Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, этапы, механизмы и агенты социализации человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Человек не рождается личностью, а стает ею в процессе социализации. Социализация – это процесс интеграции индивида в общество путем усвоения им определенной системы общественных норм, ценностей, правил, принципов поведения, мышления, образов действий, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом в различных сферах общественной жизни. Социализация не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые хорошо распознаваемые и прогнозируемые социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «оттесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание. Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Социализация как закономерный процесс формирования личности выполняет ряд общественно значимых функций: 1. Включение индивида в общество в целом, в разные типы социальных общностей, через усвоение им традиционных элементов культуры, господствующих норм и ценностей. 2. Обеспечение широкого взаимодействия людей благодаря выполнению ими конкретных социальных ролей. 3. Сохранение беспрерывного развития и целостности общества, дальнейшее воспроизводство и передача культурного наследия последующим поколениям с помощью воспитания и обучения. Социализация это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичный этап социализации (социализация ребенка) и вторичный (социализация взрослых). Исходя из признания, что труд основа свей жизнедеятельности человека, в процессе социализации выделяют три стадии: 1) Дотрудовую. Охватывает весь период жизни человека, до начала трудовой деятельности; 2) Трудовую. Период зрелости человека его активного участия в рудовой деятельности; 3) Послетрудовую, т.е. период жизни человека, который совпадает с пенсионным возрастом. Условия жизни зрелого человека постоянно изменяются, требуют вхождения в новые социальные роли и изменения статуса. Вместе с тем попадая в новую социальную среду, человек от чего-то отвыкает, а в чем то переучивается заново. Этот процесс обычно представляют двумя этапами: 1) Десоциализация – процесс обратный социализации, для которого характерно отучение от старых норм, ценностей, правил поведения и ролей. Это может быть обусловлено изоляцией человека, унификацией, ограничением общения и возможностей для повышения культурного уровня; 2) Ресоциализация – обучения заново нормам, ролям и ценностям. В переходных общества возникает необходимость личности приспосабливаться к новым социальным условиям. Этот процесс часто требует переоценки ценностей и своей жизни, изменения взглядов на общество, формирование качественно иного мировоззрения. Основные механизмы социализации: - социальная адаптация – обеспечивает приспособление индивида к объективным условиям жизни: социальной среде, к социальным нормам, ролевым функциям; - интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества. Результатом интериоризации является формирование индивидуальности личности; - идентификация – способность индивида определить свою принадлежность к определенной общности. Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой (национальной, классовой, возрастной, профессиональной). Конкретные группы и учреждения, которые служат своеобразными трансляторами социального опыта, отвечают за усвоение индивидами социально-культурных норм, называются агентами социализации. Выделяют агенты первичной социализации – это семья, родственники, воспитатели, учителя, друзья и т.д. Агенты вторичной социализации – дошкольные детские учреждения, учебные заведения, неформальные объединения, трудовые коллективы, официальные представители государства. Агенты социализации выполняют две функции – обучении и контроль. Таким образом, социализация – это длительный процесс, качественный скачек, который обеспечивает преобразование индивида в социально значимую личность. Социализация есть творческий процесс постоянного познания, закрепления и освоения человеком законов, правил и норм поведения, которые диктуются ему обществом. В результате социализации личность приобретает такие качества, которые позволяют ей занять определенный социальный статус и выполнять определенный социальные роли. Одновременно социализация – важнейший фактор стабильности общества, его нормального функционирования, поступательности его развития. Типология личности. Одной из центральных задач социологии личности является вопрос типологии. Под типологией понимается повторяющиеся относительно устойчивые сочетания социальных и индивидуальных качеств личностей, формирующихся и проявляющихся в конкретных условиях места и времени. Это основная характеристика личности, включающая самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, степень самостоятельности и ответственности за свои поступки. Социальный тип личности – это отражение того как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Тип человека складывается в зависимости от уровня экономического, культурного развития общества, от духа времени. Соответственно на формирование социального типа личности влияют историко-культурные, социально-экономические условия жизнедеятельности. Российский ученый Л.Н. Гумилев, взяв за критерий степень социальной активности, выделил три типа личности: 1. Люди имеют достаточно энергии для удовлетворения собственных потребностей, продиктованных инстинктом самосохранения. 2. Пассионарный тип – люди имеют энергии значительно больше, чем необходимо им для нормальной жизни, поэтому они работают ради высших, часто идеальных целей. 3. Субпассионарный тип – люди, имеющие очень мало энергии, не стремятся к активной деятельности и живут за счет других.
Известный социальный антрополог Р. Линтон, ввел понятия модальной и нормативной личности. Нормативная личность – это идеал личности данной культуры. Модальная личность – более распространенный тип отклоняющегося от идеала личности. Чем нестабильнее общество, тем больше людей социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Это преобладающий тип личности в современном обществе. Так же выделяют идеальный тип - тип личности, оторванный непривязанный к конкретным условиям данного общества. Базисный тип – максимально отвечающий потребностям современного общества. Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности, основанная на ценностных ориентациях человека. В соответствие с ней выделяют следующие типы. 1. Традиционалисты ориентированы в основном на строгое соблюдение норм, ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность у этого типа личности весьма низкая. 2. Идеалисты. Наоборот, сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, твердые установки на саморазвитие. 3. Фрустрированный тип. Характерны низкая самооценка, угнетение подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. 4. Реалисты. Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. 5. Гедонистические материалисты. Ориентированы в первую очередь на удовлетворение потребительских желание, получение удовольствия «здесь и сейчас», и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворение потребительских желаний.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |