Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный институт семьи и брака. Сущность, структура иСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные функции семьи Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль семья играет в обществе? Эти вопросы пытались решить мыслители всех эпох, начиная с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают многие науки: психология, педагогика, демография, право, этика, история и другие. Социология семьи - отрасль социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретно культурных и социально-экономических условиях. Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь её объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать неприходящее значение - семейно-родовой организации бытия. Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. Социология изучает семью, обращаясь к различным сторонам ее бытия. Будучи основной ячейкой общества, семья, так или иначе, связана со всей совокупностью общественных отношений. Поэтому самочувствие семьи, её благополучие и проблемы не являются автономными, изолированными от общества. Они его индикаторы, измерители человечности социума. Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводство населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни. Вместе с тем реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с истерическими трансформациями в целом. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функции семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала. Семья - не пассивный объект в системе «общество - семья». Она взаимодействует с социумом как активный субъект изменений во всей системе общественных отношений. Влияние семьи на очеловечивание общественной жизни обусловлено и набором социально значимых функций, выполняемых семьей, и тем, насколько активно они проявляются в её деятельности. Возникающие здесь проблемы образуют поле напряжения между семьёй и обществом. Анализ этих проблем, поиск путей их разрешения, оптимизация условий для развития семьи образует место и роль социологии в изучении семьи как социального института. В социологии с её специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного осмысление взаимоотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности осуществляются сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности - к интересам общества зависит от обоюдного учёта ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи. Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института, раскрывает понятие семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности. Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли так сказать на макро- и микроуровнях анализа. Семья как социальный институт - это специфическое образование, которая наряду с другими социальными институтами - политикой, образованием, религией обеспечивает относительную устойчивость общественных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Следовательно, с этой точки зрения семья может быть охарактеризована как с внешней, формальной структуры, так и внутренней деятельности. Внешне семья выглядит как совокупность индивидов, связанных браком, кровно родственными отношениями, правовыми и нравственными нормами, бытом, социальными функциями. С внутренней содержательной стороны семью как социальный институт характеризует заданный набор стандартов поведения лиц, составляющих семью в конкретной ситуации. Набор стандартного поведения членов семьи определяется содержанием решаемых ими задач. Семья поощряет своих членов, если их действия согласуются с соответствующими стандартами поведения, и осуждает отклонения от этих стандартов в поведении. Поощрением и осуждением семья упорядочивает поведение своих членов. Как и любой другой социальный институт, семья характеризуется наличием у нее цели деятельности, набором социальных позиций и ролей, а также набором санкций, предназначенных для поощрения или наказания при соответствующих ситуациях. Основой взаимодействия семьи с обществом является оптимизация удовлетворения её конкретных социальных потребностей. Мера удовлетворения этих потребностей обусловливает полноту реализации семьей своих социальных функций. В зависимости от потребности семьи меняется и характер её взаимодействия с обществом. Возникают и такие ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях семьи. В результате могут возникать явления дисфункции, которые сказываются как в сфере внешней, формальной, так и характере содержания деятельности семьи. С содержательной точки зрения дисфункции в деятельности семьи выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падение ее социального престижа, авторитета. Дисфункция в деятельности семьи особенно четко проявляется в случае потери её основного качества - деперсонализации. Деперсонализация означает, что функционирование семьи не зависит в основном от особенностей тех, кто должен выполнять задачи, обеспечиваемые семьей, от их склонностей, предпочтений и иных субъективных характеристик. Потеря деперсонализации означает, что семья перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. В силу этих обстоятельств семья всё менее ориентируется на достижение основной цели своего существования - конкретную социальную потребность. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определённую организацию. Семья как социальный институт возникла и формировалась вместе с обществом. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколениями регулировались родовыми и племенными обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Вместе с брачным правом устанавливается «двойной стандарт» оценки сексуального поведения: один - для мужчин, другой - для женщин. Право оказало не только отрицательное, но и положительное влияние на устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков полигамных отношений и увеличило ответственность родителей. Узаконивая господство мужчины над женщиной, право в то же время в какой-то степени и ограничивало это господство, не позволяло ему превратиться в произвол. Некоторые правовые обязанности - супружеская верность, взаимопомощь - способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказывали общее благоприятствующее воздействие на их мораль. Юридическое оформление брака наложило определённые обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее их союз. Этот экскурс в историю семьи как социального института показывает следующее: 1. Введение брачного права явилось прогрессивным событием. Наряду с нормативной социализацией и институционализацией отношений между полами происходило их нравственное и эстетическое обогащение, завершившиеся появлением высшей формы этих отношений - индивидуальной любви. 2. В любви половой инстинкт приобрёл иной характер. Будучи деперсонализированным в биологическом сексуальном влечении, он приобрел нравственно-эстетический характер. Секс (лат. sexus - пол: синоним половые отношения) - это совокупность телесных, психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо). Специалисты указывают на целый ряд собственно социальных «смыслов» сексуального поведения, вступления в половую близость: среди них деторождение; удовлетворение любопытства, познание другого человека; коммуникация; самоутверждение; достижение материальных выгод или повышение своего социально-психологического статуса; поддержание определенного ритуала. Сексуальные отношения людей - во всем своем содержании, едва ли не в каждом элементе поведения - существенно определяются типичными социальными факторами. В их числе - уровень образованности и нравственной культуры личности, ее эстетические принципы и обретенное художественное качество, этническая принадлежность, социальный статус, профессия, а также общий характер эпохи, особенности переживаемого человеком момента, традиции, мода и т.д. 3. В супружеских отношениях стала проявляться не только естественная, но и социальная природа человека; как материальная, так и духовная сфера жизни. 4. Сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к половой связи. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности по отношению друг к другу и детям, своему потомству, родителям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способ самосохранения и развития общества. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она, как правило, объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть персональными и групповыми. Семья - это социальный институт и в то же время малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в ней обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет внешних по отношению к ней сил: права, религии, общественного мнения, так и внутренних связей, в которых реализуются взаимная эмоциональная или экономическая заинтересованность. Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружество - родительство - родство позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности, с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье, изменяются и её социальные функции. Основное назначение семьи - удовлетворение определённых потребностей. Семья удовлетворяет общественные, групповые и индивидуальные потребности. У каждой семьи существуют определённые функции - репродуктивные, хозяйственно-экономическая, организация досуга и отдыха, коммуникативная и воспитательная. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении семьи, продолжении человеческого рода. Функция воспроизводства населения включает физическое (деторождение) и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, т.к. семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребности иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них - у женщин - материнство, у мужчин - отцовство. Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает следующие аспекты семейных отношений - обеспечение материальных условий существования семьи, удовлетворение материальных и ряда духовных потребностей ее членов, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, взаимопомощь в поддержании здоровья и жизненного тонуса. Хозяйственно - экономическая функция определяется экономическим базисом общества и его культурой. Организация досуга и отдыха. Ее цель помочь членам семьи наиболее плодотворно реализовать свои способности и таланты в самодеятельности, в разумном потреблении духовных ценностей, в обеспечении активного отдыха. Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Воспитательная социальная функция семьи определяет ответственность родителей за духовно-нравственное, политическое. Эстетическое воспитание детей. Она имеет три аспекта. Первый - передача взрослыми членами семьи детям накопленного обществом социального опыта. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. В последние годы социологи всё чаще выделяют коммуникативную функцию семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: организация внутрисемейного общения, посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Естественно, социальные функции семьи отражают все аспекты жизнедеятельности семьи - демографические, социально-экономические, воспитательные, духовно-эмоциональные и морально-психологические. Таким образом, социальные функции семьи позволяют представить не только огромное значение семьи для общества и индивида, но и уникальность семьи как социального института.
Типология семейных структур Какой же тип семьи существует в современном обществе? Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в пять раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами. Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии. Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства - родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. Выделяют патрилинеальные и матрилинеальные семьи, где наследование фамилии, имущества, социального положения, ведется по отцу, либо по матери. По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства» и матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными, где супруги из одной страны, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семьи и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д. и гетерогамных семей, где наблюдаются различие по социальным индикаторам. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодые переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодёжь остаётся жить у родителей жены. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своём доме. Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трёх и более поколений - прародителей. В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака какого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учётом изменения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цикла семьи». Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. Выделяется различное число фаз этого цикла: образование семьи - вступление в первый брак, начало деторождения - рождение первого ребёнка, окончание деторождения - рождение последнего ребенка, «пустое гнездо» - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребенка, прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии цикла, тем выше качество семейной жизни. Современный институт семьи существует уже целые эпохи, и тайна его долговечности, видимо, в том, что семья является важнейшим последующим звеном отношений человека и окружающего мира, семья укореняет его в социуме. Она не является самоцелью, но питает другие, более широкие и высшие сферы жизни человека. Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечает глубоко личным потребностям миллионов людей. В идеале семья представляет прекрасную возможность противостоять отчуждению личности, возникающему в сферах экономики, труда, политике и культуре. Однако семья сама подвержена потрясениям в связи с резким ослаблением её роли и положения посредника между личностью и обществом. При всём различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее, имеется некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному. Переходный период между этими фазами развития получил название «модернизации» и связан с распространением культуры «модернити», основными критериями которой является приверженность к рационализму, ориентация на экономический рост и технический прогресс, а также на ценности социального равенства и индивидуальной свободы. Важно отметить, что эта культура задаёт другие механизмы регуляции поведения индивида, в качестве которых выступает уже не традиция и религия, а право и нравственность. Они ориентируют личность на индивидуальный путь развития, личный успех и высокий уровень потребления. Можно выделить основное направление изменения социального типа личности - её индивидуализацию. Переход от коллективных форм регуляции к индивидуальным сопряжён с развитием личной ответственности индивида и поэтому требует иной направленности социализации личности. Этот общественный запрос вызывает и изменения в функционировании семьи - социальном институте, осуществляющем функцию социализации индивида. Ориентация индивида на ценности личной свободы и инициативы, изменение экономических условий его деятельности вызывают изменение стиля и организации жизни. Это проявляется в постепенном изменении структуры семьи: от многопоколенной родственной к бинарной (нуклеарной) супружеской. В самих названиях этих типов заложен критерий их различия - по кругу родственников, объединённых совместным проживанием. Аграрный тип общества выработал многопоколенную родственную семью, так как именно при такой форме оказывалось воспроизводство населения в количественном и качественном изменении. Многопоколенная семья концентрируется вокруг проблемы воспроизводства жизни как непосредственной (деторождение), так и опосредованной (организация производства средств к существованию). Поэтому для данного типа семьи характерен высокий уровень брачности (почти все женщины замужем), раннее вступление в брак, что продлевает репродуктивный возраст женщины и отражается на количестве рождённых детей, высокий уровень детской рождаемости и смертности (последнее объясняется производственной занятостью женщины и неразвитостью медицины). Переход общества к индустриальному типу производства реорганизует само общество: меняются не только формы труда и способы его организации, но и типы населения, и формы взаимодействия людей. Такие изменения приводят к трансформации института семьи. Адаптируясь к новым социально-экономическим условиям, постепенно она становится не многопоколенной, а бинарной (муж, жена и дети). Бинарная семья в функции социализации ориентирована не на повторении детьми опыта родителей, а на развитие этого опыта: профессиональный рост. Изменение статуса (по принципу «сделай лучше меня»). Выполнение этой задачи в условиях динамичного развития общества требует от семьи создания стартовых социальных условий для ребёнка - обеспечение должного уровня образования и развития индивидуальных способностей. Можно сказать, что здесь меняется характер взаимосвязи родителей и детей: не дети должны способствовать укреплению материального положения семьи, а наоборот, семья выступает исходной базой для роста материального положения детей и их социальной мобильности. Поэтому бинарная семья малодетна. Этим же объясняется и поздняя брачность. Бинарной супружеской семье свойственны и ряд других черт: равное распределение ролей между мужчиной и женщиной, низкий уровень брачности. Социализация поколений в этом типе семьи идёт под знаком развития личностных качеств, поэтому бинарной семье характерен высокий уровень психологической близости её членов. Но нацеленность супружеской семьи на развитие «человеческого капитала» содержит в себе кризисный потенциал, так как возникает противоречие между возросшим чувством индивидуальности и семейными связями, создающими определённые ограничения для самореализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.011 с.) |