Процесс социализации как явление. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс социализации как явление.



План

Введение. ___________________________________________________стр. 2

Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации личности
подростка.___________________________________________________стр. 4

1.1. Процесс социализации как явление._________________________стр. 4

1.2. Особенности развития подростков 11- 17 лет (психофизиологические, психосоциальные, познавательные). ___________________________стр. 6

1.3. Ценностные ориентации современных подростков___________стр. 12

1.4. Причины нарушения поведения в подростковом возрасте ___стр. 16

Выводы по главе 1. __________________________________________стр.18
Глава 2. Социализация личности подростков __________________стр. 19

2.1. Принципы разработки программы_________________________стр.19

2.2. Формы и методы социальной работы с подростками__________стр.21

2.3. Условия работы с подростками ____________________________стр.22

Выводы по второй главе 2. ___________________________________стр.23

Глава 3. Программа социализации подростков 11- 17 лет________стр. 24

Выводы по программе. _______________________________________стр. 29

Заключение. ________________________________________________стр. 30

Библиография ______________________________________________стр. 32

 

Введение:

Изучение проблемы социализации пестрит самыми разнообразными подходами. Г.Салливзн, например, доказывает врожденную асоциальность человека, считая при этом процесс социализации внешним, насильственным, а Дж.Г.Мид связывает социализацию с личными достижениями и присвоением социальных ценностей. Т.Парсонс рассматривает общество как некий смягчающий адаптант индивида к социальной среде и заостряет внимание на том, что именно общество является носителем социального опыта прошлых и нынешних поколений, без освоения которого существование отдельного индивида немыслимо. По Б.Скиннеру и О.Бриму социальный механизм сводится к простейшим его проявлениям в детском возрасте, а Шомбар де Лов говорит о комплексе взаимоотношений между человеком и обществом на каждой из многих стадий социального созревания. Г.С.Батищев рассматривает социализацию как закономерность антропогенеза, а Г.Е.Глезерман отрицает научную значимость самого понятия "социализация".

Рассмотрение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.»[1] Употребление терминов «психологический», «социально-психологиче-ский» кажется вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. В таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества. Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 -1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники. В России изучением процесса социализации молодёжи занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Серьезный вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова).Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.Актуальность темы: Каждый родившийся человекнеизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е.становления личности, постепенного усвоения ею требований общества,приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем - проблема “отцов и детей”. Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с родительскими. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку могут быть оправданы, то сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. То, как подросток социализируется в обществе в свои 11-17 лет,непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна. Объект: подросток 11 – 17 лет. Предмет: социализация подростков 11 – 17 лет. Целькурсовой работы – найти оптимальные методы и способы влияния на гармоничное развитие личности подростка, на процесс его социализации. Задачи, решаемые в рамках курсовой работы: 1 – рассмотреть все особенности подросткового возраста; 2- выявить потенциал для личностного роста подростка; 3- выявить ценностные ориентации подростков; 4- собрать максимум информации о подростках для написания программы их социализации.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации личности
подростка.

Особенности развития подростков 11- 17 лет, (психофизиологические, психосоциальные, познавательные).

Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечествен-ной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. В данной работе я рассматриваю возраст 11 – 17 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который харак-теризуется следующими отличиями:

Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;

Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;

Появляются физиологические и психологические новообразования,обеспечивающие процесс взросления.

План

Введение. ___________________________________________________стр. 2

Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации личности
подростка.___________________________________________________стр. 4

1.1. Процесс социализации как явление._________________________стр. 4

1.2. Особенности развития подростков 11- 17 лет (психофизиологические, психосоциальные, познавательные). ___________________________стр. 6

1.3. Ценностные ориентации современных подростков___________стр. 12

1.4. Причины нарушения поведения в подростковом возрасте ___стр. 16

Выводы по главе 1. __________________________________________стр.18
Глава 2. Социализация личности подростков __________________стр. 19

2.1. Принципы разработки программы_________________________стр.19

2.2. Формы и методы социальной работы с подростками__________стр.21

2.3. Условия работы с подростками ____________________________стр.22

Выводы по второй главе 2. ___________________________________стр.23

Глава 3. Программа социализации подростков 11- 17 лет________стр. 24

Выводы по программе. _______________________________________стр. 29

Заключение. ________________________________________________стр. 30

Библиография ______________________________________________стр. 32

 

Введение:

Изучение проблемы социализации пестрит самыми разнообразными подходами. Г.Салливзн, например, доказывает врожденную асоциальность человека, считая при этом процесс социализации внешним, насильственным, а Дж.Г.Мид связывает социализацию с личными достижениями и присвоением социальных ценностей. Т.Парсонс рассматривает общество как некий смягчающий адаптант индивида к социальной среде и заостряет внимание на том, что именно общество является носителем социального опыта прошлых и нынешних поколений, без освоения которого существование отдельного индивида немыслимо. По Б.Скиннеру и О.Бриму социальный механизм сводится к простейшим его проявлениям в детском возрасте, а Шомбар де Лов говорит о комплексе взаимоотношений между человеком и обществом на каждой из многих стадий социального созревания. Г.С.Батищев рассматривает социализацию как закономерность антропогенеза, а Г.Е.Глезерман отрицает научную значимость самого понятия "социализация".

Рассмотрение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.»[1] Употребление терминов «психологический», «социально-психологиче-ский» кажется вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. В таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества. Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 -1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники. В России изучением процесса социализации молодёжи занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Серьезный вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова).Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.Актуальность темы: Каждый родившийся человекнеизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е.становления личности, постепенного усвоения ею требований общества,приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем - проблема “отцов и детей”. Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с родительскими. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку могут быть оправданы, то сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. То, как подросток социализируется в обществе в свои 11-17 лет,непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна. Объект: подросток 11 – 17 лет. Предмет: социализация подростков 11 – 17 лет. Целькурсовой работы – найти оптимальные методы и способы влияния на гармоничное развитие личности подростка, на процесс его социализации. Задачи, решаемые в рамках курсовой работы: 1 – рассмотреть все особенности подросткового возраста; 2- выявить потенциал для личностного роста подростка; 3- выявить ценностные ориентации подростков; 4- собрать максимум информации о подростках для написания программы их социализации.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации личности
подростка.

Процесс социализации как явление.

Я рассматриваю наиболее популярные теории формирования личности,

осознания человеком своего “Я”.

Чарльз Кули отводит решающую роль в социализации индивида первичным группам - семье, друзьям, - которые характеризуются неформальными, доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребёнка с членами таких групп вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Кули придаёт мнениям и представлениям окружающих ребёнка лиц. Под их влиянием у индивида развивается так называемое “зеркальное Я”. Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими формируется его собственное “Я” как сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактически,

“зеркальное Я” становится важнейшим элементом самосознания ребёнка. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая, вместе с тем, чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С течением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное Я становится всё более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он всё в большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы.[2]

Джордж Мид[3] уделял большее внимание символам и жестам в процессе взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, Мид полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность, формирующаяся ещё в детстве, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребёнка принимать на себя определённую роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим,

развивается его разум и самосознание, ребёнок всё в большей мере усваивает нормы и ценности группы, её требования и установки по отношению к нему. Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль “обобщённого другого”, под которым Мид понимает некий обобщённый образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.

Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы образования; немаловажны и средства массовой информации. Радио, газеты, телевидение, а в последнее время - Интернет предлагают подростку информацию о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т.д. Все эти посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами социализации.[4]

Агенты и институты социализации - это помощники человека в процессе его социализации, какие-либо люди и учреждения.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Поскольку социализация делится на первичную и вторичную, так жеделятся и агенты и институты. К агентам и институтам первичной социализации относится ближайшее окружение человека, оказывающее наиболее сильное и значимое влияние на формирование его личности - это семья, друзья, учителя.Агенты вторичной социализации - представители администрации учебного заведения, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники СМИ. Это второй эшелон влияния. С ними подросток реже контактирует, эти контакты менее длительные и их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. В первой половине жизни наиболее интенсивно идёт первичнаясоциализация, следовательно, изучая проблемы социализации подростков, мы будем иметь дело в основном с ней и в меньшей степени со вторичной социализацией. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная -социальных отношений. Одно и то же лицо может выступать агентом и первичной, и вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций, а вторичной - одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль. Для подростка родители находятся в превосходящей позиции, а ровесники равны ему. Друзья могут простить подростку то, что не прощают родители: ошибки, нарушение нравственных запретов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. Можно сказать, что родители и друзья оказывают противоположное влияние, сводящее на нет взаимные усилия.Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, так как они универсальны, вторичной - нет, так как они специализированы.




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.009 с.)