Теория и практика социализации личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика социализации личности



Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определённого представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако, оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Процесс включения индивида в общество, его структурные подразделения (социальные группы и общности, социальные институты и организации), овладения им накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально значимых черт личности называется социализацией. Социализация - это двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, в котором обе стороны являются активными. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Социализацией обеспечивается, с одной стороны, самовозобновляемость общественных отношений, сохранение их целостности, а с другой - комфортность жизнедеятельности индивидов и возможность самореализации личности в социальных связях.

Социализация является чрезвычайно важным процессом как для общества в целом, так и для отдельных людей в частности. В ходе его человек не только приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, но и происходит становление всего социального опыта именуемого миром человека.

Социальное качественно преобразует общие начала жизни человека. Они социализируются.

1. Социализируется система потребностей человека, формируется качественно более богатая, в которой витальные потребности дополняются системой потребностей, обеспечивающих их развитие и существование личности в социуме.

2. Формируется новый тип усилий по удовлетворению потребностей - целенаправленная деятельность как система творчески-активных преобразующих усилий. Деятельность осуществляется во имя цели, которая представляет собой осознанную потребность.

3. Возникает новый тип скоординированных усилий индивидов - социальное общество. Данный тип сообщества характеризуется осмысленной координацией, регламентацией поведения. Каждый член сообщества, осуществляя свои действия, учитывает, в том числе реакцию других, сознательно ориентируясь на принятые в сообществе ценности, нормы, принципы, законы.

Социализация личности - это процесс, в котором соединяется социальность индивида и социальность общества, это единство, в котором выражается противоречие «индивид – общество». Поскольку личность является не просто клеточкой в социальном организме, а активно действующей, созидающей этот социальный организм и самому себя, то процесс её социализации должен рассматриваться как разрешение противоречия системы «индивид - социальная среда», характеризуемого единством социальных сущностных свойств человека.

Рассматривая сущность активности индивида по отношению к социальной среде, отметим лишь два момента.

Во-первых, внешние условия определяют результат деятельности неоднозначно, а лишь преломляясь через внутренние условия, поэтому процесс усвоения может быть различным: иными словами, индивид избирательно относится к воздействующей на него среде. Во-вторых, активность человека понимается как обратное воздействие его на социальную среду с целью её преобразования, т.е. как предметно практическая деятельность человека.

Социализация личности - это процесс взаимодействия индивида и общества на основе предметно-преобразующей трудовой деятельности индивида, результатом которого является конкретно-историческая форма его социальности. Для общества – успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни.

Процесс социализации всегда выступает как единство и объективного и субъективного. К объективной стороне социализации можно отнести два момента: 1) характер, особенности, направление социализации, обусловленные содержанием интериоризируемого индивидами социального опыта: 2) систему средств направленного воздействия на личность, которой располагает любое общество и в отношении которых индивид выступает в качестве объекта социализации. К субъективной стороне социализации можно отнести форму отражения, познания, осмысления, обобщения индивидом условий и факторов своей жизни.

Социализация является источником и причиной построения всей совокупности общественных отношений. Определяющая роль социальной среды выражается, прежде всего, в том, что личность начинает свое социальное развитие с объективно данных условий и включается в систему объективно данных общественных отношений, из рамок которых она не может выйти. Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведён. Основной закон социализации заключается в том, что личность как относительно самостоятельный элемент общества в той или иной степени воспроизводит в своей социальной природе качества и свойства данной социальной системы.

Чтобы представить сам процесс социализации личности, начнем с исходного пункта. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой - система социальных связей, институтов, культура социума, его ценности, нормы поведения и т.д.

Очевидно, что характер социализации не может не зависеть от телесной и психической организации человека, его темперамента, потребностей, задатков и способностей. Но, ни одним социальным свойством врожденно человек не обладает. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Агенты социализации - это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

1) Агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодёжных группировок.

2) Агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, полиции, армии, государства, партий, церкви, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Первичная социализация касается непосредственно окружения человека, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной на более поздних.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества они воплотятся, зависит от того, с какой средой будет взаимодействовать данный организм. Социальное качество синтезирует достигнутый в данный момент уровень совершенства и зрелости, человеческих сущностных сил и деятельности.

Основными факторами социализации личности выступают элементы социальной среды, с которыми взаимодействует человек.

Во-первых, совокупность ролей и статусов, которые общество предлагает человеку.

Во-вторых, совокупность социальных институтов, общественных организаций. Социальных общностей, в пределах которых индивид реализует определённые социальные роли и приобретает желаемые социальные статусы.

В-третьих, совокупность ценностей, социальных норм, знаний, навыков, умения, качеств, которыми человек овладевает, чтобы в соответствии с потребностями общества исполнять соответствующие роли и поддержать приобретенный статус.

В-четвёртых, социальная среда охватывает совокупность социальных институтов и социальных технологий по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей, норм.

В-пятых, на формирование ценностных установок и поведение индивида в обществе оказывают значительное влияние конкретные события.

Вне социальной среды человеческий организм в человека не превращается.

Другими словами, включаясь в систему социальных связей, личность получает жизненный опыт, предметное представление о том, что одобряется, а что отвергается в данном обществе, в данной среде, как следует выполнять свои функции, обязательства и т.д. Она взвешивает, оценивает, принимает решения для себя, делает жизненные выводы. Социализация индивида происходит одновременно в двух разрезах: во-первых, индивид присваивает то, что достигнуто прочими поколениями; во-вторых, благодаря этому присвоению (усвоению форм деятельности), он включается в совокупную общественную деятельность по изменению существующих обстоятельств. В реальном процессе социализации органически переплетаются преднамеренные, целенаправленные формы. Первые тесно связаны со вторыми, дополняют и усугубляют их воздействие.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие социализации личности.

2. Что такое социальная роль?

3. Каковы взгляды американских социологов на процесс социализации личности? (Ч. Кули, Дж. Мед)

 

7 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Понятие социализации личности.

2. Процесс становления личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.009 с.)