Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как система ценностей, норм. Структура иСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции культуры
Культура - одно из самых сложных слов, используемых в практическом и научном обиходе, потому что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, и применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. Во всех случаях раннего употребления термина «культура», она означала процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно животных и растений. Дальнейшая эволюция связана с перенесением представлений о культивировании, возделывании с естественных процессов на человеческое развитие. В конце XVIII века, прежде всего в трудах Гердера было сделано нововведение, едва ли не решающее в истории изучения культуры: речь шла не о культуре, а о культурах (во множественном числе). В современных языках можно выделить (если исключить сельскохозяйственную и естественнонаучную терминологию, например, культура кукурузы, культура микробов) четыре основных смысла слова культура: - абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; - обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; - абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; - абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д. Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу. Существует ряд дисциплин, сосредоточивающихся на описании и анализе культуры и культур - этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурология, философия культуры и социология культуры. В каждой из этих дисциплин предметы, методы, специфические объекты исследования, теоретические стратегии существенно разнятся не только от страны к стране, от школы к школе, но даже от исследователя к исследователю. На начальной стадии развития этих дисциплин они прихотливо переплетались друг с другом и многие классические работы можно отнести одновременно к нескольким культуроведческим дисциплинам. Останавливаясь на дисциплине социологии культуры, можно привести следующее определение - это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретно-историческим ситуациям. Таким образом, рассмотреть жизнь общества с точки зрения культуры означает выявить, какие системы ценностей складываются в процессе взаимодействия между людьми и их группами, как они проявляются в их поведении, в каких формах закрепляются. Различные направления немарксистской социологии в качестве существенного критерия социальной дифференциации рассматривают ориентацию людей на те или иные культурные ценности. Вот почему люди сходного социального происхождения и положения могут оказаться в разных социальных группах со всеми вытекающими последствиями. Каждая социальная группа стремится упорядочить разделяемые ею культурные ценности. Базовыми элементами культуры, вырабатываемыми и поддерживаемыми обществом, являются разнообразные системы верования, знаний, идеологий. Каждый из них имеет внутреннюю структуру, особенности формирования и функционирования. Например, американский антрополог Ф. Бок пишет, что «культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком. Другими словами, культурный шок - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания». По мнению Бока, существует пять способов разрешения этого конфликта: Геттоизоляция (от гетто) - реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но оказывается, вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду-окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Примеры - крупные города с более или менее изолированными и замкнутыми районами, населенные представителями других культур. Второй способ - ассимиляция, когда индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается, причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, членом которой он намерен стать. Разумеется, для детей эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы. Третий способ - промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для него нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике, к сожалению, чрезвычайно редко встречается. Четвертый способ - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, т.е. в какой-то одной из сфер жизни, например, на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге» в религиозной сфера - нормами своей традиционной культуры. Такая практика наиболее распространена. И, наконец, пятый способ - колонизация, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения. Здесь термин колонизация не имеет политического звучания и не носит оценочного характера, а является описанием определенного типа взаимодействия культурных и ценностных систем. Пример - нынешняя Россия, когда от секса до бизнеса, от кулинарной практики до государственной организации - налицо активное внедрение и усвоение западных по происхождению ценностей, норм, поведенческих и организационных моделей. Следует подчеркнуть, что поскольку человек в отличие от прочих живых существ, лишен специфических видовых реакций и его выживание не гарантировано самой природой, то оно становится для него практической задачей. Человек вынужден анализировать свою среду, выделять те ее элементы, которые необходимы для удовлетворения его потребностей. Для того чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствующие способности, человек производит культуру, которая носит инструментальный характер приспособления к природе и покорению природы. При помощи культуры человек овладевает своей средой, подчиняет ее себе, заставляет ее служить себе, приспосабливает к удовлетворению своих потребностей. Немецкий социолог Фердинанд Теннис в конце XIX столетия сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от общины к обществу и выделил два типа социальных отношений: общинные и общественные. Отношения первого типа коренятся в эмоциях, привязанностях, душевной склонности и сохраняют собственную самотождественность как сознательно - в силу следования традиции, так и бессознательно - в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка. Эти отношения, характерны для таких общностей, как семья, соседство, род, этнос или нация. Здесь главное - органичность, конкретность отношений, их укорененность в традиции. В основе отношений второго типа или общественных отношений лежит рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Отношения имеют вещную природу, рациональную структуру. Их субъектами могут быть не только индивидуумы, но и разного рода группы, коллективы, сообщества и государства. Социология, начиная с Огюста Конта, сосредоточивалась, прежде всего, на анализе культурных закономерностей функционирования и развития общества. Основным содержанием процесса развития общества является, по Конту, «прогресс духа». По существу, это прогресс форм человеческого познания мира, или, как говорил Конт, прогресс человеческого разума. Таких форм три - теологическая, метафизическая и научная. Изменяясь, сами по себе, они заставляют изменяться все прочие стороны общественной жизни. Каждому этапу развития разума соответствует определенная форма хозяйства, политики, общественной организации. Теологическую стадию (до 1300 г.) раннего средневековья. Конт делил на три периода: фетишизм, когда люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов; политеизм - когда жизнью наделялись «фиктивные существа», например, греческие и римские боги, вмешательством которых объяснялось все происходящее; монотеизм - это христианская эпоха. Метафизическая стадия (1300 - 1800 гг.) - стадия критической и скептической философии, для которой характерно разрушение старых верований и вообще старых порядков. Распространение наук, рост их общественного значения, повсеместное развитие ремесел и промышленности - свидетельстве наступления научной или позитивной стадии развития духа. Интересны исследования М. Вебера. Изучая статистические данные относительно профессионального состава населения в Бадене, где традиционно сильно влияние католицизма, он обратил внимание на непропорционально большую численность протестантов среди владельцев капитала, предпринимателей, менеджеров и квалифицированных рабочих. Вебер выдвинул гипотезу о наличии связи между воспитанными духовными качествами, а именно: религиозной атмосферой дома и в общине, и направлением развития, выбором профессии и дальнейшим профессиональным становлением. Главной догматической чертой протестантистского учения является идея предопределенности человеческого существования. Суть ее в том, что человек брошен в мир Богом, поставлен Богом именно на это, свойственное человеку место в жизни и жить этой жизнью для него означает прославлять Бога. В этом прославлении Бога и одновременно ведении своей жизни и состоит единственная цель человеческого существования. Это учение существенно отличается от традиционного католицизма, в котором, как и в ряде других религий, человеческая жизнь как бы делится надвое: подлинная жизнь и не подлинная. Подлинная - это религиозная жизнь, которая совершается при посредстве церкви и предназначена для подготовки души к вечной жизни, а неподлинная - это временная, мирская жизнь. Спасение даруется тем, кто усерден в церковной жизни - изнуряет себя постом и молитвой, жертвует на храм и т.д., т.е. славит Бога так, как это предписано церковью, мирская же жизнь второстепенна. В кальвинизме же все иначе: жизнь мирская и жизнь священная едины, причем именно мирская жизнь священна, сам мир - церковь, мирская жизнь служение Богу, а путь к спасению души - есть усердие в мирской жизни согласно ее нормам и требованиям. Это привело к двум следствиям. Первое - практическое: церковь, молитва, священники, многообразные сложные ритуалы и т.д. излишни. Все это усложняет жизнь и ни на йоту не приближает человека к спасению души. Поэтому долой церковь как организацию. Второе следствие - идеологическое, происходит процесс расколдовывания мира, освобождения его от магии, суеверий, например, от магии молитвы, претендующей на способность преобразовать мир путем произнесения соответствующих формул. Мир становится проще, прямее, рациональнее. Поиск спасения не есть какая-то особого рода деятельность, выходящая за пределы повседневного труда и повседневных интересов, и поэтому не нужны особые здания, организация, т.е. храмы, сложные ритуалы и т.д. Человек спасает душу, так сказать, на своем рабочем месте, выполняя свою работу, следует божественным заповедям, именно невозможность отдыха, высокая интенсивность исполнения трудового долга за счет отказа от обыкновенных земных радостей - характерная черта протестантской морали, которую Вебер называл мирским аскетизмом. Протестантское вероучение плюс сектарианская организация конфессии оказались в своем роде уникальными и сыграли огромную роль в формировании культурных предпосылок капиталистического развития. Сначала новая этика, новое отношение к труду реализовались исключительно в религиозном воспитании в духе аскетизма. Затем понемногу религиозный энтузиазм слабел, и интенсивное переживание поиска царства Божьего постепенно преобразовывалось в трезвое и спокойное следование профессиональным добродетелям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.011 с.) |