Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции общественного мненияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции общественного мнения - различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Характерны следующие функции: экспрессивная, консультативная, директивная. Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению, т.к. общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Она придает ему характер силы стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность свое будущее испытывали 40% опрошенных, в конце 1994 - 60%, а в конце 1996 - 80% респондентов. Лишь немногим более 20% респондентов считают, что экономическая ситуация начнет улучшаться через год. 10% - через 3-5 лет, а 65% уверена, что для радикального улучшения экономической ситуации потребуется не менее 10 лет. Более трети опрошенных считают, что положение в стране чревато социальными взрывами. По проблемам, волнующим все население земного вара, может формироваться мировое общественное мнение, которое является мощным фактором общественно-политической жизни современного человечества. Например, существует четко сформированное общественное мнение в отношении таких глобальных человеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, химической или биологической войны и т.д. Итак, общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. В зависимости от содержания высказываний этот феномен выражается в оценочных, аналитических и конструктивных суждениях. В зависимости от знака высказываний - в позитивных или негативных вариантах. Формирование общественного мнения может быть стихийным и сознательным, может содержать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности.
Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте феномен «общественное мнение». 2. Каково соотношение общественного мнения и общественного сознания? 3. Каковы функции общественного мнения? 4. Что такое массовое сознание?
Конкретно-социологические (эмпирические) исследования - своеобразный знак отличия социологов, выделяющий их среди представителей других социальных и гуманитарных наук. Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве корреспондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена возможность того, что кому-либо из вас самому придется организовывать такое исследование. В обыденном сознании и в средствах массовой информации под социологическим исследованием понимается любой опрос людей по тому или иному вопросу, часто посредством заполнения ответов на вопросы анкеты. С научной точки зрения социологическое исследование как теоретического, так и прикладного направления представляет собой систему действий методологического и методического характера, связанную с техникой их использования, предназначенную для получения неизвестной ранее информации об изучаемом явлении. Опрос, в том числе анкетный, является одним из методов социологического исследования. Методология дословно переводится с греческого как наука о путях познания. В социологическом исследовании методология выступает общей стратегией, методикой - практикой. Метод - это получение нового знания в процессе исследования. Методологию можно понижать, с одной стороны, как науку о методах, с другой стороны, как принципы исследования. Методика исследования - совокупность способов установления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации. Методика позволяет связать воедино общий замысел исследования, его методологические предпосылки с организацией социологического исследования. Любая теория отражает сущность явлений в их общих, существенных, необходимых связях, поэтому не только объясняет явления, но и выступает средством изучения его непознанных явлений, т.е. указывает общее направление поиска неизвестного, принципы исследования. Другими словами, теория, с одной стороны, результат научного познания, с другой стороны, начало, инструмент исследования неизвестного, т.е. она изучает методологическую роль. Процесс изучения системы учитывает принцип единства субъективного и объективного - взаимосвязи субъекта и объекта познания. В социологическом исследовании субъект действий и отношений (личность, социальная общность) становится и объектом изучения. Объект активно преобразуется субъектом в процессе их взаимодействия, т.е. практической деятельности. В свою очередь эти взаимодействия и взаимоотношения в практической деятельности выступают объектом социологического исследования. В предметной области общественной практики активным субъектом является человек как участник социальных процессов и отношений, который становится элементом действий индивидуального и социального характера одновременно. Общим принципом для социологических исследований всех сфер и явлений общества является структурно-функциональный подход. Каждое явление системно и имеет свою структуру, в то же время является элементом более большой системы, частью её структуры. Оно имеет свое место и значение, выполняя определённую функцию. В ходе социологического исследования выделяются элементы социального взаимодействия и определяются их функции во взаимосвязи с другими составными частями системы, в которую они входят. Необходимо отметить и такой принцип, как многофакторность. Каждое явление обуславливается бесконечным числом непосредственных и опосредованных факторов. Объять бесконечное невозможно, но, рассмотрев, исследовав ряд основных причин, не ограничиваясь выяснением одной или двух, мы предохраняем себя от ошибок, поспешных выводов. При этом, исходя из принципа единства объективного и субъективного в общественных процессах, исследователь должен выделять как объективные, так и субъективные причины изучаемого явления. Основная задача конкретно-социологического исследования - это добыча факторов о социальной действительности, ее отдельных явлениях, сторонах, иначе говоря - социальных факторов. Социальный факт - это каким-то образом фиксированный, описанный фрагмент социальной действительности. Как показал опыт, научному описанию и строгой фиксации поддаются следующие фрагменты социальной действительности: 1) поведенческие акты индивидов или социальных общностей - «что делают люди»; 2) продукты человеческой деятельности (материальные или духовные) - и «что сделали люди»; 3) вербальные действия людей (мнения, взгляды, суждения) - «что высказывают люди». Изучение других явлений социальной жизни предполагают, как правило, их сведение к этим видам фактов. Иная информация будет носить чаще всего сугубо предположительный характер. 1. В начале научного поиска исследователь стоит перед «океаном» социальных фактов. Как же выбрать те из них, которые помогут найти научно достоверный ответ на вопросы, интересующие исследователя, побудившие его к проведению исследования? 1. Необходимо отделить случайные для изучаемого явления факты от неслучайных, сконцентрировав свое внимание на регулярных, массовых, иначе говоря, - типичных фактах. 2. Возможно, чтобы сведения о социальной реальности не были искажены, фальсифицированы из-за несовершенства инструмента фиксации факта (в частности, из-за неправильно сформулированного вопроса). 3. И, может быть, самое главное - необходимо сфокусировать наше внимание, исследовательские усилия на тех фактах, которые дадут нам возможность получить ответ на интересующие нас вопросы. Для преодоления всех этих затруднений социологическая наука выработала целую систему научных процедур. Перейдем к анализу основных этапов и элементов социологического исследования. В нем можно выделить следующие шесть основных этапов, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур. 1. Составление программы и разработка инструментария исследования. Под инструментарием понимаются конкретные планы обзора информации, принимаемая методика анализа документов, предполагаемая организация наблюдений, анкеты, опросные листы и т.п. Источниками формирования исследуемой проблемы могут быть: общая социологическая теория как система научного знания, проблемная ситуация; социальный заказ. Программа, как правило, имеет два раздела: методологический (теоретический) и методический, на основе которого составляется инструментарий исследования. Теоретическая подготовка исследовательской программы. - определение целей исследования; - определение исходных теоретических понятий, предмета и объекта исследования; - создание системы рабочих гипотез и формулировка задач исследования. Разработка методического инструментария исследования. - определение выборочной совокупности; - разработка методик сбора социологической информации и способов отбора единиц наблюдения; - разработка методик анализа полученных данных; - подготовка и проведение «пилотажных исследований» для проверки качества разработанных методик. Этот этап очень трудоемкий, он занимает 30-40 процентов времени, отводимого на исследование. 2. Организация работы по проведению исследования: - определение финансовых взаимоотношений с заказчиком; - формирование творческого коллектива, составление календарного графика работы; - тиражирование методического инструментария (анкет, опросных листов и т.д.). 3. Сбор первичной социологической информации в соответствии с программой исследования. Он занимает 15-20 процентов общего времени. 4. Подготовка к обработке полученных данных. Работа с первичной социологической информацией: шифрование, кодирование полученных при опросах ответов. На эту работу отводится 5-10 процентов времени исследования. 5. Обработка на ЭВМ ответов на открытые и закрытые вопросы, анкеты и интервью на основе их классификации в соответствии с задачами, сформулированными в программе. Составление таблиц, диаграмм, графиков и т.д. Это занимает 10-15 процентов времени, необходимого для исследования. 6. Анализ и обобщение фактического материала, выводов и рекомендаций, оформление отчета. Обсуждение с заказчиком итога исследования, разработка практических рекомендаций. Организация работы по внедрению итогов социологического исследования. На этот завершающий этап отводится 25-35 процентов лимитированного времени. Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил, процедур и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений. Основное назначение программы раскрывается ее функциями. Методологическая функция: определение научной проблемы, для решения которой проводится исследование. Методическая функция: определение методов измерения, регистрация и анализ данных. Организационная функция заключается в интеграции деятельности членов исследовательских коллективов, рациональном планировании и контроле за поэтапным проведением исследования. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируется тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он служит, либо с ним заключает договор организация - заказчик, которая заинтересована в его исследовании. Методологический раздел программы или стратегический документ исследования имеет следующие части: формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных используемых понятий, гипотезы и основные задачи исследования. Второй, методический раздел или документ, отражающий тактику исследования, включает изложение методов сбора первичной социологической информации, определение поля изучения инструментария для работы над первичными материалами и их обработка на ЭВМ. В данной лекции подробнее рассмотрим структуру методологического раздела программы. В любом познавательном процессе, тем более научном, исследователь активно ищет ответы на вопросы, которые сам поставил. Формы проявления этой активности различны. Но во всех случаях главный её смысл таков: исследователь осуществляет целенаправленный поиск во имя доказательства или опровержения выдвинутых теоретических идей. Идеи возникают не сразу, часто необходимы длительные наблюдения за тем или иным социальным объектом (не исключая сугубо житейский); поначалу возникают смутные ощущения, соображения. Но рано или поздно зарождается комплекс идей, конструктов по поводу данного социального явления, которые исследователь хотел бы проверить. Конечно, уровень новизны идей определяется и тем, в каких целях проводится исследование: сугубо прикладных, для решения чисто практических задач (для науки результаты данных исследований, как правило, особой новизны не содержат), или научно-фундаментальных. Данные идеи, конструкты, становятся главным инструментом активного познавательного поиска. В социологии этот инструмент включает в себя несколько основных элементов, и, прежде всего: а) постановку проблемы исследования; б) его целей и задач; в) описание исследуемого объекта; г) формулирование основных гипотез исследования; д) операционализацию понятий. Пересмотр одного из них может привести к уточнению всех других звеньев цепи: уточнение гипотез углубляет видение проблем и т.д. Разработка программы начинается с определения и обоснования проблемы. Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определённой области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление и разрешение причин, вызывающих противоречия. Социальная проблема представляет собой, напротив, противоречия между осознанной научно-познавательной и практической потребностью и отсутствием видимых способов ее удовлетворения. В общественной жизни социальные проблемы представляют собой противоречивые ситуации, выход из которых может быть найден в результате социологического исследования. В процессе формулировки проблемы можно стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и противоречие, определяющее её. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: 1.Установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учёт и статистика по этому показателю; в) достоверный ли учёт и статистика по этому показателю. 1. Вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т.д. 2. Вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов. 3. Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска. 4. Проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми - экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты - ученые или опытные практики. Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, выводы, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений. Решить проблему - значит получить новое или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. В целом социологические исследования направлены на выявления резервов социального развития, имеющихся во всех общественных явлениях. Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Цель - модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения социологического исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринимаемых теоретических, методических, организационных процедур. Ожидаемым результатом теоретически ориентированного социологического исследования может быть новое знание по структуре, функциям, формам развития социального объекта. Методически ориентированное исследование направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария. В качестве продуктивного результата прикладного исследования могут выступать прогнозы развития социального объекта, проекты, программы его совершенствования, отдельные практические рекомендации. Задачи — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования. Требования к проведению прикладного социологического исследования - нормативно-оформленные основные правила проведения конкретного социологического исследования, обеспечивающие его соответствие характеристикам научного исследования. Процедура - определенная последовательность познавательных и организационных действий, необходимых для решения проблемы исследования. В прикладном социологическом исследовании задачи раскрывают содержание предмета исследования, согласуются с гипотезами. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Объект и предмет исследования – это центральный вопрос проблемы. Объект исследования – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации. Поскольку определенная социальная проблема может проявляться на различных уровнях структуры общества, поэтому в качестве объекта исследования могут быть: общество в целом, демографические, профессиональные, национальные группы, трудовые коллективы, студенческие семьи и т.д. Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупностей, этим задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы его результаты. Предмет исследования – наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых необходимо для решения проблемы исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагает множество предметов исследования. Гипотеза (от греческого hypothesis – основание, предположение) – научное предположение о структуре объектов, характере и сущности связи между ними, факторах, обуславливающих эти связи. Гипотеза является главным методологическим инструментом исследования и предназначена для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение которых направлены задачи исследования. Гипотеза – это утверждение о фактах, эмпирических связях или принципах функционирования и развития социальных явлений, не имеющее эмпирического или логического обоснования либо признаваемое недостаточно обоснованным. Гипотезы помогают формулировать проблемы, цели, основные задачи, определить объект и предмет исследования, организовать процесс научного поиска, выбор методов исследования. Гипотезы играют важную роль в развитии социологического познания: их выдвижение и верификация позволяют углублять социальное знание. Освобождать его от устаревших, ложных или необоснованных положений, а также обогащать новыми. Гипотезы используются во всех видах социологических исследований, фундаментальных и прикладных областях. Гипотезы могут появиться на различных фазах исследования. Они формируются или как отдельные утверждения, или как логически связанная система (гипотетическая теория). Проверка гипотез осуществляется на основе выведения из них следствий с последующей эмпирической проверкой с помощью процедур операционализации, измерения, регистрации и анализа. В социологии гипотезы возникают при условии, если существующая система теоретических знаний, выводов не объясняет наблюдаемые реальные социальные события и действия. Требования к гипотезе: - гипотеза не должна содержать «понятий», не получивших интерпретацию; - гипотеза должна быть простой; - гипотеза должна быть проверяемой на данном уровне теоретических знаний; - гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Верификация (от позднелатинского verificatio – подтверждение, доказательство) – процедура оценки социологических гипотез, состоящая в сопоставлении их с фактами, положением дел в действительности. Результатом верификации может быть либо подтверждение, либо опровержение гипотезы. Подтверждение гипотезы укрепляет степень доверия к ней, повышает вероятность ее истинности, а опровержение доказывает ее ложность при условии обоснованности других составных частей исследования. Операционализация (от латинского operatio – действие) понятий – поэтапное расчленение общих понятий до элементарных, однозначно толкуемых и фиксируемых составляющих, которые в совокупности способны описывать содержание этих общих понятий. Операциональное определение – описание используемого в исследовании понятия с помощью перечисления его эмпирических значений и признаков, а также совокупности процедур для фиксирования этих признаков. Функция операционального определения - эмпирическая интерпретация теоретических гипотез. Формирование операционального определения осуществляется в несколько этапов. Сначала понятие определяется теоретически и формируется общее, неструктурированное представление о том реальном явлении (процессе), которое отражено в данном понятии. Затем в этом представлении выделяется совокупность наиболее существенных характеристик, которая достаточно полно описывает явление. И, наконец, из множества внешних, наблюдаемых признаков указанных характеристик выбираются наиболее значимые для решения поставленной задачи и описываются операции, процедуры для их эмпирического измерения. Если операционализация того или иного понятия приводит к таким фактам, фиксация которых в данном исследовании по тем или иным причинам не представляется возможной, необходимо или избрать другой логический путь операционализации, или существенно откорректировать гипотезы, видение объекта, выбрав другую систему понятий. Системный анализ объекта - представление объекта в качестве аналитически расчлененной системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих в своем взаимодействии органическое целое, в котором предполагаемое изменение одного из элементов вызывает изменение других элементов и всей системы. Факторный анализ - выявление факторов и условий, влияющих на функционирование объекта исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий - необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1. Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании. 2. Это дает возможность вести анализ практических проблем на уров- не теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3. Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помо- щью количественных, статических показателей. Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Эмпирический индикатор - элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению. В прикладном исследовании индикаторы служат эмпирической и операциональной интерпретации опорных понятий. Они представляют (репрезентируют) признаки изучаемого объекта и, будучи поставленными, в соответствие с теоретическими понятиями, выражают фактическое эмпирическое содержание понятий или связей понятий. Последовательность интерпретации основных понятий: - анализ литературы по исследуемой проблеме, выявление сущностных характеристик предмета исследования; - создание «образа» изучаемого признака в его каких-то зримых «проявлениях»; - построение упорядоченной системы характеристик, свойств «образов»; - выбор прямых показателей каждой из характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими методами и приемами можно зафиксировать выделенное свойство; - построение индексов или составляющих показателей. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях - индикаторах. Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации характеристик исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. В методическом разделе описана процедура и методы сбора, обработки, анализа факторов об изучаемом объекте, позволяющие реализовать цель и задачи исследования. В этом разделе также описана техника социологического исследования, т.е. совокупность специальных приемов реализации того или иного метода или способов использования инструментария сбора и обработки первичного материала. В ходе каждого конкретного исследования применяются зафиксированные в программе организационно-технические процедуры. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем просто нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка. Выборочный метод позволяет делать заключение о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой её части - выборочной совокупности, предполагает различные способы ее формирования, обеспечивающие возможность распространения выводов, полученных при её рассмотрении, на изучаемую генеральную совокупность. Основное назначение: применяется для того, чтобы, изучив характеристики минимума объектов произвести по ним оценку параметров генеральной совокупности. Он значительно сокращает затраты труда, времени, средств на решение той или иной проблемы, повышает качество и надёжность процедуры сбора и обработки данных, позволяет изучать объекты, сплошное исследование которых невозможно из-за большого объема затрат. Область применения: не применим для изучения объектов, элементы которых не обладают качественной однородностью признаков значимых с точки зрения целей исследования. Основные нормативные требования: каждый элемент генеральной совокупности должен иметь определённую, принципиально задаваемую вероятность попасть в выборку. Предполагает наличие необходимой системы показателей генеральной совокупности, отражает её качественные и количественные характеристики. Программа применения выборочного метода является составной частью программы социологического исследования; ведущими задачами при этом являются: - предварительный сбор информации об исследуемой совокупности с целью составления основы выборки, выделение единиц отбора и анализа; - выбор и обоснование схем выборки; - организация извлечения единиц из генеральной совокупности по выбранной схеме отбора; - расчет характеристик выборочной совокупности; - оценка параметров генеральной совокупности по результатам измерения признаков выборочной совокупности. В программе должно быть чётко указано: 1. Каков объект эмпирического исследования. 2. Является исследование сплошным или выборочным. 3. Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезен- тативность. Репрезентативность (от французского слова representatif -представительный, показательный) - свойства выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения исследования. Генеральная совокупность - это совокупность всех возможных социальных объектов, являющихся предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами. Выборочная (вторичная) совокупность представляет собой модель генеральной совокупности, результат определённым образом построенного извлечения части элементов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения. Дисперсия (от латинского - dispersus - рассеянный, рассыпанный) - разброс (отклонение) отдельных значений признаков элементов генеральной или выборочной совокупности от средней величины признака. При нулевой дисперсии все единицы отбора имели бы одинаковое, равное среднему значение распределения признаков и для выборки достаточно было бы одной единицы, чтобы обеспечить репрезентативность данных. Чем больше дисперсия, тем больший объем выборочной совокупности потребуется для дальнейшего исследования. Репрезентативность означает, что с некоторой заданной наперед или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. 1. Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. 2. Что является основой выборки (список, картотека, карта). 3. Какова единица наблюдения на последней ступени выборки. Единицы отбора - элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе выборки. Единицы анализа - части, элементы объекта исследования, которые подлежат эмпирическому исследованию. Единицы счёта - количественная характеристика единиц анализа, фиксирует регулярность, с которой встречается в обследуемом массиве та или иная смысловая единица. Основа выборки - перечень элементов генеральной совокупности, если он удовлетворяет требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц анализа. В качестве основы могут служить алфавитные списки сотрудников учреждения, домовые книги, картотеки отделов кадров. Наиболее полно удовлетворяют требованиям выборки социальные карты организации, регионов, представляющие собой пространственные распределения показателей для определённых организаций или регионов и включающие демографические, экономические, политические и другие социальные показатели. Закон больших чисел - статистический закон, выражающий связь статистических показателей выборочной и генеральной совокупности. Фактические значения статистических показателей, полученные по некоторой выборке, всегда отличаются от теоретических значений, свойственных генеральной совокупности. Закон больших чисел состоит в том, что фактические данные все больше и больше приближаются к теоретически ожидаемым значениям по мере возрастания числа наблюдения, т.е. при увеличении объёма выборки происходит взаимное «погашение» индивидуальных отклонений от некоторого уровня, свойственного генеральной совокупности в целом, и проявляется закономерность, лежащая в основе изучаемого явления. Из закона больших чисел следует, что для каждого параметра генеральной совокупности может быть рассчитан минимальный объём выборочной совокупности, при котором (при условии обеспечения репрезентативности выборки) разница между теоретическими и фактическими значениями параметров не превышает заданной величины. Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и не может считаться достоверным, его результатам нельзя доверять. Ошибка репрезентативности - мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей ей генеральной совокупности. В практических исследованиях отождествляют дисперсию генеральной совокупности с дисперсией выборочной совокупности. Из математической статистики известно, что с определённой вероятностью можно утверждать о том, что отклонения выборочной средней не превышают некоторой величины, которая называется предельной ошибкой репрезентативности. Вероятность (Р), с которой гарантируется, что предельная ошибка репрезентативности не превышает одного-, двух-, трехкратного стандартного отклонения, называется доверительной, а показатель кратности стандартного отклонения - t - коэффициентом доверия. В задачах социологического класса он принимается равным 2. Предельная ошибка репрезентативности DX = t*ÖE2/n*(1 - n/N), где DX – предельная ошибка репрезентативности; E2 – дисперсия контролируемого признака; n – объем выборочной совокупности; N – генеральная совокупность. Здесь предельные отклонения выборочной средней от генеральной вычисляются при заданной вероятности (p=0,95; t=2), с которой можно гарантировать, что предельная ошибка репрезентативности не превысит t-кратного стандартного отклонения. Исходя из этого, в рамках xcp выб + t DX c заданной вероятностью Р строится доверительный интервал для среднего значения генеральной совокупности xcp ген: при Р=0,95 xcp выб – 2 DX < xcp ген< xcp в
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.016 с.) |