Исторические типы общественных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы общественных систем



Реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы, объединенные сходными признаками и критериями, что и составляет их типологию.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях — клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах, газетах или компьютерах. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры.

Другая типология делит все общества на два класса - простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, но они составляют противоположные классы - господствующий и не господствующий. Возникшее когда-то социальное неравенство закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ был дан зарождением самого мощного института-государства (примерно 6 тыс. лет назад).

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Самый древний - охота и собирательство, соответственно выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из локальных родственных групп, отделенных друг от друга пространствами, было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства - скотоводство (пастушество) и огородничество. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономически выгоднее, чем добывать их на охоте, из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации.

К. Маркс предложил свою типологию обществ, получившую широкое распространение. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлялась - коммунистическая, которая должна наступить в будущем.

Западная современная социология использует вес типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла, который подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном - промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура - классовое деление уступает место профессиональному.

Сравнивая эволюцию общества различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, социологи выявили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией или законом ускорения истории. Он гласит, что каждую последующую стадию человечество проходит за меньшее время, чем предыдущую, короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет, В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология.

Второй закон или тенденция гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему рядом с развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы» сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Глобальный, всемирно-исторический прогресс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это широкое, обобщающее понятие включает в себя составные части - экономический, технический и культурный прогрессы. Фундаментом социального прогресса выступает технический. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о политическом или религиозном прогрессе.

Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс - это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и исторически сравнительно небольшие промежутки времени.

Различают постепенный - реформистский и скачкообразный - революционный виды социального прогресса. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Социальная система имеет целевой характер, ее цель вытекает из существа систем и связана с созданием наилучших условий по удовлетворению материальных и духовных потребностей. Но если социальная система ставит цель, которую она не может достичь (утопическую), то она рискует своим существованием.

Реалистичность, достижимость целей - одно из важнейших условий жизнеспособности общества и всех социальных организаций. Цели должны соответствовать его потенциалу и учитывать условия среды. Их выработка - серьезная научно-практическая задача всей системы и ее органов управления.

Важное свойство систем - это связи между элементами. В обществе мы видим три типа связей: 1) между людьми, 2) между природой и обществом, 3) между обществом и преобразованной его руками живой и неживой природой.

Связи между людьми или общественные отношения включают четыре группы:

1) Экономические, возникающие в процессе производства продукции;

2) Политические, возникающие в процессе управления;

3) Культурные - отношения между людьми как носителями научных,

художественных, идеологических, религиозных и других духовных ценностей;

4) Социальные - в узком смысле это связи между людьми по поводу благ, выходящих за пределы чисто экономических отношений - охрана здоровья, отдых, условия жизни, образование, семья и др.

Носителями являются люди, объединенные в системы - семья, трудовые коллективы, группы и классы, нации, государственные и общественные организации и т.д.

Таким образом, общество состоит из множества разнообразных автономных и взаимосвязанных систем, которые можно сравнить с частями живого организма.

Т. Парсонс для обозначения носителя связей в обществе ввел понятие «посредник». Взаимодействие в обществе происходит с помощью системы «посредников» - денег, законов, духовных ценностей, социальных благ. В сумме своей, если все они укрепляют систему, то возникает еще один невидимый интегральный посредник-целостность как высшая системная ценность. Вероятно, целостность общества и любой частной его системы может достигаться в результате справедливого обмена - определенное количество одного труда обменивается на соответствующее ему количество другого. Но реальные связи сложнее и поэтому обмен отклоняется от справедливого. Будущее мира, как считают ученые многих стран, это движение к все более справедливой системе отношений между всеми общностями и государствами. Но путь к ней не будет гладким, а достичь идеала в полной мере невозможно. Противоречия между элементами и системой, частью и целым - вечны, но они по-разному разрешаются в зависимости от степени цивилизованности, как первых, так и вторых.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что свойствами наиболее жизнеспособной социальной системы являются:

1) Способность обеспечить наиболее долгую и качественную жизнь людям.

2) Наибольшая справедливость в связях и отношениях.

3) Максимальная развитость ее членов и институтов, способствующая получению высоких результатов во всех видах деятельности.

4) Обоснованность и реалистичность целей сохранения и развития.

5) Способность к самоорганизации, сочетающаяся с высоким уровнем управления.

6) Высокая адаптивность к изменяющейся среде.

7) В итоге - целостность.

Все свойства не даются изначально ни системе, ни человеку. Они вырабатываются ими в результате постоянного и умелого разрешения противоречий, пронизывающих весь мир.

При социологическом анализе социального воздействия как основы общественной жизни обычно обращают внимания два важнейших результата этого взаимодействия. Первое - групповой характер общественной жизни, и второе - поведение людей в группах, которое регулируется, направляется и канализируется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Эти два аспекта связаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Таким образом, социальная система выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Под социальной структурой обычно понимается устойчивая связь элементов в социальной системе, основными из них являются: социальные общности - классы, нации профессиональные, демографические, территориальные, политические группы, каждая из которых в свою очередь есть сложное образование, обладающее своими внутренними слоями и связями.

Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности - взаимосвязь функций, социально-психологический климат и т.д. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает известную самостоятельность в отношении составляющих ее личностей. Целое, и на это обратили внимание еще древнегреческие философы, «больше суммы входящих в него частей». Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы в сумме его элементов, обнаруживают некий «интегральный эффект».

При системном анализе социального взаимодействия внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Первым таким основополагающим фактором выступает наличие общеразделяемых символов ценностных и «культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию, заранее ожидая друг от друга согласованных действий. Последнее становится возможным в том случае, когда наличествуют социальные нормы, предписывающие людям определенные шаблоны действий - социальные роли.

Отсюда следует важный вывод, выражающий, кстати, специфику социальных систем: их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне или развиваются в рамках самостоятельной системы, но тоже в теснейшей зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей.

Все, что было сказано выше, позволяет определить социологию как системную науку об обществе, рассматривающую общество в качестве целостного социального организма, развитие которого осуществляется через взаимодействие социальных институтов, социальных общностей, отдельных личностей, включенных в различные социальные группы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общественная система?

2. Чем отличаются друг от друга понятия «страна», «государство», «общество»?

3. Какие исторические типы общественных систем вы знаете?

4. В каких трех аспектах может быть представлена социальная система?

 

5 СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

 

1. Понятие социального пространства, его значение в определении социальной стратификации.

2. Основные формы и система социальной стратификации. Социальная

мобильность.

3. Современное социально - стратификационное состояние России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.021 с.)