Творческие аспекты деятельности преподавателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческие аспекты деятельности преподавателя



 

Педагог – это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система.

Системный характер педагогического мастерства отражается в профессиональном потенциале педагога, который является его главной характеристикой. Это совокупность естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности. Профессиональный потенциал может быть определен как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запланированных результатов.

Профессиональный потенциал – это возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса – стилем учебно-воспитательной деятельности. По сути, он представляет собой концентрирование приобретенных качеств, то есть систему приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

В структуру профессионального потенциала педагога включаются следующие компоненты:

профессиональная подготовка: ориентация на профессию, профессиональное становление, профессиональная направленность;

творчество педагога: педагогический интеллект, профессиональная компетентность, индивидуальный стиль деятельности, творческое отношение к труду, развитие творческой инициативы;

профессионализм педагога: инновационная деятельность, гуманистическая ориентация, профессиональный рост, профессиональная позиция, профессиональная активность;

педагогическая культура: педагогический стиль мышления, педагогическая техника, мастерство общения, социальная активность, методическое мастерство.

Педагог – это всегда активная, творческая личность, выступающая организатором повседневной жизни студентов. Побуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творческая деятельность как целостный процесс характеризуется следующими чертами:

√ наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

√ социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство);

√ наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

√ наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

√ новизна и оригинальность процесса или результата.

Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Среди творческих аспектов деятельности преподавателя можно выделить следующие:

▪ план каждого занятия и его реализация;

▪ новый методический прием;

▪ методическое усовершенствование (разработка новых методических материалов, преобразование научной информации в учебную);

▪ методическое обобщение;

▪ методическое изобретение;

▪ дидактическое обобщение (классификация методов обучения по источникам информации);

▪ дидактическое изобретение – разработка новых способов и средств обучения;

▪ дидактическое открытие (разработка новых процедур, например, поэтапное формирование умственной деятельности П. Я. Гальперина);

▪ совершенствование теории, уточнение и разработка определений;

▪ теоретическое обобщение;

▪ новая теория;

▪ педагогическое усовершенствование (новый стандарт, новый учебный план);

▪ педагогическое изобретение;

▪ педагогическое открытие.

 

Семинар № 7. «Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы»

План

1. Профессиональные способности педагога.

2. Профессиональная устойчивость преподавателя.

3. Основные компоненты педагогического мастерства.

4. Педагогическая техника преподавателя высшей школы.

5. Творческие аспекты деятельности преподавателя.

 

Темы рефератов

1. Педагогическое мастерство: целостность его структурно-функциональных компонентов.

2. Профессионально-педагогическое общение и типология личности преподавателя высшей школы.

3. Способность преподавателя к инновационной деятельности

4. Педагогическая техника как форма организации поведения преподавателя в высшей школе.

5. Экспрессивные, дидактические и авторитарные способности преподавателя.

6. Научно-педагогические и коммуникативные способности преподавателя.

7. Перцептивные и суггестивные способности преподавателя.

8. Проблема способностей, их классификация.

9. Техника языка.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные свойства личности преподавателя. Охарактеризуйте их.

2. В чем суть эгоцентрического и группоцентрического характера преподавателя? Как это может проявляться в педагогическом процессе? Приведите примеры.

3. Приведите классификацию педагогических способностей преподавателя.

4. Какие способности преподавателя называются суггестивными? Приведите примеры.

5. Что такое профессиональная устойчивость преподавателя? Какие компоненты она включает?

6. Что такое «педагогическое мастерство»? Какие подходы к пониманию педагогического мастерства сложились в педагогической теории? Какова Ваша позиция?

7. Что такое «педагогическая техника»? Какая техника называется психонимической?

8. Какие характеристики процесса взаимодействия преподавателя и студента способствуютразвитию познавательной активности и вместе с тем комфортному эмоциональному состоянию обучающихся?

9. Перечислите коммуникативные умения преподавателя. Как называется умение проявлять уверенность, свои лучшие качества в нужное время?

10. Что такое «эмпатическое общение»? Какие приемы могут использоваться в ходе эмпатического общения?

11. Что такое «педагогический такт»? Каковы его показатели?

12. Какие функции выполняет юмор в учебно-воспитательном процессе? Приведите примеры. Какие требования к использованию юмора предъявляются в педагогической деятельности?

Проблемные задания

1. Какие типы темперамента преподавателя существуют? Как они зависят от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов? Обоснуйте свой ответ.

2. Продолжите перечисление типов характера преподавателя:

а) эгоцентрический;

б) группоцентрический;

в) …

3. Материал к дискуссии «Возможно ли правильно управлять знаниями?»

4. Продолжите перечень способностей преподавателя:

а) авторитарные;

б) научно-педагогические;

в) перцептивные;

г) …

5. Согласны ли Вы с тем, что профессиональная компетентность преподавателя высшей школы не исчерпывается узкопрофессиональными рамками? Какие содержательные компоненты компетентности преподавателя Вы считаете необходимыми?

6. Продолжите список компонентов педагогического мастерства:

а) профессиональные знания учебного предмета, методики обучения;

б) социально-педагогические качества;

в) …

7. В последнее время большинство преподавателей основных учебных дисциплин сталкиваются со следующими проблемами: постоянный рост объема информации в учебных курсах; увеличение динамики развития изучаемых отраслей, необходимость в постоянном обновлении и изменении учебных курсов, что требует большой работы, необходимость во все более частом повышении квалификации, изучении новых образовательных методик и приёмов. Какие способности преподавателя способствуют решению этих задач?

8. По результатам статистических исследований в области знаний за 2000–2007 гг. объем информации в мире ежегодно возрастал в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. В частности это обусловлено развитием Интернет технологий. Через 10 лет объем информации в образовательной системе возрастет в 38,5 раз, а через 20 лет более чем в 2200 (!) раз. На данный момент существует несколько подходов к решению проблемы интенсивного роста объемов информации в образовании: 1) Болонский процесс; 2) дистанционное образование; 3) обучение через Интернет; 4) узкая специализация; 5) широкая специализация с последующим углублением в определенную отрасль. Какую позицию занимаете Вы? Обоснуйте свой выбор.

9. На данный момент не принято окончательное решение о дальнейшем развитии системы образования. Идут многочисленные дискуссии, большой упор сделан на Болонский процесс и самостоятельную работу студентов. Большинство теорий сходны в одном – преподаватель уже не будет играть роль единственного источника знаний, его роль скорее будет состоять в обучении как правильно управлять этими знаниями и как выбирать только нужную информацию из всего потока знаний. Согласны ли Вы с тем, что в ближайшем будущем время и умение правильно оперировать информацией станут одним из наиболее ценных ресурсов в системе образования? Как это скажется на авторитете педагога?

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка и участие в межвузовской научно-практической конференции магистров на тему «Философия образования: парадигмы, концепции, подходы».

2. Написание тезисов доклада на конференции (2 страницы), их подготовка к опубликованию в сборнике материалов конференции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.012 с.)