Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы переноса модели родительской семьиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Практика семейного консультирования, ее теоретическое осмысление в рамках современного психоанализа показали наличие неосознанной тенденции к повторению в главных чертах модели родительской семьи в семье детей. Основными механизмами, обеспечивающими этот процесс, являются механизмы идентификации, проекции, проективной идентификации. Особенностью этих механизмов является то, что они действуют на бессознательном уровне, а значит, позволяют объяснить неосознаваемые процессы в отношениях между членами семьи. Эти механизмы описывают выбор партнера, эмоционально окрашенные переживания и взаимодействия как в благополучных, так и в конфликтных семьях. Ребенок обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. Принятие этой роли повышает самооценку, отказ - приводит к снижению уверенности в себе, способствует возникновению неврозов. В эту схему включается, дополняя ее, и роль родителя другого пола. Имеет значение восприятие и оценка образа, роли родителя противоположного пола. Если она положительна, то выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. В противоположном случае партнер с подобными характеристиками становится источником негативных переживаний и реакций. Таким образом, формы родительских отношений по механизму идентификации становятся для ребенка эталоном, внутренней схемой будущих супружеских отношений и супружеского поведения. Представление личности о себе как мужчине иди женщине, дифференциация эмоциональных отношений к двум полам прямо зависит от процесса доминантной идентификации с родителем одного с ребенком пола. В первое время и мальчик, и девочка зависят от матери, идентифицируют себя с ней. В возрасте четырех-пяти лет мальчик проявляет заметный «собственнический» эмоциональный интерес к своей матери. Одновременно он склонен усматривать в отце соперника за право пользоваться ее любовью. В связи с тем, что отец имеет ряд преимуществ (он больше и сильнее), мальчик вместе с соперничеством может ощущать и страх перед ним. Девочка сходным образом привязана к отцу и считает соперницей мать. Постепенно у ребенка появляется доминантная и прочная идентификация с родителем своего пола. Мальчик начинает больше дружить с отцом, задумываясь над тем, что станет мужчиной, когда вырастет, а девочка ведет себя аналогичным образом по отношению к матери. Естественно, что выбор супруга осуществляется на основе характерологического подобия потенциального брачного партнера с родителем противоположного пола. Партнер действует по тому же сценарию. В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к этим внутренним схемам. Сходство личностных свойств родителя и супруга определяет и сходства супружеских отношений, в связи с чем часто повторяется не только выбор партнера, но многие ошибки и проблемы родителей. В таком случае супруг и супружеские отношения становятся экраном всевозможных проекций. В тех случаях, когда образ родителя противоположного пола имеет негативные характеристики в оценке ребенка, то естественно, что став взрослым, он ищет партнера с другими характеристиками. Однако такой выбор является источником внутреннего конфликта, даже если человек делает, по его мнению, рациональный, правильный выбор, он все же чувствует, что с некоторыми особенностями партнера он не может примириться. Нередко под влиянием влюбленности индивидуум проявляет уступчивость, частично отказываясь от своей программы ради партнера из желания приспособиться к нет, что опять же вызывает внутренние противоречия и дискомфорт. По истечении некоторого времени сформировавшаяся схема вновь дает о себе знать и у индивидуума наблюдается тенденция возврата к запрограммированному сценарию. Для супружеской гармонии недостаточно только характерологического подобия супруга с родителем противоположного пола. Важно, чтобы у партнера была схожая внутренняя программа. Вероятность гармоничных брачных отношений тем выше, чем ближе модели родительских семей су-прутов. В браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть. Сущность механизма проективной идентификации состоит в следующем: один человек проецирует на другого свои переживания, приписывает ему свои чувства, мысли. К тому же сам он (неосознанно) начинает себя вести в соответствии со своей проекцией, со своими ожиданиями, тем самым побуждая другого к соответствующему поведению. Человек, который является объектом проекции в силу разных личностных особенностей или в связи с той или иной ситуацией, может соответствовать проекции. Мелани Кляйн (1955) описала механизм проективной идентификации в тес- ной связи с процессами развития ребенка на протяжении первых трех-четырех месяцев жизни. Она полагала, что ребенок, отделяя деструктивные или плохие качества «Я» с помощью механизма проективной идентификации, защищает себя от тревога, Последователи Кляйн воспользовались понятием «проективная идентификация» для описания того, каким образом можно постичь объект через характеристики «Я», а «Я» идентифицировать с объектом по его проекции. Проективная идентификация выполняет разные функции: например, защитную, поскольку индивид, отделяя деструктивные, не признаваемые в себе качества и стороны «Я» избавляется от тревоги, сохраняя уважение к себе. Видя в других причину своих негативных эмоций, агрессивного поведения, партнер искренне считает другого виновным в возникновении непонимания в создавшемся конфликте. Проективная идентификация позволяет избегать внутриличностного конфликта, не признавать в себе слабых сторон, деструктивных характеристик, «передавая» их другому супругу. Идеализация брачного партнера, приписывание ему своих позитивных характеристик, возникновение неадекватных ожиданий по отношению к другому также имеют в своей основе проективную идентификацию. Проективная идентификация может быть средством оптимизации супружеской коммуникации, межличностного взаимодействия в семье. Заставляя других членов семьи чувствовать и думать то же самое, человек повышает возможность быть понятым и способность понять других. Проективная идентификация может лежать в основе манипуляций между супругами, родителями и детьми, поскольку позволяет перекладывать ответственность на других, добиваться у них сочувствия и контролировать их поведение. Порой супруги начинают играть в игру, основа которой - взаимная проективная идентификация. Сущность взаимной проективной идентификации состоит в том, что каждый из партнеров рационализирует собственное невротическое поведение через нарушенное поведение другого (рационально объясняет свои эмоциональные вспышки, неадекватное поведение как реакцию на поведение партнера, делая это неосознанно). Так, например, муж может обвинять жену в агрессивности, давлении и контроле, в то время как жена окажется недовольна пассивностью, безответственностью супруга. В данном случае мужчина с сильной потребностью быть уступчивым вступил в брак с женщиной, у которой имеется сильная потребность в доминировании. Бессознательная потребность в агрессоре заставила его выбрать себе жену, которая может играть эту роль. В результате он ощущает себя жертвой, страдая от чувств обиды и вины, что позволяет ему проецировать вытесненную или отщепленную агрессивность на свою жену. Она, в свою очередь, считает его несамостоятельным и инфантильным, не способным брать ответственность на себя, принимать решения. Психологическим механизмом представленных в данном примере патологических семейных отношений является взаимная проективная идентификация. Потребности супругов являются взаимно дополняющими (комплементарными), однако по своему характеру они невротичны, поскольку основаны на патологических идентификациях и интроекциях раннего детства. Таким способом внутриличностный конфликт (из детства) приводит к супружескому конфликту. Иными словами, супружеский конфликт - не что иное, как актуализированный из прошлого, неразрешенный конфликт детства. Это повторение конфликта детско-родительских отношений. Индивид, у которого сохранились из детства не удовлетворенные ро д ителями потребности, часто выбирает такого супруга, который помог бы ему вернуться к своим не до конца разрешенным конфликтам. В таких (невротизированных) семьях супруги ведут себя так, чтобы восстановить свои инфантильные ситуации, которые повторяются, остаются переменными. Таким образом, процессы, происходящие в семье на ранних этапах развития ребенка, оказывают долговременное влияние как на его собственное развитие, так и определяют специфическое для семьи содержание таких понятий, как материнство, отцовство, родительство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.19 (0.009 с.) |