Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, сферы и развитие взглядов на обществоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В предыдущих лекциях, рассматривая проблему человека и представления о нем как о личности, стало очевидно, что люди живут не изолированно друг от друга, а совместно и образуют общество. Что же это такое? Понятие «общество», «общественный» чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается многозначным и недостаточно ясным. Первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество. Русский термин «общий» восходит к православному корню «общий», что означает - «то, что вокруг». Необходимо различать понятия «общность» и «общество». При множестве трактовок данных категорий, рассмотрим следующие. Общность - это форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договоре. Латинский глагол «социо» означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Отсюда, понятия «социальный» и «общественный»; «общество» и «социум» равнозначны. Сложный характер развития общества определяется его структурой. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют своё социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Социальная сфера - это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей. Речь идет о создании условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Политическая сфера жизни общества - сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т.д.) потребности людей. Общество изучают различные науки: история, социология, философия и другие. История изучает прошлую жизнь общества. Социологию, в основном, интересует то, что обозначается термином «социальная структура». Это - способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Философия рассматривает в данной проблеме такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении типа связей индивидов в единое целое. Выбор того или иного способа объяснения зарождения и функционирования общества зависит от исходной мировоззренческой установки. В ходе многовекового развития обществознания сложились и развивались различные, зачастую диаметрально противоположные подходы к пониманию сущности общества. Рассмотрим главные из них. Суть натуралистических теорий в том, что общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов, в основном, определяются ритмами космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников), либо природной организацией человека (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек, как самое несовершенное живое существо, отягощённое генетически стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы существования человечества и возможности его перехода в иные «космические» формы бытия. Идеалистическое понимание общества представляет собой комплекс идей (начиная с Платона и заканчивая мыслителями периода немецкой классической философии) и верований (христианство, ислам, буддизм), а также выработанных на их основе духовных факторов, как мораль, образование, общепринятые нормы и ценности, правовые институты, обычаи и т.п., способствующих общественной солидарности и обеспечивающих обществу гармоничное эволюционное развитие. Носителем этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на идеологическую или религиозную систему. Пока «жива» идея в сердцах миллионов людей такие общества развиваются и процветают. При порче идеи (расколы, ереси и т.п.) из системы выпадает несущий стержень, и она начинает деградировать. Концепция общественного договора возникла в Новое время. По мнению идеологов этой теории Т. Гоббса, Д. Локка, Спинозы, Ж. Ж. Руссо и др., общественный договор - механизм выхода общества из естественно-природного состояния к государственному, предполагающий, что индивиды добровольно учреждают государство и взамен абсолютной свободы получают подкрепление силой и авторитетом последнего - гарантии безопасности для себя и своей собственности. Условия общественного договора не могут быть нарушены ни одной из сторон - ни властью, ни населением без риска ввергнуть общество или в тиранию, или в анархию. При этом общественный договор интерпретируется (истолковывается), скорее, не как реальный исторический акт, а как логический - конструктивное допущение, призванное подчеркнуть условия легитимности (локальности) власти и преимущества государственно-оформленного бытия в цивилизации. В последнее время много говорят о соотношении формационного и цивилизационного подходов в изучении исторического развития общества и культуры. В чём суть каждого из этих подходов, их сходство и различия? Формационный подход оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40-50 гг. XIX в., получил своё наиболее полное выражение в «Капитале» К. Маркса, в «Анти-Дюринге» и «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельса, стал господствующим (под влиянием работ В.И. Ленина) в советской общественной науке. Формационный подход исторически сложился как противоположный взгляд идеалистическому пониманию общественного развития, хотя и унаследовал от просветительских теорий прогресса (от низшего к высшему) идею линейности, а от Гегеля - мысль о диалектическом характере процесса исторического развития. Формационный подход выделяет из всего хаоса социальных отношений - отношения материальные, а внутри них, прежде всего экономические, производственные в качестве первичных. В связи с этим выяснилось два важных обстоятельства. 1. В каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и в свою очередь являются фундаментом всех остальных отношений и социального организма в целом. 2. Производственные отношения в истории человечества существовали в несколько основных типах - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, причем последующий развивался из предыдущего. Поэтому все конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собой (например, афинское, арабское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческой), если в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате всё наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации. В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (орудия труда и люди с их умениями и навыками), их характер и уровень. Базисом общественно-экономической формации являются производственные отношения (отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) под воздействием характера и уровня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общественно-экономической формации. Далее, производственные отношения определяют собой возвышающуюся под ними надстройку, т.е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, производственные отношения выступают как экономический базис общества. В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация) закономерные в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером производственных отношений, так и ступенью развития производительных сил. Также, в состав формации входит тип и форма семьи, которые на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.01 с.) |