Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о структуре семьи. Параметры структуры семьи.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей; «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи; «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993). А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу: нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра); расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков). Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье. В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.) Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классификацию семей: 1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). 2. Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья. Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей: централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни; автономный —муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого; демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере. Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на: партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец, матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. 8. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование. Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи: внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи; семья молодоженов; семья с маленькими детьми; семья с подростками; выход повзрослевших детей из семьи; семья на поздней стадии развития.
В. А. Сысенко выделяет: совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни; молодые браки — от 5 до 9 лет; средние браки — от 10 до 19 лет; пожилые браки — более 20 лет совместной жизни. Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи: Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним. Брак — принятие супружеских социальных ролей. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999). Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи. Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др. По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье: «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам); «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы); изменения под влиянием социальных событий (экономическая,: депрессия, землетрясение и т. п.); биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.); изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т. д.); «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.). В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна. Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром). 6.3. Жизненный путь семьи. Генограмма семьи Выделенные стадии жизненного цикла описывают общие тенденции развития любой семейной системы. Вместе с тем жизнь каждой семьи неповторима, уникальна. Это своеобразие в ее функционировании может быть описано через понятие жизненный путь семьи. Жизненный путь семьи - это биография, последовательная цепь значимых событий конкретной семьи. Психотерапевты широко используют при исследовании семейной системы генограмму, с помощью которой можно символически описать в хронологическом порядке события жизненного пути конкретной семьи. Автором техники генограммы является Мюррей Боуэн. Он использовал этот метод для записи истории семьи с учетом родительской и прародительской семей и предложил некоторые принципы анализа характера взаимоотношений людей в поколениях. Основные символы, используемые в генограмме:
6.4. Характеристика основных параметров семейной структуры: сплоченность, иерархия, границы, гибкость, ролевая структура Основными параметрами, описывающими структуру семьи, позволяющими понять основные стереотипы взаимодействия, являются: состав семьи, иерархия, сплоченность, гибкость, границы, роли. При знакомстве с семьей необходимо определиться с ее составом. Известно, что на вопрос о членах семьи люди одной и той же семьи отвечают по-разному: включая одних, упуская других; кого-то называют сразу, о ком-то вспоминают в последнюю очередь. При изучении структуры семьи анализируются входящие в нее субсистемы, то есть она рассматривается на разных уровнях функционирования: вся семья в целом, супружеская подсистема, родительская, детская, индивидуальная подсистемы. Говоря об иерархии, мы, прежде всего, говорим об отношениях власти: доминировании - подчинении. Все супружеские пары сталкиваются с проблемой разделения власти и создания в семье иерархии, при которой сферы контроля и ответственности распределяются между мужем и женой. Понятие власти связано не только с возможностью доминировать и подчиняться, но и заботиться, принимать заботу, содействовать изменению, изменяться, отвечать за супруга. Распределение супружеской власти может быть различным: авторитарным (матриархальное, патриархальное) или паритетным, когда сферы ответственности и контроля распределены между супругами. Распределение власти в супружеской и родительской системах может быть идентичным, но может и не совпадать. Мужчина может занимать доминирующее положение в супружеской субсистеме, в то же время в вопросах воспитания детей именно женщина является более компетентной, принимая на себя ответственность и власть в отношении детей. Своя иерархия существует и внутри сиблинговой подсистемы. Следует отметить, что в функциональной семейной системе обладание властью и принятие ответственности совмещены в рамках одной и той же подсистемы. Если же власть принадлежит одному человеку, а ответственность возложена на других, то такая ситуация свидетельствует о семейной дисфункции. Иерархия существует и между субсистемами семьи: супружеской, родительской, детской, индивидуальной. Выявляя иерархию между семейными подсистемами можно понять ее центрацию, а следовательно, определить и тип: патриархальная, супружеская, детоцентрированная, эгоцентрированная. Между ребенком (детской подсистемой) и родителями выделяют пять видов социальной власти в зависимости от способов взаимодействия в детско-родительской подсистеме: 1. Власть вознаграждения. Родители могут вознаграждать ребенка за определенное поведение. Награда, как правило, следует за социально-одобряемыми поступками, наказание - за социально-порицаемыми. 2. Власть принуждения. В ее основе лежит жесткий контроль за поведением: когда каждый незначительный проступок ребенка подлежит наказанию (либо словесному - угроза, либо физическому). 3. Власть эксперта. Она основана на большей компетентности родителей в том или ином деле. Речь идет о их социальной или профессиональной компетентности. 4. Власть авторитета. Такой тип власти возникает, когда оба родителя или один из них становятся для ребенка образцом - носителем социально-одобряемого поведения. Она базируется на уважении человека. 5. Власть закона - единственная форма внеличностной власти родителей. Но именно родители являются первыми и постоянными носителями и проводниками «закона» (правил поведения) для ребенка. В каждой семье свои способы установления власти над детьми: одни более выражены, другие - менее. Между родительской и детской подсистемами могут сложиться нормальные иерархические отношения, когда власть и ответственность сосредоточены в родительской подсистеме. Родители, как более компетентные, опытные, заботятся о своих детях, защищают, информируют, ориентируют, поощряют, наказывают - берут на себя ответственность за их физическое и психическое здоровье. Если же доминирует ребенок над одним или обоими родителями, то речь идет об иерархической дисфункции о таком нарушении, как перевернутая иерархия, когда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей. Это можно наблюдать в семьях, где родители по той или иной причине не справляются или вовсе не выполняют свои родительские обязанности. Сплоченность семьи обозначает эмоциональную связь, близость или привязанность ее членов. В отношении семейных систем это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое. Существуют разные уровни сплоченности, или эмоциональной близости: от низкого (члены семьи разобщены) до чрезмерно высокого (когда в семье возникает эмоциональная зависимость, поглощение). При высоком уровне эмоциональной сплоченности члены семьи имеют мало личного пространства, субсистемы не обладают необходимой автономией. Эмоциональный симбиоз и эмоциональная разобщенность, будучи полярными характеристиками семейного взаимодействия, являются свидетельствами семейных дисфункций. Нормальное функционирование семейной системы возникает при балансе сил притяжения и отчуждения. В такой семье ее члены достаточно автономны и сохраняют эмоциональные связи между собой. Граница - термин используют для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи. Семейные границы выражаются через правила, которые определяют, кто принадлежит к системе, подсистеме и каким образом. Различают внешние границы - границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, как семья ведет себя с внешним окружением: родственниками, друзьями, воспитателями, учителями, сослуживцами, знакомыми и т. п. По этому параметру можно говорить об открытых и закрытых семьях. Если граница слишком жесткая, то имеется мало информационных обменов между семьей и социальным окружением, наступает застой в системе, Такая семья является закрытой. Внутренние границы - границы между членами семьи и ее субсистемами. Они характеризуют степень дифференциации членов и субсистем семьи. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении среди членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями в родительской и детской подсистемах, отличаются от правил в родительско-детских подсистемах. Родительские диады в целом имеют более высокую степень сплоченности, чем в подсистеме родитель-ребенок. Понятие границы поколений (межпоколенная граница) используется для того, чтобы показать различия между ними в близости и иерархии. Ясные границы поколений по иерархии имеются в тех семьях, где родители имеют относительно более высокий статус, нежели дети, в принятии решений по причине их опыта, ответственности, материальных ресурсов. Неблагополучие семьи часто связано с неясностью границы поколений. Это выражается в коалициях через поколение (межпоколенные коалиции), где сплоченность прародителей (или одного из них) с их детьми (сыном, дочерью) выше, чем между самими прародителями. Таким образом, наличие ясных внутренних и внешних границ свидетельствует о функциональности семейной системы. Вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные - функциональны. Гибкость - это способность семейной системы к изменениям в отношениях власти, сплоченности, в семейных ролях, правилах, регулирующих взаимоотношения. Такая необходимость возникает всякий раз, когда семья в своем развитии переходит с одного этапа жизненного цикла на другой, когда в ней происходят значимые события. По этому параметру семейная структура может быть описана по шкале, где крайними полюсами являются ригидность и хаотичность. Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей, не меняет своего стиля функционирования в ответ на изменившуюся ситуацию (рождение, смерть, взросление, уход детей и т. д.), чрезмерно иерархизирована, роли постоянны, границы жестки, правила неизменны. Хаотическое состояние системы связано с чрезмерным количеством изменений в ответ на ситуацию. Такое положение может приобрести любая семья в ситуации стресса, в тот или иной период времени (рождение первенца, смерть члена семьи, потеря доходов). В такие моменты руководство становится неустойчивым, роли неясны (часто смещаются от одного члена к другому), решения принимаются необдуманно и импульсивно. Это нормально. Проблема возникает, если семья застревает в данном состоянии надолго. Гибкость семейной системы проявляется в демократическом стиле руководства, в открытом взаимодействии членов семьи и подсистем, в возможности обсуждать и менять семейные правила. В семье каждый человек выполняет как формальные, так и неформальные роли. Существуют роли мужа, жены, отца, матери, сына, дочери, брата, сестры. Их называют формальными. Неформальные роли можно разделить на роли-обязанности и роли-взаимодействия. Примером ролей-обязанностей могут быть такие, как «повар», «мойщик посуды», «закупщик продуктов» и т. п. Роли-взаимодействия: «адвокат», «жертва», «спасатель», «клоун», «палач», «психотерапевт» и др. При анализе ролевой структуры важны ролевые ожидания и ролевые притязания. Согласованность ролевых ожиданий и ролевых притязаний - признак функциональности семейной системы. Их несовпадение является источником семейных конфликтов и свидетельствует о дисфункциональности семьи. Рассмотренные характеристики семейной структуры являются интегрированным обобщением разнообразных школ системного подхода к семье. 10. Особенности функционирования семьи на различных этапах ее развития. Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них — адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения» (Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972). Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Наконец, именно на данном этапе развития семьи складываются отношения с родственниками — особенно если молодая семья, как это часто бывает, не имеет собственного жилья.
Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения точек зрения, ценностных ориентации, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение сложности этого процесса — количество возникающих в этот период разводов и их причины. «Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной жизни. Основные причины этого — неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие собственной жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов» (Дичюс П., 1985).
Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, центральный этап жизненного цикла — сложившаяся зрелая семья с детьми. Это период наибольшей активности в сфере быта и домашнего хозяйства. У женщин — матерей несовершеннолетних детей — на ведение домашнего хозяйства уходит значительная часть нерабочего времени; мужчины-отцы уделяют домашнему труду в среднем 1,5-2 часа в день (Груздева Е. В., Чертихина Э. С., 1983; Кличюс А. И., 1987).
Одновременно с продолжительностью нарастает напряженность домашнего труда, становится сложнее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно изменяются функции духовного (культурного) и эмоционального общения. Перед супругами стоит нелегкая задача — сохранить эмоциональную общность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась (т. е. уже не во время досуга и развлечений, которые играли немаловажную роль на первой стадии развития семьи). В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями общность их проявляется в гораздо большей мере — в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей ощущается родителями как наиболее важная задача. Не случайно ряд исследователей разделяет этот этап на несколько: семья с ребенком в первые годы его жизни, семья в период пребывания ребенка в детском саду, семья школьника и т. д. (Barcai A., 1981). Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой — ставит новые задачи, требуя от родителей иных качеств, способностей и умений. Требования к родителям годовалого ребенка и подростка весьма различны.
Для данного этапа развития семьи характерны самые различные проблемы и нарушения. Показательно, что именно в этот период обычно обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью (Алешина Ю. Е., 1987). Основные источники нарушений жизнедеятельности семьи в это время — перегрузка супругов, перенапряжение их сил, необходимость перестройки их духовных и эмоциональных взаимоотношений. На смену конфликтности и проблемности, характерным для первого этапа жизни семьи, приходит опасность эмоционального «остывания», различные проявления которого (супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому человеку») именно на этом этапе наблюдаются наиболее часто. Основные нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к неэффективности супругов в роли родителей (Чечот Д. М., 1973; Чуйко Л. В., 975; Джеймс М., 1985; Соловьев Н. Я., 1985; Tamir L., Antonucci С., 1981; Schater R., Keeth R., 1981).
Завершающие этапы жизнедеятельности семьи. Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи, семья родителей прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями пожилого возраста. Физических сил все меньше, следовательно, увеличивается потребность в рекреации, все большее значение приобретает отдых. Состояние здоровья супругов ухудшается, и связанные с этим проблемы выходят на первый план, в этом направлении перемещаются интересы, здесь нередко сосредоточиваются все усилия. В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «дедушек» требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков. Происходит перекладывание части забот на старшее поколение, что обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях (Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972).
Завершение жизненного цикла — окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей — увеличивает потребность в признании, уважении (особенно со стороны детей). Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе начинает играть особенно заметную роль. 12-17. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.017 с.) |