Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональное назначение наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Научное знание отражает объективно существующие закономерности окружающей действительности. Оно представляет собой духовно-теоретическое знание, выполняющее описательную, объяснительную, прогностическую и другие функции. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Наука неотделима от практического способа освоения мира. Как производство знания она представляет собой специфическую форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то в науке их получение представляет собой главную и непосредственную цель. Это может выражаться в виде теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных, формулы какого-либо препарата и т. д. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности. Научное знание характеризуется следующими чертами: ▪ отражает объективно существующие закономерности окружающей действительности; ▪ это духовно-теоретическое знание; ▪ оно выполняет описательную, объяснительную, прогностическую и др. функции; ▪ в ходе исторического развития наука превращается производительную силу общества; ▪ является важнейшим социальным институтом. Наука, с одной стороны, представляет собой деятельность по получению нового знания, а с другой, – это результат деятельности, то есть сумма полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. В ходе накопления человеком знаний о природе и обществе сложились междисциплинарные комплексы наук: √ учение о природе – естественные науки (естество-знание); √ учение о технике – технические науки (техно-знание); √ учение об обществе – общественные науки (общество-ведение); √ учение о человеке – гуманитарные науки (человеко-ведение). Научная работа отличается от всякой другой своей целью – получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются теории, систематизируются объективные знания о действительности. Однако в науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение, а также заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Научная работа – это, прежде всего, строго плановая деятельность. Хотя в науке известны случайные открытия, но все же только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе и обществе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла, уточнение, изменение, дополнение заранее намеченной схемы исследования. Научная работа, являясь творческим процессом, предполагает в качестве обязательного условия ее ведения плюрализм научного мнения. При этом все же каждый ученый имеет право на свою точку зрения, он может иметь свое собственное мнение, которое должно, безусловно, уважаться. Любые попытки диктата, навязывания всем общей, единой точки зрения в науке недопустимы. Основным итогом научной работы является внедрение ее результатов, поскольку конечной целью науки как отрасли народного хозяйства служит внедрение результатов провeдeнныx исследований в практику. Не каждый научный результат может быть квалифицирован как научное открытие или изобретение. Открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Изобретением признается решение технической задачи, отличающееся существенной новизной и дающее положительный эффект. Авторство изобретения, так же как и открытия, охраняется законом. Кроме открытий и изобретений, требуют специальной защиты приоритета также и рационализаторские предложения. Рационализаторским предложением называется обоснованное и завершенное техническое решение, а не просто постановка какой-то технической или организационной задачи. Мнение, что науке свойственно открывать, а не изобретать, в принципе верно. Но в наше время все шире развивается и так называемое «научное изобретательство». Ученым для решения сложных проблем естествознания все чаще приходится сочетать научное творчество с изобретательской деятельностью, равно как и изобретателям – применять для решения технических задач методы научного исследования и поиска. Научное изобретательство следует рассматривать как одно из проявлений общественной роли науки, когда ее развитие как отрасли духовного производства органически соединяется с отраслью материального производства. В процессе научной работы ученые общаются между собой, используя особый тип речи, называемый «научный стиль». Такой стиль характеризуется стремлением к четкости выражения мысли, строгой логике изложения, точности и однозначности формулировок. В языке науки используется преимущественно книжная и нейтральная лексика, а также специальная терминология. Именно наличие в речи ученых большого количества специальных терминов прежде всего отличает такую речь от обычного разговорного языка. Для научного стиля характерны также некоторые особенности в использовании синтаксических и стилистических средств. Приступая к подготовке научной статьи или диссертации, следует прежде всего усвоить язык, на котором ученые в данной отрасли науки общаются между собой. Такой язык весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имеющих хождение только в научной среде. От степени владения понятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и ясно ученый может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, оказать должное воздействие на читателя своей статьи или диссертационного сочинения. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения). Критериями научности являются: ▪ объективность, ведь научное знание связано с раскрытием природных объектов, что взяты «сами по себе», без учета интересов индивида, без привнесения в них чего-то субъективного и сверхъестественного; ▪ рациональность, ибо способом достижения истины является критичность и рациональные принципы познания; ▪ эcсенциалистская направленность, то есть нацеленность на воссоздание сущности, закономерностей объекта; ▪ системность знания, которое означает упорядоченность по системным принципам, упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия; ▪ проверка, которая включает и научное наблюдение, и практику, и испытание логикой. Всякое научное изучение от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле. Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического подхода к его изучению. Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Научно изучать – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение – это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет. Научно изучать – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Если для развития объекта была выявлена определенная тенденция, то она должна обязательно сохраниться и на будущее время. Опыт показывает, что такая тенденция может сохраниться, но не в полной мере. Поэтому для большей точности прогноза в статистико-вероятностный расчет вносится коррекция. Для объективного, вероятностного научного предвидения, особенно в плане среднесрочного и долгосрочного планирования достаточно продуктивным оказывается метод моделирования. Прогностика как наука о законах и методах прогнозирования представляет сложный комплекс, где разработки ведутся параллельно планированию, программированию, управлению социальными процессами в целом для того, чтобы повысить эффективность и научный уровень планов, программ, проектов и вообще каких-то решений на будущее. Иногда научное предвидение связывают с интеллектуальной интуицией, когда исследователь неожиданно находит решение таких вопросов, которые долгое время не находили ответа. В основе интуиции всегда лежит предварительно накопленный опыт, практика, здравый смысл. Таким образом, наука выступает как особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать. Цели науки, в общем виде, сводятся к следующему: 1) познать и объяснить явления окружающего мира на основе законов, теорий и принципов; 2) улучшить качество жизни людей за счет применения последних научных достижений в практике; 3) спрогнозировать будущее (в том числе будущее человечества) и научиться направлять должным образом происходящие в реальности процессы. Наука выполняет в обществе следующие функции: ▪ познавательная – наука изучает и объясняет явления реального мира; ▪ материально-преобразующая – научные знания служат основой для построения новых материальных систем; ▪ аксиологическая – наука формирует научные ценности (главная ценность науки – объективная истина); ▪ мировоззренческая – наука формирует научное мировоззрение; ▪ социально-политическая – наука используется обществом для изменения или поддержания социально-политической ситуации. Научное образование обеспечивает поэтапное развитие способностей к научному творчеству: – во-первых, развитие у всех обучающихся системы общего и системы профессионального образования способностей к ситуативному моделированию и прогнозированию в процессе подготовки и принятия объективных решений; – во-вторых, помощь в научном самоопределении молодых людей; – в-третьих, научное образование в аспирантуре и докторантуре той части молодёжи, которая имеет задатки и склонности к научному творчеству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.233 (0.011 с.) |