Культура как средство передачи социального опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как средство передачи социального опыта



Человечества

Принципиальные изменения в отношении к человеку, природе, миру в целом, имевшие место на протяжении европейской истории последних двух тысячелетий, позволяют говорить о нескольких культурных циклах - античности, средневековье, новом времени, современном обществе.

Так, дня античной (по О. Шпенглеру) аполлонической культуры характерно погружение в конкретную телесность, жизнь в самодовлеющем настоящем. Для античного человека немыслим вопрос - что может быть вне мира или над миром? В нем живет бессознательное ограничение, не позволяющее переступить пределы дозволенного. Античный человек знает о власти судьбы над всеми, включая всевышних богов, о правящей миром справедливости и о разумном порядке, определяющем все происходящее.

В средние века отношение к миру и образ его меняются до основания. Человек верит в библейское Откровение. И вера заключается в том, чтобы довериться самооткровению этого Бога и повиноваться ему, воспринять его призыв, которым утверждается конечная цель личного бытия, и соотнести с ним всю свою жизнь. Теперь возможен новый взгляд на мир и новая позиция по отношению к нему, т.е. взгляд и позиция, в которых античному человеку было отказано. Авторитет церкви сковывает, но, с другой стороны, он же дает возможность подняться над миром и над собственным «Я» к такой свободе созерцания, какая не открывается больше нигде.

Средневековый образ мира и обусловленный им настрой человека и культуры начинают разрушаться в XIV в. и продолжается до XVI, в XVII в. принимает определенные очертания новая картина мира. Стремление к познанию заставляет человека обратиться непосредственно к действительности вещей. Он хочет, независимо от заданных образцов, увидеть все своими глазами, испытать собственным рассудком и получить критически обоснованное суждение. Этот тип культуры О. Шпенглер назвал «фаустовский». В основе ее интуиция бесконечного, жажда преодоления всего ограниченного и конкретно-наглядного, острое чувство временной длительности и изменчивости, и интенсивное волевое напряжение.

Это отношение находит свое проявление во всех сферах жизни - системе хозяйства, политике, искусстве, науке. Складывается характерное для этого времени сознание личности. Индивид становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. На первый план выходит гениальность. Все эти перемены вызывают у человека двойственное ощущение. С одной стороны, свобода движения и личной деятельности. Появляется отважный человек - творец, ведомый «фортуной», получающий в награду славу и известность. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство остановленности и даже угрозы.

Нарастающие противоречия, культуры нового времени подготовили ее распад, формирование современной культуры. Помимо изменения отношения к природе, она больше не воспринимается как нечто волшебно богатое, гармонически всеобъемлющее, щедрое, а скорее чем-то ненадежным и опасным изменяется отношение к личности - возникает даже термин «массовый человек», применительно к которому нельзя больше говорить о личности. Такой человек не устремляет свою волю на то, чтобы сохранить самобытность и прожить жизнь по-своему, скорее, напротив, он принимает и предметы обихода, и формы жизни такими, какими их навязывает ему рациональное планирование и машинная продукция, и делает это, как правило, с чувством, что это правильно и разумно.

Помимо фундаментальных изменений в культурных ценностях, социологи отмечают и такую характерную черту, как сопряжение, сосуществование различных форм культуры, различных культурных образцов, причем не иерархически, а равноправно.

В процессе изменения особую роль играют периоды перелома, перехода одной системы в другую, периоды по своему социальному и культурному содержанию, получившие название кризисных, где кризис понимается как глубокая стагнация или даже гибель важных хозяйственных и общественных структур, смена систем ценностей.

Причины неустойчивости, дезорганизации социокультурных систем связывались, в частности, с экономическим и классовыми противоречиями; несовершенством социальных институтов и возрастающей дифференциацией и усложнением систем действия, несоответствием между целями, нормативными стандартами, определяемыми культурой и институционализированными средствами. В том и в другом случаях поиск причин ведется в сферах внеличностных, т.е. в объективных условиях человеческой деятельности.

Существует и другая тенденция, связывающая глобальные перемены в жизни человечества с особенностями его духовной деятельности, с попытками преодоления людьми собственной ограниченности. П. Сорокин считал, что человечество выработало три способа познавательного отношения к миру. На их основе конструируются три основных типа культуры: умозрительная - в ней господствует материалистическое мировоззрение на основе чувственного познания, утилитарные, гедонистические (наслаждение) ценности и идеалистическая как органический синтез двух полярных типов, появляющаяся в истории тогда, когда в мировоззрении людей скрещиваются материалистические и религиозно-идеалистические взгляды, господствует интуитивный вид познания. Эмпиризм, по мнению Сорокина, сужает, мир ценностей, порождает циничную науку, готовую обосновать все, что в данный период оценивается как полезное, повинен в деградации человека и, уничтожая все абсолютное и священное, открывает путь релятивизму. Именно эмпиризм повинен в триумфе грубой силы и социальной анархии, что проявляется в искусстве, науке, промышленности, религии, быте, повседневном поведении и приводит к смене системы ценностей, к катастрофе.

Однозначно ответить на вопрос о том, что является источником новых культурных стилей и форм, невозможно. Новые стали и формы приходят отовсюду: Запада, с Востока, из недавнего прошлого и глубокой древности.

Многие традиции заимствованы из культуры западного индустриального и постиндустриального мира, например, хиппи, панки, множество актуальных ныне политических идеологий - от социал-демократии и либеральной демократии до идеологий «сексуальных меньшинств».

Другой важнейший источник новых форм и стилей - собственное российское прошлое: возрождается православие с его богатейшим культурным багажом, не очень весомо, но все же заявляет о себе русский монархизм, различные националистические движения частично усваивают идеологию дореволюционной «черной сотни» и т.д.

Еще один важный источник - Восток. Йога, буддизм, индуизм, кришнаизм, различные школы восточных единоборств с соответствующим доктринальным содержанием - все это, часто через посредство Запада, интегрируется в современную русскую культуру.

Стремление «показать себя», внешняя презентативная сторона возрождаемых культурных форм стала важнее «внутренней» - те еретической. Резкое увеличение численности российских кришнаитов объясняется не глубиной и совершенством моральной доктрины, а привлекательностью театрализованных флаги и распевают гимны. Точно так же монархисты увеличивают число сторонников не столько благодаря своей политической теории, сколько по причине зрелищности торжественных молебнов и подчеркнуто аккуратного ношения дореволюционной офицерской формы.

Вследствие этого первым и важнейшим этапом становления новых культурных форм оказывается их инсценирование. При этом первостепенное значение приобретают реквизит и костюмы. Люди ведут себя, как актеры на сцене, и живут не своей собственной жизнью, но одновременно продолжается и их собственная повседневная жизнь - они должны ходить на работу, растить детей и т.д. При этом они не прекращают играть роли, диктуемые традицией. Таким путем происходит стилизация их повседневности. Постепенно складываются дифференцированные жизненные и культурные стили.

Инсценирование стилей с необходимостью предполагает несколько этапов. Первый - усвоение некоего доктринального ядра, например, у «русских» - это идеи великого предназначения России. Второй этап - выработка соответствующего морально-эмоционального настроя. Третий - усвоение поведенческого кода и символики одежды. Четвертый - выработка лингвистической компетенции. Пятый - приспособление к мизансценам, где происходит презентация избранного культурного или жизненного стиля. Все это логически необходимые этапы, однако, в реальной истории инсценирования их последовательность имеет, скорее, обратный характер.

На первых этапах инсценирования новичок чувствует себя отчужденным от роли. По мере развития инсценировки он все более и более идентифицирует себя с ролью, которую исполняет. Логической границей этого процесса является канонизация жизни, тотализация образа жизни путем дальнейшего исключения неаутентичных элементов, формирование официального группового консенсуса и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимать культуру как систему ценностей и норм?

2. Какова структура культуры?

3. Каковы функции культуры?

4. Охарактеризуйте культуру как средство передачи социального опыта человечества.

12 СОЦИОЛОГИЯ НАЦИЙ

 

1. Предмет этносоциологии. Основные подходы к объяснению природы этносов.

2. Проблемы национальных отношений. Социокультурная природа

межнациональной конфликтности.

3. Этносоциальные процессы и отношения в условиях демократизации общества. Этнос и государственность: исторический опыт СССР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.007 с.)