Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест «Проблемный подход к обучению»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Сущность проблемного обучения состоит в: А) изучении познавательных возможностей учащихся; Б) управлении познавательной деятельностью учащихся В) постановке перед учащимися учебной проблемы; Г) постановке проблемы и усвоении готовых выводов; Д) организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся. 2. Укажите на правильное определение сути проблемного обучения, по М.И. Махмутову: А) способ развития инициативы, творчества детей; Б) дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска; В) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний. 3. Для проблемного обучения характерно то, что: А) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности; Б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности; В) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых понятий и способов действий; Г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук. 4. Продуктивная деятельность учащихся осуществляется в «зоне ближайшего развития» – основное положение: А) догматического обучения; Б) развивающего обучения; В) проблемного обучения. 5. Восстановите последовательность. Алгоритм решения сложной проблемной ситуации включает шаги: А) разработка решения, охватывающего каждую из частных проблем; Б) оценка решения, поиск логического обоснования решения, формулирование следствий этого решения; В) постановка проблемы; Г) исторический анализ проблемы; Д) разложение поставленной проблемы на более частные проблемы. 6. Назовите характерные особенности проблемного метода обучения: А) преподаватель сообщает новую информацию; Б) преподаватель указывает путь практического использования учебного материала; В) обучаемые сами ищут пути получения недостающих знаний; Г) преподаватель применяет приемы учебной деятельности, направленные на развитие у обучаемых творческого мышления. В новых педагогических технологиях применяются методы: А) объяснительно-иллюстративного обучения; Б) эвристический метод; В) проблемного обучения; Г) словесные методы. Укажите один верный ответ. В каких из перечисленных методов обучения содержатся элементы проблемного обучения? А) репродуктивные упражнения; Б) эвристическая беседа; В) демонстрация картин. Г) проведение опытов. 9. Назовите в строгой последовательности инвариантные структурные компоненты проблемного урока: А) проверка правильности решения учебной проблемы; Б) возникновение проблемной ситуации; В) проверка домашнего задания; Г) запись в тетради решения задачи; Д) выдвижение предположений и обоснование гипотезы по решению учебной проблемы; Е) воспроизведение учебного материала; Ж) свободный обмен мнениями; З) доказательство гипотезы. 10. Смысл проблемного урока заключается: А) в систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки; Б) в создании под руководством учителя проблемных ситуаций; В) в создании учителем проблемных ситуаций и их решением учащимися совместно с учителем. Игровая технология в обучении развивает: А) коммуникативные способности; Б) чувства юмора; В) актерский талант; Г) деловые качества. 12. Какие черты присущи любому виду игры: А) коллективность; Б) свобода выбора; В) ролевые позиции играющих; Г) сюжет; Д) правила; Е) творчество; Ж) субъектная активность?
Терминологический минимум модуля Педагогическое проектирование; моделирование; конструирование; педагогический контроль и диагностика; технология тестирования; рейтинг; портфолио.
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля Примерные направления проектов и показатели их оценки Формы, методы и средства интерактивного обучения (форма презентации: краткое сообщение и демонстрация формы, метода в группе). Технология модульного обучения Технология дидактической игры. Технология проектного обучения. Разработка комплекса тестовых заданий разного типа по теме (форма презентации: тестирование с последующим обсуждением в группе). Подбор комплекса диагностических методик для выявления качеств личности, предрасполагающих к овладению профессией (форма презентации: доклад и проведение диагностики по одной из методик с последующим обсуждением в группе). Поиск и подбор интернет-ресурсов, реализующих курсы дистанционного обучения (форма презентации: доклад с использованием слайд-шоу). Показатели оценки проектов - актуальность представленного проекта; - новизна (оригинальность) проектной идеи; - эффективность проекта; - полнота структуры проекта: анализ образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением; - степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т.д.; - согласованность структурных частей проекта; - реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов; - реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса). Примерные темы сообщений - Типы педагогических задач. - Нестандартные решения педагогических задач. - Особенности компьютерного тестирования. - Портфолио достижений школьников. Электронный портфолио школьника. - Интернет как средство массовой коммуникации. - Телефон как средство коммуникации. - Охрана здоровья обучающихся, воспитанников. - Авторские системы оценивания достижений учащихся. Примерные темы рефератов - Учебные видеокурсы. - Лекция в режиме он-лайн. - Учебная интернет-конференция. - Электронные тренировочные и контрольные работы. - Интерактивные учебно-методические материалы (электронная энциклопедия). - Проблемная лекция. - Организация учебной дискуссии. Семинар-диспут как интерактивная форма обучения. - Технология мозгового штурма. - Организация учебной кооперации. - Методы контроля обученности. - Методы педагогической диагностики. - Технология рейтингового оценивания. - Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся. - Использование ИКТ в технологиях контроля и диагностики.
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов
6.2.3. Модуль 3. Современные технологии обучения в профессиональном образовании (24 часа) Учебные цели: раскрыть основные ориентации современных технологий обучения; продолжить формирование познавательной активности студентов, их творческой самостоятельности; показать разнообразие технологий обучения, их эффективность, сущность содержания и методику применения.
Лекция 4 Тема: Технологии развивающего обучения (2 часа) План лекции: 1. Технологии развивающего обучения. 1.1. Свойства и закономерности развития. 1.2. Концепции развивающего обучения. 1.3. Сущность и значение развивающего обучения. 1.4. Сравнение традиционного и развивающего обучения. 2. Личностно-ориентированные технологии обучения. 2.1. Целевые ориентации технологии. Сравнение традиционного 2.2. Особенности содержания и методики личностно-ориентирован-ной технологии. 3. Технология развития критического мышления. 3.1. Идеи и сущность технологии. 3.2. Приемы развития критического мышления. 3.3. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и ее
Список литературы: 1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 2. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с. 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / 4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 5. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013 6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Информационное сопровождение: Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное историческое время исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развивавшего обучения. Сложность и в то же время позитивная сторона разработки этой темы заключается в органическом, естественном сочетании проблем педагогики и психологии: обучение – это компонент дидактики, развитие же – процесс психологический. В начале 30-х годов выдающийся русский психолог Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития … Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Разумеется, Л.С. Выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. В начале 50-60-х годов Л.В. Занков попытался практически реализовать идеи развивающего обучения. Он разработал новую систему начального обучения, но она так и не была внедрена в школе. В начале 60-х годов Д.Б. Эльконин, проанализировав учебную деятельность школьников, отметил ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизмерении ребенком самого себя как субъекта. Был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих объектов учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. В конце 80-х годов развернулась работа по реализации этой концепции. Были разработаны и опубликованы программы, начато создание учебников и методических пособий, начата переподготовка учителей, которые приступают к обучению по этим программам. Учитель оказывается перед необходимостью сделать выбор между двумя системами обучения. Если творчески работающему учителю приходится делать выбор между различными методами, формами и средствами обучения, то на этот раз ему предлагают новую цель. Он должен четко представлять, куда, к достижению какой цели его зовут, насколько надежен и реалистичен этот путь, на который его приглашают вступить. Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.
Лекция 5 Тема: Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (2 часа) План лекции: 1. Технология развития творческих качеств личности И.П. Волкова. 2. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера. 3. Технология развития творческой деятельности будущих педагогов профессионального образования. 4. Кейс – технология. 4.1. Классификация кейсов. Методологические и педагогические основы кейс-технологии. 4.2. Источники и этапы разработки кейса. 4.3. Организация обучения на основе метода конкретной ситуации. 5. Технология учебных дискуссий. 5.1. Сущность и исходные теоретические положения технологии учебных дискуссий. 5.2. Методы активизации познавательной учебной деятельности учащихся.
Список литературы: 1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с. 2. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.9 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / 4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 5. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013 6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Лабораторная работа 5. Личностно-ориентированный подход в образовании: План лабораторной работы: 1. Личностно-ориентированное образование 2. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного подхода 3. Технология осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании 4. Концепция обучения, ориентированного на индивидуальное развитие ребенка 5. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения 6. Технология витагенного обучения
Список литературы: 1. Третьяков, Л.И. и др. Технология модульного обучения / 2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. 4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с. 5. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М.,1997. –258 с. 6. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 7. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013 8. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Информационное сопровождение: Личностно-ориентированное образование – это образование, ориентированное на индивидуальное развития ребёнка. В связи с этим многие учёные отмечают, что определение «личностно-ориентированное» является не совсем точным; правильней было бы сказать «индивидуально- ориентированное», «индивидуально-развивающее», поскольку обычно подразумевается именно это значение (В.С. Кукушин). Однако сегодня термин «личностно-ориентированное образование» получил настолько широкое распространение, что его изменение признаётся нецелесообразным. Личностно-ориентированное образование осуществляется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций. Основой личностно-ориентированного образования является личностный подход в обучении и воспитании. Н.А. Едалина выделяет следующие признаки личностного подхода. 1. Принятие педагогом ребёнка таким, каков он есть. Означает принять сильные и слабые стороны ребёнка, занять позицию советчика, помощника. 2. Уважение к ребёнку, признание его гражданских прав. Отношения между педагогом и учеником должны строиться на принципах демократии, но при соблюдении субординации (взаимоуважение, взаимотребование). 3. Оптимистическая перспектива будущего в обучении и воспитании каждого ребёнка. Умение учителя увидеть, поддержать и закрепить каждый, даже малый успех ученика и коллектива. 4. Развитие у ребёнка активности, самостоятельности, креативности, ответственности. Дифференциация в видах и способах деятельности, поддержание педагогом полезных инициатив ребёнка и группы учащихся, поручение учащимся ответственной работы, стимулирование поиска нестандартных путей решения задач. 5. Установление субъектно-субъектных отношений педагога с ребёнком. Умение учителя сотрудничать с детьми. Осуществление обратной связи с детьми. 6. Обмен культурой, опытом и знаниями. Интерес к духовному миру ребёнка. Умение педагога убеждать, не диктуя ребёнку свои условия, а приводя его к добровольному согласию. Личностно-ориентированные педагогические технологии – технологии, основанные на личностном подходе к образовательному процессу. В центре внимания личностно-ориентированных технологий находится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Учитель должен оценивать учащегося не в сравнении с успехами других детей, а сравнивая прошлые и настоящие достижения учащегося. В основе педагогической деятельности лежит специфическая технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнедеятельности ребенка. Что именно станет такой ситуацией для конкретного субъекта, что будут «вычерпывать» из учебного процесса силы его саморазвития, однозначно предсказать нельзя, хотя в самом общем виде можно предположить, что личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе: - нравственный выбор; - самостоятельную постановку цели; - реализацию роли соавтора учебного процесса; - препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия;+ - ощущение собственной значимости для других людей; - самоанализ и самооценку; - осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности. Личностная ситуация на уроке – результат сложного взаимодействия его субъектов и объективно заданного содержания. При этом материал задает как бы сферу творческого поиска и самовыражения участников учебного процесса, а те в свою очередь неизбежно реконструируют это содержание, извлекают из него актуальные жизненные смыслы. Конструирование личностной учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий: 1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (технология заданного подхода); 2) усвоения содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога); 3) имитации социально- ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуации внутренней конфликтности, состязания (технология имитационных игр). В основе технологий личностно-ориентированного обучения, находится триада «задача - диалог - игра», создающая ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как составной части целостного учебного процесса. Любой изучаемый материал представляется в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой учащихся. Имеются в виду задачи трех типов: 1) предметные, включающие фактический материал изучаемого материала с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой; 2) конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную; 3) личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала. Специфическим компонентом любой личностно-ориентированной технологии обучения можно считать учебный диалог. Уровни сформированности учебного диалога: жестко детерминированное отношение ученика к правильным ответам; обмен независимыми высказываниями; взаимослушание, взаимопонимание, стремление к пониманию другого, к поиску новой истины. Восхождение к высшим уровням диалога означает преодоление формальной диалогичности, при которой взаимодействие сознаний подменяется поочередными высказываниями. Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределение ролей и т.п. Введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению – базовых знаний, коммуникативного опыта, установки, на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развитая сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействий участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников. Личностно-ориентарованное образование предусматривает дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учётом уровня интеллектуального развития школьника, уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. В современной школе дифференцированный подход наибольшее распространение получил в учебном процессе. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это разделение контингента учащихся на группы по определённым признакам (по обучаемости, способностям, интересам, задаткам) в учебном процессе. Дифференцированный подход в обучении предполагает: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в специально подобранных группах учащихся. Особым видом дифференциации является внутриклассная дифференциация, при которой группы учащихся выделяются внутри класса.
Лабораторная работа 6. Стадийное профессиональное обучение (2 часа) План лабораторной работы: 1. Сущность и задачи стадийного обучения 2. Стадии профессионального обучения: основная (стабильная), специальная (динамическая) 3. Системы и периоды производственного обучения
Список литературы: 1. Третьяков, Л.И. и др. Технология модульного обучения / 2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. 4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с. 5. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М.,1997. –258 с. 6. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013. 9. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013 10. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Информационное сопровождение:
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 22051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.230 (0.016 с.) |