Социальный институт семьи и брака. Сущность, структура и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный институт семьи и брака. Сущность, структура и



Основные функции семьи

Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль семья играет в обществе? Эти вопросы пытались решить мыслители всех эпох, начиная с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают многие науки: психология, педагогика, демография, право, этика, история и другие.

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретно культурных и социально-экономических условиях. Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь её объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать неприходящее значение - семейно-родовой организации бытия.

Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

Социология изучает семью, обращаясь к различным сторонам ее бытия. Будучи основной ячейкой общества, семья, так или иначе, связана со всей совокупностью общественных отношений. Поэтому самочувствие семьи, её благополучие и проблемы не являются автономными, изолированными от общества. Они его индикаторы, измерители человечности социума.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводство населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Вместе с тем реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с истерическими трансформациями в целом. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функции семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

Семья - не пассивный объект в системе «общество - семья». Она взаимодействует с социумом как активный субъект изменений во всей системе общественных отношений. Влияние семьи на очеловечивание общественной жизни обусловлено и набором социально значимых функций, выполняемых семьей, и тем, насколько активно они проявляются в её деятельности. Возникающие здесь проблемы образуют поле напряжения между семьёй и обществом. Анализ этих проблем, поиск путей их разрешения, оптимизация условий для развития семьи образует место и роль социологии в изучении семьи как социального института. В социологии с её специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного осмысление взаимоотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности осуществляются сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности - к интересам общества зависит от обоюдного учёта ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института, раскрывает понятие семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли так сказать на макро- и микроуровнях анализа.

Семья как социальный институт - это специфическое образование, которая наряду с другими социальными институтами - политикой, образованием, религией обеспечивает относительную устойчивость общественных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Следовательно, с этой точки зрения семья может быть охарактеризована как с внешней, формальной структуры, так и внутренней деятельности. Внешне семья выглядит как совокупность индивидов, связанных браком, кровно родственными отношениями, правовыми и нравственными нормами, бытом, социальными функциями. С внутренней содержательной стороны семью как социальный институт характеризует заданный набор стандартов поведения лиц, составляющих семью в конкретной ситуации.

Набор стандартного поведения членов семьи определяется содержанием решаемых ими задач. Семья поощряет своих членов, если их действия согласуются с соответствующими стандартами поведения, и осуждает отклонения от этих стандартов в поведении. Поощрением и осуждением семья упорядочивает поведение своих членов. Как и любой другой социальный институт, семья характеризуется наличием у нее цели деятельности, набором социальных позиций и ролей, а также набором санкций, предназначенных для поощрения или наказания при соответствующих ситуациях.

Основой взаимодействия семьи с обществом является оптимизация удовлетворения её конкретных социальных потребностей. Мера удовлетворения этих потребностей обусловливает полноту реализации семьей своих социальных функций. В зависимости от потребности семьи меняется и характер её взаимодействия с обществом.

Возникают и такие ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях семьи. В результате могут возникать явления дисфункции, которые сказываются как в сфере внешней, формальной, так и характере содержания деятельности семьи. С содержательной точки зрения дисфункции в деятельности семьи выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падение ее социального престижа, авторитета. Дисфункция в деятельности семьи особенно четко проявляется в случае потери её основного качества - деперсонализации. Деперсонализация означает, что функционирование семьи не зависит в основном от особенностей тех, кто должен выполнять задачи, обеспечиваемые семьей, от их склонностей, предпочтений и иных субъективных характеристик. Потеря деперсонализации означает, что семья перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. В силу этих обстоятельств семья всё менее ориентируется на достижение основной цели своего существования - конкретную социальную потребность.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определённую организацию. Семья как социальный институт возникла и формировалась вместе с обществом. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколениями регулировались родовыми и племенными обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Вместе с брачным правом устанавливается «двойной стандарт» оценки сексуального поведения: один - для мужчин, другой - для женщин. Право оказало не только отрицательное, но и положительное влияние на устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков полигамных отношений и увеличило ответственность родителей. Узаконивая господство мужчины над женщиной, право в то же время в какой-то степени и ограничивало это господство, не позволяло ему превратиться в произвол. Некоторые правовые обязанности - супружеская верность, взаимопомощь - способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказывали общее благоприятствующее воздействие на их мораль. Юридическое оформление брака наложило определённые обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее их союз.

Этот экскурс в историю семьи как социального института показывает следующее:

1. Введение брачного права явилось прогрессивным событием. Наряду с нормативной социализацией и институционализацией отношений между полами происходило их нравственное и эстетическое обогащение, завершившиеся появлением высшей формы этих отношений - индивидуальной любви.

2. В любви половой инстинкт приобрёл иной характер. Будучи деперсонализированным в биологическом сексуальном влечении, он приобрел нравственно-эстетический характер.

Секс (лат. sexus - пол: синоним половые отношения) - это совокупность телесных, психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо).

Специалисты указывают на целый ряд собственно социальных «смыслов» сексуального поведения, вступления в половую близость: среди них деторождение; удовлетворение любопытства, познание другого человека; коммуникация; самоутверждение; достижение материальных выгод или повышение своего социально-психологического статуса; поддержание определенного ритуала.

Сексуальные отношения людей - во всем своем содержании, едва ли не в каждом элементе поведения - существенно определяются типичными социальными факторами. В их числе - уровень образованности и нравственной культуры личности, ее эстетические принципы и обретенное художественное качество, этническая принадлежность, социальный статус, профессия, а также общий характер эпохи, особенности переживаемого человеком момента, традиции, мода и т.д.

3. В супружеских отношениях стала проявляться не только естественная, но и социальная природа человека; как материальная, так и духовная сфера жизни.

4. Сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к половой связи. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности по отношению друг к другу и детям, своему потомству, родителям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способ самосохранения и развития общества.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она, как правило, объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть персональными и групповыми. Семья - это социальный институт и в то же время малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в ней обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет внешних по отношению к ней сил: права, религии, общественного мнения, так и внутренних связей, в которых реализуются взаимная эмоциональная или экономическая заинтересованность.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов.

Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружество - родительство - родство позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности, с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье, изменяются и её социальные функции. Основное назначение семьи - удовлетворение определённых потребностей. Семья удовлетворяет общественные, групповые и индивидуальные потребности. У каждой семьи существуют определённые функции - репродуктивные, хозяйственно-экономическая, организация досуга и отдыха, коммуникативная и воспитательная.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении семьи, продолжении человеческого рода. Функция воспроизводства населения включает физическое (деторождение) и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, т.к. семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребности иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них - у женщин - материнство, у мужчин - отцовство.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает следующие аспекты семейных отношений - обеспечение материальных условий существования семьи, удовлетворение материальных и ряда духовных потребностей ее членов, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, взаимопомощь в поддержании здоровья и жизненного тонуса. Хозяйственно - экономическая функция определяется экономическим базисом общества и его культурой.

Организация досуга и отдыха. Ее цель помочь членам семьи наиболее плодотворно реализовать свои способности и таланты в самодеятельности, в разумном потреблении духовных ценностей, в обеспечении активного отдыха.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Воспитательная социальная функция семьи определяет ответственность родителей за духовно-нравственное, политическое. Эстетическое воспитание детей. Она имеет три аспекта. Первый - передача взрослыми членами семьи детям накопленного обществом социального опыта. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

В последние годы социологи всё чаще выделяют коммуникативную функцию семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: организация внутрисемейного общения, посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия.

Естественно, социальные функции семьи отражают все аспекты жизнедеятельности семьи - демографические, социально-экономические, воспитательные, духовно-эмоциональные и морально-психологические. Таким образом, социальные функции семьи позволяют представить не только огромное значение семьи для общества и индивида, но и уникальность семьи как социального института.

 

Типология семейных структур

Какой же тип семьи существует в современном обществе? Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в пять раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами.

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства - родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. Выделяют патрилинеальные и матрилинеальные семьи, где наследование фамилии, имущества, социального положения, ведется по отцу, либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства» и матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными, где супруги из одной страны, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семьи и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д. и гетерогамных семей, где наблюдаются различие по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодые переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодёжь остаётся жить у родителей жены. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своём доме.

Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трёх и более поколений - прародителей.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака какого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать.

Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учётом изменения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цикла семьи».

Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. Выделяется различное число фаз этого цикла: образование семьи - вступление в первый брак, начало деторождения - рождение первого ребёнка, окончание деторождения - рождение последнего ребенка, «пустое гнездо» - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребенка, прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии цикла, тем выше качество семейной жизни.

Современный институт семьи существует уже целые эпохи, и тайна его долговечности, видимо, в том, что семья является важнейшим последующим звеном отношений человека и окружающего мира, семья укореняет его в социуме. Она не является самоцелью, но питает другие, более широкие и высшие сферы жизни человека. Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечает глубоко личным потребностям миллионов людей. В идеале семья представляет прекрасную возможность противостоять отчуждению личности, возникающему в сферах экономики, труда, политике и культуре. Однако семья сама подвержена потрясениям в связи с резким ослаблением её роли и положения посредника между личностью и обществом.

При всём различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее, имеется некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному.

Переходный период между этими фазами развития получил название «модернизации» и связан с распространением культуры «модернити», основными критериями которой является приверженность к рационализму, ориентация на экономический рост и технический прогресс, а также на ценности социального равенства и индивидуальной свободы. Важно отметить, что эта культура задаёт другие механизмы регуляции поведения индивида, в качестве которых выступает уже не традиция и религия, а право и нравственность. Они ориентируют личность на индивидуальный путь развития, личный успех и высокий уровень потребления.

Можно выделить основное направление изменения социального типа личности - её индивидуализацию. Переход от коллективных форм регуляции к индивидуальным сопряжён с развитием личной ответственности индивида и поэтому требует иной направленности социализации личности. Этот общественный запрос вызывает и изменения в функционировании семьи - социальном институте, осуществляющем функцию социализации индивида. Ориентация индивида на ценности личной свободы и инициативы, изменение экономических условий его деятельности вызывают изменение стиля и организации жизни. Это проявляется в постепенном изменении структуры семьи: от многопоколенной родственной к бинарной (нуклеарной) супружеской.

В самих названиях этих типов заложен критерий их различия - по кругу родственников, объединённых совместным проживанием.

Аграрный тип общества выработал многопоколенную родственную семью, так как именно при такой форме оказывалось воспроизводство населения в количественном и качественном изменении. Многопоколенная семья концентрируется вокруг проблемы воспроизводства жизни как непосредственной (деторождение), так и опосредованной (организация производства средств к существованию). Поэтому для данного типа семьи характерен высокий уровень брачности (почти все женщины замужем), раннее вступление в брак, что продлевает репродуктивный возраст женщины и отражается на количестве рождённых детей, высокий уровень детской рождаемости и смертности (последнее объясняется производственной занятостью женщины и неразвитостью медицины).

Переход общества к индустриальному типу производства реорганизует само общество: меняются не только формы труда и способы его организации, но и типы населения, и формы взаимодействия людей. Такие изменения приводят к трансформации института семьи. Адаптируясь к новым социально-экономическим условиям, постепенно она становится не многопоколенной, а бинарной (муж, жена и дети). Бинарная семья в функции социализации ориентирована не на повторении детьми опыта родителей, а на развитие этого опыта: профессиональный рост. Изменение статуса (по принципу «сделай лучше меня»). Выполнение этой задачи в условиях динамичного развития общества требует от семьи создания стартовых социальных условий для ребёнка - обеспечение должного уровня образования и развития индивидуальных способностей. Можно сказать, что здесь меняется характер взаимосвязи родителей и детей: не дети должны способствовать укреплению материального положения семьи, а наоборот, семья выступает исходной базой для роста материального положения детей и их социальной мобильности. Поэтому бинарная семья малодетна. Этим же объясняется и поздняя брачность. Бинарной супружеской семье свойственны и ряд других черт: равное распределение ролей между мужчиной и женщиной, низкий уровень брачности. Социализация поколений в этом типе семьи идёт под знаком развития личностных качеств, поэтому бинарной семье характерен высокий уровень психологической близости её членов.

Но нацеленность супружеской семьи на развитие «человеческого капитала» содержит в себе кризисный потенциал, так как возникает противоречие между возросшим чувством индивидуальности и семейными связями, создающими определённые ограничения для самореализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.043 с.)