Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение традиционных и личностно-ориентированных КТДСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Воспитательная шоу-технология. В центре таких отрезков воспитательного процесса находится шоу – интересное, зрелищное действо. Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности: - деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»); - соревновательность на сцене; - заготовленный организаторами сценарий шоу-программы. Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы à проведение воспитательного шоу à подведение итогов. 1. Подготовка шоу-программы. На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т.д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.
Задачами организаторов на этом этапе являются: - разработка или поиск сценария шоу; - распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т.д.; - подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления. Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий, «зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу. «Сцена»: - решение о главном принципе отбора участников «сцены»; - сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, «домашних заданий»; - помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу. Ведущий: - решение о ведущем; - разработка программы ведения шоу и образа ведущего; - репетиция ведения шоу. «Зал»: - решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса и т.д.); - определение структуры «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», учителей, гостей, для жюри и т.п.); - создание настроя «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т.д.); - обращения к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т.д.). Оценивание: - предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается); - кто и когда оценивает; - техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.);
- способы предъявления оценок. Оформление: - определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.); - определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу; - выбор техники исполнения элементов оформления. 2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть («задание-оценивание» + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет «эмоциональное заражение» (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизацию. Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: а) создать определённый эмоциональный настрой участников; о) выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего. Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами). В финале, кроме итогового оценивания, необходимо «смягчение соревновательности» (С. Д. Поляков) между участниками соревнования и между «сценой» и «залом». Это может достигаться словом и действием, объединяющим... ...участников конкурсов («сцену»): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т.п.; ...«сцену» и «зал»: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т.п. 3. Подведение итогов как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен. Технология групповой проблемной работы (ГПР). Групповой проблемной работой С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников при ГПР направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи ГПР можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные). Познавательные задачи ставятся в учебном процессе. Значит, задачи ГПР как воспитательной технологии могут быть либо организационно-ориентированными, либо ценностно-ориентированными. Организационно-ориентированные задачи ориентируют воспитанников на разработку и принятие организационных решений (к таким задачам относятся, например, задачи распределения поручений, выработки «законов класса»). Ценностно-ориентированные задачи связаны с прояснением, обсуждением, осмыслением ценностного содержания проблемной ситуации. Оба типа задач существенно отличаются в способах решения, поэтому в помещённой ниже алгоритмизированной схеме предусмотрены варианты для каждого из них.
1-й этап технологии ГПР – введение проблемной ситуации и её перевод в задачу. Этот этап одинаков для обоих вариантов. Проблемная ситуация может вводиться извне (например, педагог может рассказать притчу, зачитать отрывок из газетной статьи и т.п.) либо изнутри (фиксация внимания учащихся на проблемной ситуации, реально возникшей в данном ученическом коллективе). Перевод ситуации в задачу достигается благодаря формулированию вопроса, ответ на который и станет решением задачи, а поиск ответа – содержанием обсуждения. Задачу мало просто сформулировать, необходимо, чтобы воспитанники её поняли и включились в работу по её решению. Если этого не произошло, необходимо дополнительное стимулирование их активности (предложение альтернатив, уточняющих вопросов, «облегченных» формулировок задачи, обращения типа «Как вы считаете...», «Может быть, лучше сначала...»). Этап завершается конкретизацией (чётким формулированием окончательного варианта задачи) и объективизацией (т.е. изображением задачи в виде материального объекта, например, записью задачи на доске, плакате, в тетрадях учащихся). Объективизация помогает лучше представить задачу и не забыть о ней при обсуждении. 2-й этап - организация решения проблемы. Задача этапа состоит в организации «движения» мнений, идей. На этом этапе путь реализации технологии ГПР раздваивается в зависимости от того, к какому типу задач относится поставленная задача в окончательном виде. Одна и та же тема обсуждения и даже одна проблемная ситуация может породить задачи разного типа. С. Д. Попяков приводит пример, когда одна и та же тема («Я и социум»), один и тот же способ введения проблемы (притча о людях, оказавшихся после катастрофы на необитаемом острове) может привести к формулированию разных задач: - «Что нам нужно сделать, чтобы появился план классных дел?» (организационно-ориентированная задача); - «Какие вопросы в теме «Я, мы и общество» было бы интересно обсудить?» (ценностно-ориентированная задача). Различия в путях решения организационно-ориентированной и ценностно-ориентированной задач обусловили два варианта осуществления этого этапа ГПР. 1-й вариант. Решение организационно-ориентированной задачи строится как создание идей в виде цепочки действий, отражающих движения личностного к общему. Общая схема этого этапа: выдвижение (генерирование) идей à формирование списка идей à ранжирование идей à отбор идей наибольшего ранга à принятие однозначного коллективного решения.
2-й вариант. При решении ценностно-ориентированной задачи основой организации решения является дискуссия. Последовательность шагов на этом пути следующая: дальнейшая конкретизация проблемы в виде вопросов для обсуждения à инициация и обострение дискуссии à управление дискуссией à принятие коллективного решения. На заключительном шаге решения ценностно-ориенти-рованной задачи – принятии коллективного решения – не только допускаются «особые» мнения и открытость некоторых вопросов (в отличие от результата решения организационно-ориентированных задач), но в ряде случаев это даже приветствуется как условие дальнейшего неформального общения по теме дискуссии. 3-й этап – подведение итогов ГПР, рефлексия. Задачи этого этапа: организовать осмысление воспитанниками проделанной работы, своей роли и внутренней позиции в ней, выявить и зафиксировать настроение воспитанников в конце ГПР, подчеркнуть значимость решённой проблемы. Технология «Информационное зеркало». Цель технологии: формировать у воспитанников опыт активного отношения к публичной графический информации. Формы реализации технологии: стенгазета, информационный стенд, «доска гласности» и др. Технологическая цепочка: анонс à установка на информацию à предъявление информации à задание форм реагирования на информацию à действия с информацией. В осуществлении этой цепочки действий выделяется четыре этапа: создание установки на будущую информацию, появление информации, открытие обратной связи, действие с информацией. 1. Создание установки на будущую информацию. Способ реализации этапа получил название «развивающий анонс» 2. Появление информации. Информация помещается на видном месте 3. Открытие обратной связи – это создание для читателя возможность отреагировать на появившуюся информацию. Задача этапа – инициирование опосредованного диалога через формы, предполагающие эмоциональное отношение к информации, отражающие ее принятие или неприятие. Условия реализации; проблемная подача информации; соответствие информации интересам и потребностям воспитанников, для которых она предназначена. 4. Действия с информацией. На этом этапе происходит усиление действенности информации. Основная задача этого этапа: побуждение читателя к комментированию и преображению информации, предложению альтернатив. Основные признаки результата: рост активности воспитанников в работе с «информационным зеркалом», увеличение среди воспитанников количества авторов идей и текстов, расширение круга обсуждаемых проблем, совершенствования внешнего вида «информационного зеркала».
Лабораторная работа 9. Мастерство педагога в системе коммуникативного воздействия на учащихся (4 часа) План лабораторной работы: 1. Технология «Педагогика сотрудничества» 2. Технология «Портфель достижений» 3. Школа-парк (М.А. Балабан) 4. Коллективный способ обучения – КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
5. Игровые технологии 6. Технология опорных схем и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова 7. Педагогическое укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) 8. Технологии концентрированного обучения: модель суггестивного погружения Г. Лозанова 9. Технологии концентрированного обучения: модель временного погружения М.П. Щетинина.
Список литературы: 1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с. 2. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – В 2-х кн. – М., 2009. 3. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. 5. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Информационное сопровождение: Концепция формирования образа жизни, достойной Человека. Эта концепция Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах: • «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование • «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»; • «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»; • «Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология». Н.Е. Щуркова отмечает: образ жизни – это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни. Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. «Цель воспитания, – как считает Н.Е. Щуркова, – должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры». Основополагающими принципами воспитания Н.Е. Щуркова называет следующие: 1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействии педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Содержание воспитательного процесса Субъект – это хозяин и распорядитель собственной жизни. В оспитание предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений,– реализации идей воспитания. Первое – обнаружение ценности. Второе – предъявление социально-культурной ценности детям. Третье направление – находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении. Четвертое методическое направление – упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Пятое направление – это постоянное осмысление детьми своих язей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия. В процессе воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного – всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать. Основные направления педагогических действий. 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей. 2. Опора на наличные достоинства личности. 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести. Задачи воспитания: • формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; • формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; • формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; • формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; • формирование образа жизни, достойной Человека; • формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение . Первый шаг делает учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, – это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Содержательное наполнение этой ступени довольно сложно и философично, ведь речь идет о формировании представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле. Поднимаясь на четвертую ступеньку, учащиеся 7–8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Далее подростки уже готовы подняться на пятую ступень (9-10-e классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека. Шестая ступень – это 10-11-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов: 1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире; 2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений 3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры. Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю – умею – люблю. Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. На практике это означает успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. 1) обустройство жизни ребенка в школе; 2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом; 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.014 с.) |