Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная иерархия, управлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Можно выделить следующие «концепции» организации: Организация как трудовой процесс - наиболее ранний подход к измерению и построению организационной системы. Основой его является выделение блока «человек - труд» как первоосновы организации. В рамках этого блока процесс труда максимально размельчался на простейшие элементы с целью задать работнику наиболее оптимальный режим исполнения. Эта модель хорошо известна под именем тейлоризма. Главные ее особенности - полностью, детально «расписанное» поведение работника по рационализированной схеме, а также подход к самому работнику как, к своего рода, «запасной части, годной лишь к определенному месту. Организация - машина, авторы этой модели А. Файоль, Л. Урвик и др. рассматривали организацию как безличный механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Упор делается на единство командования, выделение функциональных звеньев и рычагов регулирования - планирования, координации, контроля и прочее. Организация в этом смысле есть, прежде всего, инструмент решения задач, человек в ней выступает не как личность, а лишь как абстрактней «человек вообще». Такая почти техническая система предполагает и полную управляемость, контролируемость ее деятельности. «Бюрократическая» модель организации - близкая к предыдущей концепции рационализации поведения человека в организации. М. Вебер разработал ее с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях. Гарантия эффективности организации обеспечивается через стандарты деятельности. Преимущества при этом достигаются за счет точности, однозначности, четкой субординации, целостности и т.д. Обязанности между членами организации распределяются по степени компетентности, на этом принципе и строится власть в организации. Организация - община. Ключевыми являются отношения «человек-человек», «человек - группа», причем отношения эти строятся на межличностной основе взаимных привязанностей, общих интересов и т.д. Главный регулятор - принятые в группе нормы поведения. Подобная организация удовлетворяет социальные потребности индивида в общении, признании, принадлежности и контролирует его поведение через общественное мнение. Эта социально-психологическая «организация в организации» мало доступна управлению, действующему прежними методами, и единственный путь воздействия на организации лежит через включение в ее естественную систему, воздействие на мотивы, установки и прочее. Экспериментально и теоретически эта модель была обозначена 3. Мейо, Ф. Готлисбергом и пр. Социотехническая модель - предложена Тавистокской школой. Основывается на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства. В той степени, в какой позволяют особенности оборудования и технологического процесса, организации следует учитывать и допускать неформальное регулирование на отдельных участках. По мере развития технической базы производства эти допуски могут варьировать вплоть до исчезновения. Интернационистская модель (Ч. Бернард, Г. Саймен, Дж. Марч и др.) - организация рассматривается как система длительных взаимодействий между работниками. Причем индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности, руководствуются своим представлением о ситуациях. Поскольку цели, структура и т.д. являются в некоторой мере продуктом этих взаимодействий (наряду с формальными), возникает большая неопределенность для управления, риск при принятии решений. Рациональность руководителя также ограничена: знание его об организации неполно, все последствия своих решений он не предвидит, порядок предпочтений у него неустойчив. Важный способ поддержания контроля - системный анализ и построение организации с учетом границ ее формализации и неформальных последствий внутригрупповых отношений. «Естественная организация» - представители Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этшюни и др. Функционирование организации рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает. Организованность — состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействии извне или изнутри. Цель - лишь один из возможных результатов функционирования, отклонение от цели - не ошибка или просчет, а естественное свойство системы, следствие большой роли в ней принципиально непланируемых, стихийных факторов. Такой подход избегает взгляда на организацию с позиций управления, видит ее как специфическое социальное явление, развивающееся по своим собственным закономерностям. Таким образом, если в первых моделях эффективность прямо связывалась с высокой формализацией, организационное творчество целиком относилось на счет руководителей, дробление трудового процесса на простейшие элементы и узкая специализация означали высокую производительность; мотивы рабочего сводились к примитивно-экономическим потребностям, личное и социальное содержание внутриорганизационных отношений считалось помехой, то в современных концепциях ставка делается на использование неформальных механизмов регулирования, в самодеятельности работника видится резерв производительности, сложный труд выступает как дополнительный мотив, психологические и социальные потребности индивида выдвигаются в центр внимания управления. Как видим, трудность в четком определении понятия социальной организации состоит в слишком ограниченном наборе единых признаков, свойственных организационным системам разной природы - техническим, биологическим, социальным. Применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах: во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (предприятие, орган власти, добровольный союз и т.д.); во-вторых, термин может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций» налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация - это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и значит с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и ее исчерпывает его; в-третьих, можно иметь в виду упорядоченность какого-то объекта, тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов - формальные и неформальные организации. Таким образом, можно выразить понимание сущности организации: организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей, или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через достижение и выдвижение общих целей. Первый способ характерен для деловых организаций (предприятий, учреждений); второй — для организаций союзного типа (партии, профсоюзы, любительские объединения и т.п.). При таком подходе организации выступают как системы обмена между целым и его элементами. Организация в целом немыслима без коллектива, т.к. производительной силой является человек, он обеспечивает жизнедеятельность предприятия и учреждения. Если же имеем дело с полностью автоматизированным производством, функционирующим без участия человека, то его нельзя признать организацией. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации и сознательности работников, деловая активность, дисциплинированность все это прямо определяет эффективность организации. Таким образом, коллектив является социальной основой трудовой организации. Общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию, образуют цели - ориентации, которые имеют конкретное содержание - получение того или иного вознаграждения и т.д. Достижение целей связано с появлением множества вторичных, производных целей - повышение качества продукции, улучшение условий труда, укрепление дисциплины и др. Особенность целей-заданий в том, что они обычно не возникают прямо из собственных потребностей индивидов (самому работнику не нужен выпускаемый его заводом трактор), но это не значит, что такие цели не могут быть связаны с мотивационной сферой индивида. Как и другие цели, они объединяют людей через их мотивы. В том числе и непосредственно: через гражданские мотивы, долг, осознание пользы для себя, в конечном счете, и т.д. Социальная роль целей-заданий состоит в соединении интересов каждого с целями, задаваемыми организациями, а затем и с целями общества. Объективно, закономерно неполное совпадение двух пар целей: общественных и коллективных, коллективных и личных, граница между целями неуловима, подвижна. Целевая направленность этих отношений - поддержание целостности организации через соединение каждого работника с организацией. Это центростремительный механизм достижения организацией устойчивости. Работники нуждаются в постоянстве связей, норм, требований. С позиций теории систем явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций. В социальных организациях этот принцип преломляется в сложные отношения между людьми, что принципиально выделяет социальные иерархические системы из всех прочих. Во-первых, иерархия означает централизацию. На этой основе появляются координация и интеграция индивидуальных действий в целое. В таком смысле иерархия, представляет собой форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, на общие и частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией. Во-вторых, иерархия проявляется и как человеческое отношение, а именно как односторонняя личная зависимость одного человека от другого. Разумеется, в отношениях между людьми существует много вариантов односторонней зависимости, но в иерархии она закрепляется в статусах и выступает как фактор социального неравенства. Отсюда возникает личная зависимость или так называемый личный режим в организации, т.е. легальное, законное воздействие субъективных качеств одного работника на другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, т.е. подчинение участников организации правилам и указаниям. Это достигается посредством ограничения свободы поведения индивида в организации и предписания ему необходимого поведения. Предполагает принуждение и необходимость в санкциях за отклонение от предписанного порядка. В управление социальными системами вносит большую трудность присутствующий здесь сильный субъективный момент, выражающийся в интересах. Управление обычно отождествляется с целевым воздействием на объект через приказ, задание, стимулирование, координацию и т.д. Но это лишь одна из частей социального управления, оно действует в сочетании, в единстве с двумя другими составляющими управления и организации - организационный порядок, понимаемый как система норм и поведения в организации, внешне заданный по отношению к работнику, и самоорганизации - т.е. спонтанное регулирование. Управление социальными организациями может осуществляться извне, когда орган управления находится за рамками самих объектов. Подобное «внешнее» или централизованное управление позволяет достичь большой степени концентрации управленческой энергии. Его преимущества в обозримости максимального числа звеньев системы и в едином целенаправленном воздействии на них, исходя из интересов целого. Его недостатки в ограниченности интеллектуального потенциала единого управленческого звена, в отрыве его задач и интересов низовых звеньев, в отсутствии личной заинтересованности. Другим является самоуправление - всякая организация обладает некоторым диапазоном собственных решений и имеет, поэтому свой орган управления, являющийся частью самой организации, одним из ее подразделений. В этом смысле всякая социальная организация (предприятие, город, вуз и т.д.) является самоуправляющейся системой, т.е. включает в себя управляющую и управляемую подсистемы. Деятельность по управлению, как и всякий труд, нацелена на определенный результат и имеет свою продукцию. Она реализуется, например, в организационных отношениях, в частности, в таких элементах этих отношений, как право, административный распорядок, режим и другие правила. Продуктами управления являются связи: позиции, зависимости, структуры, а также такие объекты, как целевые группы, организации, социальные институты. Овеществляются они в материальных формах: документах, технических средствах. Можно выделить следующие типы организаций, если под организациями подразумевать первичные образования, на нижнем уровне общества. Деловые организации. Создаются отдельными коллективами предпринимателей и более широкими социальными системами (государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т.д.) для выполнения работ, дающих доход, зарплату и т.д. Основа внутреннего регулирования -административный распорядок, принципы единоначалия, целесообразности. Цель общественных организаций вырабатывается «изнутри» и представляет собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководителя от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников. Ассоциированные организации - не собственно организации, а имеющие многие признаки последних - семья, научная школа, неформальные группы. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия, сравнительно устойчивое распределение участников по ролям и престижу, принятие общих решений. Важное их отличие от организаций первых двух типов содержится в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, т.е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. Очевидно, что все типы организационных форм взаимосвязаны и пересекаются между собой. Какие могут быть варианты организационной «болезни»? - патология организационного строения, т.е. господство структуры над функцией. Система организаций зачастую создается по принципу - возникла проблема - создается организация. Следует помнить, что структура инерционна, трудно поддается перестройке, изменениям, а особенно переходу с одной функции на другие и поэтому она тесно связана с другой разновидностью - бюрократией и бюрократизмом, которую чаще всего отождествляют с рутиной, с неразберихой, с аппаратностью. Стагнация - пассивный риск, т.е. возрастание опасности для жизнеспособности организации из-за откладывания нововведений, назревших изменений или же из-за неспособности провести их. Организационная патология проявляется не только в построении организации и организационных отношениях, но также в управленческих решениях. К ним можно отнести решения, которые называют «маятниковыми». В этом случае новое решение заменяет прежнее лишь на время, после чего происходит возвращение к старому, т.е. решение колеблется, как маятник, от одной крайности к другой, потому что не выявляется подлинная проблема, в частности потому, что функциональные решения нередко подменяются структурными. Огромное разнообразие элементов, отношений, интересов, способов поведения, их разнокачественный, многомерный характер могут намного превышать контролирующую способность управления. Поэтому в управлении и используются разные приемы упрощения объекта, уменьшения его сложности. Основной из таких приемов - стандартизация организационных связей и норм. Типичные стандарты - должность, соподчинение, права, обязанности, зарплата и т.д. Они образуют единую формальную структуру, на которую и направляется управление. Автоматизация некоторых процедур управления, системный анализ, методы социальной психологии и др. достижения науки значительно повысили эффективность управления. Велика роль и искусства управления, т.е. особенностей применения знаний и методов воздействия на основе опыта интуиции, стиля, профессионализм управления.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое организация? 2. Какие четыре аспекта организаций вы знаете? 3. Каковы противоречия в организации? 4. Какова социальная иерархия и управление в организации? 5. Какова сущность организации?
1. Культура как явление: социологический анализ. 2. Основные проблемы социологии культуры.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.013 с.) |