Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс социализации как явление.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
План Введение. ___________________________________________________стр. 2 Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации личности 1.1. Процесс социализации как явление._________________________стр. 4 1.2. Особенности развития подростков 11- 17 лет (психофизиологические, психосоциальные, познавательные). ___________________________стр. 6 1.3. Ценностные ориентации современных подростков___________стр. 12 1.4. Причины нарушения поведения в подростковом возрасте ___стр. 16 Выводы по главе 1. __________________________________________стр.18 2.1. Принципы разработки программы_________________________стр.19 2.2. Формы и методы социальной работы с подростками__________стр.21 2.3. Условия работы с подростками ____________________________стр.22 Выводы по второй главе 2. ___________________________________стр.23 Глава 3. Программа социализации подростков 11- 17 лет________стр. 24 Выводы по программе. _______________________________________стр. 29 Заключение. ________________________________________________стр. 30 Библиография ______________________________________________стр. 32
Введение: Изучение проблемы социализации пестрит самыми разнообразными подходами. Г.Салливзн, например, доказывает врожденную асоциальность человека, считая при этом процесс социализации внешним, насильственным, а Дж.Г.Мид связывает социализацию с личными достижениями и присвоением социальных ценностей. Т.Парсонс рассматривает общество как некий смягчающий адаптант индивида к социальной среде и заостряет внимание на том, что именно общество является носителем социального опыта прошлых и нынешних поколений, без освоения которого существование отдельного индивида немыслимо. По Б.Скиннеру и О.Бриму социальный механизм сводится к простейшим его проявлениям в детском возрасте, а Шомбар де Лов говорит о комплексе взаимоотношений между человеком и обществом на каждой из многих стадий социального созревания. Г.С.Батищев рассматривает социализацию как закономерность антропогенеза, а Г.Е.Глезерман отрицает научную значимость самого понятия "социализация". Рассмотрение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств.
Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации личности Особенности развития подростков 11- 17 лет, (психофизиологические, психосоциальные, познавательные). Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечествен-ной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. В данной работе я рассматриваю возраст 11 – 17 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который харак-теризуется следующими отличиями: • Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку; • Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте; • Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления. План Введение. ___________________________________________________стр. 2 Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации личности 1.1. Процесс социализации как явление._________________________стр. 4 1.2. Особенности развития подростков 11- 17 лет (психофизиологические, психосоциальные, познавательные). ___________________________стр. 6 1.3. Ценностные ориентации современных подростков___________стр. 12 1.4. Причины нарушения поведения в подростковом возрасте ___стр. 16 Выводы по главе 1. __________________________________________стр.18 2.1. Принципы разработки программы_________________________стр.19 2.2. Формы и методы социальной работы с подростками__________стр.21 2.3. Условия работы с подростками ____________________________стр.22 Выводы по второй главе 2. ___________________________________стр.23 Глава 3. Программа социализации подростков 11- 17 лет________стр. 24 Выводы по программе. _______________________________________стр. 29 Заключение. ________________________________________________стр. 30 Библиография ______________________________________________стр. 32
Введение: Изучение проблемы социализации пестрит самыми разнообразными подходами. Г.Салливзн, например, доказывает врожденную асоциальность человека, считая при этом процесс социализации внешним, насильственным, а Дж.Г.Мид связывает социализацию с личными достижениями и присвоением социальных ценностей. Т.Парсонс рассматривает общество как некий смягчающий адаптант индивида к социальной среде и заостряет внимание на том, что именно общество является носителем социального опыта прошлых и нынешних поколений, без освоения которого существование отдельного индивида немыслимо. По Б.Скиннеру и О.Бриму социальный механизм сводится к простейшим его проявлениям в детском возрасте, а Шомбар де Лов говорит о комплексе взаимоотношений между человеком и обществом на каждой из многих стадий социального созревания. Г.С.Батищев рассматривает социализацию как закономерность антропогенеза, а Г.Е.Глезерман отрицает научную значимость самого понятия "социализация". Рассмотрение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.»[1] Употребление терминов «психологический», «социально-психологиче-ский» кажется вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. В таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества. Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 -1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники. В России изучением процесса социализации молодёжи занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Серьезный вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова).Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Актуальность темы: Каждый родившийся человекнеизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е.становления личности, постепенного усвоения ею требований общества,приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем - проблема “отцов и детей”. Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с родительскими. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку могут быть оправданы, то сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. То, как подросток социализируется в обществе в свои 11-17 лет,непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна. Объект: подросток 11 – 17 лет. Предмет: социализация подростков 11 – 17 лет. Цель курсовой работы – найти оптимальные методы и способы влияния на гармоничное развитие личности подростка, на процесс его социализации. Задачи, решаемые в рамках курсовой работы: 1 – рассмотреть все особенности подросткового возраста; 2- выявить потенциал для личностного роста подростка; 3- выявить ценностные ориентации подростков; 4- собрать максимум информации о подростках для написания программы их социализации.
Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации личности Процесс социализации как явление. Я рассматриваю наиболее популярные теории формирования личности, осознания человеком своего “Я”. Чарльз Кули отводит решающую роль в социализации индивида первичным группам - семье, друзьям, - которые характеризуются неформальными, доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребёнка с членами таких групп вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Кули придаёт мнениям и представлениям окружающих ребёнка лиц. Под их влиянием у индивида развивается так называемое “зеркальное Я”. Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими формируется его собственное “Я” как сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактически, “зеркальное Я” становится важнейшим элементом самосознания ребёнка. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая, вместе с тем, чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С течением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное Я становится всё более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он всё в большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы.[2] Джордж Мид[3] уделял большее внимание символам и жестам в процессе взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, Мид полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность, формирующаяся ещё в детстве, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребёнка принимать на себя определённую роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим, развивается его разум и самосознание, ребёнок всё в большей мере усваивает нормы и ценности группы, её требования и установки по отношению к нему. Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль “обобщённого другого”, под которым Мид понимает некий обобщённый образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду. Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы образования; немаловажны и средства массовой информации. Радио, газеты, телевидение, а в последнее время - Интернет предлагают подростку информацию о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т.д. Все эти посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами социализации.[4] Агенты и институты социализации - это помощники человека в процессе его социализации, какие-либо люди и учреждения. Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Поскольку социализация делится на первичную и вторичную, так жеделятся и агенты и институты. К агентам и институтам первичной социализации относится ближайшее окружение человека, оказывающее наиболее сильное и значимое влияние на формирование его личности - это семья, друзья, учителя.Агенты вторичной социализации - представители администрации учебного заведения, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники СМИ. Это второй эшелон влияния. С ними подросток реже контактирует, эти контакты менее длительные и их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. В первой половине жизни наиболее интенсивно идёт первичнаясоциализация, следовательно, изучая проблемы социализации подростков, мы будем иметь дело в основном с ней и в меньшей степени со вторичной социализацией. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная -социальных отношений. Одно и то же лицо может выступать агентом и первичной, и вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций, а вторичной - одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль. Для подростка родители находятся в превосходящей позиции, а ровесники равны ему. Друзья могут простить подростку то, что не прощают родители: ошибки, нарушение нравственных запретов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. Можно сказать, что родители и друзья оказывают противоположное влияние, сводящее на нет взаимные усилия.Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, так как они универсальны, вторичной - нет, так как они специализированы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.008 с.) |