Тема 1. Понятие о психологической саморегуляции функционального состояния человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие о психологической саморегуляции функционального состояния человека



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Практикум по методам саморегуляции и техникам медитации»

Б1.В.ДВ.6.2

Направление подготовки 37.03.01.Психология

 

 

Курс:   Аудиторная работа:  
Семестр:   Лекции:  
    Практические занятия:  
Зачет:   Самостоятельная работа:  
Экзамен:   Подготовка к экзаменам:  
    Всего часов:  
Курсовая работа:   Зачетные единицы:  

 

 

Рабочую программу составил: Гребнева Татьяна Евгеньевна
  (Ф. И. О. преподавателя)
Старший преподаватель ___________________________
(должность, ученая степень, звание) (подпись)
   
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии  
Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г.
Заведующий кафедрой _______________ Н. Л. Росина
Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала Протокол№ 10 от «24» июня 2015

Киров

2015

Гребнева Т.Е., Зяблицева Е.А.

 

Практикум по методам саморегуляции и техникам медитации: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.

 

Рабочая программа дисциплины «Практикум по методам саморегуляции и техникам медитации» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014 г. № 946, на основе рабочей программы Зяблицева Е.А. Практикум по методам саморегуляции и техникам медитации: рабочая программа дисциплины / Е.А. Зяблицева – М.: МГЭИ, 2015. – 36 с.

 

 

© Кировский филиал МГЭИ, 2015 г.


Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Практикум по методам саморегуляции и техникам медитации» относится к вариативной части цикла Б1.В.ДВ.6.2 учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 7-м семестре в объеме 4 зачетных единиц (144 часа).

Освоение курса базируется на знании дисциплин: «Анатомия центральной нервной системы», «Нейрофизиология», «Общая психология», «Введение в клиническую психологию», «Психология развития и возрастная психология», «Психофизиология», «Основы психогенетики», «Основы психологического консультирования и психотерапии».

Дисциплина «Практикум по методам саморегуляции и техникам медитации» связана с изучением таких дисциплин, как: «Телесно-ориентированная психотерапия», «Арттерапия», «Психология творчества».

Цель изучения дисциплины – познакомиться и научиться применять в индивидуальном и групповом консультировании методы саморегуляции, в том числе медитативные техники.

Основные задачи дисциплины:

изучить основные методы саморегуляции и техники их реализации;

освоить медитативные техники;

научиться использовать техники саморегуляции и метидации в индивидуальном и групповом консультировании.

Программа курса состоит из 6 тем и предусматривает написание реферата.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме практических занятий.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: планирование и проведение эмпирических исследований по изучению причин снижения работоспособности, динамики функционального состояния и развития стрессовых состояний в труде; применение психопрофилактических методов и средств с целью оптимизации функционального состояния; ориентация в области психопрофилактических и психокоррекционных методов, применяемых с целью самоуправления функциональным состоянием человека; оценка эффективности психопрофилактических программ саморегуляции состояния.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: различия в терминах «психическая саморегуляция» и «психологическая саморегуляция»; психологическая саморегуляция функционального состояния субъекта труда как условие осуществления трудовой деятельности; характеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодрствования; экспериментальные исследования мысленного воспроизведения движений; медитация и восточная философия; медитация на мандалах; раскрашивание мандал как один из способов погружения в измененное состояние сознание; использование мандал в медитативной технике; значение мандал в восточной философии; принципы подготовки инструкторов, методистов-психо­ло­гов для работы в КПР.

Также в качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается написание реферата по индивидуальной тематике.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт с оценкой, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

знать понятийный аппарат в области психологических исследований и разработки методов самоуправления и саморегуляции функционального состояния; методические приемы, тип упражнений и характерные особенности каждого из методов психологической саморегуляции; закономерности динамики функциональных состояний в процессе применения средств психологической саморегуляции; основные этапы программы обучения психологической саморегуляции; задачи психолога-методиста при подготовке и проведении тренинга по обучению психологической саморегуляции; основные организационные формы внедрения прикладных программ психологической саморегуляции; принципы разработки проектов организации центров психологической саморегуляции и релаксации;

уметь планировать и реализовывать эмпирические исследования по изучению причин снижения работоспособности, динамики функционального состояния и развития стрессовых состояний в труде; обосновывать необходимость применения психопрофилактических методов и средств с целью оптимизации функционального состояния; ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов, применяемых с целью самоуправления функциональным состоянием человека; оценивать эффективность психопрофилактических программ саморегуляции состояния;

владеть методами саморегуляции: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов; техниками медитациями.

Процесс изучения дисциплины «Практикум по методам саморегуляции и техникам медитации» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

способность и готовность к:

способности к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);

способности к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).

 


 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Одна зачетная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ), в том числе зачет    
Семинары    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:    
Курсовой проект (работы)    
Расчетно-графические работы    
Рефераты    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации – зачет с оценкой + +
Общая трудоемкость, часы    
Зачетные единицы    

 


Тематический план дневное отделение/заочное отделение

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  Понятие о психологической саморегуляции функционального состояния человека   6/2   6/2 8/12 ОК-4  
  Общая характеристика методов психологической саморегуляции функциональных состояний человека   6/2   6/2 20/ ПК-13,14
  Методы психологической саморегуляции   6/2   6/8/2* 20/
  Общая характеристика техник медитации   6/4   6/4 20/ ПК-13,14
  Техники медитации   6/4   6/4* 20/
  Организационные формы внедрения методов психологической саморегуляции функционального состояния   6/4   6/4 20/ ПК-13,14
  Зачет            
  Итого:   36/   36/18/ 18* 108/  

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

Состояний человека

Общая целевая направленность методов психологической саморегуляции состояния. Использование методов психологической саморегуляции с целью оптимизации функционального состояния и работоспособности человека. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции. Активность субъекта по отношению к оказываемому воздействию – необходимое условие эффективного использования методов психологической саморегуляции.

Характеристика состояния релаксации как основного действующего фактора при использовании методов психологической саморегуляции. Формирование специфического состояния сниженного бодрствования – состояния релаксации – в качестве основного фактора изменения функционального состояния при использовании методов психологической саморегуляции. Характеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодрствования*. Анализ состояния релаксации как энергетического «антипода» стресса. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса.

 

Тема 5. Техники медитации

 

Медитация «избавления от нежелательной энергии». Цель медитации. Вход в состояние медитации. Визуализация. Использование «образа экрана» в практике «избавления от нежелательной энергии».

Медитация чакр. Цель медитации чакр. Понятие о чакрах в восточных практиках. Семь чакр организма. Месторасположение чакр. Цветовая характеристика чакр. Роль чакр в работе организма по представлениям восточной философии. Визуализация при медитации чакр.

«Небесная и земная» медитация. Цель медитации. Свободная поза при небесной и земной медитации. Визуализация при небесной и земной медитации.

Созерцание предмета. Цель медитации. Использование различных предметов. Техника проведения созерцания предмета. Тренировка концентрации внимания на предмете.

Счет дыхания и осознаваемое дыхание. Техника безопасности при использовании контроля дыхания в технике медитации. Внимающая медитация. Цель медитации. Техника проведения медитации. Роль наблюдателя при проведении медитации. Наблюдение за окружением, мыслями, рассуждениями. Устранение от эмоций. Осознание эмоций.

Медитация на геометрических фигурах. Объект медитации: круг, треугольник, прямоугольник, звезда и другие простые геометрические фигуры, сноп лучей. Фиксация эмоциональных состояний при медитации на геометрических фигурах.

Медитация «лотос с тысячью лепестков». Роль слов и речи в формировании эмоционального состояния человека. Символ лотоса в восточной философии. Слово, образ или идея как центр лотоса. Возникновение ассоциаций как лепестков лотоса. Созерцание ассоциации-лепестка. Переход от одной ассоциации к другой.

Медитация с мантрой. Роль звуков на эмоциональное состояние человека. Определение мантры. Виды мантр. Сочетание произнесения мантр и дыхания. Произнесение мантры вслух на выдохе и про себя на вдохе.

Медитация на музыке. Влияние музыка на функциональное состояние человека. Цели медитации. Подбор музыки для медитации. Визуализация при прослушивании музыки.

Медитация на собственном теле. Формулы медитации. Медитация на собственном теле как основа для медитации на позе. Техника медитации на позе. Применение медитации на позе в боевых искусствах.

Цветомедитация для достижения психической гармонии. Представления восточной философии о влиянии цветов на эмоциональное состояние человека. Использование цветов в медитации для устранения отрицательных эмоций. Медитация «обрести изначальную жизненную силу» – использование красного цвета в медитации. Медитация «окунуться в сияющий блеск солнца» – использование оранжевого цвета в медитации. Медитации «слиться с золотыми лучами истины» – использование желтого цвета в медитации. Медитация «развить в себе сердечные силы благодаря целительному доверию» – использование зеленого цвета в медитации. Медитация «познать бесконечность неба» – использование голубого цвета в медитации. Медитация «познать глубину ночи» – использование синего цвета в медитации. Медитация «как вверху, так и внизу» – использование фиолетового цвета в медитации. Медитация «дать свободу самому себе» – сочетание оранжевого и желтого цвета. Медитация «успокоиться и привести себя в равновесие» – сочетание зеленого и голубого цвета в медитации. Медитация «почувствовать облегчающую прохладу и освежиться» – сочетание голубого и синего цвета в медитации. Лечебная цветомедитация при соматических расстройствах.

Медитация на мандалах*. Раскрашивание мандал как один из способов погружения в измененное состояние сознания*. Использование мандал в медитативной технике*. Значение мандал в восточной философии*.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основными видами учебной работы являются: практические занятия, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Имитационные игры (ролевые), метод проектов, кейс-метод, тренинги, беседы, дискуссии, разбор конкретных профессиональных ситуаций, заслушивание рефератов.

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам, пропущенных занятий, написание рефератов.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт с оценкой, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Состояния человека

План проведения

1. Общее понятие о психологической саморегуляции (ПСР) как одном из уровней регуляции активности живых существ.

2. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта.

3. Психологическая саморегуляция функционального состояния.

4. Психологическая саморегуляция функционального состояния субъекта труда как условие осуществления трудовой деятельности.

5. Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний по типу профессионального стресса.

6. Общие основы психопрофилактики как направления исследовательской и прикладной работы.

7. Оптимизация функционального состояния и работоспособности работающего человека как раздел психопрофилактического направления.

8. Психопрофилактика профессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента.

9. Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности.

10. Методы внешнего воздействия на функциональное состояние и методы психологической саморегуляции.

Рекомендуемая литература

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 

 

План проведения

1. Общая целевая направленность методов психологической саморегуляции состояния.

2. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции.

3. Активность субъекта по отношению к оказываемому воздействию – необходимое условие эффективного использования методов психологической саморегуляции.

4. Характеристика состояния релаксации как основного действующего фактора при использовании методов психологической саморегуляции.

5. Формирование специфического состояния сниженного бодрствования – состояния релаксации – в качестве основного фактора изменения функционального состояния при использовании методов психологической саморегуляции.

6. Характеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодрствования.

7. Анализ состояния релаксации как энергетического «антипода» стресса.

8. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса.

Рекомендуемая литература

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 

 

План проведения

Часть 1

1. Нервно-мышечная релаксация (НМР).

2. История возникновения и формирования метода.

3. Принципы построения упражнений и непосредственные эффекты их использования.

4. Характеристика процесса обучения навыкам нервно-мышечной релаксации.

5. Многовариантность использования методов НМР, его сочетание с другими методами психологической саморегуляции.

6. Профессионально-прикладное применение нервно-мышечной релаксации.

 

Часть 2

1. Аутогенная тренировка (АТ).

2. Содержание и история становления метода АТ.

3. Усвоение вербальных формулировок (формул самовнушения) в виде самоприказов как основная характеристика метода.

4. Механизм действия аутогенной тренировки: формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах.

5. Современные модификации аутогенной тренировки и направления их использования в профессионально-прикладной практике.

6. Разработка новых методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции.

Ч асть 3

1. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.

2. Экспериментальные исследования мысленного воспроизведения движений.

3. Основные феномены, сходство эффектов реального и мысленного воспроизведения движений.

4. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике.

5. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния.

 

Часть 4

1. Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции.

2. Данные о преимуществе восстановительных эффектов при применении методов психологической саморегуляции (нервно-мышечной релак­сации, аутогенной тренировки) по сравнению с пассивным отды­хом (пребыванием в спокойном нерабочем состоянии в течение неко­торого времени, равного по времени использованию процедур ПСР).

3. Профессионально-прикладное направление адаптации программ ПСР.

 

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 

План проведения

1. Понятие о медитации. Медитация и восточная философия.

2. Цели медитации.

3. Основные правила медитации.

4. Роль визуализации в медитации.

5. Роль дыхания в медитативной практике.

6. Различные школы восточных учений, практикующих медитативную технику. Сравнительная характеристика.

7. Медитация и измененное состояние сознание.

 

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 

План проведения

Часть 1

1. Медитация «избавления от нежелательной энергии».

2. Медитация чакр.

3. «Небесная и земная» медитация.

4. Созерцание предмета.

 

Часть 2

1. Счет дыхания и осознаваемое дыхание. Техника безопасности при использовании контроля дыхания в технике медитации.

2. Внимающая медитация.

3. Медитация на геометрических фигурах.

4. Медитация «лотос с тысячью лепестков».

 

Часть 3

1. Роль воздействия звуков на эмоциональное состояние человека.

2. Медитация с мантрой.

3. Медитация на музыке.

 

Часть 4

1. Медитация на собственном теле.

2. Формулы медитации.

3. Медитация на собственном теле как основа для медитации на позе.

4. Техника медитации на позе.

5. Применение медитации на позе в боевых искусствах.

 

Часть 5

1. Цветомедитация для достижения психической гармонии.

2. Лечебная цветомедитация при соматических расстройствах.

3. Медитация на мандалах.

 

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 

План проведения

 

1. Особенности построения программ обучения приемам психологической саморегуляции.

2. Понятие о сеансе психологической саморегуляции.

3. Типы обучающих программ: использование принципиально разных приемов самовоздействия на каждом сеансе психологической саморегуляции; последовательное обучение разным типам приемов.

4. Принцип комплексного построения обучающих/
тре­нинговых программ ПСР.

5. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции.

6. Понятие об актуальной, пролонгированной и отсроченной эффективности обучения.

7. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции.

8. Комплексы психологической релаксации и саморегуляции (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях.

9. Принципы проектирования и организации КПР в современных условиях функционирования организаций разных форм собственности, типа и уровня развития.

10. Методическое обеспечение работы КПР.

 

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 

 

Вопросы для контрольных работ

Контрольная работа № 1

1. Общее понятие о психологической саморегуляции (ПСР) как одном из уровней регуляции активности живых существ.

2. Использование психических средств отражения и моделирования реальности как отличительный признак психологической регуляции.

3. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта.

4. Психологическая саморегуляция функционального состояния.

5. Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний по типу профессионального стресса.

6. Оптимизация функционального состояния и работоспособности работающего человека как раздел психопрофилактического направления.

7. Соотношение понятий «психопрофилактика» и «психокоррекция».

8. Психопрофилактика профессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента.

9. Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности.

10. Основные классификации методов непосредственного воздействия на состояние человека.

11. Использование методов психологической саморегуляции с целью оптимизации функционального состояния и работоспособности человека.

12. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции.

13. Характеристика состояния релаксации как основного действующего фактора при использовании методов психологической саморегуляции.

14. Характеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодрствования.

15. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса.

 

Контрольная работа № 2

 

1. Нервно-мышечная релаксация (НМР).

2. Аутогенная тренировка (АТ).

3. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.

4. Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции.

5. Профессионально-прикладное направление адаптации программ ПСР.

 

Контрольная работа № 3

1. Понятие о медитации. Медитация и восточная философия.

2. Основные правила медитации.

3. Роль дыхания в медитативной практике. Особенности контроля дыхания. Негативные последствия контроля дыхания во время медитации.

4. Техника безопасности при медитативной практике.

5. Различные школы восточных учений, практикующих медитативную технику. Сравнительная характеристика.

6. Медитация и измененное состояние сознание.

7. Медитация «избавления от нежелательной энергии».

8. Медитация чакр.

9. «Небесная и земная» медитация.

10. Созерцание предмета.

11. Счет дыхания и осознаваемое дыхание.

12. Техника безопасности при использовании контроля дыхания в технике медитации.

13. Внимающая медитация.

14. Медитация на геометрических фигурах.

15. Медитация «лотос с тысячью лепестков».

16. Медитация с мантрой.

17. Медитация на музыке.

18. Медитация на собственном теле.

19. Цветомедитация для достижения психической гармонии.

20. Лечебная цветомедитация при соматических расстройствах.

21. Медитация на мандалах.

 

Темы рефератов

1. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта.

2. Психологическая саморегуляция функционального состояния

3. Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний по типу профессионального стресса.

4. Общие основы психопрофилактики как направления исследовательской и прикладной работы.

5. Психопрофилактика профессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента.

6. Характеристика состояния релаксации как основного действующего фактора при использовании методов психологической саморегуляции.

7. Анализ состояния релаксации как энергетического «антипода» стресса.

8. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса.

9. Нервно-мышечная релаксация (НМР).

10. Аутогенная тренировка (АТ).

11. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.

12. Медитация и восточная философия.

13. Различные школы восточных учений, практикующих медитативную технику. Сравнительная характеристика.

14. Медитация и измененное состояние сознание.

15. Особенности построения программ обучения приемам психологической саморегуляции.

16. Комплексы психологической релаксации и саморегуляции (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Общее понятие о психологической саморегуляции (ПСР) как одном из уровней регуляции активности живых существ.

2. Использование психических средств отражения и моделирования реальности как отличительный признак психологической регуляции.

3. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта.

4. Психологическая саморегуляция функционального состояния.

5. Определения психологической (психической) саморегуляции состояния человека.

6. Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний по типу профессионального стресса.

7. Оптимизация функционального состояния и работоспособности работающего человека как раздел психопрофилактического направления.

8. Психопрофилактика профессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента.

9. Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности.

10. Основные классификации методов непосредственного воздействия на состояние человека.

11. Общая целевая направленность методов психологической саморегуляции состояния.

12. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции.

13. Характеристика состояния релаксации как основного действующего фактора при использовании методов психологической саморегуляции.

14. Характеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодрствования.

15. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса.

16. Нервно-мышечная релаксация (НМР).

17. Аутогенная тренировка (АТ).

18. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.

19. Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции.

20. Профессионально-прикладное направление адаптации программ ПСР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.681 с.)