Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о комплементарном бракеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследовав личностные характеристики и ролевые позиции сиблингов, Тоумен ввел понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей. Согласно Тоумену, происходит перенос моделей взаимодействия с братьями и сестрами на партнерские отношения в браке. Супружеские роли партнеров, занимавших в родительской семье одинаковые позиции среди братьев и сестер, называются идентичными. Человек легче всего идентифицирует себя с тем, кто происходит из однотипной семейной констелляции. Идентичность сиблинговых позиций обеспечивает способность к лучшему взаимопониманию: старших старшими, младших младшими, средних средними. Понятие комплементарности, как уже было отмечено, также связано с порядком рождения и сиблинговой позицией в родительской семье. Комплементарные роли - это роли взаимодополняющие: старшего брата и младшей сестры, старшей сестры и младшего брата. В основе комплементарности ролей лежит взаимодополняемость потребностей индивидуумов. Взаимосогласованность и сотрудничество легче достигаются между людьми, занимавшими комплементирующие положения среди братьев и сестер. Если роли мужа и жены дополняют друг друга, то они могут создать прочный брачный союз на основа сотрудничества. В таком супружестве нет места соперничеству. Таким образом, количество и пол детей в семье, разница в возрасте между ними сказываются существенным образом на способах взаимодействия с брачным партнером. С этой точки зрения супружеские связи могут быть комплементарными, частично комплементарными и некомплементарными. Комплементарный брак - это такой союз, в котором каждый из супругов занимает по отношению друг к другу то же положение, какое он имел среди братьев и сестер в родительской семье. Иначе говоря, если роли супругов полностью дополняют друг друга по всем сиблинговым характеристикам (количество, пол, разница в возрасте), то такое супружество является полностью комплементарным. Примеры комплементарных брачных пар: старшая сестра братьев и младший брат сестер, младшая сестра брата и старший брат сестры. Частично комплементарный брак создается в том случае, если супруги имеют хотя бы по одной сиблинговой характеристике, дополняющей друг друга. Например, сестра, имеющая старшего брата и младшую сестру, выходит замуж за старшего брата сестры или братьев. Она умеет принимать лидирующее, доминантное положение мужчины, он имеет опыт ответственности и заботы о младшей сестре. Некомплементарный брак складывается между супругами с идентичными сиблинговыми позициями. В таком браке разногласия могут возникать на почве лидерства, при распределении сфер влияния и ответственности. Старшие дети будут соперничать за власть в семье. Младшие, напротив, стремятся избегать ответственности и бывают недовольны недостатком тепла и заботы со стороны партнера. Единственные дети не имеют возможности создать комплементарный брачный союз. Безусловно, комплементарность брачного союза становится фактором удовлетворенности супружескими отношениями. Имеет значение благополучие сиблинговых отношений. Правило: удовлетворенность браком тем больше, чем выше его комплементарность, верно в том случае, если сиблинги были довольны своим положением в семье, отношения между братьями и сестрами были дружескими, доверительными, В противном случае комплементарность супружеских ролей при напряженных, конкурентных, конфликтных сиблинговых отношениях в родительских семьях становится источником неудовлетворенности супругом. Партнер по браку неосознанно превращается в экран для проекций, в объект, с помощью которого можно попытаться удовлетворить не удовлетворенные в детстве потребности в благополучных отношениях с братьями и (или) сестрами. В этом случае действует механизм проективной идентификации. 1.6. Классификация типов личности и варианты их сочетаний в браке Понятие комплементарности используется психотерапевтами динамической ориентации и для описания характера сочетаний типов личности супругов. Sager на основании характерных реакций супругов в браке предложил следующую типологию партнерского поведения в браке: 1. «Родительский партнер» - супруг (супруга), проявляющий заботу и покровительство по отношению к другому. Он (она) с удовольствием советует, подсказывает, исправляет поведение супруга, особенно, если тот добровольно принимает детскую позицию. 2. «Детский партнер» - супруг (супруга) слабый, беспомощный, непосредственный, игривый. Он (она) привносит в отношения радость, спонтанность. За счет своей детскости он (она) приобретает власть над другим. 3. Романтический партнер ориентирован на сентиментальную, эмоциональную связь в супружеских отношениях. Любовные признания, романтические символы имеют для него (нее) важное значение. Много времени он (она) уделяет романтическим играм; в случае, если партнер не поддерживает такие отношения, он (она) чувствует себя обманутым и обижается. 4. Рациональный тип партнерского поведения характеризуется приверженностью трезвым рассуждениям и оценкам. Он (она) следит за проявлением эмоций и чувств. Ответственен, хорошо адаптирован в социуме, но имеет трудности в понимании чувств супруга (супруги). 5. Товарищеский партнер стремится в браке быть надежным товарищем для своего супруга (супруги) и ожидает подобного поведения от него (нее). Для него (нее) семейная жизнь — это, прежде всего, совместное преодоление неизбежных трудностей, повседневных забот. 6. Независимый партнер сохраняет некоторую дистанцию по отношению к своему партнеру. Ценит автономность и не стремится к интимности в супружеских отношениях. Уважает интересы другого и претендует, чтобы другой считался с его требованиями. 7. Партнер, ориентированный на равноправие в супружестве. Для него (нее) важно равное распределение прав и обязанностей в семье. Благополучие супружеских отношений определяется тем, каков тип личностного поведения обоих супругов, насколько они комплементарны по отношению друг к другу. Наиболее благополучным является сочетание взаимодополняющих типов. Комплементарными являются «детский» и «родительский» типы. Благополучное взаимодействие наблюдается в случае, если супруги конгруэнтны друг другу по своему поведению. Примером конгруэнтности партнерских комбинаций является супружество двух независимых или двух эмоциональных, или двух романтических партнеров. Конфликтное супружество возникает, если поведение партнеров в браке противоречит друг другу. Причиной тому - конфликтная партнерская комбинация, например: романтический и рациональный партнер, романтический и независимый. 22. Сущность системного подхода к семье. Особенности семьи как системы. «Система – это комплексов объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты - свойства частей, а отношения связывают систему воедино». Таким образом, систему нельзя определять как комплекс объектов, между объектами, имеющими свои свойства и характеристики, существует взаимовлияние, разного рода взаимоотношений, которые и составляют неповторимую организацию, неповторимую структуру каждой системы. Семейная система динамична. Это означает, что влияние одного предмета на другой или отношение одного предмета к другому оказывает воздействие на все его части. Все предметы и отношения влияют друг на друга и испытывают на себе воздействие. Поэтому мы можем понять части систем только как функции системы. Системный подход содержит парадокс В системной психотерапии это означает, что мы лучше сможем понять пациента, рассматривая не только его интропсихические особенности и проблемы (высокая реактивность, мнительность), но и, рассматривая его в контексте тех социальных связей, составной частью которых он является. Поведение отдельного пациента, на первый взгляд представляющееся отклонением от нормы, странным при индивидуальном подходе, может стать естественным и понятным если рассматривать его как ответ на те взаимоотношения, которые имеют место. Пример из Пэгги Пэпп (любой). Таким образом рассмотрение семьи как системы требует учитывать состав семьи, и взаимоотношения которые существуют между ее членами, т.е. системный подход к семье рассматривает каждую семью с точки зрения ее структуры, с точки зрения того как организуется выполнение ее функций. Нарушения структуры ведут к дисфункциям, т.е. к нарушению или затруднению выполнения семьей ее функций. Определяя понятие структуры, С. Минухин пишет: «Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия: Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющие функционирование ее членов, очерчивающих диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому». Следует отметить, что члены семьи и не ощущают себя частью этой семейной структуры. Каждый человек считает себя самостоятельной единицей, неким целым, взаимодействующим с другими самостоятельными единицами. Он знает что влияет на поведение других, а те влияют на его поведение. Взаимодействие в рамках семьи он воспринимает как сложившиеся правила, обеспечивающие «мирное» благополучие. Нарушение правил ведет к конфликтам. При анализе структуры семьи необходимо учитывать: состав семьи. По составу: полная, неполная, нуклеарная, расширенная, семья с приемными детьми и т.д. Необходимо учитывать, что на вопрос о членах семьи люди одной и той же семьи отвечают по-разному. При анализе структуры анализируются входящие субсистемы, т.е. рассматриваются семья на разных уровнях системы: - вся семья в целом - подсистема супружеская - подсистема родительская - детская - индивидуальная подсистема Основные параметры структуры: - иерархия - сплоченность - гибкость - внешние и внутренние границы - ролевое взаимодействие Ключевыми параметрами являются: иерархия и сплоченность. Существуют разные подходы к определению понятий иерархия и сплоченность. Есть общее: иерархия – последовательное расположение объектов от низших к высшим в порядке подчинения Говоря об иерархии, мы, прежде всего говорили об отношении власти: доминирование – подчинение. Все супружеские пары сталкиваются с проблемой разделения власти и создания в семье иерархии при которой сферы контроля и ответственности распределяются между мужем и женой. Понятие власти связано не только с возможностью доминировать и подчиняться, но и заботиться, принимать заботу, содействовать изменению – изменяться, отвечать за супруга. Распределение супружеской власти может быть различным: авторитарным (матриархальное, патриархальное) Между ребенком и родителями можно выделить 5 видов социальной власти: 1. Власть вознаграждения – ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым поступком, наказание – за социально-порицаемым. 2. Власть принуждения – в ее основе лежит жестокий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному – угроза, либо физическому). 3. Власть эксперта – основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность). 4. Власть авторитета – в ее основе лежит уважение перед человеком (одним из родителей), который является образцом – носителем социально-одобряемого поведения. 5. Власть закона – единственная форма внеличностной власти, однако, носителем и истолковывателем «закона» – правил поведения – для ребенка являются взрослые и, в частности, родители. Между родительской и детской подсистемой могут быть: 1. отношения нормальные иерархические; 2. дисфункция иерархическая (доминирование ребенка над одним из родителей или подсистемой). Сплоченность семьи описывается как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. В отношении семейных систем это понятие используется как для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое. Существуют разные уровни сплоченности, или эмоциональной близости. От низкой (члены семьи разобщены до чрезмерно высокого, когда образуется эмоциональное поглощение, зависимость). Члены семьи имеют мало личного пространства Граница – этот термин используют для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также для описания отношений между различными подсистемами внутри семьи. Семейные границы выражаются через правила, которые определяют кто принадлежит к системе, подсистеме и каким образом. Различают внешние границы – границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, как семья ведет себя с внешним окружением. По этому параметру можно говорить об открытых и закрытых семьях. Черников стр. 24. Если граница слишком жесткая, то имеется мало обменов между семьей и социальным окружением. Наступает застой в системе. Внутренние границы – границы между членами семьи и субсистемами семьи. Они характеризуют степень дифференциации членов семьи и субсистем семьи. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении среди различных членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя по разному между собой чем с ребенком. Понятие границы поколений используются для того, чтобы показать межпоколенные различия в близости и иерархии. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями в родительской и детской подсистемах, отличаются от правил в родительско-детских подсистемах. Например, родительские диады в целом имеют более высокую степень сплоченности, чем в подсистемах родитель-ребенок. Существуют также ясные границы покалений по иерархии, где родители имеют относительно более высокий статус в принятии решений по причине их опыта, ответственности, материальных ресурсов. Неблагополучие семьи часто связано с неясностью границы поколений. Это выражается в коалициях через поколение, где сплоченность или преданность друг другу между родителями. В таких семьях существует большое число иерархических нарушений, например, перевернутая иерархия, когда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей. Семейная гибкость определяется Олсоном как количество изменений в отношениях власти, в семейных ролях, правилах регулирующих взаимоотношения. По этому параметру семейная структура может быть описана по шкале, где крайними полюсами являются: ригидность - низкий уровень гибкости взаимодействия в семье. Хаотичность – Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее, по событиям и стадиям жизненного пути. Семья не меняет своего стиля функционирования в ответ на изменившуюся ситуацию (рождение, смерть, взросление, уход детей и т.д.). Система становится регидной, если она чрезмерна иерархизирована. Роли чрезмерно распределены, правила в семье неизменны. Хаотическое состояние системы связано с чрезмерным количеством изменений в ответ на изменение. Руководство неустойчиво, роли неясны, часто смещаются от одного члена к другому. Решения принимаются необдуманно и импульсивно. Такое состояние может преобрести любое семья в ситуации стресса, в той или иной момент времени (рождение первенца, смерть членов семьи, потеря доходов). Проблемой это становится, если семья застревает в этом состоянии надолго. Гибкость семейной системы проявляется в демократическом стиле руководства, открытое взаимодействие членов семьи и подсистем, в возможности обсуждать и менять семейные правила. 23-26. Теория семейных систем М.Боуэна. Понятие о семье как об эмоциональной системе. Мюррей Боуэн является крупнейшим теоретиком системного подхода к семье. Он стремился создать естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима к любому человеку любой культуры, независимо от конкретных исторических, социально-экономических условий. Будучи биологом по первому образованию и психоаналитиком по психологической подготовке, он разрабатывал теорию поведения человека в семье с учетом эволюционной теории Ч. Дарвина и фрейдовского учения о бессознательном. По мнению М. Боуэна, человек принадлежит к миру живой природы. Его поведением, как и реакциями других живых организмов, управляет эмоциональная система. Она является врожденной, инстинктивной, бессознательной, автоматически направляющей активность человека. Эмоциональные расстройства имеют в своей основе нарушения в функционировании эмоциональной системы. Тревога, переживаемая человеком, является признаком эмоционального неблагополучия. Человек имеет готовые механизмы справляться с тревогой. Если она относительно невелика, то человеческий организм функционирует нормально. Если тревога возрастает, или в течение некоторого времени сохраняет свою интенсивность, хронифицируется, то возникают симптомы соматического, эмоционального или поведенческого характера. Есть люди, предрасположенные к стрессу, они не могут справляться с эмоциональными переживаниями в силу слабой интеграции своего «Я», что определяется уровнем дифференциации личности. Семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми, родителями и детьми являются определяющими. Семейное благополучие или неблагополучие определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье. 2.2. Понятие о дифференциации Понятие дифференциации является ключевым в теории Берна. Он рассматривает дифференциацию «Я» и дифференциацию в межличностных отношениях. Дифференциация «Я» имеет отношение к степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем у человека. Дифференциация эмоционального и интеллектуального функционирования является универсальной характеристикой и поэтому может быть использована для категоризации людей на общем континууме. Представим шкалу дифференциации:
0................... 25.................... 50..................... 75..................... 100
В нижней точке шкалы (0-25 баллов) находятся те люди, у который эмоциональная и интеллектуальная системы находятся в слиянии. Учитывая, что эмоциональная система является архаичной, энергетически мощной, действующей на уровне инстинкта, а интеллект - более позднее адаптационное образование, то становится понятным, почему поведение людей с низким уровнем дифференциации определяется автоматически действующей эмоциональной системой. Их эмоции и интеллект настолько смешаны. что они следуют моделям инстинктивного поведения. Им трудно различать эмоции и факты. Недифференцированные люди эмоционально зависимы от окружающих и стремятся найти комфорт в эмоциональной близости, слиянии с другими людьми. В родительской семье они находились под сильным эмоциональным давлением. Следуя этой модели отношений, они и во взрослой жизни ищут зависимых отношений. Им приходится постоянно прилагать усилия, чтобы избавиться от тревоги. Согласно Боуэну, эмоционально зависимые люди могут иметь разный, в том числе и высокий, уровень интеллекта. Речь идет о том, что люди с низким уровнем дифференциации, принимая решения, действуют под влиянием эмоций. Так, детально разработанный план мести изменившему супругу является примером работы развитого интеллекта, находящегося под сильным влиянием эмоциональной системы. У слабо дифференцированных людей интеллект может прекрасно функционировать в любой предметной области: математике, строительстве и тому подобном, но только не в сфере человеческих отношений. Как правило, свой интеллект они используют для рационализаций при объяснении своих эмоциональных решений. Высокая дифференциация «Я» (75-100 баллов) проявляется в том, что интеллектуальная и эмоциональная системы могут работать эффективно, сотрудничая друг с другом. Интеллектуальная система настолько отдифференцирована от эмоциональной, что они функционируют автономно. В случае сильной тревоги эмоции не доминируют над интеллектом, человек не становится узником мира эмоций, интеллект может управлять эмоциональными переживаниями. Людям с относительно высоким профилем дифференциации доступны сильные эмоциональные переживания. Они могут включаться в эмоционально окрашенные события, понимая, что у них есть способности в нужное время подключить интеллект для анализа и принятия решений. В спокойные периоды логическое мышление позволяет людям формулировать собственные суждения, убеждения и принципы, которыми человек руководствуется в ситуациях сильного напряжения и тревоги, возникающих в эмоциональных отношениях между людьми. Но и хорошо дифференцированные люди могут находиться под сильным стрессовым давлением. И они не всегда используют конструктивные способы решения проблем, затрачивая много эмоциональной энергии. Но в отличие от людей с низким уровнем дифференциации, они быстро восстанавливаются. Понятие дифференциации используется и для различения собственного «Я» и псевдо-«Я» человека. Псевдо-«Я» включает в себя набор идей, знаний, мнений, оценок, обязательных принципов, поскольку это считается принятым в той или иной группе. Они возникают под эмоциональным давлением группы, поэтому их набор случаен и непоследователен, что не осознается человеком. Человеку с низким уровнем дифференциации трудно отличить свое истинное «Я» от псевдо-«Я». Псевдо-«Я» подобно хорошему актеру, который в каждом спектакле играет разные роли в зависимости от сценария. Поскольку псевдо-«Я» создается в связи с потребностью человека приспособиться к разным группам (семейной, религиозной, политической, общественной и т. п.), оно непостоянно, изменчиво. Именно псевдо-«Я» участвует в процессах слияния с другими людьми. Собственное «Я» не участвует в процессах слияния. Оно состоит из четко определенных принципов, идей, убеждений, которые возникли у человека из собственного жизненного опыта, в результате его интеллектуального анализа, осмысления в ситуациях выбора и принятия решений. Это последовательная система убеждений и принципов, не противоречащих друг другу, что позволяет человеку принимать взвешенные решения в случае сильной тревоги, эмоционального давления, взяв на себя ответственность за последствия сделанного выбора. В состоянии влюбленности пары с низким уровнем дифференциации собственного «Я» и псевдо-«Я» демонстрируют полную готовность соответствовать ожиданиям другого, быть таким, каким его хочет видеть партнер. В супружестве два псевдо-«Я» сливаются в единстве «мы», в котором один начинает доминировать и принимать фактически единоличные решения. Поскольку оба страшатся увидеть различия в мнениях, вкусах, интересах, они теряют границу между своим собственным «Я» и псевдо-«Я», манипулируют друг другом, что приводит к ощущению утраты себя, прежде всего у супруга, стремящегося постоянно занимать адаптивную позицию по отношению к доминирующему. Чем чаще супруги меняются ролями, тем благополучнее их отношения. Уровень дифференциации существенно зависит от времени, когда человек оставляет родительскую семью и пытается начать жизнь самостоятельно. Существующий уровень дифференциации «Я» трудно изменить без длительной терапевтической работы, в ходе которой возможны медленные постепенные изменения. В повседневной жизни, в обычной обстановке, в спокойные периода жизни уровень дифференциации трудно определить. Он становится понятным проявляется в периоды стресса. Хорошо дифференцированныйчеловек в кризисные периоды осознает свои эмоциональные переживания и способен использовать интеллект при решении возникших проблем. При невротических, психотических состояниях интеллект управляется эмоциональной системой. При этом часто интеллект используется для рационализаций или интеллектуализаций. Иначе говоря, именно с помощью интеллекта человек пытается объяснить, оправдать совершенные под влиянием эмоций действия, поступки. Так, например, продуманный план мести изменившему супругу, предпринятые шаги по его реализации -хорошая иллюстрация зависимости интеллекта человека от его эмоций. Важно отметить, что у людей с низким уровнем дифференциации ин т еллект может успешно функционировать в науках, бизнесе и т. п. Однако в межличностных отношениях, при решении личных проблем их эмоции доминируют над интеллектом. 2.3. Дифференциация в межличностных отношениях Согласно М. Боуэну, основные паттерны взаимодействия в период ухаживания, между супругами, матерью, отцом и ребенком являются ре-продукцией способов эмоционального взаимодействия в предшествующих поколениях и будут повторяться в последующих. Люди предпочитают вступать в брак, имея схожий уровень дифференциации, который определяется паттернами жизненных стилей и уровнями дифференциации, созданными в их родительских семьях. Чем ниже уровень дифференциации супругов, тем больше возникает у них эмоциональных проблем в межличностных отношениях. Супруги с невысоким уровнем дифференциации имеют сильную потребность в слиянии. Они оказываются в эмоциональной зависимости друг от друга, в межличностных отношениях партнеров участвуют их псевдо-«Я». Близкие эмоциональные отношения влюбленных - хороший пример утраты и заимствования собственного «Я». Тревога - постоянный спутник межличностных отношений партнеров с низкими профилями дифференциации. Чтобы справиться с тревогой, снизить напряжение в паре, в отношения двоих включают третий объект, которым может быть как человек, так и определенное занятие (работа, алкоголь, друг и т. д.). Возникает треугольник, с помощью которого интенсивность напряжения, тревоги уменьшается, увеличивается эмоциональная дистанция в отношениях пары. Триангуляция - процесс создания эмоциональных отношений между тремя объектами с целью сохранения равновесия в эмоциональной системе семьи. Эмоциональные силы внутри треугольника находятся в постоянном движении. Замечено, что состояние нарастающего напряжения в паре поначалу отчетливо ощущается одним, у него возникает тревожное состояние -другой партнер этого не замечает. Именно тот, кто чувствует себя наименее комфортно, начинает устанавливать новое равновесие за счет включения кого-то или чего-то в отношения двоих. Естественно возникающий треугольник - отношения между матерью, отцом и ребенком. Межличностные отношения в супружеской паре с относительно высоким уровнем дифференциации более свободны от напряжения, тревоги. Гармония является характерной чертой эмоциональных отношений. Отношения этих людей также не лишены симптомов слияния, например, в период ухаживания или во время свадьбы. Однако интеллектуальная система не находится в зависимости от эмоциональной и в период стрессов в семье оба супруга сохраняют способность принимать решения, исходя из принципов собственного «Я». Дифференциация интеллектуальной и эмоциональной систем, собственного «Я» и псевдо-«Я» позволяет супругам сознательно регулировать эмоциональную дистанцию в межличностных отношениях. 2.4. Симптомы недифференцированности межличностных отношений в семье Симптомами недифференцированности межличностных отношений в семье являются: супружеские конфликты, нарушение деятельности одного из супругов, процесс семейной проекции. Супружеский конфликт Существуют браки с низким уровнем дифференциации, в которых большая часть недифференцированности трансформируется в конфликт. Основной паттерн супружеских взаимоотношений проявляется в том, что супруги, предъявляя требования друг к другу, не могут уступить и ни один из них не хочет занять адаптивную позицию. В таком случае отношения в паре разворачиваются по этапам. Этап 1. Период интенсивной эмоциональной близости, в течение которого супруги обмениваются большим количеством энергии. Это может быть энергия мысли или действия. Каждый сосредоточен на другом. Они думают друг о друге, даже находясь на расстоянии. Напряженность в отношениях постепенно начинает нарастать. Наступает момент, когда супруги не могут больше находиться в слиянии. Тогда происходит эмоциональный взрыв - конфликт между супругами, свидетельствующий о наступлении следующего этапа. Этап 2. Непосредственно супружеский конфликт. Для периода конфликтов характерны частые ссоры, обиды. Затем частота и интенсивность контактов снижается, что обеспечивает эмоциональное дистанцирование зависимых супругов. Этап 3. Период примирения, с которого начинается эмоциональное сближение супругов и новый период эмоциональной близости. Затем цикл отношений повторяется вновь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.012 с.) |