Личность как субъект и объект общественных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как субъект и объект общественных отношений



 

Раздел гуманитарной или социальной науки, изучающей личность, всегда вызывает повышенный интерес и внимание. И это понятно. Ведь речь идёт о каждом из нас. Каждый, естественно, стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе и других. Но сделать это непросто. Непросто потому, что личность наряду с культурой, пожалуй, самое емкое, многомерное, трудноуловимое (в то же время самое «затертое») понятие.

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, педагогику и т.д. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности социологией.

В социологии понятие «личность» относится к числу базовых понятий. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как её реальный единственный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Проблема «личности общества» в самой социологии выступает в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.

Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общества в целом соотносятся с потребностями единичной личности: насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от неё, подчиняются исключительно собственной логике развития.

Второй ракурс проблемы «личности общества»: как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, её взлёты и падения.

Что же такое личность? Само слово «личность», как и многие другие социологические понятия, широко используется в повседневном общении. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем то, как о личности, то, как об индивиде, индивидуальности. Но индивидуальностью, вообще говоря, обладают не только люди. Каждый знает, как не похожи друг на друга домашние животные - собаки, кошки, коровы, лошади: у каждого не только своя внешность, но и свой «нрав». Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарке.

Человек становится личностью, а не рождается ею. Обязательно ли все становятся? Или только некоторые? Недаром же, наверное, можно слышать об одном: «Настоящая личность!», а о другом: «Нет, это не личность. Так, ни то, ни се».

Личность есть понятие социальное, оно выражает все, что есть в человеке надприродного исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Надо заметить, что уже исходно, у истоков своего возникновения понятие «личность» несёт на себе отражение связи человека с окружающим социальным миром. Этимологический анализ слова приводит нас к значению «лицо», «личина». На Руси в эпоху первобытности это понятие имело значение маски, надеваемой на голову при осуществлении религиозных мистерий, и предписывало исполнение соответствующей роли в обрядовом ритуале. «Лицо – личина» имело еще (а в оскорбительном смысле сохраняет и сегодня) синоним "рожа", корнем которого выступает слово «род». «Рожа» в значении маски характеризовало какого-либо предка, изображаемого действующим в соответствии с ролью человеком (у славян чаще всего во время зимнего колядования), но в более глубоком, смысле означало родовую связь, общность действующего и изображаемого лица. Иначе говоря, понятие «личность» связано с неким средним положением между собственной индивидуальностью человека и его родовым качеством - выполняемой ролью, стереотипом поведенческих реакций, предписываемых обществом человеку в соответствии с занимаемым им социальным статусом. Не случайно и то, что в ряде языковых ситуаций понятие «личность» и понятие «тип» выступают как синонимичные.

Для того чтобы ответить на вопрос «что же такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такого особого 500 тысяч лет развивающегося биологического типа как Homo sapiens - человек разумный, который отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Всякий биологический вид и человек разумный, в том числе характеризуется определённой совокупностью видовых признаков. Человек - это биологическое, психологическое и социальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием и самосознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память - по расчётам выдающегося американского математика фон Неймана, в принципе, человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации, и т.д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остаётся тождественным самому себе, сохраняет определённый онтологический статус.

Вместе с тем сам человек как реальный носитель социальной жизни - явление внутреннее, противоречивое, сложное. С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически связанный с другими явлениями природы, формами жизни. Биологическое (т.е. «живое», а это не обязательно «животное») в человеке представлено как организм, задатки телесные, физическая структура, темперамент, динамика психических процессов, способность реагировать, переживать, осуществлять реальные действия. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей - в 15-50 лет; определяется рождение одного ребенка, близнецов, тройни и т.п. Биологически запрограммирована последовательность таких процессов в развитии человеческого организма как способность усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте и др. Передается по наследству и одаренность разных людей (музыка, математика, физика, философия, история, литература и т.п.). С другой стороны, человек - активный творец исторического процесса развития материального производства, духовной культуры. Он - частица, элемент социальной жизни, субъект взаимодействующий, осуществляющий свои поступки, ориентируясь на определенные ценности, принятые в социуме нормы, характер его жизнедеятельности в решающей мере зависит от положения в системе взаимосвязанных людей. Качественное своеобразие целостности человеческой природы заключается в диалектическом единстве социального и биологического, родового и индивидуального, общественного и личностного, объективного и субъективного.

Биосоциальность создает особый мир, особую целостность, с одной стороны способную чувствовать, переживать, хотеть, быть неодолимой, иметь силу жизненной необходимости. А с другой стороны, действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, и испытывать радость, не только отдельно (и не столько) от утоления чувства голода, но и от прекрасного. Социальное вырастает из природного, в нем навсегда сохраняются живые начала, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а социального существа.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность, но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Посредством осуществляемых функций каждый элемент системы оказывается включенным во множество компонентов и подсистем системы, и сам обладает сложной системной организацией.

Для характеристики амбивалентности элементов в социологии принято понятие индивида (лат. individum - неделимая особь). Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, бизнесмен и т.п.). Социолог Игорь Кон, отмечает, что словом индивид обозначается человек просто как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной общности, группы). Понятие «индивид» используется тогда, когда надо подчеркнуть, что речь идет не обо всем человечестве, не обо всех людях, не о любви, а о конкретном человеке. Многозначный термин «индивидуальность», напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные (соматические) и психические, унаследованные и благоприобретённые, выработанные в процессе онтогенеза свойства. Индивидуальность - совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого.

Индивид есть общественное существо, и как таковой он - тотальность (совокупность, целостность) человеческого проявления жизни, которая ни что иное, как, с одной стороны, скрещивания динамично конвергирующих к единому фокусу (индивиду) многообразных социальных взаимодействий, а с другой - имманентное бытие неповторимо своеобразного, уникального существа человеческой организации. Чтобы оттенить социологическое значение понятия, говорят о социальном индивиде. Таким образом, социальный индивид имеет природную, биологическую организацию и социальные свойства, раскрываемые в его общественной деятельности. Причём, второе без первого не может иметь место, т.е. наличие природного тела, генетически наделённого специфической организацией, является необходимым условием социальной активности индивида. Функции человека, как биосоциального существа, наделенного в результате длительного биологического развития и биосоциогенеза способностью к высшей нервной деятельности, обусловливает характер его социального существования и, следовательно, форм общественной организации. Само социальное образование, общество в целом, его структуры и институциональные особенности, являясь результатом человеческой деятельности, представляют собой вынесенные вовне и институционализированные психологические особенности родового человеческого индивида, т.е. общечеловеческого родового качества. Не только общество определяет развитие человека, но и люди, характер психической активности, определяют формы функционирования общественного образования, - каковы люди, составляющие общество, таково и само общество.

Крупные исторические эпохи формировали свой идеал человека, который отражал потребности определенной стороны общественного прогресса. Для эпохи Аристотеля человек - это политическое животное (political animal), для эпохи Франклина человек - животное, делающее орудие (toolmacking animal), для эпохи первоначального накопления капитала - человек производящий (homo economicus), для эпохи научно-технической революции человек - потребитель (homo consumer).

Вместе с тем понятие «социальный индивид» все же недостаточно для системного рассмотрения общества. Оно определенным образом ограничивает системный подход к обществу, социальной группе, общественному процессу вследствие отвлечения, абстрагирования от особенностей конкретного человека. Между тем, каждый человек занимает в системе общественных отношений одному ему свойственное место, которое не может быть уже ни кем другим. Иначе говоря, индивид, как амбивалентный элемент социальной системы, обладает наряду с природной индивидуальностью также и социально-индивидуальными чертами, раскрываемыми в процессе воспроизводства им общественных отношений. Единство природной и социальной неповторимости создаёт качество его сугубой (двойной) индивидуальности - личности. Личность выступает индивидуальной сущностью человека, включенного в общественное целое, которая образована интеграцией его биологической и социальной индивидуальности.

Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества. Развитие личности зависит, прежде всего, от окружающих человека социальных условий, от тех общественных связей и отношений, в которые он включается в процессе своей жизни.

Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Личность есть такая целеустремлённая, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выборы определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей и внутренним своеобразием личности, ее духовного мира. Степень развития личности находится в прямой зависимости от богатства тех общественных отношений, в которых оказывается индивид. Чем дифференцированнее и сложнее структура совокупной человеческой деятельности, тем богаче человек как раз в целом, и тем полнее осваивает индивид многообразие достигнутой обществом культуры, тем он богаче как личность, тем она более разносторонне и самостоятельно способна обогащать себя во взаимоотношениях с природой, в контактах с людьми в процессе освоения мировой культуры. Одновременно она в состоянии самостоятельно сконцентрироваться и все огромное многообразие жизни подчинить своей цели, профессиональному выбору, уметь отличить наиболее важное от наименее важного - и с точки зрения прошлого, и с точки зрения настоящего и будущего.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом её внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программу самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Личность в системе общественных отношений определяется на основе выработанных ценностных установок и ориентации, занимая в обществе, коллективе определённые позиции и диспозиции.

Диспозиция личности (лат. dispositio - расположение) - фиксированная в социальном опыте данной личности система, или комплекс, предрасположенностей воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом.

Именно позиции и диспозиции позволяют рассматривать вопрос об активном и пассивном отношении личности к миру, к конкретным обстоятельствам.

В конечном счете, каждая личность должна рассматриваться с двух сторон: как объект и как субъект общественных отношений, она рядовой участник этих отношений, - активное начало в этом случае исходит от кого-то другого. В случае, когда личность активна, когда она субъект общественных отношений, субъект деятельности, мы имеем на лицо не рядовое участие личности в общественных отношениях - она является своеобразным центром этих отношений. Эти два момента указывают на противоречивое единство целостности всякой личности, так как она всегда выступает как объект и субъект общественных отношений одновременно (личность как субъект - объект). В том случае, когда личность выступает в качестве объекта, ее индивидуальное бытие формируется преимущественно под влиянием внешних воздействий, различных условий и обстоятельств. Когда же личность является субъектом, она сама максимально творит свое индивидуальное бытие, изменяет обстоятельства и тем самым изменяет сама себя.

Социология исследует проблему человека, прежде всего, с той целью, чтобы глубже понять социальную реальность, социальные связи и взаимодействия. Поскольку личностное бытие индивида осуществляется на уровне его социального функционирования, социальная определенность личности есть её существенная характеристика. В процессе социологических исследований выявляются социальные определения личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности. Для определения характерных черт личности, ее поведения важно отыскать не внутрииндивидуальный метод анализа внутренней структуры личности, а метод, берущий за исходное социальные связи человека. Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, - формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.

Когда употребляется понятие «формирование личности», то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, при учёте влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.012 с.)