Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Организационные формы внедрения методов психологической саморегуляции функционального

Поиск

Особенности построения программ обучения приемам психоло­гической саморегуляции. Понятие о сеансе психологической саморегуляции. Центральные и вспомогательные средства и приемы самоуправления состоянием. Типы обучающих программ: использование принципиально разных приемов самовоздействия на каждом сеансе психологической саморегуляции; последовательное обучение разным типам приемов. Принцип комплексного построения обучающих/тренинговых программ ПСР. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции. Понятие об актуальной, пролонгированной и отсроченной эффективности обучения. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции.

Комплексы психологической релаксации и саморегуляции (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях. Принципы проектирования и организации КПР в современных условиях функционирования организаций разных форм собственности, типа и уровня развития. Методическое обеспечение работы КПР. Технология обучения навыкам ПСР и организации тренингов ПСР. Принципы подготовки инструкторов, методистов-психологов для работы в КПР*. Требования к функциональному дизайну КПР. Анализ опыта работы реально действующих КПР.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основными видами учебной работы являются: практические занятия, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Имитационные игры (ролевые), метод проектов, кейс-метод, тренинги, беседы, дискуссии, разбор конкретных профессиональных ситуаций, заслушивание рефератов.

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам, пропущенных занятий, написание рефератов.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт с оценкой, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятиепотеме 1. Понятие

О психологической саморегуляции функционального

Состояния человека

План проведения

1. Общее понятие о психологической саморегуляции (ПСР) как одном из уровней регуляции активности живых существ.

2. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта.

3. Психологическая саморегуляция функционального состояния.

4. Психологическая саморегуляция функционального состояния субъекта труда как условие осуществления трудовой деятельности.

5. Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний по типу профессионального стресса.

6. Общие основы психопрофилактики как направления исследовательской и прикладной работы.

7. Оптимизация функционального состояния и работоспособности работающего человека как раздел психопрофилактического направления.

8. Психопрофилактика профессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента.

9. Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности.

10. Методы внешнего воздействия на функциональное состояние и методы психологической саморегуляции.

Рекомендуемая литература

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 

 

Практическое занятие по теме 2. Общая характеристика методов психологической саморегуляции функциональных состояний человека

План проведения

1. Общая целевая направленность методов психологической саморегуляции состояния.

2. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции.

3. Активность субъекта по отношению к оказываемому воздействию – необходимое условие эффективного использования методов психологической саморегуляции.

4. Характеристика состояния релаксации как основного действующего фактора при использовании методов психологической саморегуляции.

5. Формирование специфического состояния сниженного бодрствования – состояния релаксации – в качестве основного фактора изменения функционального состояния при использовании методов психологической саморегуляции.

6. Характеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодрствования.

7. Анализ состояния релаксации как энергетического «антипода» стресса.

8. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса.

Рекомендуемая литература

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 

 

Практическое занятиепотеме 3. Методы

Психологической саморегуляции

План проведения

Часть 1

1. Нервно-мышечная релаксация (НМР).

2. История возникновения и формирования метода.

3. Принципы построения упражнений и непосредственные эффекты их использования.

4. Характеристика процесса обучения навыкам нервно-мышечной релаксации.

5. Многовариантность использования методов НМР, его сочетание с другими методами психологической саморегуляции.

6. Профессионально-прикладное применение нервно-мышечной релаксации.

 

Часть 2

1. Аутогенная тренировка (АТ).

2. Содержание и история становления метода АТ.

3. Усвоение вербальных формулировок (формул самовнушения) в виде самоприказов как основная характеристика метода.

4. Механизм действия аутогенной тренировки: формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах.

5. Современные модификации аутогенной тренировки и направления их использования в профессионально-прикладной практике.

6. Разработка новых методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции.

Ч асть 3

1. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.

2. Экспериментальные исследования мысленного воспроизведения движений.

3. Основные феномены, сходство эффектов реального и мысленного воспроизведения движений.

4. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике.

5. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния.

 

Часть 4

1. Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции.

2. Данные о преимуществе восстановительных эффектов при применении методов психологической саморегуляции (нервно-мышечной релак­сации, аутогенной тренировки) по сравнению с пассивным отды­хом (пребыванием в спокойном нерабочем состоянии в течение неко­торого времени, равного по времени использованию процедур ПСР).

3. Профессионально-прикладное направление адаптации программ ПСР.

 

А) Основная литература:

1.Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.

Б) Дополнительная литература:

1.Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012 – 96 с.

2.Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

3.Доля Р. Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей. – М., 2012. – 112 с.

4.Криттон Э. Избранные медитации для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 160 с.

5.Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

6.Лой-Со. Мудры. Мантры. Медитации. Основные практики. – М.: Сектор, 2010. – 160 с.

7.Медитация. 48 мандал для раскрашивания. – М., 2010. – 48 с.

8.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 520 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.011 с.)