Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика аддиктивного поведения средствами физической культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под профилактикой зависимого поведения в настоящее время понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а так же предупреждения развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (Евсеев С.П. 2002) Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ или специфической активности, вызывающих болезненную зависимость. Вторичная профилактика направлена на предотвращение формирования аддикции, предполагает работу с людьми, эпизодически употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Третичная профилактика (или реабилитация зависимых) направлена на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями. На данном этапе предполагается проведения комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями и токсикоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности. Факторы риска наркотизации – условия, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании (Евсеев С.П.). Факторы риска делятся на социальные и психологические. Социальные факторы риска – условия жизни человека в различных социальных обществах – подразделяют на макро- и микросоциальные. К макросоциальным факторам риска наркотизации относятся: ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Факторы риска на микросоциальном уровне обусловлены ближайшим окружением ребенка и подростка – семьей, образовательным учреждением, группой сверстников. Среди семейных факторов риска специалисты выделяют следующие: воспитательные стили (гипер- или гипоопека, противоречивое воспитание, воспитание одним родителем, наличие семейных конфликтов, постоянная занятость родителей и др. Факторы риска связанные с пребыванием ребенка, подростка в образовательном учреждении: раннее асоциальное поведение (робость, пассивность или наоборот, агрессия, нарушение дисциплины), академическая неуспеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, педагогами и др. Факторы риска связанные с ближайшим окружением (группой сверстников): одобрение наркотизации в ближайшем окружении, отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками (Евсеев С.П.). Психологические факторы: 1. Индивидуально-психологические и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, низкая стрессоустоичивость. Для копинг-поведения, способствующего формированию зависимости, характерно: - изменение соотношения базисных копинг стратегий (под которыми понимаются «способы преодоления стресса, совладание с ним») в его структуре: ведущей копинг-стратегии является базисная стратегия избегания, промежуточное положение занимает стратегия разрешения проблем, наиболее слабо выражена стратегия социальной поддержки. - преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха. - преимущественная ориентация копинг-стратегий не на стрессор (изменение внешних условий), а на уменьшение психоэмоционального напряжения, связанного со стрессом. -негативная, слабо сформированная «Я-Концепция», низкий уровень развития способности к сопереживанию, неадекватное восприятие социальной поддержки, подчиненность среде и т.д. - Использование ситуативных стратегий совладания. 2. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально-одобряемой активности и социально значимых установок, узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов, неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установок на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственности. Установлено, что физическая активность умеренной и высокой интенсивности прямо и опосредованно способствует сохранению и укреплению здоровья (Н.А. Амосов, 1987; В.К. Бальсевич, 2000; В.И. Белов, 1995; С.Н. Блэйер, 1994; Н.Н. Вавилова, 2002; В.А. Вишневский, 2002; В.Г. Тристан, 1994; A. Steptoe, 2000; G.J. Welk, 2002 и др.). В то же время физической активностью в стране регулярно занимаются только 20–30% студенческой молодежи, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40–60% (С.И. Логинов, 2005; A. Steptoe, 2000). Снижение уровня физической активности студентов при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения приводит к ухудшению состояния здоровья (В.А. Вишневский, 2002). Физическая культура личности реализуется через физическую активность, которую необходимо рассматривать как специфическую деятельность, направленную на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства (Н. А. Амосов, 1987, 2003; В. К. Бальсевич, 1987, 2000; С. Н. Блэйер, 1994; В. А. Вишневский, 2002; А Г. Комков, 2002; С.И. Логинов, 2005; A. Steptoe, 2000; G. J. Welk, 2002 и др.). С данной позиции физическая активность личности студента направлена на эффективную реализацию задатков и способностей с учетом личной мотивации и социальных потребностей. Она является активным элементом, формирующим в сочетании с другими составными компонентами физическую культуру личности. Особенностью физической активности является то, что она не только реализуется на основе освоения человеком накопленных знаний в области физического совершенствования и изменения биологических составляющих его природы, но и воздействует на социальные составляющие. Физическая культура как часть социальной сферы направлена на формирование физической активности и здорового стиля жизни подростков через элементы учебной, научной, профессионально-прикладной, бытовой и их досуговой деятельности. Формирование физической активности студентов вузов в профессиональной подготовке должно строиться на основе социальных и биологических составляющих. Социальные лежат в основе достижения должного уровня профессиональной готовности студента в процессе обучения в вузе, а биологические – в основе повышения адаптационных возможностей организма. Среди причин ухудшения здоровья студенческой молодежи можно выделить внеучебные факторы, такие как: низкий социальный уровень благополучия большинства населения России; неудовлетворительное материально-техническое обеспечение образовательного процесса; недостатки в обеспечении санитарноэпидемиологического благополучия населения; потеря интереса к занятиям физическими упражнениями; увеличение табакокурения, потребления алкоголя и наркотиков; наследственная отягощенность. Анализ многочисленных публикаций позволяет выделить три уровня профилактического использования средств физической культуры и спорта (Евсеев С.П.): - первый уровень предполагает применение различных средств, методов, форм занятий по физической культуре и спорту с молодежью с целью ее отвлечения от «вредных привычек», уменьшения вероятности приобщения к ним за счет целесообразной организации досуга, заполнения «вакуума» свободного времени, формирования социально одобряемой активности и установок, повышения стрессоустойчивости, формирования оптимистического взгляда на жизнь; - второй уровень выражается в установках на оздоровление и приобщение к здоровому образу жизни; - третий уровень предусматривает формирование и коррекцию основных свойств личности молодежи в процессе занятий физическими упражнениями (профилактическая работа строится на основе учета сформировавшейся ценностной концепции жизни каждого молодого человека и предполагает возможности коррекции этой концепции, тех или иных свойств личности - черт характера, направленности, мировоззрения, самосознания, эмоционально-волевой сферы и т.д.). Огромный образовательный и воспитательный потенциал физической культуры и спорта не может быть эффективно реализован без создания социальных условий и использования новейших педагогических технологий, определения содержания, форм физкультурно-спортивной работы, направленных на социализацию детей и подростков, профилактику их возможного асоциального поведения: курения, употребления спиртных напитков и наркотиков. Дефицит двигательной активности, общения в культурной среде, потеря интереса к познанию мира, характерные для многих современных людей, вызывают дискомфорт в растущем организме подростка, стремление к поиску «острых» ощущений, выходу «за рамки дозволенного». С этих позиций представляется очевидным, что приобщить подростка к систематическим физкультурно-спортивным занятиям, открыть для него мир спорта - значит предупредить возможность развития у него девиантного поведения, уберечь от правонарушительных действий. Личностно - ориентированные двигательные программы формируют у детей подростков потребность в занятиях физической культурой и спортом, нацеливают на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, обеспечивают готовность подростка противостоять факторам риска.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.221 (0.009 с.) |