Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, этапы, механизмы и агенты социализации человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек не рождается личностью, а стает ею в процессе социализации. Социализация – это процесс интеграции индивида в общество путем усвоения им определенной системы общественных норм, ценностей, правил, принципов поведения, мышления, образов действий, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом в различных сферах общественной жизни. Социализация не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые хорошо распознаваемые и прогнозируемые социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «оттесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание. Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Социализация как закономерный процесс формирования личности выполняет ряд общественно значимых функций: 1. Включение индивида в общество в целом, в разные типы социальных общностей, через усвоение им традиционных элементов культуры, господствующих норм и ценностей. 2. Обеспечение широкого взаимодействия людей благодаря выполнению ими конкретных социальных ролей. 3. Сохранение беспрерывного развития и целостности общества, дальнейшее воспроизводство и передача культурного наследия последующим поколениям с помощью воспитания и обучения. Социализация это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичный этап социализации (социализация ребенка) и вторичный (социализация взрослых). Исходя из признания, что труд основа свей жизнедеятельности человека, в процессе социализации выделяют три стадии: 1) Дотрудовую. Охватывает весь период жизни человека, до начала трудовой деятельности; 2) Трудовую. Период зрелости человека его активного участия в рудовой деятельности; 3) Послетрудовую, т.е. период жизни человека, который совпадает с пенсионным возрастом. Условия жизни зрелого человека постоянно изменяются, требуют вхождения в новые социальные роли и изменения статуса. Вместе с тем попадая в новую социальную среду, человек от чего-то отвыкает, а в чем то переучивается заново. Этот процесс обычно представляют двумя этапами: 1) Десоциализация – процесс обратный социализации, для которого характерно отучение от старых норм, ценностей, правил поведения и ролей. Это может быть обусловлено изоляцией человека, унификацией, ограничением общения и возможностей для повышения культурного уровня; 2) Ресоциализация – обучения заново нормам, ролям и ценностям. В переходных общества возникает необходимость личности приспосабливаться к новым социальным условиям. Этот процесс часто требует переоценки ценностей и своей жизни, изменения взглядов на общество, формирование качественно иного мировоззрения. Основные механизмы социализации: - социальная адаптация – обеспечивает приспособление индивида к объективным условиям жизни: социальной среде, к социальным нормам, ролевым функциям; - интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества. Результатом интериоризации является формирование индивидуальности личности; - идентификация – способность индивида определить свою принадлежность к определенной общности. Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой (национальной, классовой, возрастной, профессиональной). Конкретные группы и учреждения, которые служат своеобразными трансляторами социального опыта, отвечают за усвоение индивидами социально-культурных норм, называются агентами социализации. Выделяют агенты первичной социализации – это семья, родственники, воспитатели, учителя, друзья и т.д. Агенты вторичной социализации – дошкольные детские учреждения, учебные заведения, неформальные объединения, трудовые коллективы, официальные представители государства. Агенты социализации выполняют две функции – обучении и контроль. Таким образом, социализация – это длительный процесс, качественный скачек, который обеспечивает преобразование индивида в социально значимую личность. Социализация есть творческий процесс постоянного познания, закрепления и освоения человеком законов, правил и норм поведения, которые диктуются ему обществом. В результате социализации личность приобретает такие качества, которые позволяют ей занять определенный социальный статус и выполнять определенный социальные роли. Одновременно социализация – важнейший фактор стабильности общества, его нормального функционирования, поступательности его развития. Типология личности. Одной из центральных задач социологии личности является вопрос типологии. Под типологией понимается повторяющиеся относительно устойчивые сочетания социальных и индивидуальных качеств личностей, формирующихся и проявляющихся в конкретных условиях места и времени. Это основная характеристика личности, включающая самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, степень самостоятельности и ответственности за свои поступки. Социальный тип личности – это отражение того как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Тип человека складывается в зависимости от уровня экономического, культурного развития общества, от духа времени. Соответственно на формирование социального типа личности влияют историко-культурные, социально-экономические условия жизнедеятельности. Российский ученый Л.Н. Гумилев, взяв за критерий степень социальной активности, выделил три типа личности: 1. Люди имеют достаточно энергии для удовлетворения собственных потребностей, продиктованных инстинктом самосохранения. 2. Пассионарный тип – люди имеют энергии значительно больше, чем необходимо им для нормальной жизни, поэтому они работают ради высших, часто идеальных целей. 3. Субпассионарный тип – люди, имеющие очень мало энергии, не стремятся к активной деятельности и живут за счет других.
Известный социальный антрополог Р. Линтон, ввел понятия модальной и нормативной личности. Нормативная личность – это идеал личности данной культуры. Модальная личность – более распространенный тип отклоняющегося от идеала личности. Чем нестабильнее общество, тем больше людей социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Это преобладающий тип личности в современном обществе. Так же выделяют идеальный тип - тип личности, оторванный непривязанный к конкретным условиям данного общества. Базисный тип – максимально отвечающий потребностям современного общества. Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности, основанная на ценностных ориентациях человека. В соответствие с ней выделяют следующие типы. 1. Традиционалисты ориентированы в основном на строгое соблюдение норм, ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность у этого типа личности весьма низкая. 2. Идеалисты. Наоборот, сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, твердые установки на саморазвитие. 3. Фрустрированный тип. Характерны низкая самооценка, угнетение подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. 4. Реалисты. Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. 5. Гедонистические материалисты. Ориентированы в первую очередь на удовлетворение потребительских желание, получение удовольствия «здесь и сейчас», и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворение потребительских желаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.008 с.) |