Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социализации личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности (социальные группы, социальные институты, организации, системы принятых в обществе норм и ценностей и т.д.). В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Присущее человеку многообразие желаний, стремлений, интересов, жизненных и ценностных ориентации и потребностей, реализующееся в ходе социального взаимодействия с другими людьми, различными коллективами и группами и т.д. имеет, по сути, один источник - общественную жизнь человека. В процессе воспитания и образования общество и культура, превращают первичные природно-органические потребности и институты родившегося человеческого существа в социально-значимые регулятивы поведения, формируют человеческую личность. Социализация - это, в сущности, процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими особыми индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально-значимых черт, знаний и умений, позволяющих ему полностью участвовать в общественной жизни. Поэтому социализация представляет собой процесс, диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой, общество, посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре, трансформирует их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека. С точки зрения социологии, изучающей человеческую личность как носителя определенных социальных отношений, принципиально важно выделить основные моменты и особенности социального созревания человеческой личности, не забывая о его субъективных психологических чертах - сознании и самосознании и формировании личностного Я. В отечественной литературе преобладает точка зрения, согласно которой главным критерием социально зрелой, сформировавшейся личности является его трудовая деятельность. В соответствии с этим выделяется три основных периода социализации - дотрудовой, трудовой и послетрудовой, связанных с выходом на пенсию. Такой подход базировался на известном тезисе марксистского обществоведения о решающей роли труда и экономической сферы в жизни общества и становления человека. По сегодняшним меркам считается, что она не все факторы учитывает. Поэтому представляется удобным деление процесса социализации на два основных, но качественно различных периода. Первый - это «первичная социализация» - от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй - период «вторичной социализации» или ресоциализации, под которым понимается своеобразная - перестройка личности уже в период ее социальной зрелости.
В период ранней социализации важнейшую роль в развитии ребенка, формировании его сознания, мышления, восприятии речи принадлежит общению с родителями, различным играм, подражающих взрослым. Исключительно велико значение общения с матерью и отцом, надлежащий уход, правильное воспитание, начальное обучение различным полезным навыкам. Большим вкладом в объяснения социальных аспектов процесса социализации явились взгляды американских социологов - Ч. Кули (1864-1929) - решающую роль в социализации индивида отводил так называемым первичным группам - семье, детским коллективам, соседской община, которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для индивида, что под их влиянием у индивида развивается чувство Я, которое он называет «зеркальным Я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное Я, как некая сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Следует подчеркнуть, что он явно абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т.е. социальным институтам, которые также играют значительную роль в социализации.
Дж. Г. Мид (1863-1331) - усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роди других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм, которые побуждают ребенка принимать на себя определенную роль, затем, по мере накопления опыта и взросления он научается принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. В процессе социализации большую роль играют различные организаций и учреждения, особенно системы образования, а также средства массовой информации - кино, радио, газеты, телевидение.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.58 (0.01 с.) |