Формы и методы социальной работы с подростками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы социальной работы с подростками.



В литературе я нашла следующие формы и методы работы с подростками:

1- походы в музеи;

2- совместное чтение книг, обсуждение;

3- встречи с интересными людьми; (поэты, художники, музыканты, писатели и пр.)

4- конкурсы;

5- творческие задания;

6- коллективный просмотр тематических фильмов;

7- беседы;

8- лекции и уроки;

9- спортивные занятия;

10- мастер- классы;

11- кружки по интересам;

12- студии;

13- творческие коллективы;

14- посещение памятников культуры;

15- посещение театров, просмотр спектаклей;

16- подготовка и проведение мероприятий и праздников;

17- посещение храмов, монастырей, святых мест различных религиозных конфессий;

18- поддержка и развитие молодежной газеты;

19- Тимуровское движение;

20- семейные праздники;

21- совместные спортивные клубы детей и родителей;

22- бригады ребят, выезжающие на прополку, посадку или снятие урожая (на государственных предприятиях), летние рабочие отряды.

23- открытие любительского подросткового театра в СПб. Как вариант предоставления возможности для самореализации;

24- встречи с ветеранами;

25- совместное творчество с детьми – инвалидами;

26- Скаутское движение;

27- сольные выступления талантливых подростков;

28- выпуск подростками своей газеты и ее самостоятельное редактирование;

29- трудовое воспитание в различных формах.

Моя задача (в написании программы) – соотнести эти методы с потребностями подростков, провести вектор к моим целям работы с подростками.

30 - игры (различной направленности); для подростков оптимально: игры- викторины, игры- путешествия, игры- драматизации, сюжетно- ролевые игры.

 

2.3. Условия успешной работы с подростками:

1) Использование принципа педагогики сотворчества.

Педагогтка сотворчества - это совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, и ведущая к их взаимному обогащению и развитию.

2) Ориентация на типы досугового общения подростков.

Социализирующий потенциал досугового объединения (кружка, секции, студии) может быть максимально реализован при условиях:

а) свободной, творческой, нерегламентированной деятельности детей, подростков и юношества;

б) социально-психологической диагностики и педагогической корректировки уровня социализации каждого отдельно взятого индивида;

в) использования сензитивных периодов в социализации детей, подростков и юношества;

г) определения пространственно-временной структуры социализации подрастающего поколения;

д) взаимодействия творческих потенций и нравственных устремлений личности, соответствующих общечеловеческим нравственным принципам;

е) побуждения к активному выражению личностно принятых ребенком, подростком, юношей (девушкой) целей общества на основе сформированной положительной Я-концепции в досуговой сфере;

ж) интеграции и координации на основе сотворчества всех факторов социализации подрастающего поколения.[19]

 

3) Учет психолого- физиологических свойств данного возраста.

«В подростковом возрасте снижается интерес к игре, но желание заявить о себе остается. Только теперь он уже гордо равняет себя к взрослым людям.

В применении игровых методов следует учесть, что в игре подросток должен выразить себя, выразить все то доброе, что накопилось в его сознании и поведении. На смену страсти к подражанию в подростковом возрасте приходит желание перевоплощаться. В этой связи особое место в игре подростков должны занять игры-драматизации. Особой популярностью пользуются у подростков игры не фрагментные, а многоступенчатые, переходящие в новое качество, например, игра в моряков, в полковых музыкантов, в труппу на гастролях и т.п.»[20]

 

Выводы по главе 2:

1) Имеющиеся формы работы с подростками следует согласовать с целями и задачами программы.

2) При разработке программы для подростков, надо обратить должное внимание на различие типов подросткового поведения, найти способы сделать программу полезной для каждого подростка в отдельности.

3) Программа должна быть ориентирована на педагогику сотворчества, как на лучшую возможность помощи молодым людям в процессе их социализации.[21]

Глава 3. Программа социализации подростков 11- 17 лет:

Цель Мероприятие Возраст подростков 11- 13/ 14- 17 11- 17 (лет) Целевая аудито-рия: девочки/мальч.
привить интерес к творческой деятельности Кружок компьютерного дизайна 14 - 17 М+Д
Творческий конкурс стихов 11- 17 М+Д
Конкурс граффити 14 - 17 М+Д
развить коммуникативные навыки подростков Совместная подготовка и проведение Праздника Осени 11 - 17 М+Д
Групповые занятия с психологом на развитие коммуникативных навыков 11 - 17 М+Д
заинтересовать нормативной культурой, классическим искусством Ночь музеев 14 - 17 М+Д
Музыкальный кружок 11 - 13 М+Д
Поход в Филармонию 11 - 13 М+Д
Поход на выставку картин модного художника 11-17 М+Д
предоставить возможности для интеллектуальной и творческой самореализации подростка Сольные выступления талантливых подростков на концерте 11 - 17 М+Д
Концерт для бабушек района 11 - 13 М+Д
Конкурс Садовод 11 - 13 М
Конкурс Мастерица 14 - 17 Д
Кружок Умелые ручки 11 - 13 М+Д
максимально осветить перспективы счастливой и деятельной жизни на примерах успешных, творческих, счастливых людей Беседа 11 - 13 М+Д
Просмотр жизнеутверждающего фильма 11 - 17 М+Д
Встреча с успешным человеком 11 - 17 М+Д
Занятия в бассейне 11 - 17 М+Д
Посещение памятников культуры родного города 11 - 17 М+Д
привить и развить религиозные, нравственные, духовные ценности Совместное творчество с детьми – инвалидами: художественное, интеллектуальное и т.п. 11 - 17 М+Д
развить психологическую и мотивационную сферы Викторина Мой город 11 - 17 М+Д
  Изготовление полезных в быту предметов и игрушек с целью вручить их в подарок малоимущим детям   11 - 17 М+Д
развить инструментальные способности подростков Технический кружок 11 – 13 М
Различные мастер-классы 11 - 17 М+Д
развить половую идентификацию подростков (формирование мужественности мальчиков и женственности девочек) Конкурс красоты Мисс… 11 - 17 Д (судят М)
Лекция врача о половом созревании 11 - 13 М отдельно
Конкурс денди Мистр… 11 - 17 М (судят Д)
привить интерес к физическому труду Тимуровское движение 11 - 17 М
Мастер – классы по выпиливанию из древесины 14 - 17 М
привить интерес к умственному труду Конкурс математиков 11 - 17 М+Д
Конкурс юных историков 14 - 17 М+Д
выявить скрытые способности и таланты подростков Хор 11 - 17 Д
Театральная студия 11 - 17 М+Д
Творческие конкурсы 11 - 17 М+Д
Праздник ремесел с мастер-классами 11 - 17 М+Д
ввести подростков в систему дополнительного образования Праздник Таланта с разными конкурсами, мастер-классами, и, главное, с возможностью прямо на мероприятии записаться на любой кружок 11 - 17 М+Д
профилактическая задача: профилактика курения, наркомании, алкоголизма в подростковой среде Поход в морг а группой юных медиков (как самое убедительное средство) 14 - 17 М+Д
Встреча и беседа с известным человеком, который резко негативно относится к пагубным средствам и способен поговорить об этом с детьми 11 - 17 М+Д
Просмотр фильма о вреде алкоголя 11 - 17 М+Д
Просмотр фильма о вреде сигарет 11 - 17 М+Д
Просмотр фильма о вреде наркотиков 14 - 17 М+Д
развить волевые качества личности подростка Конные прогулки в парке города 11 - 17 М+Д
Студия синхронного плавания 11 - 17 Д
Рабочие летние отряды 14 - 17 М+Д
развить устойчивое положительное отношения к жизни Игры (под руководством психолога), в которых надо хвалить друг друга и аплодировать каждому. 11 - 17 М+Д
Просмотр оптимистичного фильма в кинотеатре 11 - 17 М+Д
Выезд летом на Черное море 11 - 17 М+Д
удовлетворить потребности подростка в признании и уважении Торжественное награждение победителей различных творческих конкурсов и спортивных состязаний 11 - 17 М+Д
Выбор лучшего редактора стенгазеты по итогам года 11 - 17 М+Д
Кружки, которые старшие дети ведут для младших 14 - 17 М+Д
Торжественные выборы старост (группы, кружка, студии или секции) 11 - 17 М+Д
развить самостоятельность и ответственность Походы в лес 11 - 17 М+Д
Скаутское движение 11 - 17 М
предоставить возможность самореализации в спорте Студия спортивной аэробики 11 - 17 М+Д
Спортивный подростковый футбольный клуб 11 - 17 М
познакомить с литературными произведениями, способствующими развитию гармоничной личности подростка Чтение по ролям или вслух по очереди художественных произведений таких писателей как С.Аксаков, И.Бунин, Ф.Достоевский, Т.Манн, Шолохов, С.Моэм, Ю.Олеша, А.де Сент-Экзепюри, И.Тургенев, Володин, А.Вампилов, А. Пушкин, А.Ахматова, М.Цветаева и др., 11- 17 М+Д
Кружок юного поэта 11 - 13 М+Д
Театральная студия 11 - 17 М+Д
Студия юного сценариста 14 - 17 М
Праздник детской книги 11 - 13 М+Д
Поэтический конкурс 11 - 17 М+Д
воспитать патриотизм и любовь к Родине Встреча с ветеранами войны. Беседа с ветеранами о войне и победе. 11 - 17 М+Д
развить эмпатию Выезд в местный детский дом. Вручение книжек и игрушек детям. 14 - 17 М+Д
развить художественный и эстетический вкус Детская киностудия. (дети – режиссеры, дети- актеры, дети- операторы)- под руководством взрослых. 14 - 17 М+Д
научить мыслить независимо Деловые игры. (Проводит психолог). 11 - 17 М+Д
Привить интерес к саморазвитию Ежегодный конкурс личных достижений 11 - 17 М+Д
Помочь полюбить себя Коллективный просмотр фильма о подростках 11 - 17 М+Д
Помочь научиться контролировать свою сексуальность Чтение книг Селлинджера 14 - 17 М+Д
Развить навыки психологической защиты Беседа с психологом (групповая) 11 - 17 М+Д
Пропагандировать ценность здоровья и гигиены Беседа с врачом 11 - 17 М+Д
сделать семейные ценности максимально значимыми Изучение биографий А.Ахматовой, М.Цветаевой, А. Блока   11 - 17 Д
  Праздник семьи. (Долгая и объемная подготовка к празднику, подарки: книги и фильмы о счастливой семье). 11 - 17 М+Д+ Роди-тели
         

Выводы по программе:

1) Программа рассчитана на подростков (11- 17лет) и дифференцирована по двум возрастным группам (11 – 13 лет и 14- 17 лет). Часть мероприятий запланирована исключительно для девочек, а другая часть – для мальчиков. Это связано с социальной ролью подростка, с особенностями развития мальчиков и девочек.

2) Программа не имеет срока реализации.

3) Программа оправдает себя только после факта ее практического применения при условии достижения целей программы.

4) Программа не является окончательной и жирной точкой в процессе исследования подросткового досуга. (Возможны различные добавления.) Главное – чтобы цель программы была достигнута.

Заключение:

Разработка программы и написание работы было очень полезно для меня.

В работе рассмотрены теоретические основы проблемы социализации личности подростка, процесс социализации как явление,
особенности развития подростков 11- 17 лет (психофизиологические, психосоциальные, познавательные), ценностные ориентации современных подростков. Выявлены причины нарушения поведения в подростковом возрасте; обозначены принципы разработки программы социализации личности подростков, формы и методы социальной работы с подростками, условия работы с подростками. Была разработана программа социализации подростков 11- 17 лет; на основе изучения форм и методов социальной работы с подростками, сделаны выводы по программе.

Программа составлена для подростков 11 – 17 лет, и дифференцирована по двум возрастным группам (11 – 13 лет и 14- 17 лет). Часть мероприятий запланирована исключительно для девочек, а другая часть – для мальчиков. Это связано с социальной ролью подростка, с особенностями развития мальчиков и девочек.

Программа не имеет срока реализации. Программа оправдает себя только после факта ее практического применения при условии достижения целей программы.

Цель курсовой работы достигнута. Все интересующие меня вопросы изучены, продуманы, раскрыты и изложены в работе.

Подростки – самый сложный, по моему мнению, возрастной период. Именно по этой причине следует изучать их особенности и применять усердно на практике полученные знания.

Изучив литературу по теме, я сделала следующие выводы:

1) Надо учитывать то, что: учебная и познавательная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков; во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков; хорошо способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений; хорошо создавать условия, разрешающие подросткам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы; (и даже творческой), проводить физические занятия и ежедневные упражнения для подростков; в повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

2) По моему мнению следуетсодействовать взаимодействию подростков разных полов, культурных и социоэкономических характеристик; создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях; обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных подростков; предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.

3) Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений; хорошо предоставить подросткам возможности исследовать свои интересы и способности; систематически предлагать воспитательные мероприятия по формированию нравственного мышления, формировать и поддерживать творческий подход к осуществлению деятельности.

4) Социализирующий потенциал досугового объединения (кружка, секции, студии) может быть максимально реализован при условиях: свободной, творческой, нерегламентированной деятельности детей, подростков и юношества; социально-психологической диагностики и педагогической корректировки уровня социализации каждого отдельно взятого индивида; использования сензитивных периодов в социализации детей, подростков и юношества; определения пространственно-временной структуры социализации подрастающего поколения; взаимодействия творческих потенций и нравственных устремлений личности, соответствующих общечеловеческим нравственным принципам; побуждения к активному выражению личностно принятых ребенком, подростком, юношей (девушкой) целей общества на основе сформированной положительной Я-концепции в досуговой сфере; интеграции и координации на основе сотворчества всех факторов социализации подрастающего поколения.[22]

Трудно в итоге определить точно, что такое социализация подростков. По этой причине, нам следует больше доверять интуиции в работе с подростками. Наш главный компас – любовь к ним!

Библиография:

1. Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ, 1996.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. -Ростов-н/Д.:Феникс, 2001.

4. Ковалёва Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени//Социс 1998,№8.

5. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1988.

6. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994.

7. И.С.Кон Психология ранней юности. – М. Просвещение, 1989.

8. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Ярёменко С.Н. Социология. - Ростов-

н/Д.: Феникс, 2001.

9. Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический проект, 2000.

Под ред. С.А. Шавеля, О.Т. Манаева. - Минск: Навука (тэхн(ка, 1990.

10. Краиг Г. Психология развития. СПб 2005.

11.Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. 2000.

12. Дж. Мид Избранное. М. 2009.

13.Ч. Кули Человеческая природа и социальный порядок. 2001.

14. Ж. Пиаже. Речь и мышление ребенка. М. 1994.

15. Реан, Психология от рождения до старости.

16.Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М., Изд-во Ин-та

социологии РАН, 1998.

17. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996.

18. Социология/ Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. - М.: Мысль, 1990.

19. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб, 1996.

20. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2001.

21. Ушакова Д. В. Когнитивная психология. 2002.

22. Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994.

23. Чупров В.И. Социология молодёжи на рубеже своего тридцатилетия.//Социс 1994, №6.

 

 


[1] И.С.Кон, Психология ранней юности

[2] Ч.Кули Человеческая природа и социальный порядок.

[3] Д. Мид Избранное.

[4] Д.Мид Избранное

[5] Г.Крайг Психология развития

[6] Г. Крайг Психология развития

[7] В.И. Чупров Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия

[8] В.Т.Лисовский Социология молодежи

[9] И.Н.Аксенов Социализация подростков

[10] Ю.Г.Волков Социология молодежи

[11] С.С.Фролов Социология

[12] Общая психология. Учебник.

[13] Ю.Г.Волков Социология молодежи

[14] Ушакова. Когнитивная психология

[15] Чупров В.И. Социология молодежи

[16] Тощенко Ж.Т. Социология

[17] Г.В.Осипов Социология

[18] Р.Г.Яновский Социология.

[19] Б.А. Титов. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.

[20] Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.

[21] Б.А. Титов. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.

[22] Б.А. Титов. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.063 с.)