ТОП 10:

Сравнение традиционных и личностно-ориентированных КТД



Технологиче­ский этап Традиционное КТД Личностно-ориентированное КТД
Подготовка пе­дагога к КТД Ориентация педагога на развитие коллек­тива Ориентация педагога на развитие индивиду­альности воспитанников
Коллективное целеполагание и планирование Социальные основания выбора дела Акцент на групповой работе, групповом вкладе в коллективное дело Дело как потенциал личностного развития Акценты на индивидуальных вкладах, на авторстве идеи
Коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия и индивидуализированность ролей, поручений
Проведение де­ла Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана Возможность для личного, негруппового уча­стия, структура дела выбирается с учетом самоопределения воспитанников в отноше­нии ролей, поручений
Коллективное подведение ито­гов (коллектив­ный анализ) Основные вопросы-критерии: «Как мы ор­ганизовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каж­дого в общее дело?» Вопросы-критерии, акцентирующие значи­мость дела для понимания и развития себя как индивидуальности («Какие качества я проявил в деле?», «Чему меня научило уча­стие в деле?» и т.п.)
Последействие Закрепление коллективного успеха, пре­одоление препятствий в развитии коллек­тива Закрепление индивидуального успеха, пре­одоление препятствий в развитии личности.

Воспитательная шоу-технология. В центре таких отрезков воспитательного процесса нахо­дится шоу – интересное, зрелищное действо. Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности:

- деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);

- соревновательность на сцене;

- заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы à проведение воспитательного шоу à подведение итогов.

1. Подготовка шоу-программы. На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т.д.). Планирова­ние осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и пла­нированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям орга­низаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются:

- разработка или поиск сценария шоу;

- распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т.д.;

- подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий, «зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

«Сцена»:

- решение о главном принципе отбора участников «сцены»;

- сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, «домашних заданий»;

- помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу.

Ведущий:

- решение о ведущем;

- разработка программы ведения шоу и образа ведущего;

- репетиция ведения шоу.

«Зал»:

- решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по при­гласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса и т.д.);

- определение структуры «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», учителей, гостей, для жюри и т.п.);

- создание настроя «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т.д.);

- обращения к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщи­ков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т.д.).

Оценивание:

- предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается);

- кто и когда оценивает;

- техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.);

- способы предъявления оценок.

Оформление:

- определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.);

- определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу;

- выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть («задание-оценивание» + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет «эмоциональное заражение» (передачу эмоций от человека к че­ловеку), соревновательность и импровизацию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: а) создать определённый эмоциональ­ный настрой участников; о) выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а парал­лельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и вклю­чает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компе­тентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале, кроме итогового оценивания, необходимо «смягчение соревновательности» (С. Д. Поляков) между участниками соревнования и между «сценой» и «залом». Это может достигаться сло­вом и действием, объединяющим...

...участников конкурсов («сцену»): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкур­сантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг дру­гу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т.п.;

...«сцену» и «зал»: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т.п.

3. Подведение итогов как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен.

Технология групповой проблемной работы (ГПР). Групповой проблемной работой С.Д. По­ляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников при ГПР направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключать­ся в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи ГПР можно разделить на познавательные, организационные (организацион­но-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные). Познавательные задачи ста­вятся в учебном процессе. Значит, задачи ГПР как воспитательной технологии могут быть либо органи­зационно-ориентированными, либо ценностно-ориентированными.

Организационно-ориентированные задачи ориентируют воспитанников на разработку и приня­тие организационных решений (к таким задачам относятся, например, задачи распределения поруче­ний, выработки «законов класса»). Ценностно-ориентированные задачи связаны с прояснением, обсу­ждением, осмыслением ценностного содержания проблемной ситуации. Оба типа задач существенно отличаются в способах решения, поэтому в помещённой ниже алгоритмизированной схеме предусмот­рены варианты для каждого из них.

1-й этап технологии ГПР – введение проблемной ситуации и её перевод в задачу. Этот этап одинаков для обоих вариантов. Проблемная ситуация может вводиться извне (например, педагог мо­жет рассказать притчу, зачитать отрывок из газетной статьи и т.п.) либо изнутри (фиксация внимания учащихся на проблемной ситуации, реально возникшей в данном ученическом коллективе). Перевод ситуации в задачу достигается благодаря формулированию вопроса, ответ на который и станет реше­нием задачи, а поиск ответа – содержанием обсуждения.

Задачу мало просто сформулировать, необходимо, чтобы воспитанники её поняли и включи­лись в работу по её решению. Если этого не произошло, необходимо дополнительное стимулирование их активности (предложение альтернатив, уточняющих вопросов, «облегченных» формулировок зада­чи, обращения типа «Как вы считаете...», «Может быть, лучше сначала...»).

Этап завершается конкретизацией (чётким формулированием окончательного варианта задачи) и объективизацией (т.е. изображением задачи в виде материального объекта, например, записью за­дачи на доске, плакате, в тетрадях учащихся). Объективизация помогает лучше представить задачу и не забыть о ней при обсуждении.

2-й этап - организация решения проблемы. Задача этапа состоит в организации «движения» мнений, идей. На этом этапе путь реализации технологии ГПР раздваивается в зависимости от того, к какому типу задач относится поставленная задача в окончательном виде.

Одна и та же тема обсуждения и даже одна проблемная ситуация может породить задачи раз­ного типа. С. Д. Попяков приводит пример, когда одна и та же тема («Я и социум»), один и тот же спо­соб введения проблемы (притча о людях, оказавшихся после катастрофы на необитаемом острове) может привести к формулированию разных задач:

- «Что нам нужно сделать, чтобы появился план классных дел?» (организационно-ориентированная задача);

- «Какие вопросы в теме «Я, мы и общество» было бы интересно обсудить?» (ценностно-ориентированная задача).

Различия в путях решения организационно-ориентированной и ценностно-ориентированной за­дач обусловили два варианта осуществления этого этапа ГПР.

1-й вариант. Решение организационно-ориентированной задачи строится как создание идей в виде цепочки действий, отражающих движения личностного к общему. Общая схема этого этапа: вы­движение (генерирование) идей à формирование списка идей à ранжирование идей à отбор идей наибольшего ранга à принятие однозначного коллективного решения.

2-й вариант. При решении ценностно-ориентированной задачи основой организации решения является дискуссия. Последовательность шагов на этом пути следующая: дальнейшая конкретизация проблемы в виде вопросов для обсуждения à инициация и обострение дискуссии à управление дис­куссией à принятие коллективного решения. На заключительном шаге решения ценностно-ориенти-рованной задачи – принятии коллективного решения – не только допускаются «особые» мне­ния и открытость некоторых вопросов (в отличие от результата решения организационно-ориентированных задач), но в ряде случаев это даже приветствуется как условие дальнейшего нефор­мального общения по теме дискуссии.

3-й этап – подведение итогов ГПР, рефлексия. Задачи этого этапа: организовать осмысление воспитанниками проделанной работы, своей роли и внутренней позиции в ней, выявить и зафиксиро­вать настроение воспитанников в конце ГПР, подчеркнуть значимость решённой проблемы.

Технология «Информационное зеркало». Цель технологии: формировать у воспитанников опыт активного отношения к публичной графический информации.

Формы реализации технологии: стенгазета, информационный стенд, «доска гласности» и др.

Технологическая цепочка: анонс à установка на информацию à предъявление информации à задание форм реагирования на информацию à действия с информацией. В осуществлении этой цепочки действий выделяется четыре этапа: создание установки на будущую информацию, появление информации, открытие обратной связи, действие с информацией.

1. Создание установки на будущую информацию. Способ реализации этапа получил название «развивающий анонс»

2. Появление информации. Информация помещается на видном месте

3. Открытие обратной связи – это создание для читателя возможность отреагировать на появившуюся информацию. Задача этапа – инициирование опосредованного диалога через формы, предполагающие эмоциональное отношение к информации, отражающие ее принятие или неприятие. Условия реализации; проблемная подача информации; соответствие информации интересам и потребностям воспитанников, для которых она предназначена.

4. Действия с информацией. На этом этапе происходит усиление действенности информации. Основная задача этого этапа: побуждение читателя к комментированию и преображению информации, предложению альтернатив.

Основные признаки результата: рост активности воспитанников в работе с «информационным зеркалом», увеличение среди воспитанников количества авторов идей и текстов, расширение круга обсуждаемых проблем, совершенствования внешнего вида «информационного зеркала».

 

 

Лабораторная работа 9.

Мастерство педагога в системе коммуникативного воздействия на учащихся (4 часа)

План лабораторной работы:

1. Технология «Педагогика сотрудничества»

2. Технология «Портфель достижений»

3. Школа-парк (М.А. Балабан)

4. Коллективный способ обучения – КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)

5. Игровые технологии

6. Технология опорных схем и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова

7. Педагогическое укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев)

8. Технологии концентрированного обучения: модель суггестивного погружения Г. Лозанова

9. Технологии концентрированного обучения: модель временного погружения М.П. Щетинина.

 

Список литературы:

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – В 2-х кн. – М., 2009.

3. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.

5. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.

6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.

 

Информационное сопровождение:

Концепция формирования образа жизни, достойной Человека.
Автор – Е.Н. Щуркова

Эта концепция Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах:

«Образ жизни, достойной Человека, и его формирование
у школьника»;

«Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»;

«Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»;

«Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».

Н.Е. Щуркова отмечает: образ жизни – это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

«Цель воспитания, – как считает Н.Е. Щуркова, – должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры».

Основополагающими принципами воспитания Н.Е. Щуркова называет следующие:

1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействии педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Содержание воспитательного процесса

Субъект – это хозяин и распорядитель собственной жизни. Воспитание предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений,– реализации идей воспитания.

Первое – обнаружение ценности.

Второе – предъявление социально-культурной ценности детям.

Третье направление – находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Четвертое методическое направление – упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте.

Пятое направление – это постоянное осмысление детьми своих язей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

В процессе воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного – всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

Основные направления педагогических действий.

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.

2. Опора на наличные достоинства личности.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести.

Задачи воспитания:

• формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

• формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

• формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

• формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

• формирование образа жизни, достойной Человека;

• формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение.

Первый шаг делает учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, – это формирование отношения к природе как общему дому человечества.

Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни.

Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Содержательное наполнение этой ступени довольно сложно и философично, ведь речь идет о формировании представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.

Поднимаясь на четвертую ступеньку, учащиеся 7–8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни.

Далее подростки уже готовы подняться на пятую ступень (9-10-e классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека.

Шестая ступень – это 10-11-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений
и навыков,
необходимых для жизни в современном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.

Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю – умею – люблю.

Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. На практике это означает успешную реализацию классным руководителем трех основных функций.

1) обустройство жизни ребенка в школе;

2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;

3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.014 с.)