Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Труд - основа социальной жизни и саморазвития личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При рассмотрении вопроса следует исходить из того, что труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимо от общественных форм; условие существования людей; вечная естественная необходимость, без него не была бы возможна сама человеческая жизнь. Рассматривая социальную сущность труда, необходимо исходить из следующих положений: во-первых, труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой; во-вторых, человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, не только создает материальные и духовные блага, но и изменяет свою собственную природу. Развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Таким образом, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и поэтому труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений, изменяет положение различных групп работников их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характер труда» и «содержание труда». Характер труда отражает его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно-экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда через особенности производственных отношений и выражает степень их развитости. К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др. Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд, прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности. Содержание труда, индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием, соотношением исполнительных и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степень интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизации труда, наличием новизны в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда, социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда. В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на творческий и репродуктивный физический и умственный, простой и сложный, исполнительский и организаторский (управленческий), самоорганизованный и регламентированный. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. особенностью является повторяемость приемов достижения результатов. Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс. Умственный труд характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении. Включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы. Простой - это труд работника, не имеющего квалификации, т.е. неквалифицированный труд. Сложный - труд работника, имеющего квалификацию, т.е. квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника, где квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенней работы. Следует иметь в виду, что всякий процесс труда требует определенных умственных и физических усилий. Различие в содержании труда основано на выделении той функции, которая для результативности данного вида имеет решающее значение. Определяющим фактором изменения содержания труда, ликвидации его социально-экономических различий является научно-технический прогресс, который проявляется на производстве в результате его механизации и автоматизации. При этом изменяется структура трудовых действий, функции непосредственного воздействия на предмет труда переходят от рабочего к механизмам и машинам, увеличиваются затраты рабочего времени на управление и техническое обслуживание оборудования, повышается самостоятельность и ответственность трудовых действий работников, снижаются затраты мышечной энергии и увеличиваются затраты нервной и психической энергии, повышается доля сложного, квалифицированного труда, его привлекательность и содержательность. Под содержательностью труда принято понимать насыщенность его элементами творчества, умственной деятельности, разнообразием выполняемых функций, самостоятельностью и большей ответственностью за принимаемые решения. Следует подчеркнуть, что растущая интеллектуализация труда не всегда получает со стороны рабочих положительную оценку, т.к. внедрение новой техники, как правило, связано с усилением нервно-психического напряжения, повышением ответственности, строгой дисциплиной. Поэтому необходимо не простое обновление производства, а такое, которое давало бы наряду с наивысшим экономическим эффектом и социальный. Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным (безразличным, нейтральным). Сущность отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности и характеризует стремление или его отсутствие проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знания, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов труда, проявляется в поведении, мотивации и оценке труда. Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью, которая проявляется в социальной деятельности, в ее трех основных видах - трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой. Трудовая активность выражается в вовлечении работника в общественное производство, постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности. Ее уровень характеризуется достигнутыми результатами в выполнении установленных производственных заданий, повышении качества продукции, совмещении профессий и функций, переходе на многостаночное обслуживание, освоении вторых и смежных профессий и т.д. Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно-политической деятельности, в управлении делами производства. Познавательно-творческая активность проявляется в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.152 (0.008 с.) |