Основные формы и система социальной стратификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы и система социальной стратификации.



Социальная мобильность

 

Конкретные формы социальной стратификации многочисленны. Однако всё их многообразие можно свести к трём основным: экономической, политической, профессиональной. Все они, как правило, тесно переплетены друг с другом. Люди, принадлежащие к высшему экономическому слою обычно относятся одновременно к высшим политическим и профессиональным слоям. И, наоборот, выдающиеся профессионалы и политики занимают экономически привилегированную нишу. Неимущие же, как правило, находятся на низших ступенях политической и профессиональной иерархии. Таково общее положение, хотя не исключено, что самые богатые могут не всегда находиться на вершине политической и профессиональной пирамиды, а бедняки занимать самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трёх основных форм социальной стратификации не абсолютна, а относительна. Ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом, а лишь частично, то есть до определённой степени.

Рассмотрим экономическую стратификацию. Говоря об экономическом статусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуаций. Первый относится к экономическому падению или подъёму группы; что наблюдается в обогащении или обеднении социальных групп в целом. Второй - к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы, что выражается в изменении экономического профиля группы, увеличении или уменьшении высоты, крутизны экономической пирамиды. Соответственно существуют два типа флуктуаций экономического статуса общества:

1) Флуктуация экономического статуса группы как единого целого:

а) возрастание экономического благосостояния.

б) уменьшение последнего.

2) Флуктуация высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:

а) возникновение экономической пирамиды;

б) уплотнение экономической пирамиды.

Изучение флуктуаций первого типа (экономического статуса) позволяет сделать следующие выводы:

1) Благосостояние и доход различных обществ существенно меняется от одной страны к другой, от одной группы к другой.

2) Средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе не постоянный, а меняется во времени.

3) В истории семьи, наций или любой другой группы не существует

устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию.

Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. В течение длительных периодов они могут действовать в обратном направлении. История не даёт достаточного основания утверждать ни тенденцию в направлении к раю процветания, ни к аду нищеты. История показывает только бесцельные флуктуации.

Обратимся теперь к обсуждению флуктуации высоты и профиля экономической стратификации. Основные вопросы, которые следует обсудить, следующие: во-первых, являются ли высота и профиль экономической пирамиды общества постоянными величинами, или они изменяются от группы к группе и внутри одной и той же группы с течением времени? Во-вторых, если они изменяются, то, наличествует ли в этом изменении какая-нибудь регулярность и периодичность? В-третьих, существует ли постоянное направление этих изменений, и если оно есть, то каково оно?

Среди многих ответов на эти вопросы наиболее важными, вероятно, являются гипотезы В. Парето и К. Маркса. Суть гипотезы В. Парето заключается в утверждении, что профиль экономической стратификации или частность распределения дохода в любом обществе или, по крайней мере, во многих обществах представляет собой нечто постоянное и единообразное и может быть выражено логико-математической формулой. Форма кривой частности распределения дохода на двойной логарифмической шкале одна и та же для всех стран и во все времена.

Однако многие компетентные критики: показали, что приведенные Парето цифры раскрывают значительные отклонения от его кривой, что Парето для доказательства действительности своего закона сделал логические изменения в используемых терминах и что частность распределения дохода в различные времена фактически обнаруживает значительные отклонения от его закона. Иными словами, как признаёт сам Парето, при радикальных изменениях социальных условий, например, при вытеснении частной собственности коллективной и других метаморфозах, форма кривой трансформируется. Отсюда следует, что высота и профиль экономической стратификации изменяются от страны к стране и с течением времени. Экономическая стратификация может вытянуться или сократиться, стать менее или более крутой.

Если флуктуации происходят, то, могут ли они совершаться бесконечно, а экономический конус может стать чрезмерно крутым или, наоборот, совершенно плоским? Исследуя эти проблемы, мы неизбежно приходим к гипотезе Карла Маркса и ко многим современным социалистическим и коммунистическим теориям социально-экономического равенства.

Суть гипотезы Карла Маркса заключается в утверждении, что в европейских странах происходит процесс углубляющейся экономической дифференциации. Средних экономических слоев становится всё меньше, и они постоянно беднеют. Экономическое положение пролетариата ухудшается, а одновременно богатство концентрируется всё у меньшего числа людей. Узкий слой средних классов, обедневший пролетариат у основания и маленькая группа магнатов капитала на вершине пирамиды - таков профиль экономической стратификации, соответствующий марксистской теории общества. Богатые становятся ещё богаче, а бедные становятся ещё более нуждающимися. Как только устанавливается такое положение, добавляет Маркс, то достаточно национализировать богатство меньшинства - и социализм был бы установлен. Такова суть теории катастрофического наступления социализма.

Марксизм утверждает, что изменение высоты и профиля экономической стратификации может быть практически безграничным и поэтому совершенно нарушает не только кривую Парето, но и любую другою форму экономической стратификации. В то же самое время Маркс считал, что вышеупомянутая тенденция лишь временная и ее должна вытеснить противоположная, направленная на уничтожение самой экономической стратификации, путём экспроприации экспроприатов и претворения в жизнь принципов социализма. Это значит, что Маркс допускал не только возможность, но даже необходимость неограниченного изменения экономической формы социальной организации от чрезвычайно рельефного профиля до абсолютно "плоской" формы общества экономического эгалитаризма.

Развитие европейских стран и США свидетельствует, что со второй половины XIX века до начала мировой войны экономические условия жизни рабочего класса улучшались, а не становились хуже, как предсказывал Маркс. С другой стороны, количество бедных не увеличилось, а уменьшилось. Не произошло обнищания и исчезновения средних экономических классов и концентрации богатства в руках немногих. Относительно гипотезу выравнивания экономической дифференциации факты свидетельствуют, что эволюция экономической стратификации происходила отнюдь не в направлении ее сокращения.

Таким образом, делает вывод П. Сорокин, если ни гипотеза постоянного профиля экономической стратификации (В. Парето), ни гипотеза её постоянного увеличения (К. Маркс) или уменьшения не верны, то остается только одно возможное заключение: очевидна лишь теория ненаправленного колебания и циклов, независимых от периодичности или случайности самих, колебаний. Колебания экономической, а также политической и профессиональной стратификации показывают отсутствие какой-либо постоянной тенденции в этой области. Главное, что необходимо отметить: в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние - стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.

Выяснив вопрос о формах социальной стратификации, необходимо затем перейти к характеристике системы социальной стратификации, потому что существующее взаимодействие между ее формами проявляется в той или иной общественной системе.

Следует отметить, что общество не состоит из однообразной серой массы, члены которой одинаково связаны друг с другом, а распадается на множество коллективов или групп. Другими словами, делится на ряд слоев. Каждый человек принадлежит не к одному обществу, а к множеству обществ, что определенным образом влияет на его поведение. Из множества групп, на которые распадается население любого общества, важнейшими простыми расслоениями последнего будет деление: а) по семейной принадлежности, б) по государственной, в) по расовой, г) по языковой, д) по профессиональной, е) по имущественной, ж) по религиозной, з) по объемно-правовой, и) по партийной. Отдельно необходимо выделить группы выдающихся людей. Последние и по числу и по характеру простых групп, из слияния которых они составляются, чрезвычайно разнообразны. Среди них следует различать сложные группы: типичные и нетипичные для данного населения. Из типичных в наше время важны класс и национальность. Далее, следует различать сложные группы: внутренне-антагонистические и внутренне-солидарные. Тот или иной характер группы оказывает определенное влияние на поведение её членов и прочность самой группы.

Согласно мнению английского, социолога Энтони Гидденса, основой системы стратификации являются: рабство, каста, сословие и класс[5].

Рабство - наиболее очевидная форма неравенства, при которой один индивид является собственностью другого. Рабы использовались на различных тяжелых работах, которые, как правило, требовали неимоверных физических усилий. Многие рабы жили в неимоверно тяжелых условиях, рабство сопровождалось постоянным сопротивлением и восстаниями рабов. Система эксплуатации труда классов была нестабильной, так как высокая производительность труда могла поддерживаться за счёт жестокого насилия. Эта система развалилась, с одной стороны, в результате борьбы рабов за свои права, а, с другой, из-за того, что у них не было экономической заинтересованности в результатах своего труда и рабство, поэтому, оказалось весьма неэффективной формой трудовой деятельности, рабство как формальный социальный институт начало исчезать с того момента, когда более века назад получили свободу рабы Северной и Южной Америки.

Каста - обычно ассоциируется с индийской культурой. Она является сложной группой, жены которой объединены связями: семейно-родственной (члены одной касты связаны узами крови и родства), профессиональной (члены одной касты принадлежат к одной и той же профессии, религиозной (все они одной религии), объёмно-правовой (члены высших каст привилегированны, низших - бесправны), имущественной (иногда), расовой и языковой. Как видим - каста чрезвычайно сложное тело: обручей, связывающих в одно целое членов касты, не один и не два, а, по крайней мере, пять. Значит, кастовая группа сколочена крепко. Обратной стороной этого явления служит глубина расслоения между различными кастами. Раз по одной и той же черте проходят пять линий расслоения, пять трещин, слившихся в одну, понятно, что эта трещина глубока и резко отделяет одну касту от другой. В итоге, карта расслоения населения Индии, кроме линий простого расслоения, имеет ещё глубокие линии расслоения по кастам как сложным группам определенного состава. Такая опорная группа типична для населения Индии, но не типична, например, для современного населения Европы.

Сословия являлись частью социальной структуры феодального общества. Каждое сословие имело свои права и обязанности, которые гарантировались законом. В Европе высшим сословием были аристократы и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, которое стояло на следующей ступени иерархии, но, вместе с тем, обладало весьма значительными привилегиями. Третьим сословием были простолюдины, к которым относились слуги, свободные крестьяне, торговцы, живописцы и т.д.

Класс - это спорная социальная группа. Приведем несколько его определений. Одно из них гласит, что класс можно определить как солидарную совокупность лиц, связанных между собою связями трех группировок: профессиональной, имущественной и объемно-правовой.

Члены одного и того же класса принадлежат к одной или к близким профессиям; имеют одинаковое или сходное имущественное положение и обладают одинаковым объемом прав. Так, класс пролетариев составляется из фабрично-заводских рабочих, живущих продажей своего труда; по имущественному положению относятся к группе бедных; по объему прав - к группе обделенных, неполноправных лиц. Класс крестьян составляется из лиц, по профессии живущих обработкой земли, по имущественному положению относительно бедных, по объему прав отделенных. Класс землевладельцев образуется из лиц, живущих земельной рентой, т.е. доходом с земли, обрабатываемой не лично ими, а наёмным трудом; по имущественному положению они принадлежат к группе богатых; по объему прав - к привилегированным. Класс капиталистов - это совокупность лиц, по правам привилегированных, по имуществу - богатых, по профессии - представителей промышленного, торгового или финансового капитала, живущих доходом с последнего[6].

Другое определение утверждает, что классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают[7]. Как видим, здесь выделены четыре классовых признака: 1) место в системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) доля общественного богатства, которым классы располагают.

И, наконец, классы определяют как большие по размерам группы людей, которые отличаются общественно-экономическими ресурсами, значительно влияющими на стиль их жизни[8].

Как видим, классы отличаются от рабства, каст и сословий по следующим основаниям:

1) В основе классового деления лежит труд, а не религиозные убеждения или приверженность к тем или иным обычаям, традициям или нравам.

2) Принадлежность человека к тому или иному классу достигается им самим в результате его деятельности, получения образования и т.д., а не дается от рождения.

3) Основным признаком для отнесения индивида к тому или иному классу является экономическое положение, в то время как при рабстве, в условиях существования кастовой системы и сословности он не может быть главным.

4) Классовая структура общества характеризуется личной независимостью индивидов друг от друга. В то время как в других типах социальной структуры неравенство выражает, главным образом, личную зависимость одного индивида от другого, например, зависимость крестьянина от помещика, раба - от рабовладельца, низшей касты - от высшей.

В современном западном обществе можно выделить четыре класса:

1) высший класс - в нем находятся люди, владеющие собственностью или осуществляющие ее непосредственный контроль (крупные промышленники, финансовые магнаты, управляющие крупными компаниями и фирмами). Они обладают значительной частью собственности и занимают высшие эшелоны власти: контролируют промышленность, финансы, часть из них занимает ведущее положение в сфере политики, образования и культуры;

2) средний класс - преимущественно состоит из следующих («белые воротнички») и профессионалов, неоднороден по своему составу и составу из нескольких слоев:

а) «старого» слоя среднего класса, включающего мелких бизнесменов, владельцев магазинов, фермеров и т.д.;

б) «высшего» слоя среднего класса, представленного профессионалами и управленцами, сюда относятся также преподаватели высшей школы, врачи, менеджеры и т.д.;

в) «низшего» слоя среднего класса, являющего собой довольно пеструю картину и включающего служащих, торговцев, учителей начальных и средних школ, младший медицинский персонал и т.д.

3) рабочий класс – «синие воротнички», люди, преимущественно занятые промышленным физическим трудом. Состоит из различных слоев:

а) «высшего» слоя: квалифицированных рабочих, которые со временем становятся рабочими аристократами;

б) «низшего» слоя: неквалифицированных рабочих, имеющих низкий уровень образования и квалификации.

4) крестьяне - люди, преимущественно занятые сельскохозяйственным трудом.

Следует обратить внимание на понятие социальной мобильности. Оно характеризует перемещение индивида или групп людей между различными социально-экономическими положениями в обществе. Социальная мобильность бывает вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность означает движение индивида вверх и вниз по социально-экономической «лестнице». Горизонтальная мобильность относится к географическим передвижениям индивида из города в город, или из села в город. Бывает, что вертикальная и горизонтальная социальная мобильность совпадают. Например, индивид работал в компании в одном городе, затем переехав в другой город и оставшись в той же компании, но получив повышение по службе, может занять более высокое социальное положение в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.023 с.)