ТОП 10:

Области применения компьютерных технологий в современной школе



• Ведение и оформление внутришкольной документации.

• Составление расписания занятий.

• Создание и использование базы данных по сотрудникам и учащимся.

• Мониторинг деятельности учителей.

• Оперативное управление учебным заведением путем интерактивных телеконференций, виртуальных планерок, передача срочной информации на экраны учительских машин.

• Поиск и отбор информации с помощью Internet, от нормативно-правовой до покупки учебников.

• Использование электронной почты для связи, например, с органами управления образованием,

• Установка творческих связей с другими учебными заведениями,
в том числе за границей.

• Психологическое тестирование работников и детей.

В учебной деятельности:

• Обязательное изучение компьютерных и информационных технологий.

• Использование обучающих программ на всех предметах.

• Компьютерное тестирование и контроль знаний.

• Пользование каталогами и заказ книг в публичных библиотеках через Internet.

• Использование учениками материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов.

• Издание методических разработок учителей, школьных сборников – альманахов, газет.

• Пользование электронными текстами художественных книг (вряд ли хоть одна школьная библиотека сможет выдать ученикам одного класса 30 экземпляров «Войны и мира»).

• Использование электронных энциклопедий (Кирилл и Мефодий, Britannica, Брокгауз и Эфрон, предметные энциклопедии).

Все перечисленные возможности могут быть уже сегодня внедрены, но этот список ежедневно расширяется.

 

 

6.2.5. Модуль 5. Основные компоненты становления педагогического мастерства (25 часов)

Учебные цели: раскрыть студентам целевые ориентации технологии педагогического мастерства преподавателя интенсификации деятельности учащихся; научить ориентироваться в информационных потоках новинок педагогических технологий; продолжить работу по внедрению активных методов и форм обучения в учебно-воспитательный процесс.

 

Лекция 7

Тема: Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства педагога (4 часа)

План лекции:

1. Педагогическая технология как организация педагогического взаимодействия педагога профессионального обучения. Слагаемые педагогические технологии.

2. Педагогическая техника – психофизическая подготовка организма педагога (совокупность приемов и средств воздействия) как инструмента взаимодействия.

3. Педагогическое мастерство как система. Структура педагогического мастерства.

4. Коммуникативная культура педагога. Коммуникативная задача и ее развитие. Личность педагога как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

 

Список литературы:

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – В 2-х кн. – М., 2009.

3. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.

5. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.

6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.

7. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 608 с.

9. Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.

 

Информационное сопровождение:

Технология развития творческой дея­тельности будущих педагогов
профессионального образования

Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию студентов и учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей и формировать в процессе обучения творческую деятельность.

Для преподавателей и, особенно, для студентов очень важным являются процессы подготовки к творчеству, формы, методы формирования и развития творческой и мыслительной деятельности. Для того чтобы у будущих учителей развивались навыки творческой деятельности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи.

Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения. Причем считается, что наиболее выраженным являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям.

В психолого-педагогической литературе отсутствуют методы выявления задатков и способностей, а точнее, выявление их направленности. Методика самоанализа, направленная на выявление наиболее приемлемого стиля деятельности:

1. Проблемы творческой деятельности и реализации таланта;

2. Модели творческой деятельности и системы факторов, влияющих на раскрытие задатков и развитие способностей;

3. Выявление наиболее приемлемого способа деятельности (раскрытие направленности задатков и способностей).

В практике большинства преподавателей основным методом является принуждение, которое редко приводит к успеху, а если и приводит, то слишком высокой ценой – отрицательные стрессы как учеников, так и преподавателей разрушают их физическое здоровье и нравственные основы.

Во-первых, отсутствие психологических знаний, стереотипное мышление и боязнь показаться «белой вороной» не способствуют раскрытию задатков и проявлению способностей. Творческое выполнение работы, в которой человек испытывает потребность, вызывая положительные и мотивацию, и эмоции, повышает жизненную активность и уровень здоровья.

Во-вторых, укаждого человека наступают такие моменты в жизни, когда перед ним встают вопросы такого типа: «Правильно ли я выбрал специальность? Своим ли делом я занимаюсь? Есть ли у меня способности? Если есть, то каковы они? На что они направлены, и какие во мне скрыты задатки?» Иногда бывает, что задатки раскрываются только после выхода на пенсию, или вообще не раскрываются.

Считается, что творчески одаренных людей мало – всего 2...5%, тогда как от рождения у всех имеются задатки к творчеству. Убольшинства людей творческий потенциал остается не раскрытым.

Многие, особенно руководители, считают, что себя они знают хорошо и им необходимо познавать свойства и особенности других. Но как, не познав себя, можно познать других? В Древней Греции на Дельфийском храме была надпись «Познай себя и ты познаешь Бога» (в другом переводе: «...и ты познаешь Вселенную»). Человеку важно познать себя именно как часть Вселенной, чтобы научиться жить и работать природосообразно.

В Евангелии от Матфея (25:13 – 30) есть притча о талантах. В ней говорится, что придет Сын Человеческий и «поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое». «И одному он дал пять талантов, т.е. серебряных монет, другому два, иному один, каждому по его силе». Получившие пять и два таланта удвоили их,
пустив в дело, а получивший один талант, убоявшись, что господин жестокий и накажет его зарыл этот талант в землю.

Возвратился господин и потребовал у рабов своих отчета. Первые два принесли ему десять и четыре таланта. Каждому из них господин сказал: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя
поставлю; войди в радость господина твоего». Получивший один талант вернул его и услышал: «... лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дается и приумножается, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

В настоящее время наука и образование подошли к такой грани, когда необходимо принципиально менять образование в направлении его фундаментализации и гуманизации, особенно техническое. Необходимо готовить творцов, а не только исполнителей. Конечно, можно возразить, что некоторые специалисты и так становятся творцами и изобретателями, но их могло бы быть больше, так же как и отдача от уже состоявшихся изобретателей могла бы быть большей. Путь к творчеству длинный и нелегкий.

Этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы.

2.Сосредоточение усилий и поиска дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия.

4. Озарение или «инсайт» (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов – то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Большое значение в профессиональном обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности студентов и учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. Таким образом, целесообразным практическим методом обучения является применение эвристического метода-метода фокальных объектов, как средства повышения креативности будущих педагогов профессионального обучения.

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем при-соединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Метод предъявляет высокие требования к воображению. Эффективность метода объясняется тем, что посредством специальных процедур различные знания как бы фокусируются на объекте проектирования (этим объясняется название метода). Он отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Результативность поиска с помощью метода фокальных объектов во многом определяется «чувствительностью» к конструкциям языка, умением строить оригинальные ассоциативные цепочки. Метод предъявляет высокие требования к воображению. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими способами.

Итак, формирование творческой личности во многом зависит от учебного заведения, от того, насколько организация образовательного процесса способствует творческому развитию учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.005 с.)