Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положения, выносимые на защиту.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание
Введение Актуальность исследования. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе. Социальное формирование личности - это естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизне-деятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоя-тельно решать их в основном определяются его социальным развитием. Социализация - это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которые происходят во взаимодействии человека со стихийными относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Автором термина «социализация» является американский социолог Ф. Гиддингс. Тогда этот термин означал развитие характера индивида, подготовку человека к жизни в обществе. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремится сформировать человека в соответствии со своими идеалами. В то же время социализация имеет общие черты, схожие для всех обществ. Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л. С. Выготский, П. Л. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубенштейн, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, М. Каплан, Д. Р. Келли, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Д. Мунди, В. А. Сухомлинский и другие. Известно, что именно отрочество, подростковый возраст (от 11-12 до 14- 15 лет) является периодом наиболее интенсивного освоения окружающей социальной среды. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют [16]. Особенностью подросткового периода является развитие интереса и привязанности к другим людям, происходит расширение внесемейного социального общения, что приводит к усилению влияния социальной среды на развитие и воспитание подростков. Физическое развитие характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедея-тельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива. Компоненты воспитательной системы класса: индивидуально – групповой; ценностно – ориентированный» функционально – деятельный; пространственно – временной; диагностико – аналитический. Воспитать такого человека нелегко Н. И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать». В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и поэтому проблема становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер, так как выявлены следующие противоречия: слабое раскрытие индивидуальных особенностей каждого школьника, преобладание «безличного» подхода к учащимся;недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления; отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе; нетерпимость детей друг к другу, неумение трудиться на общее благо, эгоизм, дефицит общения, негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, в настоящее время существуют и мало исследованные области, одна из них - социальное воспитание подростков в условиях воспитательной системы класса. Все вышеизложенное предопределило выбор темы исследования: «Социализация подростков в условиях воспитательной системы класса». Все это делает тему нашего исследования весьма актуальной и поз-воляет сформулировать проблему исследования: каковы формы воспитывающей деятельности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса? Цель исследования: выявить и рассмотреть эффективные формы воспитывающей деятельности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса. Объект исследования: социальное воспитание детей подросткового возраста в условиях воспитательной системы класса. Предмет исследования: формы воспитывающей деятельности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования: а) изучить и проанализировать научную, психолого – педагогическую и специальную литературу по данной проблеме; б) дать анализ теоретических аспектов социализации личности детей подросткового возраста в условиях воспитательной системы класса; в) показать особенности подросткового возраста, как первоосновы его социального воспитания; г) провести практическое исследование по эффективности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса. Гипотеза исследования: социализация подростков в условиях воспитательной системы класса будет успешным, если: - выявлены факторы, отрицательно и положительно влияющие на социализацию подростков; - существует разумная требовательность в осуществлении школьной и внешкольной деятельности учащихся; - общественная значимость труда как фактора социализации личности сочетается с личными интересами школьников с учётом использования различных форм и методов (беседа, занятие, экскурсия). Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; обобщение и система-тизация теоретического материала; вопросы для анкетирования детей подросткового возраста, имеющих отклонения в поведении; вопросы для беседы с классным руководителем; эксперимент. Опытно-экспериментальная база исследования: подростки 8 класса МОАУ СОШ № 12 города Орска, всего – 15 человек. Теоретическая основа исследования: - подходы к понятию «социализация» выделили Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс; в работах Ю.П. Истратова, И.С. Кона, Б.Д. Парыгина раскрывается происхождение термина «социализация» и ее механизмы, а также факторы, средства результат социализации [14; 20]; - изучением понятия социализации, её составляющих механизмов занимались такие учёные, как Г. М. Андреева, М. Макаров, А.В. Мудрик, К.В. Рубчевский, М.В. Шакурова и др. [8; 17]; - структура природы, происхождения и формы проявления трудного детства представлены в монографиях П. П. Блонского, В. П. Кащенко, Г. В. Мурашева; - Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, С. А. Беличева, А. С. Белкин, В. П. Кащенко, Л. М. Семенюк разработали методические указания по выявлению проблем и коррекции отклонений в поведении детей подросткового возраста; нравственно-правовой аспект девиаций разрабатывался в трудах Б. Н. Алмазова, А. И. Долгова, В. Д. Ермакова, Г. М. Миньковского; - сформулированы общие представления о воспитательной системе школы, ее структуре, основных характеристиках, закономерностях развития; воспитательная система школы охарактеризована как объект педагогического управления; даны характеристики разных типов воспитательных систем (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, A. M. Сидоркин и др.); - разработана концепция общешкольного коллектива как ядра воспитательной системы (М. Д. Виноградова, Н. С. Дежникова, А. Т. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, И. Б. Первин и др.); - изучены проблемы класса (Н. Л. Селиванова), клубных объединений (С. Л. Паладьев, В. В. Полукаров) в воспитательной системе школы, использования средового подхода в исследовании рассматриваемого нами феномена (Ю. С.Мануйлов) и др. - А. А. Катаева-Венгер, Д. К. Соколов, Д. В. Ярцев выделяют особенности подросткового возраста и процесса социализации в этот период. Научная новизна исследования заключается в том, что определены эффективные формы воспитывающей деятельности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса. Практическая значимость исследования: выявлена сущность процесса социализации личности подростка в условиях воспитательной системы класса, выводы и результаты могут использоваться в практике социального педагога, позволяют полнее понять особенности социализации подростков. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются пробле-ма, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, теорети-ческая основа исследования, его научная новизна и практическая значимость. В первой главе «Теоретические аспектысоциализации подростков в условиях воспитательной системы класса» рассматривается сущность понятия социализация; особенности подросткового возраста; воспитательная система класса как фактор социализации подростков. Во второй главе « В заключении сделаны выводы и обобщение. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет …страницу машинописного текста, …таблиц, …рисунка. Список литературы включает … наименования. Приложение содержит: Содержание
Введение Актуальность исследования. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе. Социальное формирование личности - это естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизне-деятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоя-тельно решать их в основном определяются его социальным развитием. Социализация - это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которые происходят во взаимодействии человека со стихийными относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Автором термина «социализация» является американский социолог Ф. Гиддингс. Тогда этот термин означал развитие характера индивида, подготовку человека к жизни в обществе. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремится сформировать человека в соответствии со своими идеалами. В то же время социализация имеет общие черты, схожие для всех обществ. Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л. С. Выготский, П. Л. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубенштейн, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, М. Каплан, Д. Р. Келли, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Д. Мунди, В. А. Сухомлинский и другие. Известно, что именно отрочество, подростковый возраст (от 11-12 до 14- 15 лет) является периодом наиболее интенсивного освоения окружающей социальной среды. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют [16]. Особенностью подросткового периода является развитие интереса и привязанности к другим людям, происходит расширение внесемейного социального общения, что приводит к усилению влияния социальной среды на развитие и воспитание подростков. Физическое развитие характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедея-тельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива. Компоненты воспитательной системы класса: индивидуально – групповой; ценностно – ориентированный» функционально – деятельный; пространственно – временной; диагностико – аналитический. Воспитать такого человека нелегко Н. И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать». В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и поэтому проблема становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер, так как выявлены следующие противоречия: слабое раскрытие индивидуальных особенностей каждого школьника, преобладание «безличного» подхода к учащимся;недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления; отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе; нетерпимость детей друг к другу, неумение трудиться на общее благо, эгоизм, дефицит общения, негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, в настоящее время существуют и мало исследованные области, одна из них - социальное воспитание подростков в условиях воспитательной системы класса. Все вышеизложенное предопределило выбор темы исследования: «Социализация подростков в условиях воспитательной системы класса». Все это делает тему нашего исследования весьма актуальной и поз-воляет сформулировать проблему исследования: каковы формы воспитывающей деятельности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса? Цель исследования: выявить и рассмотреть эффективные формы воспитывающей деятельности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса. Объект исследования: социальное воспитание детей подросткового возраста в условиях воспитательной системы класса. Предмет исследования: формы воспитывающей деятельности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования: а) изучить и проанализировать научную, психолого – педагогическую и специальную литературу по данной проблеме; б) дать анализ теоретических аспектов социализации личности детей подросткового возраста в условиях воспитательной системы класса; в) показать особенности подросткового возраста, как первоосновы его социального воспитания; г) провести практическое исследование по эффективности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса. Гипотеза исследования: социализация подростков в условиях воспитательной системы класса будет успешным, если: - выявлены факторы, отрицательно и положительно влияющие на социализацию подростков; - существует разумная требовательность в осуществлении школьной и внешкольной деятельности учащихся; - общественная значимость труда как фактора социализации личности сочетается с личными интересами школьников с учётом использования различных форм и методов (беседа, занятие, экскурсия). Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; обобщение и система-тизация теоретического материала; вопросы для анкетирования детей подросткового возраста, имеющих отклонения в поведении; вопросы для беседы с классным руководителем; эксперимент. Опытно-экспериментальная база исследования: подростки 8 класса МОАУ СОШ № 12 города Орска, всего – 15 человек. Теоретическая основа исследования: - подходы к понятию «социализация» выделили Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс; в работах Ю.П. Истратова, И.С. Кона, Б.Д. Парыгина раскрывается происхождение термина «социализация» и ее механизмы, а также факторы, средства результат социализации [14; 20]; - изучением понятия социализации, её составляющих механизмов занимались такие учёные, как Г. М. Андреева, М. Макаров, А.В. Мудрик, К.В. Рубчевский, М.В. Шакурова и др. [8; 17]; - структура природы, происхождения и формы проявления трудного детства представлены в монографиях П. П. Блонского, В. П. Кащенко, Г. В. Мурашева; - Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, С. А. Беличева, А. С. Белкин, В. П. Кащенко, Л. М. Семенюк разработали методические указания по выявлению проблем и коррекции отклонений в поведении детей подросткового возраста; нравственно-правовой аспект девиаций разрабатывался в трудах Б. Н. Алмазова, А. И. Долгова, В. Д. Ермакова, Г. М. Миньковского; - сформулированы общие представления о воспитательной системе школы, ее структуре, основных характеристиках, закономерностях развития; воспитательная система школы охарактеризована как объект педагогического управления; даны характеристики разных типов воспитательных систем (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, A. M. Сидоркин и др.); - разработана концепция общешкольного коллектива как ядра воспитательной системы (М. Д. Виноградова, Н. С. Дежникова, А. Т. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, И. Б. Первин и др.); - изучены проблемы класса (Н. Л. Селиванова), клубных объединений (С. Л. Паладьев, В. В. Полукаров) в воспитательной системе школы, использования средового подхода в исследовании рассматриваемого нами феномена (Ю. С.Мануйлов) и др. - А. А. Катаева-Венгер, Д. К. Соколов, Д. В. Ярцев выделяют особенности подросткового возраста и процесса социализации в этот период. Научная новизна исследования заключается в том, что определены эффективные формы воспитывающей деятельности процесса социализации подростков в условиях воспитательной системы класса. Практическая значимость исследования: выявлена сущность процесса социализации личности подростка в условиях воспитательной системы класса, выводы и результаты могут использоваться в практике социального педагога, позволяют полнее понять особенности социализации подростков. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются пробле-ма, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, теорети-ческая основа исследования, его научная новизна и практическая значимость. В первой главе «Теоретические аспектысоциализации подростков в условиях воспитательной системы класса» рассматривается сущность понятия социализация; особенности подросткового возраста; воспитательная система класса как фактор социализации подростков. Во второй главе « В заключении сделаны выводы и обобщение. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет …страницу машинописного текста, …таблиц, …рисунка. Список литературы включает … наименования. Приложение содержит: Положения, выносимые на защиту. 1. Социальное формирование личности - это естественный непрерывный процесс, от него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятель-ности. Воспитательная система класса и её социальная инфраструктура оказывает значимое влияние на социализацию подростков, формирование социокультурных образцов поведения. 2. Социализация подростков в условиях воспитательной системы класса будет успешным, если: выявлены факторы, отрицательно и положительно влияющие на социализацию подростков; существует разумная требовательность в осуществлении школьной и внешкольной деятельности учащихся; общественная значимость труда как фактора социализации личности сочетается с личными интересами школьников с учётом использования различных форм и методов (беседа, занятие, экскурсия).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.012 с.) |