Расскажите об изучении поведенческих последствий МК.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расскажите об изучении поведенческих последствий МК.



Вопросы по Психологии массовых коммуникаций.

 

Расскажите об изучении поведенческих последствий МК.

Психологические эффекты МК – это последствия воздействия МК на психику человека.

Структура психики: поведенческий, когнитивный и эмоционально-чувственный уровни.

Поведенческие последствия МК: изменение поведения человека в процессе МК, их природа связана с тем, что в определенных обстоятельствах человек копирует поведение другого, вне зависимости от того, реальный это человек или вымышленный персонаж. Поведенческие последствия прежде всего изучает бихевиоризм (Павлов-первый). Основная идея бихевиоризма: поведение живых существ управляемо внешними стимулами, ситуациями, факторами. Родоначальник – Дж. Уотсон. Принципы бихевиоризма:

1) основным предметом психологического анализа выступает поведение человека от его рождения до смерти

2)любое человеческое поведение может быть представлено с помощью схемы: стимул – черный ящик- реакция.

3)при объективном наблюдении нет ничего, что бы указывало на существование таких процессов, как чувствование, переживание, осознание, проявление воли è эти процессы нужно вывести из психологического анализа.

4) управление поведением человека основано на двух механизмах – обусловление (создание условных связей) и размыкания.

5)формирование поведения человека в любом его возрасте может осуществляться в процессе научения, т.е. изменения реакций в условиях постоянно повторяющихся ситуаций. Виды научения: реактивное (стимул – реакция); оперантное (оперант – подкрепление, вознаграждение или наказание, научение основано на ожидании положительного или отрицательного подкрепления нашего поведения); имитационное (Бандура, основано на копировании поведения других людей и вымышленных персонажей.

Пример – история про мальчика, который устроил пожар, потому что посмотрел «Бивиса и Батхеда». Поведение реципиента МК легко наблюдать, но крайне трудно измерить по нему силу воздействия СМИ, потому что точно не известно, что именно побудило человека так сделать (купить в магазине сникерс)

Пример – подростки, приходящие в школу с оружием и пускающие его в ход. Многие утверждают, что в этом виновато телевидение, показывающее криминальные сюжеты об убийствах в американских школах.

 

Расскажите об изучении когнитивных последствий МК.

Психологические эффекты МК – это последствия воздействия МК на психику человека.

Структура психики: поведенческий, когнитивный и эмоционально-чувственный уровни.

Когнитивные последствия – изменение знаний, суждений, точек зрения, самого процесса мышления в результате МК. Когнитивное направление развивалось с 50-х годов 20 века, Курт Левин считается родоначальником. Реакции человека, технологии мышления, запоминания и интерпретации ситуации зависят от способа их восприятия. Стимул – восприятие – реакция. Принципы восприятия: 1) принцип избирательности – человек воспринимает лишь часть поступающей информации 2) принцип фигура-фон – человек обращает внимание на яркую, необычную, контрастную фигуру, а не на обычный, совпадающий с ожиданиями фон. 3) принцип целостности – человек воспринимает информацию не дискретно, а как единое целое. 4) принцип устойчивости (константности) – однажды созданный образ долго не изменяется.

Самый простой пример – пополнение знаний за счет СМИ. Пример про стиральный порошок, который не просто смывает грязь, но и изгоняет из самых потаенных участков. Т.о., изменяются наши представления, а затем и знания о стиральном порошке, т.е. формируется новый элемент образа мира. Более завуалированный пример – ориентирование мышления, например, обращением внимания на одни события и умалчиванием других – «навязывание повестки дня». СМИ по-разному воздействуют на развитие когнитивной системы человека, в частности, на его воображение. Когнитивные эффекты радио, например, более сильны, чем телевидения. Развивали представители когнитивной психологии и психологии гештальта.

Расскажите об изучении эмоциональных последствий МК.

Психологические эффекты МК – это последствия воздействия МК на психику человека.

Структура психики: поведенческий, когнитивный и эмоционально-чувственный уровни.

Эмоциональные последствия (оценочные) – изменение эмоционального состояния, чувств, настроений человека в процессе МК. Эмоциональные последствия бывают мгновенными (резкое и краткосрочное изменение) и отсроченными (например, комплекс жертвы). Психоанализ – наибольший вклад. Иногда эмоциональный и рациональный факторы противоречат друг другу. В этом противостоянии часто побеждают эмоции. Проблемой изменения отношения занимаются и бихевиористы, и когнитивисты, и психоаналитики, и представители других психологических школ, раскрывая разные механизмы работы психики участника МК. Бихевиористы – позитивные чувства можно внушить с помощью процесса классического обусловливания (связь между товаром и стимулом, который вызывает положительную реакцию – сигареты). Когнитивисты – когнитивный диссонанс. Психоаналитики – наши оценки формируются в процессе психосексуального развития в детстве или даже приходят из коллективного бессознательного активизацией знакомых, но вытесненных из сознания схем восприятия окружающего.

 

Дайте определение внушению и расскажите о его особенностях.

Внушение – форма психологического воздействия на сознание отдельных личностей или группу, основанное на некритическом восприятии ими поступающей информации.

Первоначально считалось, что внушение может использоваться только е лечебных целях, например, тогда, когда психиатр применял для лечения своего пациента гипноз. Затем внушение стало использоваться для управления человеческим поведением.

На внушении во многом была основана фашистская пропаганда времен 2-й Мировой войны. Яркий пример – газета «Der Sturmer», которую выпускал один из германских пропагандистов Юлиус Штрайхер. В ней публиковались якобы имевшие место факты ужасных злодеяний евреев. Например, описывалось, что еврейские мужчины насилуют немецких женщин, мясники готовят фарш из крысятины, а ростовшики вымогают последние сбережения у немецких семей. Газета не печатала никаких подтверждений этим фактам. Однако шокирующее содержание и сверхэмоциональная форма подачи информации отвлекли читателей от попыток осмыслить прочитанное, но задавали направление их активности. Газета подробно описывала, как надо бороться с евреями и немцами, им помогающими.

Особенности:

Внушение, в отличие от убеждения, направлено не на размышления человека, а на полное принятие им предлагаемой констатации фактов. В этом процессе не нужны обоснования и доказательства.

Внушение влияет не на осознание, а на внимание, восприятие и запоминание.

 

Дайте определение внушению и расскажите и его видах.

Внушение – форма психологического воздействия на сознание отдельных личностей или группу, основанное на некритическом восприятии ими поступающей информации.
Внушение влияет не на осознание, а на внимание, восприятие и запоминание.

В – способ воздействия на психику чела, основан на некритическом воспр поступающей инф.

Бехтерев: В связано с прививанием псих сост, настроений и осуществляется без волевых усилий внушаемого.

Особенности:

• Направлено на иррац сферу психики

• На активацию автоматизмов (без участия сознания)

• Нет аргументов и доказательств, вместо них – констатация

• Верб и неверб ср-ва

Эмоц эл-тов более 50% - внушающее сообщ.

Уровни коммуникации: внутриличностная, межличностная, массовая

Виды:

• Ненамеренное

• Намеренное

• Неспециф- провоцирование у объекта определенных психических состояний в соответствии с целями психологической операции.

• Специф - определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции.

Какова природа подражания?

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Тард: подражание – основа социального развития человека. На этом процессе базируются язык, мода, право, традиции.

Типы подражания:

1)личности или традиции – уважительное (подражают тому, кто вызывает безусловное уважение), традиционное (традиции, норме и т.д.)

2) инструментальное (следование поведениям, действиям) – экстремальное (человек подражает, когда у него мало времени на раздумья – боевые действия или спортивные состязания) и экономное (отсутствует необходимость «изобретать велосипед»)

3)эмоциональное (человек подражает тому, с кем у него совпадают его чувства, взгляды, интересы, ожидания).

4)абстрактное или конкретное (вследствие неуверенности в себе – когда у человека занижена самооценка, он ощущает свою неполноценность, неумение или незнание).

С.Аш. В результате подражания меняется объект восприятия, воспринимается не окружающая действительность, а ее оценка объектом подражания. На этом принципе основана иллюстрированная и комментированная пресса. Механизм снижения критичности. Если объект подражания – группа, то это конформизм. Объектом подражания может быть и личность (А.Бандура).

Характеристики личности: 1)личность, которая явно получает вознаграждение 2) личность является положительным подкреплением 3)личность подкрепляет того, кто подражает

МК является параобщением, т.е. коммуникатор не видит своей аудитории, но должен представлять себе ее реакцию, предсказывать результаты своего воздействия на публику.

 

Кому и чему подражают люди?

Люди старшего возраста менее подвержены подражанию личности, но поддерживают традиции и нормы. Мужчины более подвержены инструментальному подражанию, а женщины – эмоциональному. Менее образованный человек подражает конкретным поведенческим образцам, более образованный – образцам обобщенным, абстрактным, «книжным». Эмоциональное подражание – женщины, пожилые, дети. Механическое (поведенческое) – мужчины, малообразованные люди. Когнитивные (идеи, взгляды) – интеллигенция. Конформизм – люди зрелого возраста. Имитация (личность) – подростки.

Как образуется толпа?

Проходит три стадии на пути формирования:

Толчея (круговая реакция в чистом виде, входят в состояние раппорта, фокусируют свое внимание друг на друге и не отвлекаются на другие стимулы, на которые в нормальном состоянии обязательно обратили бы внимание, в том числе на себя, свои принципы и правила поведения, люди реагируют друг на друга бессознательно и быстро) è коллективное возбуждение

Возбужденное поведение других людей всегда привлекает внимание наблюдателей, его трудно игнорировать. Чтобы сделать это, индивид должен переключиться на другой объект. Концентрация внимания на каком-либо объекте ставит в зависимость от него. Но коллективное поведение почти исключает возможность такой концентрации на другом. Индивид под воздействием коллективного возбуждения теряет самосознание. Эмоциональная заведенность индивидов, легко поддаются чувствам и побуждениям, следовательно меняется поведение. Индивид в толпе становится эмоционально нестабильным и безответственным. Социальная инфекция – быстрое, бессознательное, иррациональное распространение настроений, побуждений, форм поведения. Примеры – мании, массовые истерии, помешательства, галлюцинации (пример с французскими военными судами). Социальная инфекции распространяется и на тех, кто был равнодушен изначально. Индивиду достаточно проявить небольшое любопытство и интерес, чтобы почувствовать дух коллективного возбуждения. Утрачивают возможности сопротивления. Особенно опасны побуждения к бегству, паника, страх или ненависть, побуждение к разрушению.

 

Каковы разновидности толпы?

Разновидности:

 Случайная (зеваки – например) – люди, собравшиеся вместе благодаря неожиданному случаю, происшествию. Очень быстро возникает и разрушается – в наивысшей степени выражено свойство спонтанности, имеет рыхлую организацию (людьми управляет любопытство, страх, нет правил и норм), самая малочисленная толпа.

 Обусловленная (люди, ожидающие самолет или спектакль в театре – например) – обладает организацией, есть правила и нормы, контакты внутри толпы слабые и анонимные è условия для деиндивидуализации

 Экспрессивная (религиозные секты, танцы в клубе, демонстрации – например) – множество людей, переживающих одинаковое эмоциональное состояние. Чтобы снизить интенсивность переживания, экспрессивная толпа совершает бесцельные действия, выделяются празднующая и паникующая толпы.

 Действующая – люди, пережившие сильное эмоциональное состояние, действуют целенаправленно и организованно. Стяжательная толпа – характерно для общества потребления, цель – обладание предметами/объектами – заслоняет рассудок, здравый смысл и т.д.

Не существует жестких границ между типами толп. Случайная толпа легко переходит в состояние экспрессивной, а потом действующей. А обусловленная толпа может сразу стать действующей (объект один, цель есть).

 

Вопросы по Психологии массовых коммуникаций.

 

Расскажите об изучении поведенческих последствий МК.

Психологические эффекты МК – это последствия воздействия МК на психику человека.

Структура психики: поведенческий, когнитивный и эмоционально-чувственный уровни.

Поведенческие последствия МК: изменение поведения человека в процессе МК, их природа связана с тем, что в определенных обстоятельствах человек копирует поведение другого, вне зависимости от того, реальный это человек или вымышленный персонаж. Поведенческие последствия прежде всего изучает бихевиоризм (Павлов-первый). Основная идея бихевиоризма: поведение живых существ управляемо внешними стимулами, ситуациями, факторами. Родоначальник – Дж. Уотсон. Принципы бихевиоризма:

1) основным предметом психологического анализа выступает поведение человека от его рождения до смерти

2)любое человеческое поведение может быть представлено с помощью схемы: стимул – черный ящик- реакция.

3)при объективном наблюдении нет ничего, что бы указывало на существование таких процессов, как чувствование, переживание, осознание, проявление воли è эти процессы нужно вывести из психологического анализа.

4) управление поведением человека основано на двух механизмах – обусловление (создание условных связей) и размыкания.

5)формирование поведения человека в любом его возрасте может осуществляться в процессе научения, т.е. изменения реакций в условиях постоянно повторяющихся ситуаций. Виды научения: реактивное (стимул – реакция); оперантное (оперант – подкрепление, вознаграждение или наказание, научение основано на ожидании положительного или отрицательного подкрепления нашего поведения); имитационное (Бандура, основано на копировании поведения других людей и вымышленных персонажей.

Пример – история про мальчика, который устроил пожар, потому что посмотрел «Бивиса и Батхеда». Поведение реципиента МК легко наблюдать, но крайне трудно измерить по нему силу воздействия СМИ, потому что точно не известно, что именно побудило человека так сделать (купить в магазине сникерс)

Пример – подростки, приходящие в школу с оружием и пускающие его в ход. Многие утверждают, что в этом виновато телевидение, показывающее криминальные сюжеты об убийствах в американских школах.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.015 с.)