Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как средство передачи социального опытаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человечества Принципиальные изменения в отношении к человеку, природе, миру в целом, имевшие место на протяжении европейской истории последних двух тысячелетий, позволяют говорить о нескольких культурных циклах - античности, средневековье, новом времени, современном обществе. Так, дня античной (по О. Шпенглеру) аполлонической культуры характерно погружение в конкретную телесность, жизнь в самодовлеющем настоящем. Для античного человека немыслим вопрос - что может быть вне мира или над миром? В нем живет бессознательное ограничение, не позволяющее переступить пределы дозволенного. Античный человек знает о власти судьбы над всеми, включая всевышних богов, о правящей миром справедливости и о разумном порядке, определяющем все происходящее. В средние века отношение к миру и образ его меняются до основания. Человек верит в библейское Откровение. И вера заключается в том, чтобы довериться самооткровению этого Бога и повиноваться ему, воспринять его призыв, которым утверждается конечная цель личного бытия, и соотнести с ним всю свою жизнь. Теперь возможен новый взгляд на мир и новая позиция по отношению к нему, т.е. взгляд и позиция, в которых античному человеку было отказано. Авторитет церкви сковывает, но, с другой стороны, он же дает возможность подняться над миром и над собственным «Я» к такой свободе созерцания, какая не открывается больше нигде. Средневековый образ мира и обусловленный им настрой человека и культуры начинают разрушаться в XIV в. и продолжается до XVI, в XVII в. принимает определенные очертания новая картина мира. Стремление к познанию заставляет человека обратиться непосредственно к действительности вещей. Он хочет, независимо от заданных образцов, увидеть все своими глазами, испытать собственным рассудком и получить критически обоснованное суждение. Этот тип культуры О. Шпенглер назвал «фаустовский». В основе ее интуиция бесконечного, жажда преодоления всего ограниченного и конкретно-наглядного, острое чувство временной длительности и изменчивости, и интенсивное волевое напряжение. Это отношение находит свое проявление во всех сферах жизни - системе хозяйства, политике, искусстве, науке. Складывается характерное для этого времени сознание личности. Индивид становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. На первый план выходит гениальность. Все эти перемены вызывают у человека двойственное ощущение. С одной стороны, свобода движения и личной деятельности. Появляется отважный человек - творец, ведомый «фортуной», получающий в награду славу и известность. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство остановленности и даже угрозы. Нарастающие противоречия, культуры нового времени подготовили ее распад, формирование современной культуры. Помимо изменения отношения к природе, она больше не воспринимается как нечто волшебно богатое, гармонически всеобъемлющее, щедрое, а скорее чем-то ненадежным и опасным изменяется отношение к личности - возникает даже термин «массовый человек», применительно к которому нельзя больше говорить о личности. Такой человек не устремляет свою волю на то, чтобы сохранить самобытность и прожить жизнь по-своему, скорее, напротив, он принимает и предметы обихода, и формы жизни такими, какими их навязывает ему рациональное планирование и машинная продукция, и делает это, как правило, с чувством, что это правильно и разумно. Помимо фундаментальных изменений в культурных ценностях, социологи отмечают и такую характерную черту, как сопряжение, сосуществование различных форм культуры, различных культурных образцов, причем не иерархически, а равноправно. В процессе изменения особую роль играют периоды перелома, перехода одной системы в другую, периоды по своему социальному и культурному содержанию, получившие название кризисных, где кризис понимается как глубокая стагнация или даже гибель важных хозяйственных и общественных структур, смена систем ценностей. Причины неустойчивости, дезорганизации социокультурных систем связывались, в частности, с экономическим и классовыми противоречиями; несовершенством социальных институтов и возрастающей дифференциацией и усложнением систем действия, несоответствием между целями, нормативными стандартами, определяемыми культурой и институционализированными средствами. В том и в другом случаях поиск причин ведется в сферах внеличностных, т.е. в объективных условиях человеческой деятельности. Существует и другая тенденция, связывающая глобальные перемены в жизни человечества с особенностями его духовной деятельности, с попытками преодоления людьми собственной ограниченности. П. Сорокин считал, что человечество выработало три способа познавательного отношения к миру. На их основе конструируются три основных типа культуры: умозрительная - в ней господствует материалистическое мировоззрение на основе чувственного познания, утилитарные, гедонистические (наслаждение) ценности и идеалистическая как органический синтез двух полярных типов, появляющаяся в истории тогда, когда в мировоззрении людей скрещиваются материалистические и религиозно-идеалистические взгляды, господствует интуитивный вид познания. Эмпиризм, по мнению Сорокина, сужает, мир ценностей, порождает циничную науку, готовую обосновать все, что в данный период оценивается как полезное, повинен в деградации человека и, уничтожая все абсолютное и священное, открывает путь релятивизму. Именно эмпиризм повинен в триумфе грубой силы и социальной анархии, что проявляется в искусстве, науке, промышленности, религии, быте, повседневном поведении и приводит к смене системы ценностей, к катастрофе. Однозначно ответить на вопрос о том, что является источником новых культурных стилей и форм, невозможно. Новые стали и формы приходят отовсюду: Запада, с Востока, из недавнего прошлого и глубокой древности. Многие традиции заимствованы из культуры западного индустриального и постиндустриального мира, например, хиппи, панки, множество актуальных ныне политических идеологий - от социал-демократии и либеральной демократии до идеологий «сексуальных меньшинств». Другой важнейший источник новых форм и стилей - собственное российское прошлое: возрождается православие с его богатейшим культурным багажом, не очень весомо, но все же заявляет о себе русский монархизм, различные националистические движения частично усваивают идеологию дореволюционной «черной сотни» и т.д. Еще один важный источник - Восток. Йога, буддизм, индуизм, кришнаизм, различные школы восточных единоборств с соответствующим доктринальным содержанием - все это, часто через посредство Запада, интегрируется в современную русскую культуру. Стремление «показать себя», внешняя презентативная сторона возрождаемых культурных форм стала важнее «внутренней» - те еретической. Резкое увеличение численности российских кришнаитов объясняется не глубиной и совершенством моральной доктрины, а привлекательностью театрализованных флаги и распевают гимны. Точно так же монархисты увеличивают число сторонников не столько благодаря своей политической теории, сколько по причине зрелищности торжественных молебнов и подчеркнуто аккуратного ношения дореволюционной офицерской формы. Вследствие этого первым и важнейшим этапом становления новых культурных форм оказывается их инсценирование. При этом первостепенное значение приобретают реквизит и костюмы. Люди ведут себя, как актеры на сцене, и живут не своей собственной жизнью, но одновременно продолжается и их собственная повседневная жизнь - они должны ходить на работу, растить детей и т.д. При этом они не прекращают играть роли, диктуемые традицией. Таким путем происходит стилизация их повседневности. Постепенно складываются дифференцированные жизненные и культурные стили. Инсценирование стилей с необходимостью предполагает несколько этапов. Первый - усвоение некоего доктринального ядра, например, у «русских» - это идеи великого предназначения России. Второй этап - выработка соответствующего морально-эмоционального настроя. Третий - усвоение поведенческого кода и символики одежды. Четвертый - выработка лингвистической компетенции. Пятый - приспособление к мизансценам, где происходит презентация избранного культурного или жизненного стиля. Все это логически необходимые этапы, однако, в реальной истории инсценирования их последовательность имеет, скорее, обратный характер. На первых этапах инсценирования новичок чувствует себя отчужденным от роли. По мере развития инсценировки он все более и более идентифицирует себя с ролью, которую исполняет. Логической границей этого процесса является канонизация жизни, тотализация образа жизни путем дальнейшего исключения неаутентичных элементов, формирование официального группового консенсуса и т.д. Вопросы для самоконтроля 1. Как понимать культуру как систему ценностей и норм? 2. Какова структура культуры? 3. Каковы функции культуры? 4. Охарактеризуйте культуру как средство передачи социального опыта человечества.
1. Предмет этносоциологии. Основные подходы к объяснению природы этносов. 2. Проблемы национальных отношений. Социокультурная природа межнациональной конфликтности. 3. Этносоциальные процессы и отношения в условиях демократизации общества. Этнос и государственность: исторический опыт СССР.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.01 с.) |