Понятие, сферы и развитие взглядов на общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сферы и развитие взглядов на общество



 

В предыдущих лекциях, рассматривая проблему человека и представления о нем как о личности, стало очевидно, что люди живут не изолированно друг от друга, а совместно и образуют общество. Что же это такое?

Понятие «общество», «общественный» чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается многозначным и недостаточно ясным. Первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество. Русский термин «общий» восходит к православному корню «общий», что означает - «то, что вокруг». Необходимо различать понятия «общность» и «общество». При множестве трактовок данных категорий, рассмотрим следующие. Общность - это форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами.

Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договоре.

Латинский глагол «социо» означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Отсюда, понятия «социальный» и «общественный»; «общество» и «социум» равнозначны.

Сложный характер развития общества определяется его структурой. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности:

производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют своё социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

Социальная сфера - это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.

Речь идет о создании условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ.

Политическая сфера жизни общества - сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т.д.) потребности людей.

Общество изучают различные науки: история, социология, философия и другие. История изучает прошлую жизнь общества. Социологию, в основном, интересует то, что обозначается термином «социальная структура». Это - способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Философия рассматривает в данной проблеме такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении типа связей индивидов в единое целое. Выбор того или иного способа объяснения зарождения и функционирования общества зависит от исходной мировоззренческой установки.

В ходе многовекового развития обществознания сложились и развивались различные, зачастую диаметрально противоположные подходы к пониманию сущности общества. Рассмотрим главные из них.

Суть натуралистических теорий в том, что общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов, в основном, определяются ритмами космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников), либо природной организацией человека (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек, как самое несовершенное живое существо, отягощённое генетически стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы существования человечества и возможности его перехода в иные «космические» формы бытия.

Идеалистическое понимание общества представляет собой комплекс идей (начиная с Платона и заканчивая мыслителями периода немецкой классической философии) и верований (христианство, ислам, буддизм), а также выработанных на их основе духовных факторов, как мораль, образование, общепринятые нормы и ценности, правовые институты, обычаи и т.п., способствующих общественной солидарности и обеспечивающих обществу гармоничное эволюционное развитие. Носителем этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на идеологическую или религиозную систему. Пока «жива» идея в сердцах миллионов людей такие общества развиваются и процветают. При порче идеи (расколы, ереси и т.п.) из системы выпадает несущий стержень, и она начинает деградировать.

Концепция общественного договора возникла в Новое время. По мнению идеологов этой теории Т. Гоббса, Д. Локка, Спинозы, Ж. Ж. Руссо и др., общественный договор - механизм выхода общества из естественно-природного состояния к государственному, предполагающий, что индивиды добровольно учреждают государство и взамен абсолютной свободы получают подкрепление силой и авторитетом последнего - гарантии безопасности для себя и своей собственности. Условия общественного договора не могут быть нарушены ни одной из сторон - ни властью, ни населением без риска ввергнуть общество или в тиранию, или в анархию. При этом общественный договор интерпретируется (истолковывается), скорее, не как реальный исторический акт, а как логический - конструктивное допущение, призванное подчеркнуть условия легитимности (локальности) власти и преимущества государственно-оформленного бытия в цивилизации.

В последнее время много говорят о соотношении формационного и цивилизационного подходов в изучении исторического развития общества и культуры. В чём суть каждого из этих подходов, их сходство и различия? Формационный подход оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40-50 гг. XIX в., получил своё наиболее полное выражение в «Капитале» К. Маркса, в «Анти-Дюринге» и «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельса, стал господствующим (под влиянием работ В.И. Ленина) в советской общественной науке. Формационный подход исторически сложился как противоположный взгляд идеалистическому пониманию общественного развития, хотя и унаследовал от просветительских теорий прогресса (от низшего к высшему) идею линейности, а от Гегеля - мысль о диалектическом характере процесса исторического развития.

Формационный подход выделяет из всего хаоса социальных отношений - отношения материальные, а внутри них, прежде всего экономические, производственные в качестве первичных. В связи с этим выяснилось два важных обстоятельства.

1. В каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и в свою очередь являются фундаментом всех остальных отношений и социального организма в целом.

2. Производственные отношения в истории человечества существовали в несколько основных типах - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, причем последующий развивался из предыдущего. Поэтому все конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собой (например, афинское, арабское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческой), если в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений.

В результате всё наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации.

В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (орудия труда и люди с их умениями и навыками), их характер и уровень.

Базисом общественно-экономической формации являются производственные отношения (отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) под воздействием характера и уровня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общественно-экономической формации.

Далее, производственные отношения определяют собой возвышающуюся под ними надстройку, т.е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, производственные отношения выступают как экономический базис общества.

В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация) закономерные в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером производственных отношений, так и ступенью развития производительных сил. Также, в состав формации входит тип и форма семьи, которые на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.01 с.)