Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, этапы, механизмы и агенты социализации человека.

Поиск

Человек не рождается личностью, а стает ею в процессе социализации. Социализация – это процесс интеграции индивида в общество путем усвоения им определенной системы общественных норм, ценностей, правил, принципов поведения, мышления, образов действий, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом в различных сферах общественной жизни. Социализация не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые хорошо распознаваемые и прогнозируемые социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «оттесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание. Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности).

Социализация как закономерный процесс формирования личности выполняет ряд общественно значимых функций:

1. Включение индивида в общество в целом, в разные типы социальных общностей, через усвоение им традиционных элементов культуры, господствующих норм и ценностей.

2. Обеспечение широкого взаимодействия людей благодаря выполнению ими конкретных социальных ролей.

3. Сохранение беспрерывного развития и целостности общества, дальнейшее воспроизводство и передача культурного наследия последующим поколениям с помощью воспитания и обучения.

Социализация это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичный этап социализации (социализация ребенка) и вторичный (социализация взрослых).

Исходя из признания, что труд основа свей жизнедеятельности человека, в процессе социализации выделяют три стадии:

1) Дотрудовую. Охватывает весь период жизни человека, до начала трудовой деятельности;

2) Трудовую. Период зрелости человека его активного участия в рудовой деятельности;

3) Послетрудовую, т.е. период жизни человека, который совпадает с пенсионным возрастом.

Условия жизни зрелого человека постоянно изменяются, требуют вхождения в новые социальные роли и изменения статуса. Вместе с тем попадая в новую социальную среду, человек от чего-то отвыкает, а в чем то переучивается заново. Этот процесс обычно представляют двумя этапами:

1) Десоциализация – процесс обратный социализации, для которого характерно отучение от старых норм, ценностей, правил поведения и ролей. Это может быть обусловлено изоляцией человека, унификацией, ограничением общения и возможностей для повышения культурного уровня;

2) Ресоциализация – обучения заново нормам, ролям и ценностям. В переходных общества возникает необходимость личности приспосабливаться к новым социальным условиям. Этот процесс часто требует переоценки ценностей и своей жизни, изменения взглядов на общество, формирование качественно иного мировоззрения.

Основные механизмы социализации:

- социальная адаптация – обеспечивает приспособление индивида к объективным условиям жизни: социальной среде, к социальным нормам, ролевым функциям;

- интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества. Результатом интериоризации является формирование индивидуальности личности;

- идентификация – способность индивида определить свою принадлежность к определенной общности. Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой (национальной, классовой, возрастной, профессиональной).

Конкретные группы и учреждения, которые служат своеобразными трансляторами социального опыта, отвечают за усвоение индивидами социально-культурных норм, называются агентами социализации. Выделяют агенты первичной социализации – это семья, родственники, воспитатели, учителя, друзья и т.д. Агенты вторичной социализации – дошкольные детские учреждения, учебные заведения, неформальные объединения, трудовые коллективы, официальные представители государства. Агенты социализации выполняют две функции – обучении и контроль.

Таким образом, социализация – это длительный процесс, качественный скачек, который обеспечивает преобразование индивида в социально значимую личность. Социализация есть творческий процесс постоянного познания, закрепления и освоения человеком законов, правил и норм поведения, которые диктуются ему обществом. В результате социализации личность приобретает такие качества, которые позволяют ей занять определенный социальный статус и выполнять определенный социальные роли. Одновременно социализация – важнейший фактор стабильности общества, его нормального функционирования, поступательности его развития.

Типология личности.

Одной из центральных задач социологии личности является вопрос типологии. Под типологией понимается повторяющиеся относительно устойчивые сочетания социальных и индивидуальных качеств личностей, формирующихся и проявляющихся в конкретных условиях места и времени. Это основная характеристика личности, включающая самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, степень самостоятельности и ответственности за свои поступки. Социальный тип личности – это отражение того как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Тип человека складывается в зависимости от уровня экономического, культурного развития общества, от духа времени. Соответственно на формирование социального типа личности влияют историко-культурные, социально-экономические условия жизнедеятельности.

Российский ученый Л.Н. Гумилев, взяв за критерий степень социальной активности, выделил три типа личности:

1. Люди имеют достаточно энергии для удовлетворения собственных потребностей, продиктованных инстинктом самосохранения.

2. Пассионарный тип – люди имеют энергии значительно больше, чем необходимо им для нормальной жизни, поэтому они работают ради высших, часто идеальных целей.

3. Субпассионарный тип – люди, имеющие очень мало энергии, не стремятся к активной деятельности и живут за счет других.

 

Известный социальный антрополог Р. Линтон, ввел понятия модальной и нормативной личности.

Нормативная личность – это идеал личности данной культуры.

Модальная личность – более распространенный тип отклоняющегося от идеала личности. Чем нестабильнее общество, тем больше людей социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Это преобладающий тип личности в современном обществе.

Так же выделяют идеальный тип - тип личности, оторванный непривязанный к конкретным условиям данного общества.

Базисный тип – максимально отвечающий потребностям современного общества.

Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности, основанная на ценностных ориентациях человека. В соответствие с ней выделяют следующие типы.

1. Традиционалисты ориентированы в основном на строгое соблюдение норм, ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность у этого типа личности весьма низкая.

2. Идеалисты. Наоборот, сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, твердые установки на саморазвитие.

3. Фрустрированный тип. Характерны низкая самооценка, угнетение подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты. Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалисты. Ориентированы в первую очередь на удовлетворение потребительских желание, получение удовольствия «здесь и сейчас», и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворение потребительских желаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.008 с.)