Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По специальности 020400, специализации «Психологическое консультирование»↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа Государственного экзамена По специальности 020400, специализации «Психологическое консультирование» Часть 1. Общая психология
Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке. Предмет психологии. Эволюция представлений о предмете психологии от античных времен до 21 века. Понятие о психике и психических явлениях. Специфика психических явлений и трудности их изучения. Классификация прикладных отраслей психологии. Задачи психологии в области здравоохранения, образования, производства, социальной работы и пр.
Организационные и эмпирические методы. Наблюдение и самонаблюдение. Эксперимент и требования к его проведению. Биографический метод. Моделирование психических явлений. Психологическое тестирование. Надежность и валидность тестов. Нормы и интерпретация результатов тестов. Личностные опросники. Проективные методики. Беседа. Интервью. Методы количественного и качественного анализа эмпирических данных. Интерпретационные методы.
Филогенез нервной системы и психики. Раздражимость и чувствительность. Возникновение простейших форм психического отражения. Эволюция психики как эволюция адаптивности. Инстинкты. Навыки. Интеллектуальное поведение животных. Отличия психики животных от психики человека. Становление человека и возникновение сознания. Многообразие концепций антропогенеза.
Понятие бихевиоризма. Схема «стимул – реакция» как единица поведения по Д.Уотсону. Научение как формирование поведения. Теории научения. Теория Э.Торндайка. Классическое обусловливание И.Павлова. Оперантное обусловливание Скиннера. Поощрение, наказание и игнорирование как формы подкрепления поведения. Теория А.Бандуры. Наблюдение, моделирование и чувство самоэффективности как формы подкрепления поведения.
Психодинамические концепции, объясняющие поведение человека через конфликт его бессознательного и реальности, динамику неосознаваемого и сознания. Основные понятия в концепциях психоаналитического направления. Психоаналитическая теория З.Фрейда и метод психоанализа. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Юнга. Транзактный анализ Э.Берна. Трансперсональная психология С.Грофа. Гуманистический или экзистенциональный психоанализ Э.Фромма.
Понятие гештальта и гештальтпсихологии. М.Вертгеймер и законы восприятия. Целостность восприятия. Закон близости, закон сходства, закон естественного продолжения, закон замкнутости, закон интерпретации, закон прегнантности. Феномен фигуры и фона. В.Келер и исследование мышления. Понятие инсайта. Работы К.Коффки в области гештальтпсихологии. Теория поля К.Левина. Гештальт-терапия Ф.Перлза.
Теория культурно-исторического развития высших психических функций и сознания Л.С.Выготского. Понятие высших психических функций и их социальная природа. Язык, орудия труда и система знаков как факторы филогенетического и онтогенетического развития. Развитие психики человека в процессах труда, познания и общения (Б.Г.Ананьев). Интериоризация и экстериоризация. Роль труда в возникновении сознания (А.Н.Леонтьев). Понятие, структура и виды деятельности человека (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
Основные объединяющие понятия концепций гуманистического направления в психологии: уникальность субъективного опыта личности, стремление личности к самоактуализации, перенос центра анализа на рассмотрение психически здоровой и полноценно реализующей себя творческой личности, подчеркивание активного и продуктивного характера её развития. «Пирамида» человеческих потребностей и ценности самоактуализирующейся личности по А.Маслоу. «Клиент-центрированная» терапия К.Роджерса. Причина неврозов и понятие «экзистенционального вакуума» в концепциях психологов-гуманистов. Логотерапия В.Франкла и понятие самодетерминации личности.
Когнитивная психология как направление психологической науки о закономерностях переработки информации познавательными психическими процессами. Области исследования когнитивной психологии. Теория интеллекта Ж.Пиаже. Теория познания Д.Брунера. Понятие искусственного интеллекта. Работы У.Найссера и Дж.Миллера. Понятие иконической памяти Дж.Сперлинга. Трехкомпанентная модель памяти Р.Аткинсона. Когнитивная социальная психология.
Понятие психологической защиты. Я-концепция и защитные механизмы личности. Механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, замещение, проекция, рационализация и др. – их примеры. Внешние проявления психологической защиты. Конструктивные и неконструктивные типы защит. Защитные механизмы и неврозы. Развитие защитных механизмов у детей. Факторы осознания психологических защит и копинг-поведение. Эффективные и неэффективные стратегии совладающего поведения.
Психофизика. Влияние работ Г.Фехнера на развитие экспериментальной психологии. Чувствительность и пороговая зона. Виды порогов чувствительности. Субсенсорная зона. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Закон С.Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.Забродина.
Сенсорное отражение. Рефлекторная структура сенсорного процесса. Понятие анализатора. Характеристики ощущений: локализация, отражение движения, длительности, модальность, интенсивность. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Сенсибилизация и синестезия. Значение ощущений и их виды. Особая роль осязания в структуре сенсорно-перцептивной организации человека (по Б.Г.Ананьеву).
Перцептивный уровень психического отражения. Процесс становления перцептивного образа, стадии перцептогенеза. Пространственно-временные, модальные и интенсивностные характеристики восприятия. Предметность, целостность, константность, обобщенность, избирательность и осмысленность восприятия. Апперцепция. Влияние установки на восприятие. Виды перцептивных образов.
Понятие о первичных и вторичных образах. Представление и его характеристики в сравнении с восприятием: пространственные (панорамность, обособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, топографическая схематизация), временные (симультанность, несохранение длительности, прочность сохранения временной последовательности), модальные и интенсивностные. Фрагментарность, неустойчивость и обобщенность представлений. Виды представлений и их роль в жизни и деятельности человека.
Память как сквозной компонент всех психических процессов и интегратор психики. Классификация основных видов и процессов памяти. Кратковременная, долговременная, оперативная; образная, моторная, эмоциональная и др. виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Способы развития памяти. Основные мнемические приёмы (построение образов, размещение в пространстве, ассоциации по сходству, контрасту и т.д.). Приемы заучивания, роль повторения и организации заучиваемого материала. «Кривая забывания» Эббингауза. Влияние мотивации и установок на мнемические процессы.
Понятие о внимании и его функциях: направленность, сосредоточенность, контроль и регуляция деятельности. Связь внимания с другими психическими процессами. Физиологические механизмы внимания. Основные виды внимания. Непроизвольное внимание. Особенности произвольного и послепроизвольного внимания. Внимание и самоконтроль. Явления рассеянности и сосредоточенности. Основные свойства внимания: объем, избирательность, концентрированность, устойчивость, переключаемость, распределяемость и др. Методы диагностики свойств внимания.
Мышление как высшая психическая функция. Классификация и характеристики мышления. Мышление предметное, образное, словесно-логическое; теоретическое и практическое; репродуктивное и творческое; дискурсивное и интуитивное. Формы словесно-логического мышления (понятия, суждения, умозаключения). Допонятийный и понятийный уровни мышления. Мышление как процесс. Проблемная ситуация как стимул мыслительного процесса. Фазовая динамика мыслительного процесса. Мыслительные операции. Непроизвольно и произвольно регулируемые тенденции мыслительного процесса (инкубация, инсайт, интуиция).
Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Функции и виды речи. Механизмы порождения и понимания речи. Текст и подтекст речи. Диалог, монолог, полилог. Невербальные средства общения. Паралингвистические компоненты речи. Язык и сознание. Формы языка: понятийный язык, язык схем, символов, жестов, танцев, ритуалов и т.д. Значение и личностный смысл. Слово как форма отражения действительности. Развитие речи в онтогенезе. Психосемантика. Вербальное и невербальное общение.
Понятие эмоций. Основные направления развития представлений об эмоциях. Назначение и виды эмоциональных процессов. Эмоциональные состояния. Экспериментальное исследование эмоций. Психологический, физиологический и экспрессивный аспекты эмоций. Выражение эмоций. Функции и свойства эмоций. Теории эмоций. Трехкомпонентная теория эмоций В.Вундта. Теория эмоций У.Джемса-К.Ланге. Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации. Когнитивные теории эмоций. Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.
Виды эмоциональных явлений: эмоциональные реакции, настроение, аффект, чувства, страсть, эмоциональный стресс. Базовые и производные эмоции человека. Отличительные признаки аффекта. Эмоциональные свойства. Характеристики чувств. Чувства и отношения личности. Классификации чувств: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Социальные чувства: зависть, ревность, любовь, ненависть и др.
Понятие психического состояния. Характеристики и функции психических состояний. Классификация психических состояний. Эмоциональные, активационные, тонические и тензионные состояния. Теория переживания критических ситуаций Ф.Е.Василюка и психические состояния. Стрессовые состояния. Теория стресса Г.Селье. Понятие фрустрации. Реакции на фрустрацию. Функциональные состояния. Настроение. Диагностика состояний. Управление состояниями.
Понятие интеллекта. Природа и функции интеллекта. Структура интеллекта. Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже. Теории интеллекта: двухфакторная модель интеллекта Ч.Спирмена, многофакторная модель интеллекта Л.Терстоуна и Дж.Гилфорда, концепция интеллекта как ментального опыта М.А.Холодной. Измерение интеллекта. Понятие и концепции креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Характеристики творческой личности. Диагностика креативности.
Понятие воли в психологии. Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Самодетерминация и саморегуляция. Функции воли. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Волевые процессы и их изучение.
Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Факторы и условия, влияющие на изменение свойств темперамента. Гуморальная, конституциональная, нейродинамическая теории темперамента. Типологии темперамента Э.Кречмера, У.Шелдона, И.Павлова, Г.Айзенка и другие. Свойства темперамента. Исследование свойств темперамента в школе Б.М.Теплова-В.Н.Небылицына-В.М.Русалова.
Понятие характера. Соотношение темперамента и характера. Социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Концепция отношений личности В.Н.Мясищева и проблема характера. Свойства и структура характера. Типологии характера. Социальные типы характеров по Э.Фромму. Методы исследования характера.
Понятие акцентуаций личности. Акцентуации как характерологические особенности. Теория психопатической личности П.Б.Ганнушкина и типология характеров. Критерии дифференциации акцентуаций и психопатий. Типология акцентуаций К.Леонгарда и А.Е.Личко. Гармоничная и акцентуированная личность. Методы диагностики акцентуаций.
Понятие способностей. Признаки способностей по Б.П.Теплову. Задатки. Общие и специальные способности. Виды общих способностей по В.Н.Дружинину. Понятие одаренности, таланта, гениальности. Ф.Гальтон – основоположник эмпирического изучения способностей. Интеллект как общая познавательная способность. Общие творческие способности.
Понятие потребности, мотива и направленности. Биологические, социальные и духовные потребности человека. Мотив, цель и намерение в структуре деятельности. Мотивация и личность. Направленность как относительно устойчивая доминирующая система мотивационных образований. Структура направленности: потребности, интересы, мотивы, ценности, мировоззрение.
Психологическая теория целостного человека Б.Г.Ананьева. Понятие индивида и индивидные свойства: возрастно-половые, конституциональные и нейродинамические, динамика психофизиологических функций, структура органических потребностей, задатки и темперамент. Понятие и структура личности по Б.Г.Ананьеву: мотивы и направленность, характер, ценности, социальные роли. Понятие и структура «субъекта деятельности»: сознание, активность, деятельность, субъектные характеристики (когнитивные, коммуникативные, трудоспособность). Понятие индивидуальности. Онтогенез, социализация и жизненный путь личности.
Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания. Структурный анализ сознания. Измененные состояния сознание. Субъект и объект самосознания. Я-концепция как результат самосознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. ЛИТЕРАТУРА 1. Аверин В.А. Психология личности. СПб., 2007. 2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб., 2002. 3. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.- СПб, Речь,2003 4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2004. 5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2008. 6. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 2010. 7. Большой психологический словарь/ сост.и общ.ред.Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб.,2003. 8. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2010. 9. Веккер Л.М. Психика и реальность, СПб.- М., 2008. 10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2010. 11. Гроф С. За пределами мозга. М. 1992. 12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2007.
14. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2010. 15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2010. 16. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000. 17. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2007. 18. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова, М., 2002. 19. Куликов Л. В. Психические состояния. СПб., 2000. 20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.,2006. 21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2008. 22. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 23. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2010. 24. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М.:Рефл-бук, Ваклер, 2007. 25. Общая психология. В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. М.: Академия, 2006-09. 26. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000. 27. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 2007. 28. Психология / Под ред. А. А. Крылова. М., 2011. 29. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Составитель Куликов Л.В. СПб., 2000. 30. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.,2006 31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2008. 32. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999. 33. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 6-е изд. М.: Смысл, 2008. 34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р.-Д., Феникс, 2007. 35. Франкл В.Человек в поисках смысла. М., 2008. 36. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 2005. 37. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2004. 38. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 2007. 39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- Спб, 2005. 40. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 2002. Технологии посредничества. Посредничество как особая форма переговоров по разрешению конфликтов. Функции посредника. Принципы медиации: добровольность, равенство, конфиденциальность, нейтральность посредника. Роль посредника в разрешении конфликта. Инструменты управления поведением сторон в ходе медиации. Процедура посредничества. Особенности применения посредничества в социальной работе. Литература: 1. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина, – СПб., 1999. 2. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов, СПб., 1999. 3. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах, – Калуга, 2004.
Профориентация и профотбор. Определение основных понятий: оптант, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, профориентация, профотбор. Цели и задачи профориентации и профотбора. Современная система профориентации и профотбора: консультационные центры, службы занятости, рекрутинговые агентства по подбору персонала, кадровые службы предприятий. Выбор критериев для профориентации и профотбора: мотивация, интеллект, личные качества. Концепция профессионально важных качеств (ПВК) в профотборе. Классификации профессий. Методы изучения профессий: теоретический, трудовой, эмпирические, инженерное проектирование профессий. Профессиограмма и психограмма.
Литература: 1. История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века). Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983. 2. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. 3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие. /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2006. 4. Толочек В.А. Современная психология труда.: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 5. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. СПб., 2002.
Программа Государственного экзамена по специальности 020400, специализации «Психологическое консультирование» Часть 1. Общая психология
Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке. Предмет психологии. Эволюция представлений о предмете психологии от античных времен до 21 века. Понятие о психике и психических явлениях. Специфика психических явлений и трудности их изучения. Классификация прикладных отраслей психологии. Задачи психологии в области здравоохранения, образования, производства, социальной работы и пр.
Организационные и эмпирические методы. Наблюдение и самонаблюдение. Эксперимент и требования к его проведению. Биографический метод. Моделирование психических явлений. Психологическое тестирование. Надежность и валидность тестов. Нормы и интерпретация результатов тестов. Личностные опросники. Проективные методики. Беседа. Интервью. Методы количественного и качественного анализа эмпирических данных. Интерпретационные методы.
Филогенез нервной системы и психики. Раздражимость и чувствительность. Возникновение простейших форм психического отражения. Эволюция психики как эволюция адаптивности. Инстинкты. Навыки. Интеллектуальное поведение животных. Отличия психики животных от психики человека. Становление человека и возникновение сознания. Многообразие концепций антропогенеза.
Понятие бихевиоризма. Схема «стимул – реакция» как единица поведения по Д.Уотсону. Научение как формирование поведения. Теории научения. Теория Э.Торндайка. Классическое обусловливание И.Павлова. Оперантное обусловливание Скиннера. Поощрение, наказание и игнорирование как формы подкрепления поведения. Теория А.Бандуры. Наблюдение, моделирование и чувство самоэффективности как формы подкрепления поведения.
Психодинамические концепции, объясняющие поведение человека через конфликт его бессознательного и реальности, динамику неосознаваемого и сознания. Основные понятия в концепциях психоаналитического направления. Психоаналитическая теория З.Фрейда и метод психоанализа. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Юнга. Транзактный анализ Э.Берна. Трансперсональная психология С.Грофа. Гуманистический или экзистенциональный психоанализ Э.Фромма.
Понятие гештальта и гештальтпсихологии. М.Вертгеймер и законы восприятия. Целостность восприятия. Закон близости, закон сходства, закон естественного продолжения, закон замкнутости, закон интерпретации, закон прегнантности. Феномен фигуры и фона. В.Келер и исследование мышления. Понятие инсайта. Работы К.Коффки в области гештальтпсихологии. Теория поля К.Левина. Гештальт-терапия Ф.Перлза.
Теория культурно-исторического развития высших психических функций и сознания Л.С.Выготского. Понятие высших психических функций и их социальная природа. Язык, орудия труда и система знаков как факторы филогенетического и онтогенетического развития. Развитие психики человека в процессах труда, познания и общения (Б.Г.Ананьев). Интериоризация и экстериоризация. Роль труда в возникновении сознания (А.Н.Леонтьев). Понятие, структура и виды деятельности человека (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
Основные объединяющие понятия концепций гуманистического направления в психологии: уникальность субъективного опыта личности, стремление личности к самоактуализации, перенос центра анализа на рассмотрение психически здоровой и полноценно реализующей себя творческой личности, подчеркивание активного и продуктивного характера её развития. «Пирамида» человеческих потребностей и ценности самоактуализирующейся личности по А.Маслоу. «Клиент-центрированная» терапия К.Роджерса. Причина неврозов и понятие «экзистенционального вакуума» в концепциях психологов-гуманистов. Логотерапия В.Франкла и понятие самодетерминации личности.
Когнитивная психология как направление психологической науки о закономерностях переработки информации познавательными психическими процессами. Области исследования когнитивной психологии. Теория интеллекта Ж.Пиаже. Теория познания Д.Брунера. Понятие искусственного интеллекта. Работы У.Найссера и Дж.Миллера. Понятие иконической памяти Дж.Сперлинга. Трехкомпанентная модель памяти Р.Аткинсона. Когнитивная социальная психология.
Понятие психологической защиты. Я-концепция и защитные механизмы личности. Механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, замещение, проекция, рационализация и др. – их примеры. Внешние проявления психологической защиты. Конструктивные и неконструктивные типы защит. Защитные механизмы и неврозы. Развитие защитных механизмов у детей. Факторы осознания психологических защит и копинг-поведение. Эффективные и неэффективные стратегии совладающего поведения.
Психофизика. Влияние работ Г.Фехнера на развитие экспериментальной психологии. Чувствительность и пороговая зона. Виды порогов чувствительности. Субсенсорная зона. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Закон С.Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.Забродина.
Сенсорное отражение. Рефлекторная структура сенсорного процесса. Понятие анализатора. Характеристики ощущений: локализация, отражение движения, длительности, модальность, интенсивность. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Сенсибилизация и синестезия. Значение ощущений и их виды. Особая роль осязания в структуре сенсорно-перцептивной организации человека (по Б.Г.Ананьеву).
Перцептивный уровень психического отражения. Процесс становления перцептивного образа, стадии перцептогенеза. Пространственно-временные, модальные и интенсивностные характеристики восприятия. Предметность, целостность, константность, обобщенность, избирательность и осмысленность восприятия. Апперцепция. Влияние установки на восприятие. Виды перцептивных образов.
Понятие о первичных и вторичных образах. Представление и его характеристики в сравнении с восприятием: пространственные (панорамность, обособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, топографическая схематизация), временные (симультанность, несохранение длительности, прочность сохранения временной последовательности), модальные и интенсивностные. Фрагментарность, неустойчивость и обобщенность представлений. Виды представлений и их роль в жизни и деятельности человека.
Память как сквозной компонент всех психических процессов и интегратор психики. Классификация основных видов и процессов памяти. Кратковременная, долговременная, оперативная; образная, моторная, эмоциональная и др. виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Способы развития памяти. Основные мнемические приёмы (построение образов, размещение в пространстве, ассоциации по сходству, контрасту и т.д.). Приемы заучивания, роль повторения и организации заучиваемого материала. «Кривая забывания» Эббингауза. Влияние мотивации и установок на мнемические процессы.
Понятие о внимании и его функциях: направленность, сосредоточенность, контроль и регуляция деятельности. Связь внимания с другими психическими процессами. Физиологические механизмы внимания. Основные виды внимания. Непроизвольное внимание. Особенности произвольного и послепроизвольного внимания. Внимание и самоконтроль. Явления рассеянности и сосредоточенности. Основные свойства внимания: объем, избирательность, концентрированность, устойчивость, переключаемость, распределяемость и др. Методы диагностики свойств внимания.
Мышление как высшая психическая функция. Классификация и характеристики мышления. Мышление предметное, образное, словесно-логическое; теоретическое и практическое; репродуктивное и творческое; дискурсивное и интуитивное. Формы словесно-логического мышления (понятия, суждения, умозаключения). Допонятийный и понятийный уровни мышления. Мышление как процесс. Проблемная ситуация как стимул мыслительного процесса. Фазовая динамика мыслительного процесса. Мыслительные операции. Непроизвольно и произвольно регулируемые тенденции мыслительного процесса (инкубация, инсайт, интуиция).
Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Функции и виды речи. Механизмы порождения и понимания речи. Текст и подтекст речи. Диалог, монолог, полилог. Невербальные средства общения. Паралингвистические компоненты речи. Язык и сознание. Формы языка: понятийный язык, язык схем, символов, жестов, танцев, ритуалов и т.д. Значение и личностный смысл. Слово как форма отражения действительности. Развитие речи в онтогенезе. Психосемантика. Вербальное и невербальное общение.
Понятие эмоций. Основные направления развития представлений об эмоциях. Назначение и виды эмоциональных процессов. Эмоциональные состояния. Экспериментальное исследование эмоций. Психологический, физиологический и экспрессивный аспекты эмоций. Выражение эмоций. Функции и свойства эмоций. Теории эмоций. Трехкомпонентная теория эмоций В.Вундта. Теория эмоций У.Джемса-К.Ланге. Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации. Когнитивные теории эмоций. Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.
Виды эмоциональных явлений: эмоциональные реакции, настроение, аффект, чувства, страсть, эмоциональный стресс. Базовые и производные эмоции человека. Отличительные признаки аффекта. Эмоциональные свойства. Характеристики чувств. Чувства и отношения личности. Классификации чувств: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Социальные чувства: зависть, ревность, любовь, ненависть и др.
Понятие психического состояния. Характеристики и функции психических состояний. Классификация психических состояний. Эмоциональные, активационные, тонические и тензионные состояния. Теория переживания критических ситуаций Ф.Е.Василюка и психические состояния. Стрессовые состояния. Теория стресса Г.Селье. Понятие фрустрации. Реакции на фрустрацию. Функциональные состояния. Настроение. Диагностика состояний. Управление состояниями.
Понятие интеллекта. Природа и функции интеллекта. Структура интеллекта. Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже. Теории интеллекта: двухфакторная модель интеллекта Ч.Спирмена, многофакторная модель интеллекта Л.Терстоуна и Дж.Гилфорда, концепция интеллекта как ментального опыта М.А.Холодной. Измерение интеллекта. Понятие и концепции креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Характеристики творческой личности. Диагностика креативности.
Понятие воли в психологии. Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Самодетерминация и саморегуляция. Функции воли. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Волевые процессы и их изучение.
Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Факторы и условия, влияющие на изменение свойств темперамента. Гуморальная, конституциональная, нейродинамическая теории темперамента. Типологии темперамента Э.Кречмера, У.Шелдона, И.Павлова, Г.Айзенка и другие. Свойства темперамента. Исследование свойств темперамента в школе Б.М.Теплова-В.Н.Небылицына-В.М.Русалова.
Понятие характера. Соотношение темперамента и характера. Социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Концепция отношений личности В.Н.Мясищева и проблема характера. Свойства и структура характера. Типологии характера. Социальные типы характеров по Э.Фромму. Методы исследования характера.
Понятие акцентуаций личности. Акцентуации как характерологические особенности. Теория психопатической личности П.Б.Ганнушкина и типология характеров. Критерии дифференциации акцентуаций и психопатий. Типология акцентуаций К.Леонгарда и А.Е.Личко. Гармоничная и акцентуированная личность. Методы диагностики акцентуаций.
Понятие способностей. Признаки способностей по Б.П.Теплову. Задатки. Общие и специальные способности. Виды общих способностей по В.Н.Дружинину. Понятие одаренности, таланта, гениальности. Ф.Гальтон – основоположник эмпирического изучения способностей. Интеллект как общая познавательная способность. Общие творческие способности.
Понятие потребности, мотива и направленности. Биологические, социальные и духовные потребности человека. Мотив, цель и намерение в структуре деятельности. Мотивация и личность. Направленность как относительно устойчивая доминирующая система мотивационных образований. Структура направленности: потребности, интересы, мотивы, ценности, мировоззрение.
Психологическая теория целостного человека Б.Г.Ананьева. Понятие индивида и индивидные свойства: возрастно-половые, конституциональные и нейродинамические, динамика психофизиологических функций, структура органических потребностей, задатки и темперамент. Понятие и структура личности по Б.Г.Ананьеву: мотивы и направленность, характер, ценности, социальные роли. Понятие и структура «субъекта деятельности»: сознание, активность, деятельность, субъектные характеристики (когнитивные, коммуникативные, трудоспособность). Понятие индивидуальности. Онтогенез, социализация и жизненный путь личности.
Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания. Структурный анализ сознания. Измененные состояния сознание. Субъект и объект самосознания. Я-концепция как результат самосознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого.
|
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.011 с.)