Механизмы поведения женщин, подвергающихся избиениям: почему она остается? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы поведения женщин, подвергающихся избиениям: почему она остается?



Почему женщина остается с обидчиком

Причины того, что жертва не прекращает своих отношений с лицом, допускающим акты домашнего насилия, многочисленны и различны в каждом отдельном случае.

Жертвы домашнего насилия называют в качестве основной причины того, что они не пытаются уйти от своего мучителя, реальный страх перед эскалацией насилия. Из предыдущего опыта жертва часто знает, что как только она пытается воспользоваться чьей-то помощью, интенсивность насилия возрастает. Исследования показывают, что при разрыве жертвой отношений насилие часто возрастает. "Национальная статистика по уголовным преступлениям" показывает, что почти в 75% случаев применения насилия между супругами партнеры были в разводе или жили раздельно (Департамент юстиции США, 1983, Вашингтон). Лицо, допускающее акты домашнего насилия, может постоянно говорить своей жертве, что она никогда не избавится от него. На основе своего опыта, когда она пыталась освободиться от него, жертва верит таким утверждениям. Иногда такое лицо выслеживает жертву или отбирает у нее детей в попытке вернуть ее. С этой же целью он может воспользоваться помощью родственников или друзей.

СТРАХИ ЖЕНЩИН, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ:

Не существует способа защитить себя, даже в том случае, если придет полиция и арестует его.

Женщина уверена: если донесет на него, то он отомстит ей или причинит вред тому, кто ей дорог, или чему-нибудь, что является ценным для нее (детям, домашним животным и т.д.).

Она приносит себя в жертву ради спокойной жизни других.

Если она донесет на него, то муж потеряет работу

Никто ей не поверит

Может потерять своих детей, так как суд решит, что она не смогла остановить насилие в семье или суд передаст опеку над детьми мужу

Боится, что от нее отвернутся люди. Особенно это актуально для маленьких городков, этнических или строгих религиозных сообществ.

Может остаться человеком без документов, незаконно проживающей иностранкой

Она может быть лесбиянкой, представителем этнического меньшинства и по этой причине бояться несправедливого обращения

В некоторых культурах люди остерегаются милиции, службы социальной помощи и представителей правительственных структур

Кроме страха, к причинам того, что жертвы не разрывают отношений с партнером, относятся:

Может быть, насилие было обычным делом в семье, в которой она выросла: отец бил мать, братья и сестры били друг друга. Дети оскорбляют тех, кого оскорбляют в семье

отсутствие реальных альтернатив в том, что касается трудоустройства и финансовой помощи, особенно для жертв с детьми (часто финансы находятся под контролем преступника);

отсутствие жилья, которое жертва может себе позволить, и которое стало бы надежной защитой для жертвы и ее детей;

Тот, кто ее избивает, может разрушить все другие ее взаимоотношения

Изоляция поддерживает веру в его всемогущество

иммобилизация в результате психологической и физической травмы (травмированные лица часто не могут мобилизовать все огромные силы, необходимые для прекращения отношений и начала новой жизни для себя и своих детей, особенно в период непосредственно после травмы);

культурные и семейные ценности, призывающие к сохранению семьи любой ценой;

партнер, психологи, суды, священники, родственники и т.д., которые убеждают жертву, что она сама виновата в насилии и что она может остановить его, подчинившись требованиям партнера.

ЖЕНЩИНА, ПОДВЕРГАЮЩАЯСЯ НАСИЛИЮ, ДУМАЕТ О ТОМ, КТО ЕЕ ИЗБИВАЕТ:

Что она до сих пор любит его и зависит от него эмоционально

Только она одна может помочь ему разрешить его проблемы, избавиться от алкогольной зависимости и депрессии

Она убеждена, что как только он перестанет пить или принимать наркотики, он престанет глумиться над ней

Мифы о насилии

В общественном сознании всегда существует очень много стереотипов, касающихся проблемы домашнего насилия. Всем, работающим с проблемой домашнего насилия, необходимо знать мифы, ее окружающие, уводящие в сторону от ее адекватного восприятия и оценки, затормаживающие процесс ее решения.

Миф 1: Женщины сами провоцируют насилие.

Это широко распространенное убеждение свидетельствует о том, что проблема избиения женщин – социальная: она коренится в гендерных стереотипах, которые с детства прививаются людям и которыми оперирует общество. Провокация насилия означает, что если бы женщина вела себя по‑другому, была бы более услужливой, хорошей матерью и женой, то ее не нужно было бы «наказывать».

Реальность же такова, что от поведения женщины в ситуации домашнего насилия ничего не зависит. Большинство женщин рассказывают, что муж часто находит совершенно противоречивые по смыслу поводы, чтобы оскорбить или избить.

С другой стороны, разве кому-нибудь придет в голову обвинять в провокации преступления прохожего, избитого хулиганами, или ограбленного человека? В ситуации «головомойки», происходящей между начальником и подчиненным, если бы один из них избил другого, то идея о провокации тоже вряд ли пришла бы в голову [4].

Другая история при рассмотрении преступлений, совершаемых по отношению к женщине. Тут женщина уже изначально словно лишена презумпции невиновности, степень подозрительности по отношению к ней гораздо выше, чем по отношению к преступнику. Здесь будто начинает работать иная логика, и появляются вопросы, связанные не с преступлением (избиением, изнасилованием и т.п.), а с поведением пострадавшей стороны.

К этому мифу также примыкает расхожее мнение о том, что жертва домашнего насилия – просто плохая жена. Она не может найти подходов к мужу, усмирить его, сделать ему приятно и т.п. Другая женщина, возможно, исправила бы его поведение и сделала так, чтобы у него просто не было причин для агрессии. Все эти рассуждения также фокусируют внимание на женщине как причине негативного поведения мужа и подразумевают, что именно поведение жертвы приводит к насилию. Однако данные исследований опровергают этот миф. Так, например, анализ истории жизни обидчиков, проведенный американской полицией, демонстрирует, что мужчины, являющиеся виновниками домашнего насилия, очень часто и в прошлых своих браках прибегали к насилию, а также участвовали в других действиях, связанных с агрессивным поведением (драки, хулиганство и т.п.). Эти данные еще раз показывают, что в ситуации насилия в семье от поведения женщины ничего не зависит. Она может угождать обидчику всеми способами, но он все равно найдет повод для того, чтобы применить агрессию.

Реальность домашнего насилия такова, что в ситуации насилия есть только один виновный, – человек, совершивший преступные действия. Он выбрал этот путь. Он сделал бы это вне зависимости от поведения пострадавшей женщины. Это его преступление. Обвинять жертву недопустимо.

Миф 2: Женщины, подвергающиеся насилию в семье – мазохистки. Им доставляет удовольствие, когда их бьют.

В основном считается, что избивают женщин, которые «хотят и заслуживают того, чтобы быть избитыми», поэтому они не уходят и терпят такое отношение. Этот миф подразумевает, что она получает сексуальное удовольствие от того, что избиваема мужчиной, которого она любит.

Миф 3: Женщины, подвергающиеся насилию, всегда могут уйти от обидчика.

В обществе, где женщинам предписано с культурной точки зрения верить в то, что любовь и брак являются для них истинной самореализацией, часто считается, что она имеет право и свободу уйти из дома, когда насилие становится очень серьезным. На самом деле, в реальности, существует очень много препятствий для женщин на этом пути.

Миф 4: Однажды подвергшаяся насилию женщина – навсегда жертва.

Пройдя консультирование у специалистов, женщина может возвратиться к «нормальной» жизни, если цикл насилия разорван, и женщина не находится в ситуации насилия и опасности [2].

Миф 5: Женщины являются обидчиками в той же мере, что и мужчины.

Как показывают исследования, проведенные в разных странах мира, именно мужчины чаще всего бывают обидчиками. Так, статистические данные из США и Канады, составленные на основе опросов женщин и мужчин, сведений из судебных баз данных и из полицейских отчетов, демонстрируют, что женщины являются жертвами агрессии в 90 - 95 процентах случаев домашнего насилия. Анализ национальной статистики по правонарушениям в США показывает, что мужчины являются пострадавшей стороной лишь в четырех процентах преступлений, связанных с насилием в семье. Эти данные подтверждаются и другими исследованиями.

Так, например, исследования, проведенные в Шотландии, показали, что по статистике правонарушений, связанных с преступлениями против своих близких, женщины являются пострадавшими в 94 процентах случаев, а обидчиками – лишь в трех процентах [3].

Другие данные также свидетельствуют о том, что 70 процентов опрошенных в Филадельфии разведенных женщин признали, что страдали в браке от насилия со стороны мужа.

Существует и проблема, связанная с обвинением женщин в том, что и они совершают убийства своих мужей. Действительно, такая проблема существует. Однако, как показывает мировой опыт, из общего числа убийств, совершенных в семье, женщины погибают от рук мужей в 90 - 95 процентах случаев. С другой стороны, женщины, как правило, совершают убийство после многолетних издевательств, которые они терпели от рук мужей и партнеров.

Миф 6: Мужчины, подвергающие насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и проблемами в жизни.

Состояние стресса рано или поздно испытывают все люди, но не все подвергают насилию других людей.

Миф 7: Мужчины, подвергающие насилию членов семьи или партнерш, психически нездоровы.

Если бы такие мужчины могли рассматриваться как антисоциальные и психопатические личности, то в рамках индивидуальной психопатологии можно было бы дифференцировать обидчиков от нормальных мужчин. К сожалению, это не так просто. Эти мужчины часто ведут «нормальный» образ жизни, за исключением тех моментов, когда они не контролируют вспышки агрессивного поведения. Социальный статус таких мужчин может быть довольно высоким, они могут занимать руководящие посты, вести активную социальную жизнь, быть успешными в бизнесе.

Женщины часто рассказывают о том, что в одном человеке присутствуют как бы два характера: один может быть очень-очень хорошим, а другой просто ужасным. Он, как великолепный артист, плавно переходит от одного своего «Я» к другому, используя различные манипуляции для сохранения контроля и власти. В отличие от психопата он может испытывать чувство вины, стыда и раскаяния.

Миф 8: Мужчины, подвергающие насилию, не являются любящими мужьями или партнерами.

Этот миф существует, поскольку довольно сложно совместить понятия «любовь» и «жестокое обращение». Однако обидчики не всегда жестоки, особенно после совершения акта насилия, они могут быть очень внимательными, заботливыми, извиняться и обещать, что это больше не повторится. Они используют любовь для того, чтобы удержать женщину в рамках насильственных отношений.

С другой стороны, само понятие «любовь» имеет очень много значений, индивидуальных для каждого конкретного случая. У обидчиков понятие «любовь» связано в один смысловой узел с понятиями «контроль» и «власть», – по этой причине их «любовь» более всего похожа на манипуляцию чувствами другого. «Любить» для них в первую очередь означает «обладать». Обладать другим человеком, его жизнью, его чувствами, полностью подчинить его себе. Но, в то же самое время, именно это «обладание» они и считают любовью.

Миф 9: Обидчики ведут себя одинаково агрессивно в отношениях со всеми. Их легко можно распознать.

Действительно, мужчины, которые являются обидчиками, имеют агрессивные тенденции поведения. При этом, однако, они тщательно выбирают объект своей агрессии. Этот факт демонстрирует, что большинство обидчиков способны контролировать свое поведение и понимают, где можно быть агрессивными, а где нет. Они могут прекратить быть агрессивными в присутствии свидетелей, или не будут проявлять агрессивность на работе, в милиции, в суде. У них может быть имидж любящего отца и мужа среди соседей и среди коллег по работе.

Миф 10: Домашние ссоры, рукоприкладства и потасовки характерны для необразованных и бедных людей. В семьях с более высоким уровнем достатка и образования такие происшествия случаются реже.

Насилие в семье не ограничивается определенными слоями и группами населения. Это случается во всех социальных группах, независимо от уровня образования и доходов.

Социальный статус обидчиков также довольно разнообразен, они могут иметь самые разные профессии, занимать ответственные посты, иметь высокие доходы, преуспевать в бизнесе. Женщины рассказывают, что эти мужчины способны принимать активное участие в общественной жизни, даже поддерживать других людей.

Миф 11: Насилие в семье случается только один-два раза за время совместной жизни.

Большинство побоев повторяется неоднократно. Со временем жестокость становится все хуже и хуже: обидчик бьет все сильнее и чаще.

Миф 12: Причиной насилия является алкоголизм.

Это довольно распространенный миф. Проблема алкоголизма действительно связана с проблемой насилия. Женщины часто говорят о том, что муж бывает агрессивен, когда пьян. Однако после более продолжительного разговора выясняется, например, что он может быть жестоким и в трезвом состоянии, то есть это не всегда зависит от алкоголя.

Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, поэтому женщинам часто психологически легче объяснить поведение мужчины воздействием алкоголя. Но среди обидчиков есть мужчины, ведущие «здоровый образ жизни», не признающие табак или алкоголь. Некоторые обидчики, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Алкоголизм или принятие алкогольных напитков не может служить оправданием насилия. Это, скорее, катализатор насилия или разрешение на него [5].

Итак, домашняя агрессия – это социальное поведение, не являющееся следствием злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Миф 13: Ссоры между мужьями и женами существовали всегда. «Милые бранятся - только тешатся». Это естественно и не может иметь серьезных последствий.

Ссоры и конфликты действительно могут присутствовать во многих отношениях. Отличительной чертой насилия является его серьезность, цикличность и интенсивность, а также его последствия.

Домашнее насилие не является ни ссорой, ни семейным конфликтом. Конфликт в семье подразумевает равное положение супругов/партнеров, которые не согласны в чем-то и имеют право высказывать свое мнение. В ситуации насилия один человек стремится контролировать другого, используя свои физическую силу, экономические возможности, социальный статус и т.п. Домашнее насилие отличается от ссоры или конфликта методичностью и повторяемостью актов агрессии. Если конфликт в семье – это всегда изолированный эпизод, то насилие – это тщательно выстроенная система.

Миф 14: Пощечина никогда не ранит серьезно.

Насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики и затем продолжиться в форме унижений, изоляции, пощечин, ударов, регулярных избиений, а иногда и смертельного исхода.

Миф 15: Однажды став обидчиком, мужчина остается им навсегда.

Действительно, исправить обидчика очень трудно. Однако, если верна теория психологически приобретенного насильственного поведения, то обидчиков все-таки можно научить навыкам неагрессивного поведения. Хотя, конечно, это долгое и трудное дело. Во многих странах существуют психотерапевтические и образовательные программы для мужчин, подвергающих насилию своих близких. Цель таких групп – научить мужчин осознавать реальные причины своих поступков и их серьезность, а также говорить о своих чувствах, уметь договариваться, не быть агрессивными и понимать, что ни один человек не имеет права на контроль и власть по отношению к другому.

Как показывает опыт американских групп социальной реабилитации для обидчиков, в которых мужчины принимают участие по решению суда, эффективность перевоспитывания обидчиков достаточно высока: только от 5 до 10 процентов мужчин, прошедших данные группы, имели рецидивы агрессивного поведения. Эти результаты еще раз демонстрируют, что насилие – это тот тип поведения, который не является «врожденной агрессивностью мужчин» и не обусловлен генетически.

Миф 16: Детям нужен их отец, даже если он агрессивен, или «Я остаюсь только из-за детей».

Этот миф разрушается быстрее, чем другие, когда люди начинают задумываться о количестве детей, страдающих от насилия. Без сомнения, в идеале дети нуждаются в матери и в отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Многие дети предпочитают жить у бабушки и дедушки или в даже интернате, чтобы только избежать издевательств в семье.

Существуют также исследования, указывающие на то, что мужчина, избивающий свою жену, зачастую агрессивен и по отношению к детям. Так, согласно одному из исследований, 70 процентов мужчин, избивающих своих жен, применяли насилие и по отношению к своим детям [1].

Миф 17: Дети не подозревают о жестокости в их семье.

Исследования показали, что 90 процентов детей знают о жестоком обращении с матерью. Дети, которые становятся свидетелями насилия и жестокости, получают такую же душевную травму, как если бы они сами были жертвами насилия.

Миф 18: Дети не подвержены риску побоев и травм.

Мужчины, которые жестоко обращаются со своими женами, с большей вероятностью будут жестоки и по отношению к детям. Дети тоже становятся жертвами жестокости и насилия в семье. Воспитание детей в обстановке физических побоев и словесной брани не делают чести «отцовским» чувствам такого человека. Дети, живущие в семьях, где царит жестокость и насилие, на 1500 процентов чаще подвержены жестокому и халатному обращению, по сравнению со средним показателем среди населения.

Миф 19: Мальчики, которые становятся свидетелями жестокого обращения, сами превратятся в обидчиков, когда вырастут.

Исследования показали, что 30 процентов таких мальчиков практикуют жестокость по достижении совершеннолетия. Это значит, что 70 процентов не стали обидчиками и решили положить конец циклу жестокости и насилия в своих жизнях. Молодые люди никогда не должны чувствовать, что, повзрослев, они неизбежно превратятся в насильников.

Миф 20:Мужчина прекратит насилие, «когда мы поженимся».

Женщины думали, что эти мужчины прекратят контролировать, если они поженятся. Предполагается, что добившись своего, он должен успокоиться и поверить, что она его любит, так как брак является наивысшим доказательством любви. Однако проблема в том, что власти не бывает много, и цикл насилия продолжается.

Миф 21: Насилие в семье – новое явление, рожденное современными экономическими и общественными переменами, убыстряющимся темпом жизни и новыми стрессами.

Обычай избивать жену так же стар, как и сам брак. В самые давние времена, свидетельства о которых дошли до нас, закон открыто поощрял и санкционировал обычай избивать жену.

Миф 22: Сейчас домашнее насилие – явление редкое. Оно осталось в прошлом, когда нравы были более жестокими, и женщины считались собственностью мужчин.

Миф 23: Бесполезно бороться с домашним насилием – это то же самое, что бороться с плохой погодой. Оно существовало везде и всегда.

Действительно, обычай избивать жену так же стар, как и сам брак. В самые древние времена, свидетельства о которых дошли до нас, закон открыто поощрял и санкционировал обычай избивать жену. Точно так же и другие формы насилия над женщиной имеют длинную историю.

Однако не во всех обществах картина одинакова. Давайте сравним. В США, где система борьбы и профилактики домашнего насилия развита очень хорошо, в год погибает примерно две тысячи женщин. В России эта цифра в шесть – семь раз больше [3].

Сравнительный анализ разных обществ также показывает, что домашнее насилие – не универсальное явление, что оно зависит во многом от той социокультурной атмосферы, которая толерантна к насилию или даже поощряет его применение.

Рекомендации по работе с обидчиками и пострадавшими

В своей работе вы будете постоянно сталкиваться с обидчиками. Во всех ситуациях первым шагом должна быть забота о безопасности женщины и детей.

Только в том случае, если ваше отношение к насилию однозначно негативное, вы сумеете работать с обидчиками.

Если консультант, полицейский, врач — мужчины, они могут послужить примером ненасильственной ролевой модели для обидчиков.

Необходимо обсуждать вашу работу с коллегами или с супервизором.

Если в процессе вашей профессиональной деятельности вам приходится говорить с мужчиной, который совершал насилие в отношении партнерши, то:

 Никогда не пользуйтесь терминологией, снижающей степень серьезности насилия («ссора», «конфликт»); напротив, подчеркивайте это

 Пресекайте все попытки самооправдания

 Расскажите о юридических последствиях его действий и о влиянии насилия на здоровье его жены и детей

 Всегда помните о безопасности его жены и детей. Если женщина ушла от обидчика, уважайте ее решение, несмотря на раскаяние обидчика; работайте в этом направлении и с мужчиной

Если вы работаете с обидчиком в качестве консультанта или психотерапевта, помните о следующем:

 Помогите ему составить план безопасности. У каждого обидчика должна быть возможность предотвратить вспышку насилия.

 «Реконструируйте» насилие: поработайте над его историей насилия, обращая особое внимание на его вид и степень.

Мужчина никогда не примет на себя ответственность за свои действия, если он не говорит о насилии.

Задавайте ему прямые вопросы:

 «Сколько раз Вы били свою жену, и каким образом?»

 «Что вы чувствовали при этом?»

 «Как реагировала жена?»

 «Какие следы остались от побоев?»

Один из труднейших аспектов работы - сохранение баланса между «сочувствующим» стилем беседы и работой над этими вопросами. Главное в этом случае - осуждать действия обидчика, но не его самого.

 Помогите обидчику узнать собственный предел контроля: многие мужчины пытаются представить насилие как «неконтролируемый» акт. Сосредоточьтесь на цели насилия и не забудьте о вопросе «Что мужчина получает от совершения насилия?»

 Обратите особое внимание па психологические формы насилия — унижение, изоляцию, лишение денег. Расскажите мужчине о последствиях такого насилия.

 Не доверяйте быстрому результату. Если после двух встреч мужчина уверяет, что он изменился, то это означает, что не готов еще к серьезной работе над собой.

 Если мужчина все еще прибегает к насилию, не стоит переходить к таким темам как общение или сексуальность.

Как узнать, что обидчик изменился:

 Он говорит о своих прошлых поступках как о насилии

 Он не оправдывается

 Он осознает последствия насилия для пострадавших

 Он принимает решение женщины, даже если она решила не возвращаться к нему

 Он готов к дальнейшей работе над изменением

Если жена ушла от него:

 Он принимает ее решение и не преследует ее

 Он готов выполнять финансовые обязательства, даже если он не хочет развода

 Он не настраивает детей против матери, когда видится с ними

Только при наличии всех вышеперечисленных критериев вы можете быть уверены, что насилие прекратилось.

Если пострадавшая обращается за помощью:

 Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте пострадавшую. Важно дать человеку возможность выговориться, поплакать. Не перебивайте и не давайте советов. Она их не услышит из-за переполненности эмоциями.

 Старайтесь слушать без осуждения. Возможно, пострадавшая поставила себя в уязвимое положение, но не она совершила насильственные действия. Ответственность за акт насилия несет совершивший его, так как именно он принял решение ударить, оскорбить и т.д. Очень важно поговорить с пострадавшей о том, что она не виновата в совершенном над ней насилии.

 Верьте тому, что говорит пострадавшая. Она сделала, быть может, первый шаг из мира насилия, в котором ее удерживает насильник, и неверие может снова толкнуть ее в клетку изоляции. Иногда события, происходящие с обратившейся за помощью женщиной, могут всколыхнуть Ваши собственные болезненные переживания или Ваши страхи из этой области - это может вызвать большое желание не поверить тому, что Вам рассказывают.

 Не успокаивайте пострадавшую, дайте ей возможность прожить и отреагировать свою боль. В ситуации чужих душевных страданий хочется помочь человеку избавиться от них, как-то успокоить, утешить фразами: «все пройдет, не надо переживать, все образуется, и т.д.»; постарайтесь принять ее чувства и помочь их осознать.

 Не давайте советов и готовых решений. Целиком ситуацию может знать только сама пострадавшая. И только она сама может принять решение. Давая совет, Вы лишаете ее возможности вернуть контроль над своей жизнью и доказываете ее несостоятельность в принятии решений. В ее жизни уже есть человек (обидчик), который единолично распоряжается ее жизнью, говоря, что и как делать.

 Информируйте пострадавшую о ее правах. Обсудите вместе с пострадавшей возможность обращения в правоохранительные органы. Не оказывайте на нее давление. Не все женщины готовы сразу радикально изменить ситуацию. Предоставьте ей самой выбирать, что делать. Помогите ей разработать план безопасности, если она решит вернуться к обидчику.

 Дайте ей информацию о всех существующих службах, в которые она может обратиться за помощью.

Если обращаются родственники или знакомые:

 Родственники или друзья могут быть свидетелями насилия или иметь косвенные

 сведения о нем. В любом случае следует убедить их в необходимости личной встречи с пострадавшей.

 Обратившиеся к Вам люди, являясь свидетелями домашнего насилия, испытывают также психологическую травму и сами нуждаются в помощи. Узнайте у них, чем их так сильно тревожит сложившаяся ситуация. Обсудите возможные действия.

Если психолог видит явные последствия или признаки возможного насилия в семье:

 Необходимо информировать пострадавшую о ее правах, о возможности обращения в правоохранительные органы и о других возможностях получения помощи.

 В случае актуального насилия, в первую очередь, необходимо выяснить, в безопасности ли сейчас клиентка. И если ситуация опасная, срочно помогите сделать ее по возможности неопасной для жизни и здоровья. Если есть серьезные травмы (иногда в шоке клиентка неверно оценивает состояние своего здоровья), рекомендуйте вызвать скорую помощь и милицию.

 Если пострадавший – ребенок, то психолог обязан довести информацию о нарушении его прав и законных интересов в правоохранительные органы.

70 .Понятие о родительских установках и стиле родительского воспитания. Типология неправильного воспитания.

Для начала хотелось бы вспомнить о том, что такое мотив, установка, и как они между собой соотносятся.

Наиболее простое определение мотива данное в рамках теории деятельности звучит следующим образом: «Мотив — это опредмеченная потребность». При этом потребность — это неосознаваемое желание устранить дискомфорт. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Установку ученики Д. Н. Узнадзе характеризуют как «конкретное состояние целостного субъекта, его модус, определенную психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности».

Таким образом, в основе как мотива, так и установки лежит потребность. При этом мотив – это осознанная потребность, то, что побуждает человека к определенной деятельности, а установка – это готовность осуществлять эту деятельность тем или иным способом.

Глубокий психологический анализ мотивов воспитания ребенка родителями и следствий их искажения представлен в работах А.С. Спиваковской. Все мотивы воспитания она подразделяет на три группы: реализующие ценностное отношение к ребенку, социальные и инструментальные.

1. Мотивы, определяющие ценностное отношение к ребенку:

- мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке,

- мотив, реализующий потребность в смысле жизни.

Мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке, является естественным стремлением личности к установлению эмоционально-позитивной связи со значимым другим. Часто именно этот мотив выступает как смыслообразующий в родительском воспитании. Нарушения и искажения воспитания возникают тогда, когда ребе­нок является для родителя единственным человеком, в отношении которого может быть реализована эта потребность. Неполные семьи составляют в этом отношении группу риска. Другим вариантом нарушения процесса воспитания может стать высокая мотивация эмоциональной близости и привязанности при низкой эмоциональной дифференцированности ребенка и родителя. Причиной такой гипертрофированной зависимости могут быть неадекватные формы привязанности самого родителя, переносимые на отношения с ребенком, или невротическая потребность в любви. Возможное следствие - искажение семейного воспитания по типу потворствования и вседозволенности или воспитания по типу «кумир семьи».

Мотив, реализующий потребность в смысле жизни, является важнейшим смыслообразующим мотивом родительства. Полная самореализация личности в зрелости предполагает передачу ребенку опыта и накопленной мудрости в процессе его воспитания и наставничества, выступая для зрелой личности возможностью осуществления самотождественности после завершения индивидуального жизненного цикла (Эриксон). Однако если воспитание ребенка — единственный смысл и ценность в жиз­ни родителя, то в момент завершения выполнения им воспитательной функции неизбежно наступает кризис экзистенциального типа, связанный с необходимостью переосмысления жизненного пути, построения новых жизненных смыслов и целей. Если переосмысление оказывается непродуктивным, родитель сталкивается с ситуацией утраты смысла жизни и переживанием пустоты и личностного краха.

2. К социальным относятся такие мотивы воспитания, как мотив долга и мотив социального самоутверждения (престижный). Особенность такой мотивации в том, что воспитание ребенка выступает как условие социального признания и достижения (подтверждения) родителем своего социального статуса. Воспитание в глазах родителя является важной задачей, возложенной на него обществом, и успешность ее решения определяет меру социального успеха и признания воспитателя. На первый план здесь выступает стремление родителя быть во всем идеальным, непогрешимым, образцовым. Воспитание является ответственной социальной миссией, реализация которой обеспечивает всеобщее признание и самоуважение. При неадекватном доминировании социальных мотивов ребенок выступает для родителя скорее как объект воспитания и обучения, чем как уникальная личность, обла­дающая самоценностью и правом на выбор собственного пути развития.

3. Инструментальные мотивы — объединяет мотивы деятельности воспитания, в которой ребенок является средством реализаций и других потребностей родителей.

Мотив, реализующий потребность достижения, является значимым мотивом-побудителем. В процессе воспита­ния родители, безусловно, предъявляют определенные требования к уровню достижений и успехов ребенка как важному фактору и критерию оценки эффективности самого процесса воспитания. Однако, если родители не соизмеряют «планку достижений» с индивидуально-личностными особенностями и интересами ребенка, с уровнем его возможностей и зоной ближайшего развития, если сами достижения и yспехи становятся самоцелью — успех во имя успеха, — то сама сущность процесса воспитания каксоздания системы условий для оптимальной траектории развития ребенка с учетом его индивидуальности утрачивается. Ценностное значение личности ребенка не высоко, отношение родителей к нему и к своей воспитатель­ской деятельности определяется уровнем достижений ребенка.

Мотив воспитания у ребенка определенных качеств обусловлен системой целей воспитания и наличием у родителей идеального образа «Мой ребенок», т.е. образа того, каким они хотят видеть своего ребенка, какие качества в нем воспитать. Искажение процесса воспитания связано с доминированием мотива воспитания определенных качеств, приобретающих абсолютную ценность и не соотнесенных с возрастными особенностями ребенка и реальностью жизненной ситуации.

Мотив реализации в воспитании ребенка определенной педагогической системы. В случае гипертрофированности этого мотива утверждение определенной системой научных взглядов на воспитание превращается в самоцель, а ребенок — в полигон для проверки той или: иной педагогической концепции. Тогда инди­видуальные его особенности не соотносятся с воспитательной системой, постулаты которой приобретают незыблемую абсолютную ценность.

Родительские установки и ожидания (Ю.Б.Алешина, Л.Я.Гозман) включают три уровня презентации, касающиеся:

1) репродуктивных установок,

2) установок и ожиданий в детско-родительских отношениях,

3) установок и ожиданий в отношении образа собственного ребенка/детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.50.220 (0.124 с.)