ТОП 10:

Сущность понятия социализации



 

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Может происходить и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, и в условиях воспитания -целенаправленного формирования личности.

Явление социализации многоаспектно. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институциализированных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности - в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подраста­ющего человека к жизни, т.е. в социализации появился относительно автономный процесс воспитания. На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общест-венное; в процессе вос­питания выделяются сначала обучение как систематическая передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения; воспитание распространяется от элитных страт к низшим и охватывает всё большее количе­ство возрастных групп (от детей до взрослых); воспитание становится особой функцией общества и государства, превра­щается в социальный институт.

От стихийной и направляемой социализации воспитание отличается тем, что в его основе лежит социальное действие (направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнёров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие).

Социализация - процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимо-действует с социумом.

Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи плано-мерным, осуществляется в определённых организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Впервые упоминание о социализации встречается в XVII в. как переход земли из частной собственности в общественное достояние. К середине XX в. социализация (от лат. socialis - общественный) превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования. Сегодня проблема социализации или ее отдельные аспекты изучается психологией, социальной психологией, педагогикой, социологией, историей и другими науками.

Автором термина «социализация», применительно к человеку, является американский социолог Гиддингс, он понимал социализацию как развитие социальной природы или характера индивида.

Данный термин был впервые им использован в 1887 году в книге «Теория социализации» [20].

В отечественной педагогике термин «социализация» ввел П. Ф. Каптерев. В своем труде «История русской педагогики» (1915г.) он писал о том, что общества по дошкольному воспитанию способствуют социализации детей, оказывая помощь семье. То есть термин «социализация» использовался автором в смысле «общественное воспитание» [20].

В последующих работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского «социализация» стала ассоциироваться с понятием как «воспитание в широком смысле слова» [20].

Есть разные понятия «социализация». Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основателями такого подхода считают американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида [22].

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Социальная педагогика рассматривает социализацию как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация, по А. В. Мудрику, включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [17].

Отметим, что социализация - это развитие человека на протяжении всей

его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах (А. В. Мудрик). В данном определении автор подчеркивает виды социализации и самостоятельную роль индивида в этом процессе [17].

Социализация - это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта (Л. В. Мардахаев). Ученый обращает внимание на усвоение и обогащение социального опыта в процессе социализации [20].

Можно предложить еще одно определение, где указывается собственно социально-педагогический аспект социализации, ее направленность, в том числе на раскрытие индивидуальных возможностей, а также указывается сфера самореализации человека - окружающая среда.

Социализация - это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде.

Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода из нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Во втором - она осуществляется как преднамеренный и специально организованный относительно регулируемый процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появления человека на свет и формирования его сознания, а завершается с его смертью. В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность составляющих.

Составляющие социализации (по А. В. Мудрику):

- стихийная социализация (социализация осуществляется во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями);

- относительно направляемая социализация (когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организацион-ные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.);

- относительно социально контролируемая социализация (социальное воспитание) - планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

- более или менее сознательное изменение человека в соответствии с объективными условиями жизни или вопреки им [20].

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человек) для естественного социального развития как личности. Как проявление это социальная реакций человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать от своих сверстников или опережать их. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

А. В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социали-зацию человека. К ним относятся: макрофакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы - институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура [20].

Процесс социализации объективен и потому преимущественно стихиен, он воздействует на человека на генетическом, бессознательном, сознательном уровнях, и потому индивид его не замечает. По этой причине его влияние на формирование молодого человека исключительно велико.

Существенное значение для социализации имеет воспитание.

Рассматривая различные трактования понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальную направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных ролей.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения) и осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально соз­данных воспитательных организациях в процессе планомерного создания ус­ловий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Итак, социальное воспитание - это процесс закономерного преобра-зования личности в результате ее социализации. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые пре­пятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Всю совокупность условий, в которых протекает социализация человека на протяжении его жизни, можно объ­единить в четыре группы факторов: мегафакторы - космос, планета, мир; макрофакгоры - страна, этнос, общество, государство; мезосракторы - условия социализации больших групп, выделяе-мых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум, воспитательные, а также различные общественные, частные и религиозные организации). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов социализации, т.е. лиц из ближайшего социального окружения.

Таким образом, все эти 2 понятия - «социализация» и «социальное воспитание» переплетаются друг с другом, воздействуют на личность индивида с целью – полной реализации себя в обществе. Социальное воспитание можно рассматривать как компонент социализации, который предполагает целенаправ-ленные действия по созданию условий для развития человека.

Именно в процессе социализации происходит социальное развитие, также можно сказать и о том что, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.189.171 (0.006 с.)