Культура как явление: социологический анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как явление: социологический анализ



В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который мог бы сравниться с «культурой» по частоте употребления и многозначности толкования. Ведь трудно назвать иное понятие, которое имело бы столько же различных смысловых оттенков. Часто говорят о культуре поведения, культуре быта, культуре чувств, культуре управления, культуре досуга и т.п. Говорят и о культурном человеке, культурной семье и т.д.

Культура - понятие многоплановое, сложное, неоднозначное. Оно сопровождает специалистов в области гуманитарных и социальных наук повсеместно: рассматриваем ли мы историю древних цивилизаций или современную молодежь, эстетические проблемы или политику, занимаемся ли мы археологией или этнографией и т.д. Многообразие научных подходов и породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает особый оттенок.

Не претендуя на характеристику всех возможных вариантов при объяснении феномена культуры, сосредоточимся на том, как ее развитие отражается в социологии. Попытаемся описать культуру через ее основные признаки.

Термин cultura - латинского происхождения (лат. cultura -возделывание, обрабатывание) первоначально означал в древнем Риме «возделывание почвы, облагораживание, культивирование земли». Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. И первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В XVIII веке для европейцев культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. В дальнейшем слово «культура» получила обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Очевидно, что смысл слова «возделанная человеком», «облагораживание» стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом «культура».

Латинско-русский словарь выделяет три основные значения слова cultura: 1) возделывание, обрабатывание, разведение, уход; 2) воспитание, образование, развитие; 3) поколение, почитание. Первый пункт, очевидно, соответствует экологической, защитительной творчески-созидательной (жизнетворческой) компоненте этого составного понятия, второй - образовательно-воспитательный, интеллектуальной его компоненте и, наконец, третий отражает культовое его содержание. Первое значение несет в себе представление о том, что культура всегда имеет дело только с живым (в собственно биологическом значении этого слова: будь то растение, животное или человек). Второе - предполагает деятельное развитие культурных начал. Третье - напоминает о первообразе культуры: архаически-мифологическом культе.

В соответствии с этими тремя значениями, можно выделить три стадии (степени, ступени) культурного сознания и воспитания, которые логически выстраиваются в обратном порядке. Механизм воспитания, предназначенный для подготовки человека к культурной деятельности, как и всякий, разумно устроенный механизм, должен, прежде всего, иметь систему, обеспечивающую безопасность движения. Такой системой в движущемся механизме является «тормозная» система. Ее роль как раз и выполняет культовая составляющая, интерпретируемая как поклонение и почитание. Образование, знание внекультовой составляющей способно стать опасной, разрушительной силой. Наконец, третья ступень предполагает деятельное участие преодолевших первые две в творчески-созидательном «возделывании, обрабатывании» жизни

Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Речь идет о физических объектах, созданных человеческими руками, о «культурных артефактах», т.е. «искусственных» порождениях человеческого ума, которое отсутствует в «естественной», «натуральной», «нерукотворной» природе: орудия труда, колесо, жилой дом, храм, паровая машина, плотина, гидростанция, книга, одежда, украшения, календарь. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Культура «по определению» есть то, что не натура. Она возникает в качестве надприродного способа жизнедеятельности антропоидов, как механизм трансформации их животного бытия в социальное состояние. Это господство над природой - внешней, окружающей человека и внутренней, составляющей его тело. Исходные, базисные элементы культуры были прямо направлены на обуздание зоологических побуждений и стихийных реакций членов первобытного стада. Тотемы, табу, заповеди, религии, нормы морали, предписания права - все это специфически культурные формы регулирования страстей, желаний и поведения индивидов в обществе.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни с тем, что отлично от животного, инстинктивного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Возникновение надприродного вида деятельности не исключает, однако, из культуры природных факторов и их содержание, качество далеко не безразличны для ее состояния. Влияние природных условий и телесных потребностей человека на развитие культуры фундаментально. Оно прослеживается от способов производства предметов труда до особенностей духовной жизни, ценностей и строя чувств индивидов. Культура - есть человеческая деятельность по преобразованию природы вплоть до ее превращения в «свое другое», в нечто искусственное, но почвой, материалом такого превращения является природа, естественное. Культура существует вопреки и благодаря природе. Сохранение обеих сторон данного противоречия - условие сохранения человеческого характера культуры, а может быть, ее как таковой вообще.

Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надинстинктивное в жизни людей? Сознание. Сознанием можно назвать воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиции других людей. Сознание это всегда рефлексия субъектом своей деятельности, самого себя. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Всё, что связано с "возделанным" в человеческой жизни, так или иначе порождено и "отягощено" сознанием. Особенностью человеческого сознания является тот факт, что его первичная чувственная ткань, т.е. совокупность ощущений, приобретает предметную оформленность и предстает самому субъекту как совокупность восприятий и представлений, относимых к определённым объектам внешнего мира. Ведем ли мы речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей - везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т.д.

Но культура - это не вообще сознание, не отдельные его элементы. Культура это способ ценностного освоения действительности.

Поведение людей в обществе, социальной общности или группе определяется, прежде всего, их ориентацией на определённые ценности. Социальные ценности это одобряемые и разделяемые обществом или социальной группой (т.е. более или менее общепризнанные) убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т.д.) человек, чаще всего встает перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения добра и зла, пользы и вреда, допустимого или запретного, умного и глупого и т.д. В системе человеческих действий ценностная ситуация - это любая ситуация, в которой имеет место избирательно направленное предпочтительное поведение. Это ситуация альтернативного выбора, т.е. ситуация, предполагающая наличие как минимум бинарной системы отношений. Другими словами активная практически осмысленная деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить (или хотя бы предположить) ценность для себя, для других тех объектов, которые ему необходимы. Оценка заключается не только в установлении соответствия (несоответствия) действительности каким либо моральным требованиям, но и в том, что источник оценки следует видеть вообще в проецировании на действительность в социальных и культурных потребностей, целей, интересов, желаний, свойственных определённым группам, классам, этническим общностям, обществам, и, стало быть, рассматривать ей в широкой социально-культурной обусловленности. Способ выявления ценностей и есть культура.

Как способ освоения действительности, культура - это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как целостность. Последняя проявляется в нескольких отношениях.

Когда мы говорим о культуре, мы, прежде всего, имеем в виду культуры, т.е. разнообразные варианты культур как варианты знаний, ценностей, предпочтений, норм поведения согласованные, сопряженные друг с другом. Внутреннее сопряжение культуры проявляется в виде устойчивой, логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки реальных явлений, ценностей - ментальности. Ментальность, менталитет (лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет - это записанный в материальных основах психики определенный поведенческий код, детерминирующий устойчивое социально-психологическое состояние субъекта (человека, народа), это та органическая целостность социально-психологических качеств и черт, присущих именно этому народу, этой общности и составляющих ее граждан, которая обусловливает именно такую, а не иную реакцию субъекта менталитета на изменение окружающих условий.

Культура как феномен сознания представляет собой целостность и в другом отношении. Культура - это не мертвый багаж невостребованных, нереализованных знаний, умений, четких убеждений. Она представляет собой своеобразный процесс, внутреннюю деятельность, в основе которой взаимодействие, взаимопереход и сопряженность знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов.

Культура неотделима от человека по способу своего бытия - человек является субъектом и самоцелью развития культуры. Во-первых, главная задача культуры состоит в том, чтобы формировать такое отношение человека к себе, которое соответствовало бы его отношениям с другими, его общественным отношениям. Во-вторых, источником культурного развития была и остается социальная активность.

Жизнедеятельность человека развертывается в трех основных формах человеческой активности: деятельности, поведении и общении. Они обеспечивают воспроизводство и развитие всех компонентов человеческого мира: искусственно созданной человеком предметом среды («второй природы»), сложной системы человеческих отношений, социальных институтов и духовной жизни общества.

Предпосылкой и условием этого воспроизводства и развития является существование надбиологических программ поведения, общения и деятельности, которые в своей совокупности образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Эти программы представлены образцами, предписаниями, знаниями, навыками, социальными целями и ценностями, идеалами и нормами деятельности и т.д. Они и составляют «тело» культуры, которая их хранит, транслирует, а также генерирует как результат человеческого творчества.

Передача от поколения к поколению исторически сложившихся и меняющихся программ поведения, общения и деятельности (накопленного социального опыта) возможна только благодаря их закреплению в знаковой форме, их функционированию как семиотических образований. Такими образованиями могут выступать любые фрагменты человеческого мира: сам человек, его действия и поступки, когда они становятся образцом подражания, предметы созданной человеком второй природы, естественный язык, различные виды искусственных языков и т.д.

Культура в данном случае трактуется нами как система кондифицированных (т.е. в той или иной форме запечатленных на носителях) образцов и норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функции в социуме. Иными словами, речь идет о вырабатываемых поколениями людей так называемых "KNOW HOW” (“знаю как, каким образом”), которые в значительной степени предопределяют социокультурный уровень - доминирующие в обществе ценности, мотивации и модели социального поведения.

Культура как способ ценностного освоения действительности воплощается в практической деятельности людей: в производственной и бытовой, художественной и политической, в научной и учебной и т.д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействует внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряжённые с ней проекты, выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется ещё одна характеристика культуры: культура - это элемент, который организует, определяет содержание, стиль и направленность практической деятельности людей.

Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в общественно-предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.

Естественно, ни один человек не может освоить всего богатства социального опыта, воплощённого в культуре прошлого и настоящего. На это способно лишь общество в целом. Личность осваивает какую-то часть всеобщих форм культуры. Но дело не только в этом. Личность осваивает их в неповторимой индивидуальной форме. В этом смысле культура личности - непросто определенный конгломерат освоенных и реализуемых ею культурных ценностей, а особый, неповторимый мир, особая система.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.029 с.)