Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы социальной структуры древневосточных обществ↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципы социальной структуры древневосточных обществ
Политогенез и сложение социальной структуры. Выделение социальных слоев на основе места в структуре власти, форм деятельности и способа получения средств для существования. Этничность как критерий выделения социальных слоев. Дифференциация внутри социальных слоев: время и причины появления. Проблема классов в древневосточном обществе. Государство как квазикласс. Сословия. Социальные группы (секты, цехи, кланы, касты и др.). Отношения общества и государства. 3. Община в древнем мире. Родовая и сельская община. Пути складывания сельской общины. Большая патриархальная семья. Структура большой семьи. Основы внутриобщинных связей. Коллективная и частная собственность. Нерушимость общинного земельного фонда. Сдерживающие факторы и тенденции к дифференциации внутри общины. Община как «юридическое лицо». Общинная администрация. Отношения общины с государством. Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического Процесса
Причины и сущность консервативной стабильности древневосточных обществ. Отношение к новациям. Цикличность времени и исторического процесса. Специфика региональных очагов (Западная Азия, Египет, Китай, Индия): Особенности географического положения. Этническая характеристика. Государственность. Отношения общества и государства.
Афинский демократический полис: формирование, расцвет, кризис Источники по истории становления полисной государственности в Афинах. Ранние Афины. Синойкизм Тесея. Килонова смута. Создание Драконтом первого греческого свода письменных законов и его значение. Положение в Аттике на рубеже VII– VIвв. до н.э. Реформы Солона: сисахфия, цензовая конституция, создание Совета четырёхсот. Значение деятельности Солона. Тирания Писистратидов. Сущность раннегреческой тирании и её значение в становлении демократии. Преобразования Клисфена: новое административное деление Аттики, создание коллегии стратегов, Совета пятисот, выдвижение народного собрания в качестве высшего органа государственной власти. Морская программа Фемистокла. Реформирование ареопага Эфиальтом. Деятельность Перикла: оплата труда должностных лиц, применение жеребьёвок в политической системе, закон о гражданстве 451 г. до н.э. Особенности античной демократии и её значение. Последствия Пелопоннесской войны для Афин. Кризис афинского полиса: причины и симптомы. Разложение гражданского коллектива и утрата полисной солидарности. Космополитизм. Рост наёмничества. Поиски выхода.
Архаическая Греция VIII – VI вв. до н.э.: социально-экономическое Развитие Архаическая революция и её причины. Демографический взрыв. Развитие экономики. Появление монеты. Сдвиги в военном деле (гоплитская фаланга). «Аграрное» перенаселение. Урбанизация. Появление городов в Греции. Складывание государства в форме полиса. Основные черты полисной государственности. Античная форма собственности. Понятие полисного гражданства. Полис и город. Автаркия. Размеры полисов. Аристократия и демос. Складывание классического рабства, его основные черты. Великая греческая колонизация: причины, направления, значение. Формирование полисной системы ценностей.
Римская республика (конец VI – конец I вв. до н.э.): тенденции Исторического развития
Источники по истории Римской республики. Ранняя республика: внутриполитическое развитие (борьба сословий); внешнеполитическое развитие (создание Римско-италийской федерации). Классическая республика: система политической власти (комиции, сенат, магистратуры), внешняя политика и создание Средиземноморской державы. Поздняя республика. Гракхианское движение. Югуртинская война. Гай Марий и его военная реформа. Формирование профессионального войска. Обострение внутреннего кризиса (оптиматы и популяры). Гражданские войны. Диктатура Цезаря. II триумвират. Гражданская война Антония и Октавиана. Римская империя: система принципата и домината Рождение империи. Система принципата – республиканская монархия. Сочетание авторитарных и республиканских механизмов власти. Управление провинциями. Государственные финансы. Система административного управления. Династии римских императоров эпохи принципата. Внешняя политика эпохи принципата. Отношения с провинциями. Взаимоотношения с Парфией и с германскими племенными союзами. Кризис III в. и его основные факторы. Угроза распада Империи, резкое ослабление центральной власти, сепаратизм провинций. Причины установления системы домината. Разложение античных структур и вызревание отношений нового типа. Диоклетиан и реорганизация Империи на абсолютистских началах. Тетрархия. Константин I и завершение складывания системы домината. Начало превращения христианства в государственную религию. История империи после Константина. Начало Великого переселения народов. Война с готами. Феодосий. Разделение Империи на Восточную и Западную. Падение Западной Римской империи.
Генезис феодализма и проблемы его происхождения в исторической Науке Понятие генезиса феодализма. Асинхронный характер протекания генезиса феодальных отношений в отдельных регионах Европы. Синтезная теория происхождения феодализма. Проблема континуитета при переходе от античности к средневековью. Понимание процесса генезиса феодализма как социальной революции и развитие данной теории в отечественной историографии ХХ века. Теория двух путей генезиса феодализма у европейских народов. Понятие синтеза позднеантичных и варварских общественных структур. Два этапа процесса феодализации в Западной Европе. Варианты европейского феодализма на основе типов синтеза. Основные социальные и политические характеристики феодализма. Формы собственности и владения землей. Классическая феодальная вотчина и община. Эволюция крестьянской общины в период раннего средневековья.
Происхождение и роль средневековых городов в истории феодальной Европы. Возникновение средневекового города. Историография проблемы происхождения средневековых городов: романистическая, вотчинная, марковая, бурговая, рыночная теории и их развитие во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Вклад отечественных медиевистов в решение проблемы. Современные представления о происхождении средневекового города. Сущность явления «феодальный город». Типы феодальных городов. Социальная характеристика феодального города. Коммунальное движение. Городское ремесло. Причины образования и эволюция средневекового ремесленного цеха. Организация и виды городской торговли. Формы объединения торговцев средние века. Папство и католическая церковь в ХI – ХV вв. Идея церковной реформы. Утверждение догматического основания западного христианского вероучения. Сущность и значение «григорианской реформы» в истории церкви. Борьба за инвеституру и ее последствия. Установление папской теократии. Могущество папства в ХII – ХIII вв. Орден как форма монашеской организации. Еретические движения ХII – ХIII вв. Инквизиция и ее роль в средневековом обществе. «Авиньонское пленение» пап. Движение за независимость национальных церквей. Великий раскол католической церкви. Теория примата вселенского собора. Констанцский собор и его значение для истории церкви. Базельский и Флорентийский соборы. Папство во второй половине ХV в.
США в 1815-1865 гг.: особенности экономического, политического и социокультурного развития.
Экономическое развитие США в первой половине XIX в.: характер и социальные последствия. Территориальная экспансия США и расширение американской федерации. Доктрина Монро. Эра Джексоновской демократии. Капитализм и рабство. Север и Юг – две субкультуры американской нации. Олигархическая и демократическая традиции в политической культуре США. Север и Юг: эволюция конфликта. Гражданская война 1861 – 1865 гг.: характер и итоги. Первая половина XIX вв.). Завершение эпохи "первоначального накопления". Развитие процесса капитализации и формирование рынка труда. Прогресс науки и техники. Углубление и расширение рынков. Переход к фабричной форме организации производства. Промышленная революция как новая фаза общественного развития. Органичность промышленного переворота. Кризис традиционного общества. Новая социальная структура. Политические преобразования. Развитие общественной идеологии и культуры. Результаты промышленной революции. Сравнительная характеристика промышленного переворота в Англии и Франции. Особенности промышленного переворота в США. 21. Европейский классический либерализм в конце XVIII – середине XIX вв.: идейные основы и политическая доктрина (на примере Англии). Идейное наследие Просвещения и зарождение либерализма. Личность и общество в либеральной идеологии: индивидуализм, рационализм, разумный эгоизм, утилитаризм, гедонизм (А.Смит, Дж. Бентам, Дж. Милль, Г. Спенсер). Эволюция и общественный прогресс: закономерности и пути достижения. «Фритредерство» как экономическая доктрина либерализма. Государственно-правовые воззрения либералов. Особенности либеральной внешней колониальной политики. 22. Национальная проблема и политические процессы в странах Западной Европы в середине XIX века (на примере Германии и Италии). Создание Германского союза. Социально-экономическое развитие Германии в 1820-1840-е гг. и складывание предпосылок для объединения. «Молодая Германия». Рост оппозиционных настроений. Революция 1848 – 1849 гг. и проблема политической централизации. «Великогерманский» и «малогерманский» пути объединения страны: австро-прусское соперничество. Династические войны Пруссии. Северогерманский союз. Франко-Прусская война. Образование Германской империи. Национально-патриотическое движение в Италии в 1820-е годы и его итоги. Экономическое и социальное развитие страны в 20-40-е годы XIX века. «Молодая Италия»: ее программа и деятельность. Итальянский либерализм и национально-освободительное движение 1840-х годов. Революция 1848 – 1849 гг. и борьба за единство. Политическая стратегия К. Кавура. Франко - сардинский союз и война с Австрией 1859 г. Подъем национально-патриотического движения и присоединение Центральной Италии к Пьемонту. Поход Дж. Гарибальди и победа революции на Юге Италии. Образование Итальянского Королевства. Общественных ценностей
Политический кризис в России в к. XVI - н. XVII вв. Характеристика комплекса предпосылок «Смутного времени». Периодизация "Смутного времени" и оценка важнейших событий каждого этапа. Портретный ряд исторических деятелей этого периода (Б. Годунов, Лжедмитрии I и II, В. Шуйский, патриарх Гермоген, Д. Пожарский, К. Минин). Альтернативы общественного развития на разных этапах Смуты. Формы социального протеста. Самозванчество как историческое явление. Восстановление Российской государственности в 1613г. и воцарение династии Романовых. Проблемы "Смутного времени" в историографии: «Смута» как гражданская война.
5. Московское государство после Смуты начала XVII века
Традиционная государственость XVII в. Земские соборы и царская власть. Эволюция приказной системы. Распостранение воеводской системы управления. Ресурсы государства после Смуты. Оформление крепостного права. «Соборное Уложение» 1649 г. о царской власти и церкви. Царь Алексей Михайлович как государственный деятель. Идеология абсолютной власти, Симеон Полоцкий. Предпосылки и последствия церковного раскола. Патриарх Никон, Аввакум, старообрядчество. Направления и задачи внешней политики. А.Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын. Кризис внутренней политики и социальные конфликты: городские восстания середины XVII в., Медный бунт, Соловецкое восстание, Разинщина. Проекты и реформы царя Федора Алексеевича. Династический кризис и государственные перевороты 1680-х годов: кн. И.А. Хованский, Нарышкины, Милославские, царевна Софья. Состояние институтов сословного представительства и абсолютизма в России к концу XVII века.
6. Типология социальных движений XVII—XVIII вв. в России
Социальная политика Русского государства в процессе централизации и формирования абсолютной монархии: периодизация, тенденции и политическое содержание. Формирование крепостной системы. Крепостное право как фактор социального протеста русского крестьянства. Сравнительно-сопоставительная характеристика крупных социальных конфликтов (Крестьянские войны под предводительством И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева). Социально-политические факторы формирования окраинной "народной" оппозиции. Идеалы казачества. Политико-географический аспект радикализации народных движений. Социальная основа движений: «ведущие» и «ведомые». Этнический облик. Отражение ментальных ценностей в целевых установках движений. Лидеры. Организационные структуры. Маршруты войн: основные события на важнейших этапах. Социальные и политические последствия крестьянских движений. Восстания городских низов: география, предпосылки, формы, требования. Современные историографические представления о социальных движениях XVII- XVIII вв.
В 1920-е гг. Создание СССР Политическая система Советской Республики и её эволюция в 1920-е гг. Партия, советы, профсоюзы. Бюрократизация советского режима и становление номенклатуры. Советское государство и Церковь. Элементы плюрализма в общественной и культурной жизни. Укрепление однопартийной системы и репрессивного аппарата. Внутрипартийные дискуссии о путях построения социализма и политическая борьба в РКП(б). Национальный вопрос в русской революции. Национально-региональные движения и большевики: поиски компромисса. Советизация национальных окраин. Создание СССР и национально-культурная политика советского государства в 1920-е гг. Наглядные методы обучения Наглядные средства обучения: определение и классификация. Виды наглядности: образные и условные наглядные пособия. Значение различных средств наглядности в процессе обучения истории: конкретизация исторического материала, эмоциональное воздействие, формирование наглядно-образных представлений, эстетическое воспитание. Приемы использования образных и условных средств наглядности. Правила демонстрации наглядных пособий. Характеристика требований и особенностей приемов работы с наглядными пособиями (картой, учебной картиной, схемой, меловым рисунком, аппликацией, художественным полотном). Правила отбора наглядных пособий к уроку. Познавательная деятельность учащихся при использовании методов наглядного обучения. Опора на пространственные и временные представления школьников для локализации исторических событий и процессов. Исторические карты, карты-схемы, планы местности. Типы исторических карт. Легенда карты. Правила показа на карте развития исторических событий и явлений. Прием «оживления» карты. Контурные карты.
Самостоятельная работа учащихся по истории Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения истории как средство активизации познавательной деятельности. Значение самостоятельной работы: активизация познавательной деятельности, развитие мышления, выработка и закрепление умений и навыков, развитие творческих способностей. Виды самостоятельной работы: классная и внеклассная, групповая и индивидуальная. Познавательные задачи на уроках истории. Требования к школьному семинару, лабораторным и практическим занятиям. Научная деятельность учащихся: цели, задачи, методика организации школьного научного исследования. Школьный урок истории Основные формы организации обучения: исторический аспект. Соотношение форм и методов обучения. Классно-урочная форма обучения. Научные требования к современному уроку истории. Классификация типов уроков: по содержанию, по дидактическим целям, по методам обучения. Структура комбинированного урока. Организационный момент и дисциплина на уроке. Приемы актуализации ранее усвоенных знаний и изучения нового материала. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке. Индивидуальная, групповая, общеклассная работа учащихся. Первичное закрепление и применение на практике изученного материала. Основные виды домашних заданий по истории. Технологии дифференцированного и модульного обучения.
Подготовка учителя к учебному занятию по истории Определение целей изучения раздела, темы курса. Отбор содержания. Структура календарно-тематического планирования по истории, годовой календарный учебный график. Система учебных занятий. Вводное занятие. Занятие по изучению нового материала. Повторительно-обобщающее занятие. Занятие по проверке и учету знаний и умений учащихся. Постановка цели и задач учебного занятия. Формулировка темы занятия. Развернутый план и конспект урока. Методические пособия и поурочные разработки по истории как варианты расширенного планирования. Подбор средств обучения и составление картотеки. Особенности занятий в разных классах, учет психо-физиологических особенностей возрастных групп учащихся. Анализ учебного занятия по истории.
Ю. Троицкого Учебно-методический комплекс и рабочая тетрадь как его составная часть. Функции рабочих тетрадей. Типология рабочих тетрадей. Рабочие тетради как дополнение к учебнику. Рабочие тетради как самостоятельное учебное пособие. Технология документально-методических комплексов Ю. Троицкого. Проект “Шаг за шагом”. Причины создания технологии. Понимание учебника в рамках технологии ДМК. Цели исторического образования в рамках технологии ДМК: ориентация на формирование исторического мышления. Основные психолого-педагогические положения технологии. Элементы ДМК: цели, содержание образования, тексты, стратегии. Разработка курсов истории в рамках технологии.
Принципы социальной структуры древневосточных обществ
Политогенез и сложение социальной структуры. Выделение социальных слоев на основе места в структуре власти, форм деятельности и способа получения средств для существования. Этничность как критерий выделения социальных слоев. Дифференциация внутри социальных слоев: время и причины появления. Проблема классов в древневосточном обществе. Государство как квазикласс. Сословия. Социальные группы (секты, цехи, кланы, касты и др.). Отношения общества и государства. 3. Община в древнем мире. Родовая и сельская община. Пути складывания сельской общины. Большая патриархальная семья. Структура большой семьи. Основы внутриобщинных связей. Коллективная и частная собственность. Нерушимость общинного земельного фонда. Сдерживающие факторы и тенденции к дифференциации внутри общины. Община как «юридическое лицо». Общинная администрация. Отношения общины с государством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.012 с.) |