Принципы социальной структуры древневосточных обществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы социальной структуры древневосточных обществ



Принципы социальной структуры древневосточных обществ

 

Политогенез и сложение социальной структуры. Выделение социальных слоев на основе места в структуре власти, форм деятельности и способа получения средств для существования. Этничность как критерий выделения социальных слоев. Дифференциация внутри социальных слоев: время и причины появления. Проблема классов в древневосточном обществе. Государство как квазикласс. Сословия. Социальные группы (секты, цехи, кланы, касты и др.). Отношения общества и государства.

3. Община в древнем мире.

Родовая и сельская община. Пути складывания сельской общины. Большая патриархальная семья. Структура большой семьи. Основы внутриобщинных связей. Коллективная и частная собственность. Нерушимость общинного земельного фонда. Сдерживающие факторы и тенденции к дифференциации внутри общины. Община как «юридическое лицо». Общинная администрация. Отношения общины с государством.

Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического

Процесса

 

Причины и сущность консервативной стабильности древневосточных обществ. Отношение к новациям. Цикличность времени и исторического процесса. Специфика региональных очагов (Западная Азия, Египет, Китай, Индия): Особенности географического положения. Этническая характеристика. Государственность. Отношения общества и государства.

 

Афинский демократический полис: формирование, расцвет, кризис

Источники по истории становления полисной государственности в Афинах. Ранние Афины. Синойкизм Тесея. Килонова смута. Создание Драконтом первого греческого свода письменных законов и его значение. Положение в Аттике на рубеже VII– VIвв. до н.э. Реформы Солона: сисахфия, цензовая конституция, создание Совета четырёхсот. Значение деятельности Солона. Тирания Писистратидов. Сущность раннегреческой тирании и её значение в становлении демократии. Преобразования Клисфена: новое административное деление Аттики, создание коллегии стратегов, Совета пятисот, выдвижение народного собрания в качестве высшего органа государственной власти. Морская программа Фемистокла. Реформирование ареопага Эфиальтом. Деятельность Перикла: оплата труда должностных лиц, применение жеребьёвок в политической системе, закон о гражданстве 451 г. до н.э. Особенности античной демократии и её значение. Последствия Пелопоннесской войны для Афин. Кризис афинского полиса: причины и симптомы. Разложение гражданского коллектива и утрата полисной солидарности. Космополитизм. Рост наёмничества. Поиски выхода.

 

Архаическая Греция VIII – VI вв. до н.э.: социально-экономическое

Развитие

Архаическая революция и её причины. Демографический взрыв. Развитие экономики. Появление монеты. Сдвиги в военном деле (гоплитская фаланга). «Аграрное» перенаселение. Урбанизация. Появление городов в Греции. Складывание государства в форме полиса. Основные черты полисной государственности. Античная форма собственности. Понятие полисного гражданства. Полис и город. Автаркия. Размеры полисов. Аристократия и демос. Складывание классического рабства, его основные черты. Великая греческая колонизация: причины, направления, значение. Формирование полисной системы ценностей.

 

Римская республика (конец VI – конец I вв. до н.э.): тенденции

Исторического развития

 

Источники по истории Римской республики. Ранняя республика: внутриполитическое развитие (борьба сословий); внешнеполитическое развитие (создание Римско-италийской федерации). Классическая республика: система политической власти (комиции, сенат, магистратуры), внешняя политика и создание Средиземноморской державы. Поздняя республика. Гракхианское движение. Югуртинская война. Гай Марий и его военная реформа. Формирование профессионального войска. Обострение внутреннего кризиса (оптиматы и популяры). Гражданские войны. Диктатура Цезаря. II триумвират. Гражданская война Антония и Октавиана.

Римская империя: система принципата и домината

Рождение империи. Система принципата – республиканская монархия. Сочетание авторитарных и республиканских механизмов власти. Управление провинциями. Государственные финансы. Система административного управления. Династии римских императоров эпохи принципата. Внешняя политика эпохи принципата. Отношения с провинциями. Взаимоотношения с Парфией и с германскими племенными союзами. Кризис III в. и его основные факторы. Угроза распада Империи, резкое ослабление центральной власти, сепаратизм провинций. Причины установления системы домината. Разложение античных структур и вызревание отношений нового типа. Диоклетиан и реорганизация Империи на абсолютистских началах. Тетрархия. Константин I и завершение складывания системы домината. Начало превращения христианства в государственную религию. История империи после Константина. Начало Великого переселения народов. Война с готами. Феодосий. Разделение Империи на Восточную и Западную. Падение Западной Римской империи.

 

Генезис феодализма и проблемы его происхождения в исторической

Науке

Понятие генезиса феодализма. Асинхронный характер протекания генезиса феодальных отношений в отдельных регионах Европы. Синтезная теория происхождения феодализма. Проблема континуитета при переходе от античности к средневековью. Понимание процесса генезиса феодализма как социальной революции и развитие данной теории в отечественной историографии ХХ века. Теория двух путей генезиса феодализма у европейских народов. Понятие синтеза позднеантичных и варварских общественных структур. Два этапа процесса феодализации в Западной Европе. Варианты европейского феодализма на основе типов синтеза. Основные социальные и политические характеристики феодализма. Формы собственности и владения землей. Классическая феодальная вотчина и община. Эволюция крестьянской общины в период раннего средневековья.

 

 

Происхождение и роль средневековых городов в истории феодальной

Европы.

Возникновение средневекового города. Историография проблемы происхождения средневековых городов: романистическая, вотчинная, марковая, бурговая, рыночная теории и их развитие во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Вклад отечественных медиевистов в решение проблемы. Современные представления о происхождении средневекового города.

Сущность явления «феодальный город». Типы феодальных городов. Социальная характеристика феодального города. Коммунальное движение. Городское ремесло. Причины образования и эволюция средневекового ремесленного цеха. Организация и виды городской торговли. Формы объединения торговцев средние века.

Папство и католическая церковь в ХI – ХV вв.

Идея церковной реформы. Утверждение догматического основания западного христианского вероучения. Сущность и значение «григорианской реформы» в истории церкви. Борьба за инвеституру и ее последствия. Установление папской теократии. Могущество папства в ХII – ХIII вв. Орден как форма монашеской организации. Еретические движения ХII – ХIII вв. Инквизиция и ее роль в средневековом обществе. «Авиньонское пленение» пап. Движение за независимость национальных церквей. Великий раскол католической церкви. Теория примата вселенского собора. Констанцский собор и его значение для истории церкви. Базельский и Флорентийский соборы. Папство во второй половине ХV в.

 

США в 1815-1865 гг.: особенности экономического, политического и социокультурного развития.

 

Экономическое развитие США в первой половине XIX в.: характер и социальные последствия. Территориальная экспансия США и расширение американской федерации. Доктрина Монро. Эра Джексоновской демократии. Капитализм и рабство. Север и Юг – две субкультуры американской нации. Олигархическая и демократическая традиции в политической культуре США. Север и Юг: эволюция конфликта. Гражданская война 1861 – 1865 гг.: характер и итоги.

Первая половина XIX вв.).

Завершение эпохи "первоначального накопления". Развитие процесса капитализации и формирование рынка труда. Прогресс науки и техники. Углубление и расширение рынков. Переход к фабричной форме организации производства. Промышленная революция как новая фаза общественного развития. Органичность промышленного переворота. Кризис традиционного общества. Новая социальная структура. Политические преобразования. Развитие общественной идеологии и культуры. Результаты промышленной революции. Сравнительная характеристика промышленного переворота в Англии и Франции. Особенности промышленного переворота в США.

21. Европейский классический либерализм в конце XVIII – середине XIX вв.: идейные основы и политическая доктрина (на примере Англии).

Идейное наследие Просвещения и зарождение либерализма. Личность и общество в либеральной идеологии: индивидуализм, рационализм, разумный эгоизм, утилитаризм, гедонизм (А.Смит, Дж. Бентам, Дж. Милль, Г. Спенсер). Эволюция и общественный прогресс: закономерности и пути достижения. «Фритредерство» как экономическая доктрина либерализма. Государственно-правовые воззрения либералов. Особенности либеральной внешней колониальной политики.

22. Национальная проблема и политические процессы в странах Западной Европы в середине XIX века (на примере Германии и Италии).

Создание Германского союза. Социально-экономическое развитие Германии в 1820-1840-е гг. и складывание предпосылок для объединения. «Молодая Германия». Рост оппозиционных настроений. Революция 1848 – 1849 гг. и проблема политической централизации. «Великогерманский» и «малогерманский» пути объединения страны: австро-прусское соперничество. Династические войны Пруссии. Северогерманский союз. Франко-Прусская война. Образование Германской империи.

Национально-патриотическое движение в Италии в 1820-е годы и его итоги. Экономическое и социальное развитие страны в 20-40-е годы XIX века. «Молодая Италия»: ее программа и деятельность. Итальянский либерализм и национально-освободительное движение 1840-х годов. Революция 1848 – 1849 гг. и борьба за единство. Политическая стратегия К. Кавура. Франко - сардинский союз и война с Австрией 1859 г. Подъем национально-патриотического движения и присоединение Центральной Италии к Пьемонту. Поход Дж. Гарибальди и победа революции на Юге Италии. Образование Итальянского Королевства.

Общественных ценностей

 

Политический кризис в России в к. XVI - н. XVII вв. Характеристика комплекса предпосылок «Смутного времени». Периодизация "Смутного времени" и оценка важнейших событий каждого этапа. Портретный ряд исторических деятелей этого периода (Б. Годунов, Лжедмитрии I и II, В. Шуйский, патриарх Гермоген, Д. Пожарский, К. Минин). Альтернативы общественного развития на разных этапах Смуты. Формы социального протеста. Самозванчество как историческое явление. Восстановление Российской государственности в 1613г. и воцарение династии Романовых. Проблемы "Смутного времени" в историографии: «Смута» как гражданская война.

 

 

5. Московское государство после Смуты начала XVII века

 

Традиционная государственость XVII в. Земские соборы и царская власть. Эволюция приказной системы. Распостранение воеводской системы управления. Ресурсы государства после Смуты. Оформление крепостного права. «Соборное Уложение» 1649 г. о царской власти и церкви. Царь Алексей Михайлович как государственный деятель. Идеология абсолютной власти, Симеон Полоцкий. Предпосылки и последствия церковного раскола. Патриарх Никон, Аввакум, старообрядчество. Направления и задачи внешней политики. А.Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын. Кризис внутренней политики и социальные конфликты: городские восстания середины XVII в., Медный бунт, Соловецкое восстание, Разинщина. Проекты и реформы царя Федора Алексеевича. Династический кризис и государственные перевороты 1680-х годов: кн. И.А. Хованский, Нарышкины, Милославские, царевна Софья. Состояние институтов сословного представительства и абсолютизма в России к концу XVII века.

 

 

6. Типология социальных движений XVII—XVIII вв. в России

 

Социальная политика Русского государства в процессе централизации и формирования абсолютной монархии: периодизация, тенденции и политическое содержание. Формирование крепостной системы. Крепостное право как фактор социального протеста русского крестьянства.

Сравнительно-сопоставительная характеристика крупных социальных конфликтов (Крестьянские войны под предводительством И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева). Социально-политические факторы формирования окраинной "народной" оппозиции. Идеалы казачества. Политико-географический аспект радикализации народных движений. Социальная основа движений: «ведущие» и «ведомые». Этнический облик. Отражение ментальных ценностей в целевых установках движений. Лидеры. Организационные структуры. Маршруты войн: основные события на важнейших этапах. Социальные и политические последствия крестьянских движений. Восстания городских низов: география, предпосылки, формы, требования. Современные историографические представления о социальных движениях XVII- XVIII вв.

 

В 1920-е гг. Создание СССР

Политическая система Советской Республики и её эволюция в 1920-е гг. Партия, советы, профсоюзы. Бюрократизация советского режима и становление номенклатуры. Советское государство и Церковь. Элементы плюрализма в общественной и культурной жизни. Укрепление однопартийной системы и репрессивно­го аппарата. Внутрипартийные дискуссии о путях построения социализма и политическая борьба в РКП(б).

Национальный вопрос в русской революции. Национально-региональные движения и большевики: поиски компромисса. Советизация национальных окраин. Создание СССР и национально-культурная политика советского государства в 1920-е гг.

Наглядные методы обучения

Наглядные средства обучения: определение и классификация. Виды наглядности: образные и условные наглядные пособия. Значение различных средств наглядности в процессе обучения истории: конкретизация исторического материала, эмоциональное воздействие, формирование наглядно-образных представлений, эстетическое воспитание. Приемы использования образных и условных средств наглядности. Правила демонстрации наглядных пособий. Характеристика требований и особенностей приемов работы с наглядными пособиями (картой, учебной картиной, схемой, меловым рисунком, аппликацией, художественным полотном). Правила отбора наглядных пособий к уроку. Познавательная деятельность учащихся при использовании методов наглядного обучения. Опора на пространственные и временные представления школьников для локализации исторических событий и процессов. Исторические карты, карты-схемы, планы местности. Типы исторических карт. Легенда карты. Правила показа на карте развития исторических событий и явлений. Прием «оживления» карты. Контурные карты.

 

Самостоятельная работа учащихся по истории

Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения истории как средство активизации познавательной деятельности. Значение самостоятельной работы: активизация познавательной деятельности, развитие мышления, выработка и закрепление умений и навыков, развитие творческих способностей. Виды самостоятельной работы: классная и внеклассная, групповая и индивидуальная. Познавательные задачи на уроках истории. Требования к школьному семинару, лабораторным и практическим занятиям. Научная деятельность учащихся: цели, задачи, методика организации школьного научного исследования.

Школьный урок истории

Основные формы организации обучения: исторический аспект. Соотношение форм и методов обучения. Классно-урочная форма обучения. Научные требования к современному уроку истории. Классификация типов уроков: по содержанию, по дидактическим целям, по методам обучения. Структура комбинированного урока. Организационный момент и дисциплина на уроке. Приемы актуализации ранее усвоенных знаний и изучения нового материала. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке. Индивидуальная, групповая, общеклассная работа учащихся. Первичное закрепление и применение на практике изученного материала. Основные виды домашних заданий по истории. Технологии дифференцированного и модульного обучения.

 

Подготовка учителя к учебному занятию по истории

Определение целей изучения раздела, темы курса. Отбор содержания. Структура календарно-тематического планирования по истории, годовой календарный учебный график. Система учебных занятий. Вводное занятие. Занятие по изучению нового материала. Повторительно-обобщающее занятие. Занятие по проверке и учету знаний и умений учащихся. Постановка цели и задач учебного занятия. Формулировка темы занятия. Развернутый план и конспект урока. Методические пособия и поурочные разработки по истории как варианты расширенного планирования. Подбор средств обучения и составление картотеки. Особенности занятий в разных классах, учет психо-физиологических особенностей возрастных групп учащихся. Анализ учебного занятия по истории.

 

Ю. Троицкого

Учебно-методический комплекс и рабочая тетрадь как его составная часть. Функции рабочих тетрадей. Типология рабочих тетрадей. Рабочие тетради как дополнение к учебнику. Рабочие тетради как самостоятельное учебное пособие.

Технология документально-методических комплексов Ю. Троицкого. Проект “Шаг за шагом”. Причины создания технологии. Понимание учебника в рамках технологии ДМК. Цели исторического образования в рамках технологии ДМК: ориентация на формирование исторического мышления. Основные психолого-педагогические положения технологии. Элементы ДМК: цели, содержание образования, тексты, стратегии. Разработка курсов истории в рамках технологии.

 

Принципы социальной структуры древневосточных обществ

 

Политогенез и сложение социальной структуры. Выделение социальных слоев на основе места в структуре власти, форм деятельности и способа получения средств для существования. Этничность как критерий выделения социальных слоев. Дифференциация внутри социальных слоев: время и причины появления. Проблема классов в древневосточном обществе. Государство как квазикласс. Сословия. Социальные группы (секты, цехи, кланы, касты и др.). Отношения общества и государства.

3. Община в древнем мире.

Родовая и сельская община. Пути складывания сельской общины. Большая патриархальная семья. Структура большой семьи. Основы внутриобщинных связей. Коллективная и частная собственность. Нерушимость общинного земельного фонда. Сдерживающие факторы и тенденции к дифференциации внутри общины. Община как «юридическое лицо». Общинная администрация. Отношения общины с государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.026 с.)