Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные концепции, подходы и принципы воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концепция воспитания представляет собой систему взглядов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности. 1. Системное построение процесса воспитания. Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности. Это часть процесса социализации; оно протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Приоритетными являются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразная творческая деятельность. Существуют общие принципы воспитания (личностный подход, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей и др.) Выделяются также специфические принципы воспитания будущих специалистов ‒ средовый подход, то есть использование возможностей внутренней и внешней среды учреждения в развитии личности будущего специалиста; ‒ дифференцированный подход к воспитанию личности, то есть отбор содержания, форм и методов воспитательной работы; ‒ природосообразность воспитания – учет половозрастных особенностей, уровня развития личностных свойств, опора на мотивы и потребности студентов конкретного пола и возраста; ‒ культуросообразность воспитания, то есть опора на национальные традиции, культуру; ‒ эстетизация среды жизнедеятельности и развития личности. Главным механизмом воспитательного процесса является функционирование воспитательной системы, которая представляет собой целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы. Эта система обладает такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат, особенности корпоративной культуры и т. п. Критериями эффективности воспитательного процесса являются: во-первых, факты позволяющие судить о наличии воспитательной системы, во-вторых, критерии качества, помогающие сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности. 2. Системно-ролевая теория формирования личности предполагает использование социального механизма наследования и приумножения социальных ценностей, то есть идеалов, норм и знаний, добытых опытом предшествующих поколений. Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролей и социальных ценностей, которые необходимо освоить в определенном возрасте. Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей. Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей. 3. Воспитание как педагогический компонент социализации личности. Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по обеспечению условий для развития человека. Эти условия создаются через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляционной, предметно-практической, экзистенциальной. Практическая педагогическая деятельность осуществляется с учетом следующих принципов: ‒ гуманистической ориентации; ‒ социальной адекватности, то есть соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации; ‒ индивидуализации – выделения социальных задач в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанника, а также включение его в различные виды деятельности с учетом особенностей; ‒ социального закаливания, то есть включение воспитанника в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, определенных способов этого преодоления; ‒ создания воспитывающей среды, то есть реальных условий формирования социальности воспитуемого. Компонентами диагностики воспитательного процесса являются: √ изучение воспитанности обучаемых (взгляды, ценностные ориентации); √ диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем отношений; √ определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий. 4. Воспитание как формирование образа жизни. Воспитание предполагает ориентацию субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество. Принципы данной концепции вытекают из анализа цели воспитания. Это принцип ориентации на социально-ценностные отношения; принцип субъективности, то есть развитие способности быть субъектом собственного поведения; принцип принятия воспитанника как данности, означающий признание права на уважение его личности. Основу содержания воспитательного процесса составляют: 1) философское воспитание, то есть способность к обобщениям; 2) диалогическое (стиль педагогического взаимодействия); 3) этическое (формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника. Показателем эффективности воспитательного процесса являются такие личностные параметры воспитанника, как внешний облик, физическое и психическое развитие, поведение, способности, предпочтения, отношение к самому себе. 5. Воспитание на основе потребностей человека. Содержание воспитательного процесса включает: ‒ организацию разнообразной творческой деятельности; ‒ создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников; ‒ формирование благоприятного нравственно-психологического климата, создание здоровых межличностных отношений в коллективе; ‒ создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно-полезной деятельности; ‒ психолого-педагогическое просвещение воспитанников. Подход представляет собой ориентацию действий педагога на использование определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности. Как комплексное педагогическое средство любой подход включает в себя три основных компонента: ‒ основные понятия, используемые в процессе управления воспитательным процессом; ‒ принципы, основные правила осуществления воспитательной деятельности; ‒ приемы и методы построения процесса воспитания. Среди современных подходов к воспитанию наиболее эффективными являются следующие: 1. Системный подход при котором объект познания или преобразования рассматривается как система. Его целесообразность вытекает из того, что: ▪ во-первых, личность воспитанника должна развиваться в целостном педагогическом процессе; ▪ во-вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания; ▪ в-третьих, традиционные воспитательные мероприятия позволяют экономить время и силы педагогического коллектива; ▪ в-четвертых, создаются возможности моделирования условий для самореализации и самовыражения личности воспитанника; ▪ в-пятых, оптимально используется кадровый, финансовый и материально-технический потенциал учреждения. Воспитательное взаимодействие при этом ведется в трех плоскостях: воспитательная система всего учреждения, воспитательное пространство группы и индивидуальная траектория развития воспитанника. 2. Деятельностный подход – организация и управление целенаправленной разнообразной деятельностью обучаемого. Воспитание по сути представляет собой содеятельность обучаемых и педагогов по реализации совместно выработанных целей и задач. Специально создаются ситуации воспитывающей деятельности, в которых объект учебно-воспитательного процесса превращается в его субъект. 3. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности. Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе принципов самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. 4. Философско-антропологический подход к воспитанию личности ориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся и воспитывающемся. 5. Синергетический подход нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. В воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из проблем и внутренних потребностей отдельного человека. Под воспитанием понимается деятельность педагога, направленная на создание условий формирования потребностей человека в творческой деятельности, здоровом образе жизни, защищенности, безопасности, признании, необходимого социального статуса, смысла жизни, самореализации, удовольствия наслаждения. Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Педагог в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами: √ принцип природосообразности, √ принцип целостности в подходе к личности, √ деятельностный принцип, √ возрастной принцип, √ принцип гуманизма. В современной педагогике выработаны следующие принципы воспитания: ▪ Принцип педагогической целесообразности предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у студентов духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности. ▪ Принцип воспитания в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. ▪ Принцип связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, а также овладение общей культурой и основами научной организации труда. ▪ Принцип развития самодеятельности личности ориентирует на развитие активности, самостоятельности и инициативы. ▪ Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся определяет направления развития отношений педагогов и студентов. Разумная требовательность объективно целесообразна и продиктована нуждами воспитательного процесса. ▪ Совокупное действие всех принципов воспитания обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, форм, методов и средств деятельности педагога, а также педагогически целесообразную деятельность воспитанников.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.008 с.) |