![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест «Проблемный подход к обучению»
1. Сущность проблемного обучения состоит в: А) изучении познавательных возможностей учащихся; Б) управлении познавательной деятельностью учащихся В) постановке перед учащимися учебной проблемы; Г) постановке проблемы и усвоении готовых выводов; Д) организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся. 2. Укажите на правильное определение сути проблемного обучения, по М.И. Махмутову: А) способ развития инициативы, творчества детей; Б) дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска; В) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний. 3. Для проблемного обучения характерно то, что: А) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности; Б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности; В) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых понятий и способов действий; Г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук. 4. Продуктивная деятельность учащихся осуществляется в «зоне ближайшего развития» – основное положение: А) догматического обучения; Б) развивающего обучения; В) проблемного обучения. 5. Восстановите последовательность. Алгоритм решения сложной проблемной ситуации включает шаги: А) разработка решения, охватывающего каждую из частных проблем; Б) оценка решения, поиск логического обоснования решения, формулирование следствий этого решения; В) постановка проблемы; Г) исторический анализ проблемы; Д) разложение поставленной проблемы на более частные проблемы. 6. Назовите характерные особенности проблемного метода обучения: А) преподаватель сообщает новую информацию; Б) преподаватель указывает путь практического использования учебного материала; В) обучаемые сами ищут пути получения недостающих знаний; Г) преподаватель применяет приемы учебной деятельности, направленные на развитие у обучаемых творческого мышления. В новых педагогических технологиях применяются методы: А) объяснительно-иллюстративного обучения;
Б) эвристический метод; В) проблемного обучения; Г) словесные методы. Укажите один верный ответ. В каких из перечисленных методов обучения содержатся элементы проблемного обучения? А) репродуктивные упражнения; Б) эвристическая беседа; В) демонстрация картин. Г) проведение опытов. 9. Назовите в строгой последовательности инвариантные структурные компоненты проблемного урока: А) проверка правильности решения учебной проблемы; Б) возникновение проблемной ситуации; В) проверка домашнего задания; Г) запись в тетради решения задачи; Д) выдвижение предположений и обоснование гипотезы по решению учебной проблемы; Е) воспроизведение учебного материала; Ж) свободный обмен мнениями; З) доказательство гипотезы. 10. Смысл проблемного урока заключается: А) в систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки; Б) в создании под руководством учителя проблемных ситуаций; В) в создании учителем проблемных ситуаций и их решением учащимися совместно с учителем. Игровая технология в обучении развивает: А) коммуникативные способности; Б) чувства юмора; В) актерский талант; Г) деловые качества. 12. Какие черты присущи любому виду игры: А) коллективность; Б) свобода выбора; В) ролевые позиции играющих; Г) сюжет; Д) правила; Е) творчество; Ж) субъектная активность?
Терминологический минимум модуля Педагогическое проектирование; моделирование; конструирование; педагогический контроль и диагностика; технология тестирования; рейтинг; портфолио.
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля Примерные направления проектов и показатели их оценки Формы, методы и средства интерактивного обучения (форма презентации: краткое сообщение и демонстрация формы, метода в группе). Технология модульного обучения Технология дидактической игры. Технология проектного обучения. Разработка комплекса тестовых заданий разного типа по теме (форма презентации: тестирование с последующим обсуждением в группе). Подбор комплекса диагностических методик для выявления качеств личности, предрасполагающих к овладению профессией (форма презентации: доклад и проведение диагностики по одной из методик с последующим обсуждением в группе).
Поиск и подбор интернет-ресурсов, реализующих курсы дистанционного обучения (форма презентации: доклад с использованием слайд-шоу). Показатели оценки проектов - актуальность представленного проекта; - новизна (оригинальность) проектной идеи; - эффективность проекта; - полнота структуры проекта: анализ образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением; - степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т.д.; - согласованность структурных частей проекта; - реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов; - реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса). Примерные темы сообщений - Типы педагогических задач. - Нестандартные решения педагогических задач. - Особенности компьютерного тестирования. - Портфолио достижений школьников. Электронный портфолио школьника. - Интернет как средство массовой коммуникации. - Телефон как средство коммуникации. - Охрана здоровья обучающихся, воспитанников. - Авторские системы оценивания достижений учащихся. Примерные темы рефератов - Учебные видеокурсы. - Лекция в режиме он-лайн. - Учебная интернет-конференция. - Электронные тренировочные и контрольные работы. - Интерактивные учебно-методические материалы (электронная энциклопедия). - Проблемная лекция. - Организация учебной дискуссии. Семинар-диспут как интерактивная форма обучения. - Технология мозгового штурма. - Организация учебной кооперации. - Методы контроля обученности. - Методы педагогической диагностики. - Технология рейтингового оценивания. - Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся. - Использование ИКТ в технологиях контроля и диагностики.
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов
6.2.3. Модуль 3. Современные технологии обучения в профессиональном образовании (24 часа) Учебные цели: раскрыть основные ориентации современных технологий обучения; продолжить формирование познавательной активности студентов, их творческой самостоятельности; показать разнообразие технологий обучения, их эффективность, сущность содержания и методику применения.
Лекция 4 Тема: Технологии развивающего обучения (2 часа) План лекции: 1. Технологии развивающего обучения. 1.1. Свойства и закономерности развития. 1.2. Концепции развивающего обучения. 1.3. Сущность и значение развивающего обучения. 1.4. Сравнение традиционного и развивающего обучения. 2. Личностно-ориентированные технологии обучения. 2.1. Целевые ориентации технологии. Сравнение традиционного 2.2. Особенности содержания и методики личностно-ориентирован-ной технологии. 3. Технология развития критического мышления. 3.1. Идеи и сущность технологии. 3.2. Приемы развития критического мышления. 3.3. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и ее
Список литературы: 1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 2. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / 4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 5. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013 6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Информационное сопровождение: Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное историческое время исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развивавшего обучения. Сложность и в то же время позитивная сторона разработки этой темы заключается в органическом, естественном сочетании проблем педагогики и психологии: обучение – это компонент дидактики, развитие же – процесс психологический.
В начале 30-х годов выдающийся русский психолог Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития … Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Разумеется, Л.С. Выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. В начале 50-60-х годов Л.В. Занков попытался практически реализовать идеи развивающего обучения. Он разработал новую систему начального обучения, но она так и не была внедрена в школе. В начале 60-х годов Д.Б. Эльконин, проанализировав учебную деятельность школьников, отметил ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизмерении ребенком самого себя как субъекта. Был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих объектов учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. В конце 80-х годов развернулась работа по реализации этой концепции. Были разработаны и опубликованы программы, начато создание учебников и методических пособий, начата переподготовка учителей, которые приступают к обучению по этим программам. Учитель оказывается перед необходимостью сделать выбор между двумя системами обучения. Если творчески работающему учителю приходится делать выбор между различными методами, формами и средствами обучения, то на этот раз ему предлагают новую цель. Он должен четко представлять, куда, к достижению какой цели его зовут, насколько надежен и реалистичен этот путь, на который его приглашают вступить. Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.
Лекция 5 Тема: Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (2 часа) План лекции: 1. Технология развития творческих качеств личности И.П. Волкова. 2. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера. 3. Технология развития творческой деятельности будущих педагогов профессионального образования. 4. Кейс – технология. 4.1. Классификация кейсов. Методологические и педагогические основы кейс-технологии. 4.2. Источники и этапы разработки кейса. 4.3. Организация обучения на основе метода конкретной ситуации. 5. Технология учебных дискуссий. 5.1. Сущность и исходные теоретические положения технологии учебных дискуссий. 5.2. Методы активизации познавательной учебной деятельности учащихся.
Список литературы: 1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 2. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.9 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / 4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 5. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013 6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Лабораторная работа 5. Личностно-ориентированный подход в образовании: План лабораторной работы: 1. Личностно-ориентированное образование 2. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного подхода 3. Технология осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании 4. Концепция обучения, ориентированного на индивидуальное развитие ребенка 5. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения 6. Технология витагенного обучения
Список литературы: 1. Третьяков, Л.И. и др. Технология модульного обучения / 2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. 4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с. 5. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М.,1997. –258 с. 6. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 7. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013 8. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Информационное сопровождение: Личностно-ориентированное образование – это образование, ориентированное на индивидуальное развития ребёнка. В связи с этим многие учёные отмечают, что определение «личностно-ориентированное» является не совсем точным; правильней было бы сказать «индивидуально- ориентированное», «индивидуально-развивающее», поскольку обычно подразумевается именно это значение (В.С. Кукушин). Однако сегодня термин «личностно-ориентированное образование» получил настолько широкое распространение, что его изменение признаётся нецелесообразным. Личностно-ориентированное образование осуществляется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций. Основой личностно-ориентированного образования является личностный подход в обучении и воспитании. Н.А. Едалина выделяет следующие признаки личностного подхода. 1. Принятие педагогом ребёнка таким, каков он есть. Означает принять сильные и слабые стороны ребёнка, занять позицию советчика, помощника. 2. Уважение к ребёнку, признание его гражданских прав. Отношения между педагогом и учеником должны строиться на принципах демократии, но при соблюдении субординации (взаимоуважение, взаимотребование). 3. Оптимистическая перспектива будущего в обучении и воспитании каждого ребёнка. Умение учителя увидеть, поддержать и закрепить каждый, даже малый успех ученика и коллектива. 4. Развитие у ребёнка активности, самостоятельности, креативности, ответственности. Дифференциация в видах и способах деятельности, поддержание педагогом полезных инициатив ребёнка и группы учащихся, поручение учащимся ответственной работы, стимулирование поиска нестандартных путей решения задач. 5. Установление субъектно-субъектных отношений педагога с ребёнком. Умение учителя сотрудничать с детьми. Осуществление обратной связи с детьми. 6. Обмен культурой, опытом и знаниями. Интерес к духовному миру ребёнка. Умение педагога убеждать, не диктуя ребёнку свои условия, а приводя его к добровольному согласию. Личностно-ориентированные педагогические технологии – технологии, основанные на личностном подходе к образовательному процессу. В центре внимания личностно-ориентированных технологий находится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Учитель должен оценивать учащегося не в сравнении с успехами других детей, а сравнивая прошлые и настоящие достижения учащегося. В основе педагогической деятельности лежит специфическая технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнедеятельности ребенка. Что именно станет такой ситуацией для конкретного субъекта, что будут «вычерпывать» из учебного процесса силы его саморазвития, однозначно предсказать нельзя, хотя в самом общем виде можно предположить, что личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе: - нравственный выбор; - самостоятельную постановку цели; - реализацию роли соавтора учебного процесса; - препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия;+ - ощущение собственной значимости для других людей; - самоанализ и самооценку; - осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности. Личностная ситуация на уроке – результат сложного взаимодействия его субъектов и объективно заданного содержания. При этом материал задает как бы сферу творческого поиска и самовыражения участников учебного процесса, а те в свою очередь неизбежно реконструируют это содержание, извлекают из него актуальные жизненные смыслы. Конструирование личностной учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий: 1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (технология заданного подхода); 2) усвоения содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога); 3) имитации социально- ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуации внутренней конфликтности, состязания (технология имитационных игр). В основе технологий личностно-ориентированного обучения, находится триада «задача - диалог - игра», создающая ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как составной части целостного учебного процесса. Любой изучаемый материал представляется в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой учащихся. Имеются в виду задачи трех типов: 1) предметные, включающие фактический материал изучаемого материала с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой; 2) конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную; 3) личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала. Специфическим компонентом любой личностно-ориентированной технологии обучения можно считать учебный диалог. Уровни сформированности учебного диалога: жестко детерминированное отношение ученика к правильным ответам; обмен независимыми высказываниями; взаимослушание, взаимопонимание, стремление к пониманию другого, к поиску новой истины. Восхождение к высшим уровням диалога означает преодоление формальной диалогичности, при которой взаимодействие сознаний подменяется поочередными высказываниями. Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределение ролей и т.п. Введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению – базовых знаний, коммуникативного опыта, установки, на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развитая сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействий участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников. Личностно-ориентарованное образование предусматривает дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учётом уровня интеллектуального развития школьника, уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. В современной школе дифференцированный подход наибольшее распространение получил в учебном процессе. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это разделение контингента учащихся на группы по определённым признакам (по обучаемости, способностям, интересам, задаткам) в учебном процессе. Дифференцированный подход в обучении предполагает: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в специально подобранных группах учащихся. Особым видом дифференциации является внутриклассная дифференциация, при которой группы учащихся выделяются внутри класса.
Лабораторная работа 6. Стадийное профессиональное обучение (2 часа) План лабораторной работы: 1. Сущность и задачи стадийного обучения 2. Стадии профессионального обучения: основная (стабильная), специальная (динамическая) 3. Системы и периоды производственного обучения
Список литературы: 1. Третьяков, Л.И. и др. Технология модульного обучения / 2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. 4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с. 5. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М.,1997. –258 с. 6. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 9. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013 10. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Информационное сопровождение:
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 21184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.131 (0.1 с.) |