Профилактика аддиктивного поведения средствами физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика аддиктивного поведения средствами физической культуры



Под профилактикой зависимого поведения в настоящее время понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а так же предупреждения развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (Евсеев С.П. 2002)

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ или специфической активности, вызывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение формирования аддикции, предполагает работу с людьми, эпизодически употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни.

Третичная профилактика (или реабилитация зависимых) направлена на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями. На данном этапе предполагается проведения комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями и токсикоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности.

Факторы риска наркотизации – условия, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании (Евсеев С.П.). Факторы риска делятся на социальные и психологические.

Социальные факторы риска – условия жизни человека в различных социальных обществах – подразделяют на макро- и микросоциальные.

К макросоциальным факторам риска наркотизации относятся: ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Факторы риска на микросоциальном уровне обусловлены ближайшим окружением ребенка и подростка – семьей, образовательным учреждением, группой сверстников.

Среди семейных факторов риска специалисты выделяют следующие: воспитательные стили (гипер- или гипоопека, противоречивое воспитание, воспитание одним родителем, наличие семейных конфликтов, постоянная занятость родителей и др.

Факторы риска связанные с пребыванием ребенка, подростка в образовательном учреждении: раннее асоциальное поведение (робость, пассивность или наоборот, агрессия, нарушение дисциплины), академическая неуспеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, педагогами и др.

Факторы риска связанные с ближайшим окружением (группой сверстников): одобрение наркотизации в ближайшем окружении, отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками (Евсеев С.П.).

Психологические факторы:

1. Индивидуально-психологические и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, низкая стрессоустоичивость.

Для копинг-поведения, способствующего формированию зависимости, характерно: - изменение соотношения базисных копинг стратегий (под которыми понимаются «способы преодоления стресса, совладание с ним») в его структуре: ведущей копинг-стратегии является базисная стратегия избегания, промежуточное положение занимает стратегия разрешения проблем, наиболее слабо выражена стратегия социальной поддержки.

- преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха.

- преимущественная ориентация копинг-стратегий не на стрессор (изменение внешних условий), а на уменьшение психоэмоционального напряжения, связанного со стрессом.

-негативная, слабо сформированная «Я-Концепция», низкий уровень развития способности к сопереживанию, неадекватное восприятие социальной поддержки, подчиненность среде и т.д.

- Использование ситуативных стратегий совладания.

2. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально-одобряемой активности и социально значимых установок, узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов, неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установок на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственности.

Установлено, что физическая активность умеренной и высокой интенсивности прямо и опосредованно способствует сохранению и укреплению здоровья (Н.А. Амосов, 1987; В.К. Бальсевич, 2000; В.И. Белов, 1995; С.Н. Блэйер, 1994; Н.Н. Вавилова, 2002; В.А. Вишневский, 2002; В.Г. Тристан, 1994; A. Steptoe, 2000; G.J. Welk, 2002 и др.). В то же время физической активностью в стране регулярно занимаются только 20–30% студенческой молодежи, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40–60% (С.И. Логинов, 2005; A. Steptoe, 2000). Снижение уровня физической активности студентов при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения приводит к ухудшению состояния здоровья (В.А. Вишневский, 2002).

Физическая культура личности реализуется через физическую активность, которую необходимо рассматривать как специфическую деятельность, направленную на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства (Н. А. Амосов, 1987, 2003; В. К. Бальсевич, 1987, 2000; С. Н. Блэйер, 1994; В. А. Вишневский, 2002; А Г. Комков, 2002; С.И. Логинов, 2005; A. Steptoe, 2000; G. J. Welk, 2002 и др.). С данной позиции физическая активность личности студента направлена на эффективную реализацию задатков и способностей с учетом личной мотивации и социальных потребностей. Она является активным элементом, формирующим в сочетании с другими составными компонентами физическую культуру личности.

Особенностью физической активности является то, что она не только реализуется на основе освоения человеком накопленных знаний в области физического совершенствования и изменения биологических составляющих его природы, но и воздействует на социальные составляющие. Физическая культура как часть социальной сферы направлена на формирование физической активности и здорового стиля жизни подростков через элементы учебной, научной, профессионально-прикладной, бытовой и их досуговой деятельности. Формирование физической активности студентов вузов в профессиональной подготовке должно строиться на основе социальных и биологических составляющих. Социальные лежат в основе достижения должного уровня профессиональной готовности студента в процессе обучения в вузе, а биологические – в основе повышения адаптационных возможностей организма.

Среди причин ухудшения здоровья студенческой молодежи можно выделить внеучебные факторы, такие как: низкий социальный уровень благополучия большинства населения России; неудовлетворительное материально-техническое обеспечение образовательного процесса; недостатки в обеспечении санитарноэпидемиологического благополучия населения; потеря интереса к занятиям физическими упражнениями; увеличение табакокурения, потребления алкоголя и наркотиков; наследственная отягощенность.

Анализ многочисленных публикаций позволяет выделить три уровня профилактического использования средств физической культуры и спорта (Евсеев С.П.):

- первый уровень предполагает применение различных средств, методов, форм занятий по физической культуре и спорту с молодежью с целью ее отвлечения от «вредных привычек», уменьшения вероятности приобщения к ним за счет целесообразной организации досуга, заполнения «вакуума» свободного времени, формирования социально одобряемой активности и установок, повышения стрессоустойчивости, формирования оптимистического взгляда на жизнь;

- второй уровень выражается в установках на оздоровление и приобщение к здоровому образу жизни;

- третий уровень предусматривает формирование и коррекцию основных свойств личности молодежи в процессе занятий физическими упражнениями (профилактическая работа строится на основе учета сформировавшейся ценностной концепции жизни каждого молодого человека и предполагает возможности коррекции этой концепции, тех или иных свойств личности - черт характера, направленности, мировоззрения, самосознания, эмоционально-волевой сферы и т.д.).

Огромный образовательный и воспитательный потенциал физической культуры и спорта не может быть эффективно реализован без создания социальных условий и использования новейших педагогических технологий, определения содержания, форм физкультурно-спортивной работы, направленных на социализацию детей и подростков, профилактику их возможного асоциального поведения: курения, употребления спиртных напитков и наркотиков.

Дефицит двигательной активности, общения в культурной среде, потеря интереса к познанию мира, характерные для многих современных людей, вызывают дискомфорт в растущем организме подростка, стремление к поиску «острых» ощущений, выходу «за рамки дозволенного».

С этих позиций представляется очевидным, что приобщить подростка к систематическим физкультурно-спортивным занятиям, открыть для него мир спорта - значит предупредить возможность развития у него девиантного поведения, уберечь от правонарушительных действий.

Личностно - ориентированные двигательные программы формируют у детей подростков потребность в занятиях физической культурой и спортом, нацеливают на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, обеспечивают готовность подростка противостоять факторам риска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.009 с.)