Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы современного общества

Поиск

Все то, что уже сказано об обществе, дает основание рассмотреть его развитие на современном этапе. Следует заметить, социальная философия, из лона которой вышла социология, осмысливала актуальные проблемы и античного, и средневекового, и современного (капиталистического, рыночного, индустриального и т.п.) общества. Возникновение социологии связано со становлением именно современного (модерного), а не архаичного и традиционного типа общества (не путать с исторически современными обществами, которые соседствуют друг с другом независимо от социального типа). В последней четверти XX в. в научный оборот вошли концепции постиндустриального общества Д. Белла, глобального общества И. Валлерштайна и коммуникативного общества Н. Лумана. Интересно то, что практически все они строили свою логику размышлений о современности, исходя из признания автономности развития разных сфер общества (экономики, политики и культуры). Рассмотрим их более подробно.

В основе концепции, которая разработана американским социологом Д. Беллом, лежит разделение всего общества на три этапа: доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное.

В доиндустриальном (традиционном) обществе определяющей являлась сельскохозяйственная сфера с церковью и армией. Для этого общества характерна крайне вялая социальная мобильность (подвижность) в социальной сфере, т.к. система общественных связей основана на личной зависимости человека от человека, а традиция являлась формой социального воспроизводства.

Индустриальное общество - это понятие более объемное, нежели, «капиталистическое общество». Последнее - это общество, где промышленное производство как преобладающая форма экономической организации находится в частных руках, где предприниматель сразу и собственник, и главный субъект управления трудовым процессом и работниками. Но это совпадение собственности и управления временное. С ростом масштабов промышленности, собственность уже не гарантирует контроля над системами власти и авторитета на предприятиях. Промышленное производство, особенно в экономически ведущих фирмах-гигантах, начинают контролировать менеджеры-администраторы. Основные положения индустриального общества:

1) Переход от «традиционных» аграрных обществ к «индустриальным»,

основанным на машинном производстве, фабричной организации и дисциплине труда, национальной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.

2) Чем выше промышленный уровень в обществах, тем больше тяготеют они к единообразию индустриального порядка.

3) Переход к индустриальному обществу - это движение в истории, свя-

занное с разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашение равных гражданских прав (свобода выбора, совести, печати и др.) и демократизацией общественно-политической жизни. В индустриальном обществе жесткие сословные перегородки исчезают благодаря росту социальной мобильности, на базе широкой доступности образования начинает преобладать равенство возможностей. Общая тенденция развития современного индустриального общества - это устранение социальных по происхождению неравенств. Остаются неравенства, производные от генетических различий в способностях.

4) Классовые разделения и отношения были главным источником кон-

фликтов и напряжений на ранних фазах индустриального общества. По мере правовой «институализации конфликта», т.е. становления общепринятых форм трудовых соглашений и коллективных договоров вместе с распространением на всё население политических гражданских прав (права голосовать и создавать политические партии), конфликты в обществе уравновешиваются.

5) Укрепление национально-демократического государства.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному определяется рядом факторов.

1) Переход от товарного производства к экономике обслуживания, что

означает превосходство сферы услуг над сферой производства.

2) Господствующее положение в обществе класса профессионально подготовленных технических специалистов.

3) Главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и политических принципов в обществе (университеты, как центры сосредоточения этого знания, становятся главными институтами общества).

4) Создание новой «интеллектуальной технологии» введения планирования и контроля над технологическими изменениями.

С точки зрения представителя концепции, возникновение постиндустриального общества связано, прежде всего, с изменениями в социальной структуре общества, т.е. изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники. В постиндустриальном обществе, утверждает Беля, исчезает класс капиталистов, а его место занимает правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. Одной из далеко идущих последствий «информатизации» общества является традиция «лидерства женщин», наконец получивших реальный шанс соперничать в сфере равных (наука, образование) или даже приоритетных для них (услуги) возможностей. Знание в современном мире - это важнейший ресурс, позволяющий радикально повысить качество социального управления и использовать возможности организации, не прибегая к другим видам капитала. Собственность как критерий социальной стратификации (расслоения) общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. В отличие от индустриального общества, где основной конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточием собственности в руках капиталистов, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью.

Повышение значимости и постоянное развитие информационных процессов приводит к совершенствованию коммуникационных сетей и средств сообщения во всем мире.

Теоретики глобализации современного общества связывают социальное развитие технологических лидеров с их жесткой, политической и культурной экспансией.

И. Валлерштайн в своей теоретической концепции указывает, что в 1750 – 1950 гг. шёл процесс становления единой мировой капиталистической системы, и происходила поляризация мира. Ядро глобального общества, состоящее из мировых лидеров (производства), использовало выгоды своего положения и закрепляло приоритеты за счёт эксплуатации колоний и национальных окраин.

Привлечение сырьевых источников и дешёвой рабочей силы менее развитых обществ, попавших в жесткую, затем политическую и социокультурную зависимость, позволило быстро обогащаться метрополиям.

В середине XX ядро (развитые общества) стабилизировались, поскольку вся периферия была экономически привязана к центру - экстенсивный путь развития мировой системы закончился.

Всемирное (глобальное) общество остается структурно поляризованным, и надежд на национальное развитие в такой системе организации питать нельзя - оно достижимо не для всех и только за счёт других, считает И. Валлерштайн.

Обществам, которым не удалось удержаться в «ядре» (Россия) скатываясь до уровня экономической периферии, необходимо, следуя модели И. Валлерштайна, осмыслить своё положение в мировом сообществе в 2-х перспективах:

- возможности обретения новых союзников;

- возможности радикального совершенствования технологической базы производства.

Эти две проблемы следует решать в первую очередь, потому что в рамках рассматриваемой концепции общества монополия центра может быть нарушена исключительно объединением менее развитых стран на региональном уровне с целью противодействия экономическому диктату «ядра».

Однако действительное «выползание» отдельного общества, одной национальной экономики из болота социальной зависимости возможно только при условии создания субпериферии, т.е. более слабого окружения, которое в свою очередь должно будет отдать свои ресурсы на строительство локального «ядра».

Вторая проблема - технической модернизации - возникает в связи с тем, что «ядро», пользуясь своим интеллектуальным (и экономическим) превосходством, продаёт технологии и вывозит капитал (отнюдь не с благотворительной целью развивать местные экономики своих «придатков»), а «периферия» продает сыры, товары и человеческие ресурсы, вывозя искусство, интеллект и часто - женщин (от безысходности). По этой причине вытеснение России с мировых рынков технологий и высокотехнологичной продукции, а также «утечка мозгов» должны рассматриваться обществом как реальные угрозы будущему социальному благополучию.

Однако не только проблемы экономического отставания могут беспокоить общество, находящееся на пути модернизации («осовременивания»). Но если обратиться к концепции Н. Лумана, то «коммуникативное общество» на постсовременном этапе развития в силу объективных причин начинает терять мобилизационные возможности и собственную идентичность.

Современное общество переживает кризис идентификации (социального причисления), когда очень многие люди не могут соотнести себя и, естественно, не испытывают солидарности с такими социальными сообществами, как государство, нация, этнос, религиозная конфессия, класс, профессиональная группа, поколение и т.п., а некоторые даже не задумываются о своей принадлежности к определённому полу. В этом смысле первичный социальный мир рушится, разбивая общество на «подобщества», группы, субкультуры, которые не всегда тесно связаны с окружающей их социальной системой, а нередко находятся с ней в «параллельных мирах» или даже в отношениях открытой конфронтации.

В целом, социологи высказывают две фундаментальные гипотезы относительно кризиса идентификации (т.е. осознанной упорядоченности социального мира). Во-первых, процесс разрушения «общества» характерен не только для наций и народов, переживающих процесс системных изменений (модернизации, социальные трансформации, революции), но и для всего мира в целом, и это как бы подтверждает реальность «глобального» сообщества.

Во-вторых, с изменением идентификации меняется соотношение интернациональность - экстернациональность, т.е. количества людей, полагающихся в большей степени на себя, и людей, «жертв обстоятельств». В Западных обществах по сравнению с африканскими, в протестантских странах по сравнению с католическими больше интерналистов, чем экстерналистов. В России 90-х доля интерналистов, за счет дееспособности молодежи немного выросла.

Все это говорит о том, что у современного общества и у каждого конкретного человека возникают новые проблемы, даже более серьезного характера.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общество?

2. Назовите сферы общественной жизни?

3. В чем суть, сходство и различие формационного и цивилизационного

подходов к пониманию исторического развития общества.

4. Сравните традиционное и индустриальное общества.

5. Что такое информационное общество и каковы перспективы его раз-

вития?

6. Что такое социальная идентификация?

 

 

4 ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Рассматривая эту тему, следует остановиться на следующих вопросах:

1. Общественная система и ее саморазвитие.

2. Исторические типы общественных систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.008 с.)