний, добытых опытом предшествующих поколений. Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролей и социальных ценностей, которые необходимо освоить в определенном возрасте. Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей. Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей. 3. Воспитание как педагогический компонент социализации личности. Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по обеспечению условий для развития человека. Эти условия создаются через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляционной, предметно-практической, экзистенциальной. Практическая педагогическая деятельность осуществляется с учетом следующих принципов: ‒ гуманистической ориентации; ‒ социальной адекватности, то есть соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации; ‒ индивидуализации – выделения социальных задач в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанника, а также включение его в различные виды деятельности с учетом особенностей; ‒ социального закаливания, то есть включение воспитанника в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, определенных способов этого преодоления; ‒ создания воспитывающей среды, то есть реальных условий формирования социальности воспитуемого. Компонентами диагностики воспитательного процесса являются: √ изучение воспитанности обучаемых (взгляды, ценностные ориентации); √ диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем отношений; √ определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий. 4. Воспитание как формирование образа жизни. Воспитание предполагает ориентацию субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество. Принципы данной концепции вытекают из анализа цели воспитания. Это принцип ориентации на социально-ценностные отношения; принцип субъективности, то есть развитие способности быть субъектом собственного поведения; принцип принятия воспитанника как данности, означающий признание права на уважение его личности. Основу содержания воспитательного процесса составляют: 1) философское воспитание, то есть способность к обобщениям; 2) диалогическое (стиль педагогического взаимодействия); 3) этическое (формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника. Показателем эффективности воспитательного процесса являются такие личностные параметры воспитанника, как внешний облик, физическое и психическое развитие, поведение, способности, предпочтения, отношение к самому себе. 5. Воспитание на основе потребностей человека. Содержание воспитательного процесса включает: ‒ организацию разнообразной творческой деятельности; ‒ создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников; ‒ формирование благоприятного нравственно-психологического климата, создание здоровых межличностных отношений в коллективе; ‒ создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно-полезной деятельности; ‒ психолого-педагогическое просвещение воспитанников. Подход представляет собой ориентацию действий педагога на использование определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности. Как комплексное педагогическое средство любой подход включает в себя три основных компонента: ‒ основные понятия, используемые в процессе управления воспитательным процессом; ‒ принципы, основные правила осуществления воспитательной деятельности; ‒ приемы и методы построения процесса воспитания. Среди современных подходов к воспитанию наиболее эффективными являются следующие: 1. Системный подход при котором объект познания или преобразования рассматривается как система. Его целесообразность вытекает из того, что: ▪ во-первых, личность воспитанника должна развиваться в целостном педагогическом процессе; ▪ во-вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания; ▪ в-третьих, традиционные воспитательные мероприятия позволяют экономить время и силы педагогического коллектива; ▪ в-четвертых, создаются возможности моделирования условий для самореализации и самовыражения личности воспитанника; ▪ в-пятых, оптимально используется кадровый, финансовый и материально-технический потенциал учреждения. Воспитательное взаимодействие при этом ведется в трех плоскостях: воспитательная система всего учреждения, воспитательное пространство группы и индивидуальная траектория развития воспитанника. 2. Деятельностный подход – организация и управление целенаправленной разнообразной деятельностью обучаемого. Воспитание по сути представляет собой содеятельность обучаемых и педагогов по реализации совместно выработанных целей и задач. Специально создаются ситуации воспитывающей деятельности, в которых объект учебно-воспитательного процесса превращается в его субъект. 3. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности. Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе принципов самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. 4. Философско-антропологический подход к воспитанию личности ориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся и воспитывающемся. 5. Синергетический подход нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. В воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из проблем и внутренних потребностей отдельного человека. Под воспитанием понимается деятельность педагога, направленная на создание условий формирования потребностей человека в творческой деятельности, здоровом образе жизни, защищенности, безопасности, признании, необходимого социального статуса, смысла жизни, самореализации, удовольствия наслаждения. Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Педагог в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами: √ принцип природосообразности, √ принцип целостности в подходе к личности, √ деятельностный принцип, √ возрастной принцип, √ принцип гуманизма. В современной педагогике выработаны следующие принципы воспитания: ▪ Принцип педагогической целесообразности предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у студентов духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности. ▪ Принцип воспитания в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. ▪ Принцип связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, а также овладение общей культурой и основами научной организации труда. ▪ Принцип развития самодеятельности личности ориентирует на развитие активности, самостоятельности и инициативы. ▪ Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся определяет направления развития отношений педагогов и студентов. Разумная требовательность объективно целесообразна и продиктована нуждами воспитательного процесса. ▪ Совокупное действие всех принципов воспитания обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, форм, методов и средств деятельности педагога, а также педагогически целесообразную деятельность воспитанников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.012 с.) |