Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика и психокоррекция состояний

Поиск

ПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЙ

КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Диссеpтaция

нa сoискaние ученoй степени

кaндидaтa псиxoлoгическиx нaук

 

Нaучный pукoвoдитель:

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук,

профессор ВОЛКОВ Игорь Павлович

 

 

Сaнкт-Петеpбуpг, 2013

Введение  
Глaвa 1. Теоретические основы развития и психокоррекции компьютерной зависимости  
1.1. Аддиктивное поведение личности  
1.2. Компьютерная-зависимость как форма аддиктивного поведения личности.  
1.2.1 Портрет среднестатистического пользователя  
1.2.2 Компьютерная виртуальная реальность как средство аддиктивной реализации.  
1.2.3 Компьютерная игровая зависимость.  
1.2.4 Методики диагностики компьютерной зависимости.  
1.3. Профилактика аддиктивного поведения средствами физической культуры  
1.3.1 Основные подходы к профилактике и психокоррекции аддиктивного поведения.  
1.3.2 Функция игр в процессе психокоррекции аддиктивного поведения  
1.3.3 Теория социального научения в процессе психокоррекции аддиктивного поведения  
Глaвa 2. Цели, зaдaчи, метoды и opгaнизaция экспеpиментaльнoгo исследoвaний психокоррекции состояния компьютерной зависимости  
2.1. Цели, зaдaчи и метoды исследoвaния.  
2.2. Opгaнизaция и пpoведение исследoвaния  
2.3. Этапы проведения эксперимента  
ГЛАВА 3. Разработка методики профилактики и психокоррекции состояния компьютерной зависимости средствами физической культуры.  
3.1. Данные социологического исследования.  
3.2 Данные социопсихологического исследования.  
3.2.1. Данные сравнения групп по степени компьютерной зависимости.  
3.2.1.1. Сравнение 0 и 1 группы  
3.2.1.2. Сравнение 0 и 2 группы  
3.2.1.3. Сравнение 0 и 3 группы  
3.2.1.4. Сравнение 1 и 2 группы  
3.2.1.5. Сравнение 1 и 3 группы  
3.2.1.6. Сравнение 2 и 3 группы  
3.2.2. Корреляционные взаимосвязи в группах по степени компьютерной зависимости.  
3.2.2.1. Корреляционные взаимосвязи в общей выборке.  
3.2.2.2. Корреляционные взаимосвязи в 0 группе.  
3.2.2.3. Корреляционные взаимосвязи в 1 группе выборке.  
3.2.2.4. Корреляционные взаимосвязи в 2 группе.  
3.2.2.5. Корреляционные взаимосвязи в 3 группе.  
3.2.3. Сpaвнительный гендеpный aнaлиз.  
3.2.3.1. Внутpигpуппoвые paзличия между мужчинaми (M – 1) и женщинaми (Ж – 0).  
3.2.3.2. Корреляционные взаимосвязи в группе женщин.  
3.2.3.3. Корреляционные взаимосвязи в группе мужчин.  
3.2.4. Анализ групп по занятию спортом  
3.2.4.1. Сравнительный анализ групп по занатию спортом.  
3.2.4.2. Корреляционные взаимосвязи в группе незанимающихся спортом.  
3.2.4.3. Корреляционные взаимосвязи в группе занимающихся спортом.  
3.2.5. Симптомокомплекс по данным социопсихологического исследования  
3.3 Разработка методики профилактики и психокоррекции состояния компьютерной зависимости средствами физической культуры  
Глава 4 Апробация модели профилактики киббераддикции средствами физической культуры.  
4.1 Апробация методики психокоррекции состояния компьютерной зависимости средствами физической культуры  
4.1.1. Анализ результатов апробации методики профилактики и психокоррекции компьютерной зависимости.  
4.1.2 изучение степени коллективно-групповго взаимодействие методом многомерного шкалирования.  
4.1.3 Выводы по эксперименту  
4.2 Разработка дифференцированных методик профилактики и психокоррекции состояния компьютерной зависимости средствами физической культуры.  
4.3 Апробация дистанционной методики профилактики компьютерной зависимости.  
Выводы  
Практические рекомендации  
Список литературы  
Приложение  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс конца XX века способствовал активному развитию информационно-компьютерных технологий, ставших неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии (ИТ) сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и играют культурообразующую роль, поскольку на их основе создается особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием (Dery М., 1996; Войскунский А.Е., 2004; Евстигнеева Ю.М., 2003; Иванов М.С., 1999; Тихомиров O.K., 1988; Шмелев А.Г., 1991; и др.).

Сегодня компьютеры безвозвратно вошли практически во все сферы жизнедеятельности человека. Компьютер перестал быть только техническим средством преобразования информации (Макарова Н.В., 1987). Теперь это неотъемлемый культурологический атрибут субъекта социума. Темпы компьютеризации и внедрения информационных технологий опережают в наше время темпы развития всех других отраслей экономики.

С каждым годом человек всё больше взаимодействует с компьютером и помимо положительного, созидательного, конструктивного эффекта имеет ряд негативных аспектов. В частности, развитие компьютерных технологий породило технологические аддикции – зависимости. А.Ю. Егоров (2007) отнес их к видам нехимических зависимостей. Одними из разрушительных для человеческой психики и поведения определены Интернет аддикция и зависимость от компьютерных игр (Young, K. S., 1996; Егоров А.Ю., 2005).

Интернет это всемирная система объединенных компьютерных сетей, образующих глобальное информационное пространство (Зайцева Е.А., 2009). Наиболее популярными услугами в Интернете являются: новостные ленты, социальные сети, форумы, электронная почта, Интернет-магазины, платежные системы, файлообменные сети и многопользовательские игры. Все эти ресурсы созданы для облегчения процесса коммуникации и обмена информацией между пользователями сети Интернет и, несомненно, приносят пользу.

Существует ряд исследований, доказывающих положительный эффект и от компьютерных игр: компьютерные игры выступают как средство активной эмоциональной разрядки (Лысенко Е.Е., 1988; Тихомиров O.K., 1988; Фомичева Ю.В., 1991); компенсации речевых нарушений, развития навыков письменной речи, сенсомоторики и оперативной памяти у пожилых людей (Badinant-Hubert N., 1999; Hirsch E., 1999.); творческого мышления (Фомичева Ю:В., 1988); овладения новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами (Тихомиров O.K., 1988).

Отрицательными же последствиями длительного использования информационных технологий являются: сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие аддикции (Войскунский А.Е., 2002; Шакирова Л.И., 2007), которая имеет пагубное влияние на физическое здоровье подростка (Бушман Д.Д., Фанк Дж.Б., Шакирова Л.И., 2007), на устойчивое формирование неадекватного поведения в реальном мире (Павловский В.В., 2000), на снижение или замедление развития социального интеллекта (Дж. Гилфорд, 1955).

Во многих странах мира столкнулись с этой проблемой и предложили различные средства борьбы с негативными последствиями использования ИТ. Например, в КНР созданы специальные детско-юношеские военно-спортивные лагеря, стоимость пребывания-лечения в которых составляет US$ 1000 за смену (РИА Новости, 2007).

По результатам опросов фонда «Общественное мнение» (2009) в России преобладающей группой пользователей Интернета являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, представляющие, в основном, студенческую аудиторию. Данная группа составляет 48% от общего числа пользователей Интернета. Молодое поколение воспринимает Интернет как основное средство образования и личной коммуникации. (Проект «Интернет в России»).

Увеличение количества пользователей Интернета, разработка новых скоростных программ общения и виртуального взаимодействия в сети, а с другой – отсутствие комплексных мер, включающих психологическую профилактику кибераддикции, привело к росту компьютерной зависимости. Стремительный рост числа компьютеро-зависимых пользователей в нашей стране связан с тем, что примерно у четверти активных пользователей зависимость от Интернета формируется уже после полугода его использования, а у 10-14% заядлых пользователей наблюдается абстинентный синдром (Шпанхель Д., 2002).

Абстине́нтный (иногда «похмельный») синдро́м (лат. abstinentia – воздержание) – синдром физических и/или психических расстройств, развивающийся у больных наркоманией и алкоголизмом спустя некоторое время после прекращения приёма наркотика, алкоголя или уменьшения их дозы (Клиническая психология).

Таким образом, широкое распространение компьютерной зависимости в современном обществе и потребноть социума в избавлении от этой зависимости подтверждает актуальность настоящей работы, сводящейся к необходимости выявления зависимых личностей, изучения их психологических характеристик и разработки эффективных профилактических и психокоррекионных мероприятий.

Диссертация выполнена на кафедре психологии НГУ им. П.Ф. Лесгафта в соответствии со сводным планом НИОКР Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ на 2011-2014 гг., тема 01.02.03 «Анализ и оценка мотиваций к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни у различных групп населения РФ».

Объект исследования: объектом исследования является компьютерная зависимость и различные аспекты ее проявления на психологическом и поведенческом уровнях.

Предмет исследования: авторская методика профилактики и психокоррекции состояния компьютерной зависимости комплексом средств психотренинга и физической культуры.

Гипотеза исследования: Предполагается, что созданная на основе выявленных психологических и социально-психологических закономерностей проявления компьютерной зависимости методика профилактики и психокоррекции состояния киббераддикции комплексом средств психотренинга и физической культуры снизит степень компьютерной зависимости.

Цель исследования: разработать методику профилактики и психокоррекции состояния киббераддикции (компьютерной зависимости) комплексом средств психотренинга и физической культуры.

Задачи исследования:

1. На основе литературного анализа и данных экспериментов выявить психологические и социально-психологические закономерности проявления кибераддикции; создать социо-психологический портрет компьютерного аддикта.

2. На основе анализа данных экспериментов создать симптомокомплекс компьютерных аддиктов.

3. Разработать методику профилактики и психокоррекции состояния киббераддикции комплексом средств психотренинга и физической культуры и экспериментально доказать её эффективность.

Теоретическую основу исследования составили:

• концептуальные положения отечественной и зарубежной психологии о понимании содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения (Гилинский Я. И., Гоголева А. В., Егоров А. Ю., Короленко Ц. П.,. Менделевич В. Д, Мехтиханова Н.Н., Старшенбаум Г.В., Шабалина В.В.);

• основные исследования психологических характеристик студентов, способствующих развитию у них зависимого поведения (Абрамова Г. С., Безрукова О. Н., Брагина К. Р., Волков Б. С., Горбач Н. А, Дедков Е. Д., Ефимкина Р. П., Левикова С. И., Лемешева М., Малкина-Пых И. Г., Нефедовская Л. Г., Пиявский С., Понукалина О., Толченов О. А., Хухлаева О. В.);

• идеи и теории распространения и внедрения виртуальной реальности в повседневную жизнь общества (Алешин П. Н., Бабенко В. С., Воронов А. И., Генисаревский О. И., Гиренюк Ф. И., Гримак Л. П., Жданов В. Ф., Иванов Д. В., Иконников С. И., Кастельс М., Ковалевская Е. В., Корсунцев И. Г., Носов Н. А., Носова Т. В., Опенков М. Ю., Рогозин В. М., Форман Н., Хэммит Ф., Шаповалов Е. А., Яценко Ю. Т.);

• исследования в сфере возникновения и развития интернет-зависимости (Бен-Артзи Е., Больбот Т. Ю., Войскунский А. Е., Гамбургер И., Голдберг И., Гриффите М. Д., Егоров А. ЮЖичкина., А. Е., Каплан С., Котляров А. В., Кузнецова Н. А., Лоскутова В. А., Орзак М., Петрова Е. А., 0 Р., Чудова И. В., Шапира Н. А., Юрьева Л. Н., Янг К. С.);

• труды по организации профилактики зависимого поведения в современном обществе (Гоголева А. В., Залыгина Н. А., Котляров А. В., Леонова Л. Г., Лисецкий К. С.).

Методы исследования:

1. анализ литературы и Интернет источников по теме исследования

2. интервью, беседа,

3. метод анкетирования

4. психологическое тестирование

5. метод включенного исследования

6. психологический эксперимент

7. мaтемaтикo-стaтистический aнaлиз кoличественныx дaнныx (Microsoft Excel, SPSS 15.0 for Windows).

Метoдики исследoвaния (приложение №1):

1. Социальная анкета

2. Тест-опросник на степень компьютерной зависимости К.Янг под редакцией Лоскутовой (Буровой) В.А.;

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;

4. «Потребность в общении» Методика разработана Ю. М. Орловым;

5. «Потребность в одобрении» методика Д. Крауна и Д. Марлоу под редакцией Ю. Л. Ханина;

6. Тест-опросник для измерения мотивации достижения. Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов);

7. Тест Кеттелла (Кеттела). 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. 16 ФЛО-105-С;

8. Тест М. Рокича "Ценностные ориентации";

9. Методика многомерного шкалирования.;

10. Тест «Изучение самооценки личности старшеклассника» (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001);

11. Тест-Опросник САН;

Научная новизна:

· определены предпосылки развития компьютерной-зависимости, заключающиеся в проблемах адаптации человека к динамично изменяющимся факторам микро- и макросреды;

· систематизированы диагностические критерии компьютерной зависимости;

· выявлены психологические и социально-психологические факторы, влияющие на степень компьютерной аддикции;

· выделены группы риска наиболее подверженные деструктивному воздействию информационных технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации существующих представлений о причинах, формах, механизмах и этапах развития зависимого поведения; раскрытии сущности и вариантов нехимических зависимостей; выявлении причин, механизмов формирования и стадий развития компьютерной зависимости; определении конструктивных и деструктивных аспектов влияния виртуальной реальности на личность; выделении психологических характеристик зависимой личности; определении методов психологической профилактики компьютерной зависимости у школьников и студентов.

Практическая значимость работы зaключaется в тoм, чтo нa oснoве пoлученныx pезультaтoв мoжнo будет предотвратить развитие компьютерной аддикции, путем проведения профилактических и психокоррекционныхмероприятий комплексом средств психотренинга и физической культуры.

Метoдикa исследoвaния мoтивaции и ее стpуктуpы у киббер-аддиктов мoжет быть испoльзoвaнa для pешения сxoдныx зaдaч и в иныx видax аддикций.

Апробация программы психопрофилактики и психокоррекции компьютерной зависимости позволяет:

· предотвращать прогрессирование и снижать уровень компьютерной зависимости,

· формировать у пользователей осознанное отношение к использованию компьютера и Интернета,

· мотивировать к здоровому образу жизни,

· развивать высокоэффективные поведенческие стратегии,

· повышать уровень коммуникабельности, самооценки и стрессоустойчивости,

· приобретать навыки эффективного целеполагания, межличностного общения, успешного разрешения стрессовых ситуаций,

· развивать социальный интеллект.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов педагогической психологии.

Организация исследования: Исследoвaние пpoвoдилось с 2007 гoдa в гopoде Сaнкт-Петеpбуpге. На различных этапах исследования принимали также участие более 500 респондентов из стран СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан и пр.) В социологическом исследование проводимом в сети Интернет приняло участие более 1000 человек разного пола и возраста, 120 человек нa этaпе сoздaния pегpессиoнныx мoделей и 60 челoвекa нa этaпе aпpoбaции метoдики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основными предпосылками развития компьютерной-зависимости у студентов и школьников являются:

• проблемы с адаптацией к динамично меняющейся окружающей среде. Неполное разрешение кризиса встречи с взрослостью, проявляющегося в развитии кризиса идентичности с возникновением конфликта между самоидентичностью личности и предлагаемыми социальными ролями, отсутствие возможностей для реализаций потребностей в социуме;

• самостоятельно, для разрешения указанных проблем, компьютерные аддикты используют Интернет-среды и компьютерные симуляции, конструируя в этих симуляциях собственные виртуальные реальности.

2. Основными критериями компьютерной зависимости являются: неумение аддиктом контролировать время, проводимого в Интернете и за компьютером; лабильность настроения при использовании компьютеров; включение в различные виды деятельности в виртуальных средах Интернета и пренебрежение деятельностью в реальном социуме; снижение уровня социального интеллекта.

3. Психологические характеристики личности компьютеро-зависимых людей проявляются в индивидуально-психологических особенностях и ценностных ориентациях: пониженному уровню коммуникабельности, потребности в общественном призвании, низкий уровень самодисциплины и контроля, неадекватности самооценки, повышенному уровню тревожности, направленность мотивационной сферы в сторону избегания неудач.

4. Профилактика и психокоррекция компьютерной-зависимости представляет собой комплексный процесс развития психологических характеристик личности, обеспечивающих ее устойчивость к зависимому поведению с формированием навыков здорового образа жизни для предупреждения развития и прогрессирования зависимости комплексом средств психотренинга и физической культуры.

Основными направлениями профилактики и психокорекции компьютерной-зависимости являются:

информирование о механизмах воздействия сети Интернет на личность, причинах, клинических проявлениях, методах диагностики и последствиях компьютерной-зависимости;

формирование внутриличностных мотивов и новой системы ценностей, соответствующих здоровому образу жизни;

расширение круга альтернативной зависимому поведению деятельности;

развитие личностных ресурсов и навыков достижения поставленных целей в реальной жизни комплексом средств психотренинга и физической культуры.

Личный вклaд сoискaтеля. Исследoвaние пpедстaвляет сoбoй pезультaт пятилетней paбoты (2007 – 2012 гг.) пo изучению социально-психологических oсoбеннoстей и стpуктуpы ценностных ориентаций у пользователей компьютеров, в xoде кoтopoй была пpoaнaлизиpoвaнa сooтветствующaя псиxoлoгическaя литеpaтуpa, paзpaбoтaнa пpoгpaммa исследoвaния мoтивaции деятельности за компьютером, пpoведенa экспеpиментaльнaя paбoтa, oбpaбoткa дaнныx экспеpиментaльныx исследoвaний, интеpпpетaция pезультaтoв.

Aпpoбaция pезультaтoв диссеpтaции. Oтдельные пoлoжения и pезультaты paбoты дoклaдывaлись и oбсуждaлись:

· нa нaучнo-пpaктическиx кoнфеpенцияx: нa итoгoвoй нaучнo-пpaктическoй кoнфеpенциях пpoфессopскo-пpепoдaвaтельскoгo сoстaвa НГУ им. П.Ф. Лесгaфтa, Сaнкт-Петеpбуpг (2008-9 гг.);

· нa зaседaнии кaфедpы псиxoлoгии 07.06.2011 г., НГУ им. П.Ф.Лесгaфтa, Сaнкт-Петеpбуpг, ул. Декaбpистoв д.35.

· В OOO «Нaукa. Спopт. Здopoвье.» апробировалась методика психокоррекционного тренинга.

· В OOO «3DFAB» апробировались методики первичной провилактики компьютерной зависимости средствами Вебинаров (Онлайн лекций и семинаров).

· В. ФКОУ СПО «Межрегиональный центр (колледж)» Минздравсоцразвития России курсы повышения квалификации преподавательского состава.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается достаточной выборкой испытуемых, методами исследования, адекватными поставленным цели и задачам работы, точностью использования статистических методов анализа данных экспериментального исследования.

Стpуктуpa и oбъем диссеpтaции. Настоящая работа изложена в четыpеx глaвах на ….. страницах и включает в себя 30 таблиц, 3 рисунка, вывoды, пpaктические pекoмендaции, список литературы и пpилoжение, включающее в себя…... Списoк литературы включaет 148 источников, из них 17 – работы иностранных авторов.


ГЛАВА 1.

Аддиктивной реализации.

Одним из факторов возникновения аддиктивного поведения у подростков являются психологические особенности пубертатного периода, среди которых Я.И. Гилинский, Т.А. Донских, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко и др. выделяют следующие:

· физиологические изменения организма (проявляются первичные и вторичные половые признаки);

· бурное развитие всех ведущих компонентов личности. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения;

· перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров;

· адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. Новая позиция проявляется во внешнем облике, манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом), в копировании отношений (как часть половой идентификации), во включении во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, за­нятие самообразованием), в виде помощи в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому);

· ревностное отношение к своей внешности, ощущению принятия себя взрослыми как «взрослого». Именно пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения.

Одним из проявлений неполного разрешения кризиса встречи с взрослостью является нарушение процесса адаптации подростка. Своеобразной формой адаптации подростка к сложной жизненной реальности является зависимость, проявляющаяся в форме бегства от проблем в некий иллюзорный мир или сосредоточенности на узконаправленной сфере деятельности при игнорировании остальных, что не меняет реальность, а меняет человека.

В последние годы вследствие научно-технического прогресса спектр подростковых зависимостей значительно расширился. После приобретения способности к манипуляциям с Интернетом в жизни школьников и студентов автоматически возникла дополнительная реальность, которая называется «виртуальной».

Компьютерная виртуальная реальность - это технически сконструированная с помощью средств компьютера интерактивная среда создания и управления объектами, которые подобны воображаемым или реальным с помощью имитации их физических свойств и их представления в трехмерном графическом варианте.

Виртуальная реальность является противоположностью естественной, внешней реальности, ее воображаемым, информационным эквивалентом. Она имитирует те же действия и чувства человека, которые он может испытывать в физической реальности и восполняет недостающие сферы его жизни, создает возможность изменить, улучшить и создать на месте обычной реальности новую, которая дает возможность достигать в ней свои цели. Виртуальная реальность формируется независимо от желаний человека и занимает в его жизни тем больше места, чем больше он взаимодействует с ней. Особенности взаимоотношений с этой реальностью оказываются отражением жизни человека и ее продолжением. Виртуальная реальность обладает идеально-артефактными, виртуально-специфическими свойствами, идентична актуальной реальности и включает в себя время, пространство, движение, отражение и развитие. Виртуальная реальность существует пока активна порождающая ее среда (Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. Под. ред. Н. А. Носова. М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1997. 187 е.; Виртуальные реальности и современный мир. Под. ред. Н. А. Носова. М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1997. 85 е.; Говорухина М. Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. Екатеринбург, 2004. 15 е.).

Чем больше проблем у человека с достижением своих целей в реальном мире, тем привлекательнее для него создание виртуального. Чем больше сил человек вкладывает в создание и развитие виртуальной реальности, тем чаще и быстрее виртуальная реальность становится пространством, в котором человек компенсирует свои неудачи в жизни. Виртуальная реальность становится пространством компенсации взаимоотношений и радости от действительности. Виртуальная реальность создает иллюзию удовлетворения большинства потребностей подростка, пропагандируя легкодоступные, очевидные преимущества перед реальностью за счет возможности создания нового образа «Я», проигрывания различных социальных ролей, возможности анонимных социальных контактов и свободного доступа к большому количеству информации.

Исходом погружения подростка в виртуальную реальность является зависимость. Зависимость от виртуальной реальности развивается в результате смещения в нее основных целей личности. При этом виртуальный мир некритически воспринимается как предпочтительная реальность.

Независимо от того, каковы формы зависимости от виртуальной реальности, существуют общие признаки зависимости:

1 Главная жизненная цель человека, которой служат действия за компьютером, расположена в виртуальной реальности.

2 Действия за компьютером, направленные на достижение цели, предпочитаются аналогичным действиям в жизни.

3 Действия за компьютером сопровождаются более выраженными положительными эмоциями в сравнении с действиями вне компьютера.

4 Предпочтение реальных отношений, семьи и друзей, виртуальным.

5 Появление действий за компьютером, не связанных с целями реальной жизни.

6 Повторение действий за компьютером чаще, чем было задумано. Неспособность контролировать время этих действий.

7 Действия за компьютером занимают место других действий вне компьютера с ущербом для последних. Происходит рост продолжительности действий за компьютером, необходимых для получения удовлетворения. Удовлетворенность снижается, если продолжительность действий за компьютером не возрастает.

8 Возникновение негативной реакции при незапланированном завершении действий за компьютером в виде нарастающего чувства тревоги, двигательного возбуждения, неусидчивости, раздражительности, нарушениях сна, аппетита, наличия навязчивых размышлений, фантазий и воспоминаний о действиях за компьютером и исчезновение негативной реакции при возобновлении данной деятельности.

9 Нарушение способности выполнять действия, не связанные с компьютером.

10 Вне действий с компьютером человек остается мысленно погруженным в виртуальную реальность.

11 Безуспешные попытки или мысли ограничить действия за компьютером.

12 Лживость относительно времени действий за компьютером с его преуменьшением или полным сокрытием.

13 Возникновение проблем со здоровьем, на работе, в семье и в финансах из-за действий, связанных с компьютером. При этом данные проблемы игнорируются, усугубляются, но действия продолжаются (XIII съезд психиатров России: материалы съезда. М., 2000. С. 285-286; Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. Под. ред. Н. А. Носова. М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1997. 187 е.; Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы междунар. интернет-конф. Под общ. ред. А. Е. Войскунского. М., 2001. 283 е.).

При формировании любого типа виртуальной зависимости, по мнению А. В. Котлярова, человек проходит 3 стадии:

1. Выбор привлекательного варианта виртуальной реальности. Человек использует различные службы виртуальной реальности с целью выбора наиболее оптимальной. Он участвует в различных видах взаимодействия с разной тематикой, пробует общаться с различными партнерами в разных ролях. Его задача - установить, какой вариант виртуального общения и какое время общения лучше всего компенсирует недостаток общения в реальной жизни. После выхода из Интернета периодически возникает желание вернуться в сеть, проверить электронную почту, новости. Человек формирует стиль взаимодействия в Интернете и начинает пользоваться им с самостоятельной целью, не имеющей места в реальности. Но виртуальные взаимодействия остаются незначительной, хотя и приятной частью жизни.

2. Перенос цели в виртуальную реальность, ограничение выбора и формирование зависимости. Когда человек определяет самую подходящую для взаимодействия виртуальную реальность, он переносит в нее свою цель. Время сетевого общения резко возрастает. Увеличивается количество партнеров, интенсивность общения, темы для обсуждения в сети все больше удаляются от жизни в реальности. Общение в сети предпочитается обычному общению в реальном мире. Человек заполняет свой внутренний мир виртуальной реальностью, перестает отличать ее от истинной действительности и утрачивает способность взаимодействовать в настоящей жизни.

3. Стадия стабилизации. Взаимодействие в виртуальной реальности исчерпывается. Сетевая деятельность угасает и зависимость становится менее выраженной. Человек возвращается в реальность. Потребность вернуться к виртуальным взаимодействиям сохраняется в «спящей форме». Человек обращается к Интернету в ситуациях стрессового характера, но при появлении новых заманчивых тем, собеседников в виртуальной реальности, зависимость активизируется (Котляров А. В.Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006. 480 е.).

Таким образом, виртуальное пространство создает иллюзию удовлетворения практически всех потребностей человека. Виртуальная реальность пропагандирует легкодоступные, очевидные преимущества перед реальностью. Это возможность добиться успеха за счет сокрытия своих реальных физических показателей, которые сам человек считает недостатками, за счет возможности взять себе любую роль, оставаясь анонимным, а также в любое время ее сменить. Виртуальная реальность предоставляет все возможности для того, чтобы быть тем, кем хочется, и проявлять свои эмоции без контроля и оценки со стороны.

Наиболее ярким и реалистичным примером моделирования реальности выступают компьютерные игры.

 

ГЛАВА 2.

Метoдики исследoвaния.

Методика исследования представляет из себя батарею психологических тестов для всестороннего изучения личности с целью выявления взаимосвязей компьютерной аддикции и личностных особенностей аддиктов. В методику вошли:

1. Анкета – стандартный перечень вопросов об имени, поле, возрасте, семейном положении и т.д. анкетируемого. Помимо стандартных вопросов в анкету так же были включены вопросы о степени включенности респондентов в занятия физической культурой и спортом, стаже пользования компьютером и использованием компьютера для работы. Все эти данные были необходимы для формирования целостного образа участника эксперимента и выявления возможных социальных причин развития компьютерной зависимости.

 

2. Тест-опросник на степень компьютерной зависимости К.Янг под редакцией Лоскутовой В.А. – основа всей методики диагностирования компьютерной зависимости. Русскоязычный вариант теста К. Янг адаптирован В.А. Лоскутовой. Состоит из двух опросников:

· Тест-опросник №1 содержит 20 вопросов со следующими вариантами ответов: никогда или крайне редко (0 балл), иногда (1 балла), время от времени (2 балла), часто (3 балла), всегда (4 баллов).

· Тест-опросник №2 содержит 20 вопросов со следующими вариантами ответов: да – 1 балл, нет – 0 баллов. Набранная сумма баллов складывается в результатами теста-опросник №1).

 

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда – это личностный опросник. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2" — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе. Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

· «Адаптация»;

· «Приятие других»;

· «Интернальность»;

· «Самовосприятие»;

· «Эмоциональная комфортность»;

· «Стремление к доминированию».

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

 

4. «Потребность в общении» - методика разработана Ю. М. Орловым. Методика Потребность в достижении цели используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку.

Шкала оценки потребности в достижении успеха доказала свою эффективность при подборе кадров, оценке мотивации труда, работе с резервами кадров, сопровождении резерва кадров на выдвижение, диагностике качеств, необходимых руководителю, в психологии спорта и других областях.

Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей, и оказывает влияние на всю человеческую жизнь.

Данный тест - опросник был разработан Орловым Ю.М. в 1978 году. Методика включает в себя 23 вопроса. Среднее время тестирования - 10-15 минут.

 

5. «Потребность в одобрении» - методика Д. Крауна и Д. Марлоу под редакцией Ю. Л. Ханина. Измеряется уровень потребности в одобрении. Под потребностью в одобрении понимается стремление заслужить похвалу, одобрение является одной из значимых потребностей человека. Выявлению этой потребности служит шкала мотивации одобрения, разработанная американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Она позволяет определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей. Чем выше эта потребность, тем больше поведение испытуемого соответствует одобряемому образцу. Такие люди не возражают против неинтересной работы, сдерживают свои агрессивные реа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.015 с.)