Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет этносоциологии. Основные подходы к объяснениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Природы этносов
С точки зрения классического марксизма, который до сих пор является господствующей концепцией социального развития в отечественной науке, ход мировой истории определяют классы и их взаимодействие (противоречие, борьба). Именно в процессе развития отношений между первоначальными классами возникает государство как механизм политического господства одного класса над другими и как институт политической организации общества, направленной на управление им. Но только ли от взаимодействия классов и их системы соподчинения зависит вектор развития общества? Последние годы бывшие страны социализма - СССР, Югославия, Чехословакия - демонстрируют не менее мощный фактор социального развития - этнические общности. Эволюция этносов, их генезис и распад относятся к числу самых глубинных процессов, определяющих развитие человечества. Мы не можем по своей воле ими распорядиться, но, внимательно изучая их объективные свойства, их связь с другими процессами - экономическими, научно-техническими, демографическими и т.д., - можем и должны разумно их использовать при выработке способов достижения тех или иных целей общественного развития. И главное должны понять, что, несмотря на существование интегративных тенденций, разнообразие наций, их самобытность, самосознание не только не уменьшаются и не нивелируются, но напротив, постоянно растут и будут расти. Этносоциология - новое научное направление, возникшее на стыке этнографии и социологии. Термин этносоциология состоит из двух слов: этнос (гр. ethnos - общество, группа, племя, народ) и социология. Дословно этносоциология - учение о национальных обществах. Однако, сущность понятия этносоциология богаче его этимологического значения. Этносоциология - отрасль социологии, исследующая происхождение, сущность. Функции различных этносов с целью выявления общих закономерностей их взаимодействия и выработки механизмов вписывания в систему сложившихся социальных отношений. Иными словами этносоциология изучает социальные аспекты жизни и деятельности этнических образований, а также национальную специфику социальных общностей и отношений. Организация групп людей по принципу этничности, в основе которого лежит общность людей по историческому происхождению, языку, культуре и т.д., не удобная категория для анализов, а явление объективной действительности. Однако проблема состоит в интерпретации этой формы организации людей, объяснении её природы. Её решение имеет не только теоретическое значение, но играет существенную роль в практике реального политического управления обществом. В настоящее время в мире нет стран с этническим «чистым» (т.е. мононациональным) составом народонаселения. Поэтому учёт этнического фактора в управлении многонациональным обществом является настоятельной необходимостью. Впервые значение и историческая роль этносов стали осмысливаться в период крушения феодальных абсолютистских монархий XVIII - XIX вв. Эти размышления были направлены против представления о божественном происхождении монарха и его власти. Объяснение нации как некой естественной субстанции, самодостаточной для собственного управления, помогло оформиться освободительным движениям у народов, стремящихся сбросить феодальную монархию и установить форму народовластия. Абсолютная монархическая власть силой оружия и божественным освящением объединяла их с укреплением экономических связей провинций и формированием единого общенационального рынка, выступала основой целостного государства. Хотя следует заметить, что в чистом виде национальная идея (одна нация - одно государство) в истории реализована не была. Принцип национальной государственности в формуле права нации на самоопределение развивался социал-демократией в конце XIX - века и был взят В.И. Лениным и большевистской партией на вооружение в период подготовки и проведения революций в многонациональной Российской империи. Этот принцип в начале XX века в условиях России имел демократическое содержание. Таким образом, мы видим, что этническая общность (нация) связывалась с понятием государства, приобретением нацией собственного государственного устройства. В этом ключе анализировалась природа этноса в марксистской общественной науке и позже в XX веке. Здесь следует отметить, что направление анализа было задано политическими установками И.В. Сталина. Именно им было предложено определение нации, в которое закладывалась общность по следующим параметрам: происхождение, территория, язык, экономика, государственность. Этносы рассматривались как социальные общности, которые в своём историческом развитии постепенно достигают высшей фазы - утверждения собственной государственности. С этих позиций строилась национальная политика советского государства, и уже она определяла направление теоретической разработки проблем этнического развития. Иными словами, отечественная теория этноса подгонялась под государственную национальную политику. Итак, суть отечественной теории этноса, у истоков создания которой стоял И.В. Сталин и которая была всесторонне разработана под руководством академика Ю.В. Бромлея, коротко состоит в следующем. Этносы представляют собой социальные общности, складывающиеся в период развитого первобытного (бесклассового) общества и имеющие системный характер. Под последним понимается совокупность однородных элементов: общности психики, культуры (языка, народного искусства, обычаев, обрядов, традиций, норм поведения, привычек), территории, экономики, государственности. В процессе исторического развития этносы проходят ряд стадий: племя - народность - нация буржуазная - нация социалистическая. На последнем этапе складываются экономико-политические основы формирования интернациональных общностей людей. Этносы - нации переходят к состоянию метаэтнических общностей. Метаэтнос представляет собой высший уровень этнического развития, совокупность этносов с общими чертами культуры, общими ценностями, целями развития и единым самосознанием. Советский народ в силу этнического многообразия и представал таким метаэтническим образованием. Важнейшими положениями данной теории являются: 1) этнос - общность социального типа, функционирование которой подчинено законам социального развития; 2) он представляет собой системную совокупность социальных характеристик (культура, язык, экономика и т.д.); 3) на основе общности социалистической экономики и единой социалистической государственности возможно достижение метаэтнической фазы - взаимопроникновения и слияние этносов. Историческая практика, крушение национально-государственного устройства ряда стран, утверждавших эту теорию на государственном уровне (СССР, Югославия, Чехословакия), заставили обратиться к её переосмыслению. Начнём с некоторых понятий, которые при строго научном подходе, освобождённом от груза догматического мышления, оказываются далеко не ясными, неточно отражающими исторические и сегодняшние реалии. Во-первых, сомнителен постулат выделения типов этнических общностей (народов) по трёхчленной формуле «племя - народность - нация». Даже в своём наиболее приемлемом стадиальном (или вертикальном) варианте (племя - доклассовый уровень общественного развития, народность - добуржуазный, нация - буржуазная и социалистическая стадии развития) эта формула содержит много, неясностей, тем более трудно согласиться с «горизонтальным» делением современных народов на нации и народности, осуществляемым на основе практически единственного критерия - наличия или отсутствия государственности. Любая территория выполняет функции этнического воспроизводства, и сопряжение этнической территории с политическими границами вовсе не является его обязательным условием. Ибо даже по признаку численности, не говоря уже о внутренних структурах, принципиальную грань между нациями и народностями провести сегодня невозможно. Во-вторых, смешивать отношения между политическими территориальными общностями - государствами и народами - этносами нельзя не только потому, что первые, как правило, полиэтничны по составу населения, но и потому, что межэтнические отношения в принципе отличаются по своему характеру и внутренней детерминированности от межгосударственных: субъекты этих видов отношений - разные. Наконец понятийным анахронизмом представляется и деление граждан на «коренные нации» и «некоренное население». При внешней нейтральности этих понятий они всё же неизбежно содержат оценочные моменты, характеризующие различия в уровнях развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.009 с.) |