Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушение деятельности (дисфункция) одного из супруговСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Появление нарушений в деятельности одного из супругов связано с тем, что большое количество недифференцированной эмоциональности сконцентрировано в адаптивной позиции одного из партнеров. В его поведении постоянно обнаруживается стремление приспособиться к супругу (супруге), к его доминантной позиции. Псевдо-«Я» адаптивного партнера постепенно поглощается псевдо-«Я» доминирующего, вынуждая последнего брать все больше ответственности за обоих. Тот из супругов, который длительное время находился в адаптивной позиции, постепенно утрачивает и потребность, и способность самостоятельно принимать решения, ощущая постоянную зависимость от своего супруга. И тогда, по мнению М. Боуэна, достаточно небольшого стресса, чтобы дать толчок к нарушению деятельности адаптивного партнера. Дисфункция может выражаться в эмоциональном расстройстве, болезни, пьянстве и т. п. Такие нарушения часто становятся хроническими и трудно устраняются. Браки таких супругов очень прочные. Порой только хроническая болезнь или инвалидность могут быть единственными признаками низкого профиля дифференциации и недостатка недифференцированности в межличностных отношениях. Партнер с недостатками благодарен зауход, внимание и заботу, а сверхдоминантный получает признание. Процесс семейной проекции Суть процесса семейной проекции состоит в том, что родители с низкими уровнями дифференциации, межличностные отношения которых характеризуются симбиотичностью, действуя в своей семье как единое «мы», проецируют недостаток дифференциации на одного или нескольких детей. Такой паттерн поведения наносит ущерб ребенку - объекту семейной проекции. М. Боуэн считает, что этот процесс универсален и в той или иной степени интенсивности присущ каждой семье. Объектом семейной проекции может стать первый ребенок, единственный ребенок любого пола, ребенок, родившийся в период стресса матери, ребенок, к которому у матери особое эмоциональное отношение или тот из детей, который, по мнению матери, может иметь особое значение для отца, ребенок с дефектом. Общим признаком является особая эмоциональная вовлеченность матери в появление ребенка. Процесс семейной проекции начинается с тревоги матери, в основе которой, по мнению М. Боуэна, лежит материнский инстинкт. Именно он побуждает мать чрезмерно беспокоиться во время репродукции и раннего детства. На тревогу матери ребенок отвечает беспокойством, которое мать неверно трактует как проблему ребенка. Отец, как правило, сензитивен к тревоге матери. Родительская опека, внимание, забота приобретают чрезмерный характер и не соответствуют потребностям ребенка. Так возникает паттерн инфантилизации ребенка. Он растет в ситуации усиленного контроля, гипертрофированного внимания и заботы, не приобретая самостоятельности, ответственности и автономии. Отношения ребенка с матерью или обоими родителями будут сохранять стабильность, эмоциональную уравновешенность, носить характер симбиотичности вплоть до подросткового возраста, когда он попытается претендовать на самостоятельность во мнениях и решениях. Тогда отношения начинают катастрофически ухудшаться, и у ребенка возникает симптом: от незначительных нарушений в поведении до невроза и психоза. М. Боуэн отмечает, что многие взрослые «задеты» проективными процессами в своих родительских семьях, что проявляется в повседневной жизни: они менее успешны в карьере, недовольны отношениями с близкими и знакомыми, часто болеют, менее дифференцированы, чем их братья и сестры. 27. Эмоциональное отделение от семьи С помощью понятия «эмоциональное отделение от семьи» М. Боуэн описывает эмоциональные процессы, происходящие между поколениями. Речь идет о неизбежном этапе в индивидуальной жизни человека, в развитии эмоциональных отношений в семейной системе, связанном с взрослением детей и уходом их в самостоятельную жизнь. Молодой человек решает проблему привязанности к собственным родителям. Они, в свою очередь, переживают процесс расставания с повзрослевшим ребенком. Концепция эмоционального отделения рассматривает способы, которые используют люди с разными уровнями дифференциации, чтобы, отделяя себя от родительской семьи, начать собственную жизнь в новом поколении. Степень решенности проблемы отделения от семьи напрямую связана с уровнем дифференциации. Чем ниже уровень дифференциации, тем больше сохраняется зависимость от родителей, тем меньше самостоятельности и ответственности в жизни повзрослевшего человека. М. Боуэн различает псевдо-отделение, эмоциональное отделение и эмоциональный разрыв. Примерами псевдо-отделения являются эмоциональная изоляция от родителей, физический уход из родительской семьи (без решения проблемы привязанности) или комбинация эмоциональной изоляции и физического ухода. Суть таких паттернов - прекращение контактов с родителями, искусственное дистанцирование от них. В основе подобного поведения лежат интрапсихические механизмы отрицания и изоляции «Я». Результатом становится эмоциональное отчуждение между родителями и детьми при сохранении зависимости друг от друга. Происходит эмоциональный разрыв между поколениями. Отношения между ними характеризуются напряжением и тревогой. Создание своей собственной семьи также не решает проблему достижения эмоционального баланса в отношениях между поколениями. Молодая семья, будучи отрезанной от родительской семьи, нестабильна. В ней быстро начинают возникать симптомы как следствие недифференцированности и нерешенности отношений детской привязанности. Такой паттерн взаимодействия транслируется и следующим поколениям. При этом уровень дифференцированности детей снижается. М. Боуэн отмечает, что все люди неизбежно сталкиваются с необходимостью справиться с привязанностью к собственным родителям, но никто не решает ее до конца. В семьях с относительно высоким уровнем личной и межличностной дифференциации происходит эмоциональное отделение. Повзрослевшие дети создают собственную семью, сохраняя при этом живой контакт с предшествующим поколением. 2.6. Сиблинговая позиция Понятие о сиблинговой позиции М. Боуэн разрабатывал на основе теории Тоумэна о сиблинговых профилях и с учетом положений о семейном проективном процессе. Тоумэн, изучая личностные характеристики детей в нормально функционирующих семьях, описал личностные профили сиблингов с учетом количества детей в семье, их пола, порядка рождения, интервала рождения между ними. Результатом исследования стали представления о 10 основных «нормальных» сиблинговых профилях: старшего брата братьев, старшего брата сестер, старшей сестры сестер, старшей сестры братьев, младшего брата братьев, младшего брата сестер, младшей сестры сестер, младшей сестры братьев, среднего, единственного ребенка. Согласно М. Боуэну, степень совпадения личного профиля с «нормальным» для данной сиблинговой позиции позволяет говорить об уровне дифференциации и направлении проективного процесса в семье. Так, например, если личностные характеристики человека, бывшего старшим ребенком, больше соответствуют тем, которые характерны для позиции младшего сиблинга, то есть существенные основания для предположения, что он, будучи ребенком, был объектом семейной проекции и вовлечен родителями в треугольник. 28. Циркулярная модель Олсона. Циркулярная модель Олсона включает в себя 2 основные оси (сплоченность и гибкость), которые задают тип семейной структуры и один дополнительный параметр — коммуникацию, графически не включенную в модель (см. рис. 2 1.1). Выделяется 4 уровня сплоченности: низкий — разобщенный (disengaged) тип семьи; разделенный (separated) — низкий к умеренному; объединенный (connected) — умеренный к высокому и запутанный (enmeshed) — чрезмерно высокий уровень. Семейная гибкость (flexibiliny) определяется Олсоном как количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. На этой шкале Олсон также выделяет 4 уровня; от ригидного (rigid) — очень низкий, структурированного (structured) — низкий к умеренному; гибкого (flexible) — умеренный; к очень высокому — хаотичному (chaotic) типу семейной системы. Постулируется, что центральные уровни сплоченности (разделенный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) являются проблемными. Коротко опишем каждое из выделенных значений по этим шкалам. Семьи, приходящие на терапию, часто «проваливаются» в один из крайних типов. Если уровень сплоченности слишком высок (запутанная система), то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга. В семье слишком много согласия, различия в точках зрения активно не поощряются. Существует даже страх различий как опасности для существования такой семьи. (Если мы такие разные то, что мы делаем вместе?) Члены семьи имеют мало личного пространства и невысокую степень дифференцированности по отношению друг к другу. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной ее подсистемы, и у каждого ее члена существует мало неразделенных с другими друзей и интересов. В другой крайности — разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует чрезмерно много центробежных сил. Члены семьи крайне эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они часто проводят свое время раздельно, имеют несвязанные друг с другом интересы и раздельных друзей. Им трудно оказать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы Однако, нельзя сказать, что члены такой семьи являются хорошо дифференцированными личностями в понимании Муррея Боуэна, так как посредством изолированности от других, подчеркнутой независимости, они часто скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, возрастание тревоги при сближении с другими людьми. На наш взгляд, полюса данной шкалы (близость — раздельность) отражают два фундаментальных человеческих страха — страха одиночества и страха быть поглощенным другими. Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость с тесными связями со своими семьями. Семьи с разделенным типом взаимоотношений имеют некоторую эмоциональную разделенность, но она не является такой крайней, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но некоторые разделяются с другими членами семьи. Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях Члены семьи часто проводят время вместе. Это время для членов семьи более важно, чем время, посвященное индивидуальным друзьям и интересам. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия. Семьи нуждаются не только в балансе близости — раздельности, но также в оптимальном сочетании изменений внутри семьи со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Несбалансированные по шкале гибкости системы склонны быть или ригидными или хаотичными. Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). По Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. Существует член семьи, который всем заведует и является высоко контролирующим. Имеется тенденция к ограничению переговоров, и навязыванию лидером большинства решений. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Слишком малое количество изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов. Хаотическое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Такое состояние семья может приобрести в тот или иной период времени. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе. Структурированный тип системы склонен иметь некоторую степень демократичности руководства, предполагающую переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, с некоторой возможностью их обсуждения. Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто, и активно включают детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом. Циркулярная модель Олсона графически изображена на рис. 2.1.1. Из рисунка видно, что всего имеется 16 типов супружеских или семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными типами структур, 8 средне сбалансированными (сбалансированными по одной шкале и находящиеся на краю по другой) и 4 крайних типа, несбалансированных по обоим параметрам. Основываясь на циркулярной модели, Олсон выдвигает 3 гипотезы: 1. Супруги и семьи сбалансированных типов, проходя через стадии жизненного цикла, будут в целом функционировать более адекватно, чем несбалансированные типы. 2. Имея дело с ситуационным стрессом или изменениями задач жизненного цикла, семьи будут модифицировать близость и адаптивность, приспосабливаясь к обстоятельствам. Сбалансированность семей не означает, что они всегда будут функционировать в умеренном диапазоне. Семьи могут приближаться к краям измерений, когда это необходимо, но застревание там надолго ведет к возникновению психологической проблематики у ее членов. 3. Позитивные коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, навыки самораскрытия, ведения переговоров и т.д.) помогают поддерживать равновесие по выделенным двум измерениям, дают возможность сбалансированным типам семей изменять их уровни близости и гибкости более легко, чем несбалансированным типам. Напротив, крайние типы систем имеют бедную коммуникацию, что препятствует движению к сбалансированным типам и увеличивает вероятность их застревания в крайних позициях. Оценивая семьи по этой модели, следует также учитывать, что нормы близости и гибкости семейных систем могут отличаться у разных этнических групп [Olson, 1993]. Модель Олсона нашла хорошее подтверждение в клинических исследованиях. Так, можно сослаться, например, на две работы [С1агkе, 1984; Сагnes,, 1989], использовавшие опросники, основанные на этой модели. С1агkе сравнивал три группы семей: с больным невротиком, шизофреником и неклинические семьи. Сагnes исследовал семьи с сексуальным насилием. Результаты этих исследований показаны в таблицах 2.1.1 А и Б.
Таблица 2.1.1. Проблемные семьи и циркулярная модель Олсона А) Исследование [Clarke, 1984]
Б) Исследование семей с сексуальным насилием [Сагnes, 1989]
Олсон считает, что, вступая в брак, супруги часто воспроизводят структурный тип семейной системы, который у них был в родительских семьях, или иногда пытаются создать противоположный. Если супруги происходят из двух совершенно различных семейных систем или предпочитают разные типы семейных динамик, для них будет труднее создать совместный стиль взаимоотношений. Исследование R (1986) подтверждает гипотезу, что сбалансированные семьи имеют больше позитивных коммуникативных навыков. Результаты исследований изменений сплоченности и гибкости неклинических семей [О1son, 1989] представлены на рис. 2.1.2. Как видно из графика, сплоченность семейной системы наиболее велика у молодых пар, достигает своего минимума в семьях с подростками и начинает снова возрастать в стадии, когда супруги остались одни, после отделения детей (стадия «пустого гнезда»). График также показывает, что обычно семья становится наиболее ригидной на стадии «экспансии» (рождения детей и уход за ними), после чего гибкость семейной системы снова возрастает.
Рис. 2.1.2. Неклинические семьи и жизненный цикл.
Циркулярная модель позволяет хорошо интегрировать системную теорию с пониманием процесса развития и прохождения семьи по стадиям жизненного цикла. На рис. 2 1.3 представлено изменение параметров в целом сбалансированной супружеской системы на ранних стадиях брака. Как видно из рисунка, в течение периода ухаживания (I) пара показывает гибкую объединенность во взаимоотношениях, чувство близости и гибкий стиль в лидерстве и принятии решений. После брака ситуацию новобрачных можно описать как структурированную запутанность (2). Они структурированы, так как по сравнению с периодом ухаживания приобрели большуюопределенность в ролях и руководстве. В то же время начало совместной жизни любящей пары характеризуется высокой степенью поглощенности партнеров друг другом и эмоциональной запутанностью. После первого года брака (3) волнение от взаимоотношений с партнером становится не таким сильным и пара становится более сбалансированной, переходит в структурно-объединенный тип. В течение второго года женщина часто беременеет (4), и отношения супругов приобретают характер гибкой разделенности. Их роли становятся несколько более гибкими, в тоже время женщина фокусируется на опыте беременности, а муж больше сил вкладывает в работу. Рождение ребенка переводит супругов в состояние хаотичной объединенности (5), являясь важным моментом во взаимоотношениях любой пары. В семье происходит много изменений, и пара пытается адаптироваться к появлению нового члена семьи. Супруги чувствуют большую близость друг к другу. Их жизнь проходит в относительной суматохе, они не спят ночами, кормя ребенка Женщина обычно бывает вынуждена оставить работу. Супруги редко выходят в гости к друзьям, так как у них нет на это времени. Проходит еще год (6), и жизнь семьи стабилизируется. Семья теперь функционируют как ригидно-разделенная и испытывает очень мало изменений. Жена находится дома и наслаждается младенцем. Жена больше вовлечена в заботу о ребенке, чем о муже, а он много сил уделяет работе. Сплоченность супругов драматически понизилась. Они мало времени вкладывают в отношения друг с другом и их близость в упадке.
Рис. 2 1.3. Изменения супружеской системы в первые годы брака.
Приведенная динамика отношений показывает, что изменения в структуре семьи могут накапливаться постепенно, но могут происходить и скачкообразно, например, под влиянием кризиса рождения. Эти изменения могут случаться спонтанно, но могут быть также и запланированы посредством переговоров членов семьи друг с другом.
34. Причины супружеских дисгармоний в бихевиористской парадигме и пути их устранения. Следующие теоретические положения поведенческой психологии имеют существенное значение для понимания концепции семьи, которая лежит в основе бихевиоральной модели семейного консультирования и психотерапии. 1.Человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций (Б. Ф. Скиннер). Окружающая среда оказывает сильное влияние на формирование, изменение и длительное сохранение поведения. События, происходящие во внешней среде, инициируют, формируют и поддерживают определенное поведение отдельных субъектов. 2.Различают два основных типа поведения: респондентное, как ответ на знакомый предшествующий (антецедентный) стимул или ситуацию, и оперантное, определяемое результатом, следующим за ним (Б. Ф. Скиннер). При оперантном научении организм воздействует на окружающую среду, производя результаты и вызывая последствия, которые влияют на вероятность того, что данное поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, которая вызывает негативные последствия, стремится не повториться. 3.Поведение контролируется как положительными, так и аверсивными стимулами, такими, как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за той или иной поведенческой реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Негативное подкрепление встречается, когда индивиду удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Таким образом, частота повторения оперантных реакций определяется их последствиями - характером подкреплений. Поведение, которое положительно подкрепляется, будет повторяться более часто, а то, которое наказывается или игнорируется, будет угасать. При этом, поведение, которое частично или периодически подкрепляется, труднее всего устранить. 4. В теории социального научения А. Бандуры оперантное обусловливание сочетается с демонстрацией социального поведения. Основными принципами теории социального научения, кроме подкрепления, являются: моделирование (использование моделей), тайм-аут, угашение. Моделирование используется при обучении сложному поведению. Люди часто учатся, подражая поведению других, особенно, если эти модели воспринимаются ими как успешные, престижные, позитивно подкрепляемые. Это более всего характерно для детей. Они вначале имитируют, а затем осваивают одобряемые родителями образцы поведения. Тайм-аут - это вид наказания. Примером может служить принуждение детей стоять в углу или когда детей отправляют в свою комнату. Угасание происходит, когда за реакцией не следует никакого подкрепления (отсутствие внимания является лучшей реакцией на нежелательное поведение). 5. Теоретическая основа для понимания супружеского конфликта представлена в теории социального обмена (Thibaut & Kelly, 1959). Согласно этой теории, каждый индивид стремится к получению максимального вознаграждения при минимальных затратах. Взаимодействие в паре считается удовлетворительным в той мере, в какой партнеры представляют друг другу вознаграждения, превышающие затраты, и неудовлетворительным, если затраты преобладают над выгодами (Thibaut & Kelly, 1959). 4.2. Здоровая семья Представителями бихевиористического подхода являются: Weiss, Hops, Patterson, Stuart, Azzin, Naster, Iones. Предметом исследования, вмешательства, изменения психологи-бихевиористы считают поведение, которое доступно наблюдению, то есть то, что можно слышать и видеть. Поведение членов семьи оказывается основным фактором, через который можно понять особенности се функционирования. Для бихевиористов прошлое супругов, их поведение в родительской семье не имеет существенного значения для объяснения текущих взаимоотношений. Они сосредоточены на настоящем. Объектами их наблюдений является диадное взаимодействие: муж - жена, родитель - ребенок. С точки зрения бихевиористов, взаимодействие между членами семьи характеризуется однонаправленностью. Они признают линейную причинность в объяснении поведения членов семьи (X является причиной У). Иначе говоря, поведение одного члена семьи инициирует поведение другого. Структурная единица паттерна взаимодействия в семье может быть представлена следующей цепочкой: антицендентное событие (стимул) > проблемное поведение > событие-последствие. Иначе говоря, контроль проблемного поведения осуществляется через стимулы, непосредственно ему предшествующие или следующие за ним. Предшествующие (антецендентные) стимулы могут провоцировать определенное поведение или подавлять его. Например, упреки и претензии со стороны жены за некупленные продукты, за невыполненные обещания тормозят проявление ласки, внимания со стороны мужа. Напротив, весть от мужа о получении премиальных или приобретении путевки для отдыха подымает настроение жены, она становится более общительной и заботливой. Стимулы, появляющиеся после определенных форм поведения оказывают свое влияние на частоту, повторяемость подобного поведения. Они могут выступать: • как положительное подкрепление, вознаграждение, например: похвала, подчеркивание приятного; • как отрицательное подкрепление, прекращение неприемлемого поведения, например: упреки, брань, угрозы, враждебное молчание; • как наказание: упреки, враждебность, игнорирование приветливости; • как угасание, отказ от положительных подкреплений: отсутствие интереса, предоставление самому себе и др. При дифференцированном подкреплении определенные поступки и реакции поощряются, другие - игнорируются. Так, например, жена приготовила завтрак - похвала, поцелуй, ласковые слова супруга (поощрение). Муж не убрал посуду (обычно были упреки со стороны жены) - прекращение упреков (отрицательное подкрепление). Муж покупает продукты регулярно - никаких реакций со стороны жены, а в начале были слова благодарности (игнорирование). При сукцессивной аппроксимации последовательно подкрепляется лишь то повеление, которое в большей степени приближается к желаемому; дифференцированное поощрение продолжается до тех пор, пока желаемое поведение окончательно не сформируется. При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением. Попытка контролировать поведение с использованием отрицательного подкрепления называется принуждением. Принуждение часто инициирует цепочку взаимодействий, которые затем самовоспроизводятся, несмотря на то, что неприятны обоим партнерам. Для семейного благополучия важна атмосфера поддержки желательного поведения. Особое значение для развития здоровых отношений в семье имеет преобладание позитивного подкрепления над использованием аверсивных стимулов, особенно наказания (Б. Скиннер). Согласно теории социального обмена, хорошие отношения создаются тогда, когда во взаимодействии с другим получаешь больше, чем даешь, когда «выигрыш» от отношений больше, чем «цена», которую ты платишь за них (Thibaut & Kelly, 1959). В семье супруги, родители и дети стремятся как можно больше увеличить «награды» и как можно больше снизить «затраты» во взаимоотношениях. В успешном брачном союзе оба партнера прилагают усилия к тому, чтобы максимально вознаграждать, поощрять другого, при этом сводя к минимуму затраты. Один из супругов может временами получать больше, чем отдавать и при этом испытывать позитивные эмоции, быть довольным собой и другим. Преобладание позитивных эмоций над негативными играет роль позитивного подкрепления. В таком случае удовлетворенность отношениями возрастает, семья функционирует благополучно (Т. Вилс, Р. Вейс, Г. Патерсон (1974)). Поскольку в семье всем нельзя постоянно извлекать только пользу, то для гармоничных отношений важно соблюдение баланса между «брать» и «давать», «выгодой» и «ценой». Это означает, что в здоровой семье позитивные эмоции преобладают над негативными, нет «эксплуататоров» и «униженных», однако есть отношения равного вклада и равной выгоды. В противоположном случае, в несчастливых браках партнеры стишком сосредоточены на том, чтобы защитить себя от возможных обид, чтобы думать о том, как сделать друг другу приятное. В таких семьях супруги могут снизить затраты в отношениях, если будут отдаляться друг от друга, прибегать к отчуждению. Другим способом снижения затрат может явиться использование во взаимодействии преимущественно негативного подкрепления и (или) наказания. Как отмечают Тибо и Келли, поведенческий обмен следует принципу реципрокности (обоюдности): негативная или позитивная стимуляция, исходящая от одного человека, обычно вызывает соответственное поведение со стороны другого. Приятное поведение стимулирует позитивные реакции, а недоброжелательность вызывает недоброжелательность. Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с «поощрительным» поведением партнеров по отношению друг к другу, то есть удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга. Удовлетворенность браком возрастает, если это поведение партнера радует другого, что не только приводит к увеличению обмена позитивными эмоциями, но и укрепляет уверенность в прочности брака. Итак, представления о принуждении и обоюдности позволяют судить об удовлетворенности или неудовлетворенности браком. То есть степень удовлетворенности супружескими отношениями прямо пропорциональна уровню обоюдности и обратно пропорциональна уровню принуждения. Супруги могут не воспринимать свой брак с точки зрения обмена вознаграждениями или наказаниями. Они могут считать удачным свой брак благодаря действию какого-либо иного фактора. Тем не менее брачные отношения не могут быть удовлетворительными без той или иной степени обоюдности. Следует отметить интересную закономерность, обнаруженную при проведении исследований: оказалось, что удовлетворенность в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели обменом и частотой удовольствий, доставляемых друг другу. 4.3. Роль коммуникативных умений и навыков в супружеских отношениях Н. Якобсон и Г. Марголин в качестве основного признака здоровой семьи выделяют способность семьи решать проблемы. Они указывают, что любая семья сталкивается с трудностями, однако здоровые отношения создаются в тех семьях, в которых супруги способны обсуждать проблемы, намечать перспективы. Иными словами, супруги, владеющие навыками коммуникации, имеют достаточно шансов для создания здоровой семьи. В здоровой семье супруги владеют следующими коммуникативными умениями, способствующими нормальному, позитивному общению: • выслушать партнера; • правильно и точно понять его; • ясно и неагрессивно выразить свои одобрения, порицания, требования; • исключить оценочные, критикующие, обвиняющие высказывания; • говорить о своих чувствах; • персонификация высказываний, использование «Я»-высказываний. Важным также является наличие навыков решения проблем, таких как: ясность изложения своих мнений, конкретность в формулировании позиций, требований, претензий, готовность к обсуждению различных вариантов мнений, предложений, способность к сотрудничеству, достижению компромисса при принятии решений. При этом необходимо отметить, что коммуникация супругов, родителей и детей считается позитивной или негативной в зависимости от того, что для данной семьи является подкрепляющим стимулом, а что - наказанием. 4.4. Причины семейных дисфункций Исходя из принципов оперантного обусловливания, теория социального научения рассматривает семейную дисфункцию как результат недостаточно частого использования позитивного подкрепления членами семьи друг друга, недостаточного количества наказаний за нежелательное поведение. В основе семейных проблем лежат неэффективные паттерны подкрепления, присущие взаимодействию как между родителями и детьми, так и между партнерами по браку. Таким образом, в свете теории социального научения семейный конфликт считается результатом злоупотребления тактикой аверсивного контроля в ущерб положительному подкреплению. Обычно недостаточное количество позитивных подкрепляющих стимулов с обеих сторон со временем приводит к снижению взаимной привлекательности партнеров (Stuart, 1969). Зачастую один из супругов предпочитает использование аверсивных стимулов, или наказания для управления поведением другого. Так, выражение женой недовольства может послужить толчком для пьянства мужа, и наоборот. Супружеский конфликт неизбежен и в том случае, когда один партнер пытается контролировать поведение второго при помощи аверсивных стимулов. В целом супружеский конфликт может возникнуть в результате использования аверсивного контроля, то есть партнеры обмениваются небольшим количеством позитивных стимулов (вознаграждений), поэтому каждый испытывает неудовлетворенность брачными отношениями. Молодые супруги на первых порах без особого труда чрезвычайно интенсивно используют положи тельные подкрепления. Причины тому - и наличие взаимной симпатии, и новизна отношений, и частое совместное времяпрепровождение. Супруги отмечают, что их контакты в этот период вызывают только приятные эмоции, практически не оставляя места затратам, столь актуальным в последующем. По мере возникновения необходимости решать повседневные проблемы, воспитывать детей и приспосабливаться к меняющимся ролевым требованиям возрастает вероятность конфликта. Неспособность разрешать этот конфликт является наиболее распространенной причиной неудачи в браке. Когда двое вознаграждают друг друга в равной мере, это значит, что в основе такого обмена лежит реципрокность. Члены семьи, как правило, в одинаковой мере подкрепляют поведение друг друга, что способствует сохранению брака (Patterson & Reid). Обоюдность распространяется на многие аспекты отношений; это означает, что партнер не обязательно должен немедленно компенсировать полученную выгоду. К сожалению, ожидание незамедлительной реакции супруга зачастую вызывает фрустрацию и ухудшение отношений (Smart). Бихевиористический подход в супружеской терапии основан на предположении, что супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия. Акцент при обучении ставится на редукции негативных и усилении позитивных видов поведения у брачных партнеров (Watzlavik, Weaklland & Fish, 1974). Этот же принцип модификации поведенческого взаимодействия в супружеских парах применим для объяснения и изменения поведения детей через научение родителей адекватному стимулированию поведения ребенка. Родителей можно обучить изменению неадаптивного поведения своих детей. Добиться изменения можно, если поощрять (подкреплять) адекватное поведение и, соответственно, не подкреплять (игнорировать или умеренно наказывать) неадекватное поведение ребенка.
36-37. Сущность рационально-эмотивного подхода в объяснении возникновения семейных пролем. Семейные психотерапевты используют концепцию Эллиса при оказании психологической помощи супружеским парам в кризисных ситуациях, людям, имеющим проблемы в семье. Основой когнитивно-бихевиорального подхода к семье является позитивная жизненная фи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.017 с.) |