Система санкций (наказания и поощрения) в различных психологических теориях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система санкций (наказания и поощрения) в различных психологических теориях



Функция поощрений и наказаний — регуляция поведения ребенка посредством положительного или отрицательного подкрепления его действий.

Психоанализ. Родители, являясь носителями социальных норм, ограничивающих врожденные эротические влечения ребенка, подчиненного принципу удовольствия, прибегают в процессе его воспитания к различного рода репрессивным мерам и наказаниям. По мере формирования структуры Супер-Эго и интроекции социальных норм, запретов и правил, выступающих в форме родительский требований, внешняя регуляция поведения ребенка преобразуется в саморегуляцию, когда основным механизмом становится моральная тревога, чувство вины, стыда, самообвинение.

Индивидуальная психология. Согласно Адлеру, основной целью развития личности является преодоление чувства неполноценности и упрочение чувства превосходства. Источниками формирования комплекса неполноценности в детстве являются неполноценность органов, чрезмерная опека (потворствование) и отвержение со стороны родителей. Адлер делает акцент на системе поощрений и положительных подкреплений, справедливо полагая, что любое наказание подкрепляет чувство неполноценности и ведет к формированию устойчивого ее комплекса. Наказания порождают озлобленность, равно как и метод принуждения и метод командования ребенком. Такое воспитание не обеспечивает у ребенка формирования социального интереса и направленности на социальные цели. Взаимоуважение членов семьи является, по мнению Адлера, главным принципом семейного воспитания. Следование ему ведет к отказу от «силовых» методов воспитания, признанию необходимости учета интересов и потребностей ребенка и приоритетности стратегии поддержки и поощрений. Функция поощрения обеспечивает ребенку переживание чувства собственного достоинства и уважения к своей личности. Одним из важнейших методов воспитания Адлер считает метод использования естественных логических рассуждений, помогающий ребенку на практике осознать или прочувствовать последствия и результаты своих действий.

В поведенческом (бихевиоральном) подходе проблема наказаний и поощрений рассматривается в контексте теорий научения как вопрос об организации эффективной системы положительных и отрицательных подкреплений для формирования социально желательного поведения. Б.Ф. Скиннер рассматривает проблему наказаний и поощрений в рамках созданной им теории оперантного научения. Скиннер выявил условия эффективности подкрепления. Во-первых, оно должно: немедленно следовать за поведением, отсрочка во времени снижает эффективность подкрепле­ния. Причем чем младше ребенок, тем более важным становится выполнение этого требования. Во-вторых, контроль должен быть систематическим и постоянным — ни один поступок, ни одна реакция ребенку не должны остаться без подкрепления, положительного или отрицательного. В-третьих, подкрепление, должно соответствовать интересам и потребностям контролируе­мого человека.

Разработанные на основе оперантной теории научения Скиннера методы поведенческой терапии широко используются в практике воспитания Детей и подростков в образовательных учреждениях и в семье. Вместе с тем использование данной системы воспитания почти неминуемо приводит к нежелательному побочному эффекту — формированию прагматической ценностной ориентации субъекта, морали «выгодного обмена» по принципу: ты — мне, я — тебе.

Проблема формирования саморегуляции на основе самонаказания и самоподкрепления разрабатывалась в теории социального научения А. Бандуры. Подражание социальным моделям поведения, получающим позитивное подкрепление, является в теории социального научения основным путем приобретения ребенком новых форм поведения, которые, таким o6разом, можно приобрести и в отсутствие внешнего подкрепления. Для саморегуляции поведения особенно важно, чтобы субъект мог предвидеть возможные последствия и результаты действия и учитывать их при построении собственного поведения. В процессе развития человек переходит от внешних форм регуляции поведения к саморегуляции, основанной уже не на внешних подкреплениях, а на внутренних ограничениях, самонаказании и самопоощрении. Говоря о самонаказании, Бандура указывает на то, что в процессе социализации ребенок обычно переживает такую последовательность событий: проступок — состояние внутреннего дискомфорта и тревоги — наказание — облегчение. Наказание является событием, снимающим тяжелое эмоциональное состояние, связанное с переживанием нарушения принятых норм поведения. Именно поэтому зачастую наказание воспринимается человеком как определенное благо, избавляющее от тревожных чувств и самоосуждения. Итак, поощрения и наказания в теории социального научения Бандуры выступают не просто как внешняя детерминанта, определяющая поведение ребенка, но как форма: внутреннего контроля и саморегуляции на основе самоподкрепления.

В гештальтпсихологии психологический анализ поощрений и наказаний представлен в; работе К. Левина «О поощрении и наказании». Согласно Левину, ситуацию наказания составляют три главных элемента: задача (неприятная или неинтересная для ребенка), угроза наказания, барьеры (физические и психологические), которые ставит взрослый, считая, что ребенок постарается уклониться и от решения задачи, и от наказания. Однако, по мнению Левина, в ситуации угрозы наказания у ребенка не возникает положительного отношения к задаче и стремления к ее решению. Напротив, в ситуации угрозы наказания создающаяся отрицательная валентность приводит к формированию у ребенка устойчивого нежелания выполнять задачу, негативизму как в отношении задачи, так и в отношении взрослого. Поощрение также интерпретируется Левином с позиций теории «поля». Необходимость поощрения определяется наличием барьеров в решении ребенком поставленной задачи. Для преодоления этого барьера взрослый спомощью поощрения придает этой задаче дополнительную положительную валентность, чтобы переструктурировать поле и облегчить ребенку преодоление барьера. Таким образом взрослый объединяет неприятную для ребенка (выполнение поставленной задачи) и приятную (получение поощрения) ситуацию единым барьером и создает условия для выполнения задачи.

В гуманистической психологии исходным положением является утверждение самоценности личности ребенка и принципа равноправия и уважения как основополагающего в воспитании. Базовой установкой гуманистической психологии является эмпатическое принятие ребенка, безоценочность и уважение права ребенка на выбор собственного пути развития. В гуманистическом подходе подчеркивается недопустимость наказаний в его воспитании. Напротив, основой воспитания должны стать любовь, взаимопонимание, уважение к ребенку, поощрение его активности, самостоятельности, инициативы и творчества. Поощрения и равноправное, сотрудничества со взрослым являются основными способами воспитания в ребенке личности. Свобода и поощрения должны составить основу методов воспитания ребенка. Спектр негативных последствий наказаний для развития личности ребенка включает чувство отверженности, страх потери родительской любви, детскую ревность, амбивалентное отношение к родителям, детскую ложь, социальные провокации (Фромм).

Выбор тех или иных способов поощрений и наказаний в воспитании ребенка должен определяться четким осознанием того, что косвенным результатом использования любого метода становится формирование у ребенка оп­ределенных личностных качеств. Вопрос состоит в том, каким мы хотим видеть нашего ребенка? Что хотим получить в результате воспитательного воздействия методом наказаний или поощрений? Удобное для родителя поведение ребенка или автономию личности с обоснованной системой ценностей? В каждом наказании или поощрении заключен определенный стандарт отношения к миру, людям и самому себе, кристаллизована определенная жизненная ценность. В физическом наказании — ценность грубой силы и власти, в похвале — ценность достижений и социального признания.

71. Феномен отцовства: психологический анализ.

личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Э. Фромм (2001) считает, что из-за менее глубокой укорененности в природе отец вынужден развивать свой разум, формировать искусственный мир идей, принципов и рукотворных вещей, который заменяет природу в качестве основы для существования и безопасности. Подчинение матери и фиксация на ней есть подчинение природной связи, фиксации на природе. Подчинение отцу – созданное человеком, искусственное, основанное на власти и законе и, следовательно, менее непреодолимое и сильное, чем связь с матерью. Отец воплощает абстракцию – совесть, долг, закон (Э. Фромм, 2001).

Д.С. Акивис в своей работе “Отцовская любовь” отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину.[1] Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции, вообще, и полоролевых позиций в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды (Баландина Л.Л., 2002).

Как часть личностной сферы отцовская любовь является необходимым условием полноценного развития личности. Д.С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила.

Активная отцовская позиция говорит о принятии им ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Зачастую проявление мужчиной ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу самовыражения.

Отцовская родительская позиция – это интегральное взаимодействие мужской полоролевой, личностной и воспитательной позиции отца; это система установок, которая традиционно проявляется в преобладании предметно-инструментальной функции отца в воспитании детей (С. С. Жигалин).

Отцовство - действительно сложная миссия. Отцовство еще более усложняется тем миром, в котором семья: его экономикой, стрессами, требованиями и т.п. Подлинное отцовство усложняется также отношением с собственными отцами, многие из которых или отсутствовали вообще, или были эмоционально далеки от своих детей.

 

Существует следующая характеристика типичных моделей отцовского поведения:

 

Отец - педант. Он требует, чтобы дом был примером порядка и дисциплины. Отцовство состоит по его мнению из требования соблюдать список правил, что приведет дитя к успеху. Ему недостает веры в своих детей, он не позволяет им принимать самостоятельные решения, касающиеся поворотных моментов их жизни. Все находится под его собственным контролем. При таком воспитании дети чаще всего растут бунтарями или же их воля ломается, вследствие чего ломается и жизненный стержень. Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны такого отца приводит к тому, что ребенок перестает осознавать свои чувства и не умеет их выражать, что приводит к затяжным неврозам и патологии психики.

 

Верный отец. Этот отец лоялен. Он говорит: “Мои дети для меня — важнее всего”. Это он заявляет даже перед лицом тех требований, которые предъявляет к нему самому мир. Такие отцы несовременны, вернее, только кажутся таковыми. Они все время как бы “тренируют отцовство”, серьезно работают над тем, чтобы оставаться близким своим детям.

Беспечный отец. Действует по принципу: “Я вас не бросаю”. Он расписывается в своей полной беспомощности перед воспитанием собственного потомства. Если дитя что-то спрашивает у него, он обычно отвечает: “Спроси у мамы”, или “Отстань”. Есть разные варианты беспечности, оставления своего потомства без попечения о нем, но все они сводятся к одному: отец думает (а иногда и говорит): “Я вас родил, материально обеспечиваю — этого достаточно. Можете мне и за это спасибо сказать”. Лишь иногда он приходит к мысли, что нужно было бы что-то изменить в отношении к семье и детям. Он не осознает, что существуют принципы отцовства, ему нужно переменить образ своего поведения и многому научиться.

Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель, на самом деле, очень важен. Дети, выросшие без отцов имеют низкий уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.[2,3,4,8]

72. Психологическое сопровождение беременности и родов.

Одной из наиболее важных фаз развития материнской сферы считается беременность, которая рассматривается как крит ический п ериод жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации.

Во многих работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и ее взаимоотношения с миром.

Особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает окончание независимого первично целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно считать критической точкой в развитии женской идентичности. В рамках разных направлений психоанализа рассматривается актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь — эмоциональной конфронтации, проблемы идентификации с ключевой личностью, перенос на ребенка функций объекта влечения, объекта привязанности.

Д. Пайнз подчеркивает, что для многих женщин (но не для всех) беременность и деторождение становится колоссальным сдвигом к зрелости и повышению самооценки. Это нормальная критическая фаза, когда происходят физические и эмоциональные изменения. В этот период, как это бывает в любой кризисной точке человеческой жизни, «оживают» конфликты прошедших стадий развития, и женщине необходимо заново приспособиться к собственному, -внутреннему миру и к внешнему объектному миру. Суть этой адаптации женщины на пути к зрелости состоит в достижении устойчивого и удовлетворительного баланса между бессознательными фантазиями, мечтами и надеждами и реальностью отношений с самой собой, мужем и ребенком.

При подходе к^еременности как к критической переходной фазе уделяется внимание внутренним и социальным задачам, которые женщине надо разрешить, чтобы в результате она смогла достичь зрелой личностной позиции. Одна из них -это построение новых сбалансированных и стабильных отношений со своими близкими. Другая задача, которую женщина должна решить во время беременности и при воспитании детей, - интегрирование реальности и подсознательных фантазий, надежд и мечтаний, относящихся к ребенку.

Обобщая сведения о развитии нормальной беременности, можно выделить ряд этапов.

Первый этап начинает еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и связан с осознанием факта беременности. В большинстве случаев за это время принимается решение о сохранении беременности или ее прерывании.

Второй этап характеризуется появлением симптоматики беременности, гормональной перестройкой, изменениями в эмоциональном состоянии, неприятными физическими ощущениями. Выражена тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. К концу этого этапа часто наблюдается регресс к оральной стадии, включая тошноту, рвоту и стремление к специфическим видам пищи. В своих фантазиях женщина идентифицируется с плодом так, что с увеличением срока беременности она чувствует себя вес моложе, в момент рождения у многих происходит соединение образа Собственного Я как матери и образ Собственного Я как новорожденного ребенкаТ"

Третий этап начинается с ощущений от шевеления ребенка. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери: стабилизируется гормональный фон, еще нет ограничения ч/ подвижности, эмоциональное состояние становится более устойчивым. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка, и дает много стимулов для субъективных состояний. Начиная шевелиться, ребенок тем самым заставляет признать, что его, хотя скрытого в убежище материнского тела, следует признать отдельным существом, со своей собственной жизнь, которой мать управлять не может. Беременная женщина нуждается в дополнительной поддержке со стороны окружающих, особенно важна поддержка матери беременной.

Четвертый этап включает в себя последний триместр беременности. У женщины ухудшается самочувствие, затрудняется двигательная активность, отмечается повышение тревожности, страхов родов, снижается интерес ко всему, что не связано с ребенком. Осознание близости рождения ребенка и стремление повысить свои материнскую компетентность способствует тому, что образ ребенка становится более конкретным. Следовательно, происходит переориентация активности, концентрация всех содержаний жизни и деятельности на ребенке, проработка своих представлений и переживаний в конкретной деятельности на ребенке и в общении с другими людьми, придание всему этому положительно-эмоционального фона.

Пятый - предродовый - этап физиологически является достаточно важным. Происходит тонкая физиологическая перестройка женского организма в подготовке к родам. Эмоциональное состояние близко к эмоциональному «отупению», которое выражается в ограничении активности и резкого эмоционального выражения и выполняет адаптивное значение. Поведение и состояние женщины особенно на этом этапе значительно зависит от стиля переживания беременности (Г.Г. Филиппова).

По мнению Г.Г. Филипповой, наиболее адекватным представляется определение «стиль переживания беременности». В него включается физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, Динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Автор предлагает шесть вариантов стилей переживания беременности.

1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от

состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно-эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

5. Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Для успешного ведения беременности требуется не только медицинское обследование, но в равной мере - психологическое. Психологическая работа с беременными женщинами призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в общественном сознании, содействовать нравственному воспитанию будущих родителей, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин.

Психологическое сопровождение осуществляется на основании добровольного информированного согласия и отличается разнообразием форм, выбор которых производится индивидуально и в соответствии с желанием женщины. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода. Общеизвестно, насколько облегчается протекание беременности, снижается риск возникновения различных патологических состояний (токсикозы, обострения имеющихся хронических соматических заболеваний и др.) и, -соответственно, - увеличивается число здоровых новорожденных, если женщина спокойна, эмоционально настроена на благополучное материнство, чувствует поддержку медиков и близких людей.

В формировании здорового образа жизни немаловажную роль играет осведомленность об особенностях состояния психики во время беременности и готовность женщины следовать рекомендациям специалистов. На отношение женщины к беременности оказывают влияние социальные факторы, внутрисемейные взаимоотношения, особенности личности и т.д. Экономические трудности, переход к новым, сформированным СМИ, критериям качества жизни и болезненное переживание собственного несоответствия этим критериям, изменения в системе здравоохранения, связанные с переходом к системе медицинского страхования, имеют своим следствием неуверенность в завтрашнем дне, которая оборачивается для женщины длительным психоэмоциональным стрессом.

У многих, особенно юных женщин, с наступлением беременности возникают тревожные опасения не только по поводу здоровья будущего ребенка, но и страх, сомнения в возможности сохранить «женственность», «сексуальную привлекательность», прежний образ жизни и внешность, а также прежний уровень отношений с отцом ребенка.

К сожалению, далеко не всегда женщина может получить от врача женской консультации столь необходимую ей психологическую помощь. Это подтверждают данные, полученные в результате социологического исследования, посвященного социально-психологическим аспектам аборта. В ходе опроса 67,1% респондентов (врачей, работающих в женских консультациях и стационарах) высказали сожаление, что женщины прерывают беременность, считают необходимой оказание психологической помощи своим пациенткам 92,9%, свои психологические знания как недостаточные оценивают 72,9% опрошенных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.024 с.)