Основные подходы к профилактике и психокоррекции аддиктивного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к профилактике и психокоррекции аддиктивного поведения.



Во многих странах, в том числе и в России, первичная профилактика употребления наркотиков и психотерапевтические методы лечения и реабилитации наркологических больных (вторичная и третичная профилактика) оттесняются психофармакотерапевгическими методами, необходимость которых очевидна, но которые не могут заменить собой личностно-ориентированную превенцию (Гаврилов В. Г.). Существенный прогресс в области профилактики наркомании обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на психосоциальных факторах, содействующих началу наркотизации (Howard J., 1997). Практически полное отсутствие химической составляющей в компьютерной зависимости с одной стороны исключает применение фармакологических методов реабилитации, а с другой стороны в связи с идентичностью социопсихологических факторов влияющих на развитие компьютерной аддикции с факторами, влияющими на развитие наркозависимости, предоставляет огромный инструментарий для психокорекции компьютерной аддикции наработанными подходами применяемых к лечению наркозависимых. Анализ содержательной стороны различных подходов имеет не только теоретический, но и практический интерес для нашей темы.

1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления (Ялтонский В.М., Сирота Н.А., 1996). Обучающие программы ориентированы на когнитивные аспекты принятия решения, как особенно важные в поведенческом плане. Имеется в виду, что повышение качества знаний об употреблении психоактивных веществ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения

В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения. Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого санитарного просвещения как низкую (Ялтонский В.М., Сирота Н.А., 1996)

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять ими (Botvin G.J., Ялтонский В.М., Сирота Н.А., 1996). Аффективное обучение базируется на учете того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, выявляющих интраперсональные факторы риска — низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решений.

3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Превентивные стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие вовлечению в употребление наркотиков, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Данный подход базируется на теории социального научения А. Бандуры (Ялтонский В.М., Сирота Н.А.), утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих и его последствий (родители, другие родственники и т.д.). Важнейшим фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, направленной на предотвращение действия значимых факторов негативного влияния, таких, например, как социальное давление. Программы интервенции основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг резистентности к социальному давлению; "прививки" против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий. Программы такого рода включают в себя различные компоненты, однако не существует единой стройной системы социального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы, приводящие к употреблению наркотиков.

Преимущественными техниками в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или "отодвигая" начало употребления наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, подчеркивается важная роль формирования системы позитивных лидеров-сверстников (Ялтонский В.М., Сирота Н.А.).

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков. Жизненные навыки — это те навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду (Botvin G.J.). Данный подход базируется на понятии изменения поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Теория социального научения А. Бандуры и теория проблемного поведения Р. Джессора (Botvin G.J.) являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию этиологии наркотической зависимости, а, с другой стороны, создать потенциально эффективные превентивные стратегии. Первая теория связывает данное направление с направлением социальных влияний, вторая — с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д. Проблемное поведение — такое, как употребление наркотиков, рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей. С точки зрения концепции Р. Джессора (Botvin G.J.) начальная фаза употребления наркотиков, наблюдающаяся преимущественно в подростковом возрасте, может быть: демонстрацией взрослого поведения; формой отчуждения от родительской дисциплины; выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды; "инструментом" эксперимента; стремлением получить новый, ранее не познанный опыт; поиском удовольствия или расслабления: "открытием двери" в группу сверстников; средством стать участником субкультурального жизненного стиля; сигналом потребности в помощи в ситуации конфликта, напряжения; результатом давления со стороны социальной среды; актом отчаяния; ответом на неопределенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Исследователи (Botvin G.J., Ялтонский В.М., Сирота Н.А.) описывают большое количество таких субъективных мотиваций и четко устанавливают один факт: обусловленное ими употребление наркотиков становится основным фактором в повседневном поведении подростков, молодых людей. Именно поэтому, с точки зрения К. Харрельмана, они нуждаются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, потому что они не компетентны в других формах социального "разговора" со средой и рассматривают психоактивные вещества как неотъемлемую часть среды (Сирота Н.А.).

Впервые программа развития жизненных навыков была разработана Г. Ботвиным (Botvin G.J.); цель ее заключалась в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три области: информация и социальная резистентность; развитие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение различным социальным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции) (Botvin G.J.). Реализация данного подхода в российской практике привела к созданию на основе базовых программ Life Skills International пособия по первичной профилактике зависимостей для общеобразовательной школы, внедрению в нескольких школах Москвы адаптированных программ антинаркотического обучения (Романова О.Л.). По сравнению с другими подходами модель программ развития жизненных навыков оценивается исследователями как имеющая шансы быть успешной.

5. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от наркотиков и алкоголя. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности. (Ялтонский В.М., Сирота Н.А.)

6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Укрепление здоровья (health promotion) — это процесс, помогающий индивидуумам и общинам (группам) усилить контроль за детерминантами здоровья и таким образом улучшить его. В настоящее время "укрепление здоровья" является неким объединяющим понятием и отражает "примирение" человека с окружающей средой. Оно сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность, что ведет к улучшению здоровья в будущем. Идея, основывающаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требование вмешательства в окружающую среду для усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, составляют концептуальную основу данного подхода. (EMCDDA Scientific Monograph Series № 2; 1998; WHO Regional Office for Europe Copenhagen, 2000)


 

ГЛАВА 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.007 с.)