Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы личностно ориентированной педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характерной чертой всех инновационных систем является личностно ориентированное образование, в котором личность рассматривается как педагогическая категория, отражающая специфическую сферу образования и развития человека, и в этом отношении есть специфической целью этой сферы. В образовательном процессе человек овладевает опытом «быть личностью», то есть опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, самоопределения, самореализации, социальной ответственности) как целью деятельности, своеобразного внутреннего плана любой деятельности. К основным закономерностям личностно ориентированного образования относятся следующие: 1. Если в традиционном образовательном процессе предметом проектирования является содержание образования и его деятельностно-процессуальное обеспечение, то в личностно ориентированном – событие в жизни личности, которое дает жизненный опыт, частью которого являются знания. 2. Проектирование учебного процесса становится предметом совместной деятельности педагогов и студентов, а диалог выступает способом жизнедеятельности субъектов образования. 3. Образовательный процесс в виде диалога, поиска, игры и т. п. становится источником личностного опыта, поэтому сглаживается граница между содержательным и процессуальным аспектами обучения. 4. Обучение в большей степени напоминает естественную жизнедеятельность человека, теряют свое значение искусственные проявления и регламентация процесса обучения. 5. Поскольку внутренний мир педагога становится компонентом содержания образования, то он в наименьшей мере остается функционером. Появляются черты межличностного, межсубъектного общения. 6. Развитие «Я» идет через «диалог», происходит ролевое воссоздание жизненных ролей и ситуаций. Очень значимым становится контекст, а не просто фрагмент текста, так как идет ориентация на актуализацию личностных смыслов, а не на их поверхностное усвоение. На основании этих закономерностей можно выделить основные принципы личностно-ориентированной педагогики: ▪ индивид находится в центре постоянно меняющегося мира, значит, для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне; ▪ человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания; ▪ человек стремится к самопризнанию и к самореализации, он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию; ▪ взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения; ▪ самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов. Целевой установкой реформирования современной высшей школы является также и личностный подход в образовании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Личностный подход выступает как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Личностный подход способствует: – осознанию каждым воспитанником себя как личности; –выявлению, раскрытию своих возможностей; – становлению самосознания. Именно на основе личностного подхода оказывается возможным осуществление личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В условиях, когда содержание и формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам, учёт своеобразия личности обогащает коллектив и других его членов. Модель личностно-ориентированного обучения включает в себя следующие требования: √ существенное увеличение объемов самостоятельной и индивидуальной работы студента; √ полный учет личностных, индивидуальных и психологических особенностей каждого студента; √ реализация индивидуальных графиков и планов обучения; √ качественное и эффективное информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение учебного процесса; √ современное техническое оснащение учебного процесса; √ продуктивное сотрудничество и взаимодействие студента и преподавателя. Исследовательское обучение Современная высшая школа главным своим заданием считает «вооружение» будущих специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества охватывает, прежде всего, открытия нового: новых объектов, знаний, проблем и методов их решения. В связи с этим проблемное облучение как творческий процесс является процессом решения нестандартных научных и учебных задач нестандартными методами. Проблемное обучение – это такая организация процесса обучения, сущность которой состоит в создании в учебном процессе проблемных ситуаций, постановке и решении студентами проблем. В основе проблемного обучениялежит идея известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации. Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем. Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. В основе проблемной задачи лежит противоречие между существующими знаниями. Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает что субъект (ученик или студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация включает в себя три компонента: а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия; б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации; в) возможности учащихся при выполнении поставленного задания. Проблемное обучение: – стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся; – развивает интуицию и дискурсивное (проникновение в суть), конвергенционное («открытие») и дивергенционное («создание») мышление; – учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и прикладных задач. В связи с необходимостью решения этих задач в центре внимания оказывается исследовательское обучение. Как аналитическая образовательная деятельность оно включает в себя следующие составляющие: 1) проблемный анализ – осуществление проблемного структурирования, которое предусматривает выделение комплекса проблемных ситуаций, их типологии, характеристик, последствий, путей решения; 2) системный анализ – определение характеристик, структуры ситуации, её функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой; 3) причинно-следственный анализ – исследование причин, которые привели к появлению данной ситуации и развертывания её последствий; 4) праксиологический анализ – диагностика содержания деятельности, её моделирование и оптимизация; 5) аксиологический анализ – построение системы оценок ситуации, её составляющих, условий, последствий, действующих лиц; 6) прогностический анализ – подготовка предвидений относительно вероятного, потенциального и возможного будущего; 7) рекомендационный анализ – выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц; 8) программно-целевой анализ – разработка программы деятельности в данной ситуации. В дидактике проблемное обучение определяется как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач разного уровня. Оно предполагает организацию проблемных ситуаций под руководством учителя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемная ситуация в обучении – это познавательная трудность, для преодоления которой студенты должны получить новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, которая осознается и принимается студентами для решения, превращается в проблему. Проблема, в которой определены параметры и условия решения, переходит в проблемное задание. Проблемные задания принципиально отличаются от тренировочных, целью которых является не поиск новых способов решения, а закрепление известного студентам метода. Поэтому проблемным можно назвать обучение, в ходе которого студенты усваивают новые знания, получают новые умения и навыки. Сталкиваясь с проблемой, мышление осуществляется по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Содержательный аспект проблемного обучения отражает объективные противоречия, закономерно возникающие в процессе научной деятельности по наращиванию нового знания. Проблемное обучение существенно меняет и мотивацию познавательной деятельности: ведущими становятся познавательно-стимулирующие (интеллектуальные) мотивы. В связи с проблемой возникает интерес, который стимулирует поиск и нахождение решений. Познавательная мотивация превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения. Во время создания проблемных ситуаций необходимо придерживаться следующих условий: 1. Преподаватель дает студентам практическое или теоретическое задание, в ходе выполнения которого они должны получить новое знание или способы действий по теме. При этом задание должно базироваться на известном материале; знание, которое должны усвоить студенты, должно содержать общую закономерность или способ действия, без выяснения которого задание выполнить невозможно. 2. Проблемное задание должно отвечать интеллектуальным возможностям студентов, опираться на сформированные навыки мышления и способности к обобщению. 3. Во время изложения учебного материала необходимо учитывать уровень знаний студентов. Следует подтверждать правильность решения, в случае необходимости, продемонстрировать новую закономерность или способ действия, чтобы помочь студентам справиться с проблемной ситуацией. 4. Проблемная ситуация может быть оформлена в вопрос или практическое задание разных типов: ‒ когда необходимо теоретически объяснить реальные факты или освещенные в литературе; ‒ когда невозможно выполнить практическое задание с помощью известных способов и возникает потребность в выработке новых приемов. 5. Если проблемное задание слишком сложное для определенной группы студентов, его можно разделить на ряд частичных проблемных заданий, чтобы их разрешение стало доступным для студентов. 6. Если студенты не могут выйти из проблемной ситуации, преподаватель должен ее четче сформулировать и объяснить необходимый для разрешения ситуации материал. Такие объяснения должны даваться только в ответ на вопросы студентов, чтобы добиться познавательного интереса. В высшей школе различают четыре основных формы проблемного обучения: ▪ проблемное изучение учебного материала в монологическом режиме лекции или диалогическом режиме семинара; ▪ проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы. Выдвигает проблемные задания и сам их решает; при этом студенты только в воображении подключаются к их решению; ▪ частично-поисковая деятельность в процессе проведения эксперимента, во время проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель заранее обозначает проблему с целью интеллектуального затруднения у студентов и создания потребности целенаправленного интеллектуального поиска; ▪ самостоятельная исследовательская деятельность, когда студенты формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе) с помощью преподавателя. В современной педагогике в условиях трансформации образования широкое распространение получил эвристический метод обучения – организация поисковой творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Это частично-поисковый метод решения целостной задачи, когда требуются следующие умения: – анализировать её условия; – преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчиненных главной; – проектировать план и этапы решения; – формулировать гипотезу; – синтезировать различные направления поисков; – проверять решения и т. д. Система специально разработанных учебных заданий помогает студенту овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Эвристический метод обучения ориентирует учащихся на осуществление небольшого поиска. Преподаватель направляет поиск, последовательно формулирует проблемы, помогает обнаруживать противоречия и находить способы их решения. Наиболее продуктивной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы. Необходимо отличать эвристический метод от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.186 (0.012 с.) |