Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация как форма социальной общности

Поиск

Организация – это всемерное явление, в состав которого входят: люди, оборудование, здания, деловые бумаги и т. д. Это явление живое, подвижное – люди работают, вступают в различные отношения: личные, управленческие, сотрудничества, официальные, властные и дружеские и т. п. Это явление иерархическое, в котором неизбежны отношения руководства и подчинения, распределения ролей как формальное – по выполняемым функциям, так и неформальное – лидерство, межличностные отношения и т. п.

Организация меняется во времени – рождается, развивается, обновляется или «загнивает» и «умирает», имеет прошлое, живет в настоящем и планирует будущее. Жизнь организации во многом предопределена средой. Нередко свои цели получает извне, вовне обращены и многие продукты ее деятельности, ее персонаж живет в окружающем мире. Она вынуждена чутко следить за своими отношениями со средой.

Все это создает для организации, ее руководителей, других работников многие трудности, напряжения, неблагоприятные последствия, новые требования, кризисы. Но отсюда же открываются и новые возможности для членов организации: профессионального и служебного продвижения, повышения заработка, реализации своих способностей, накопления опыта решения организационных проблем и т. д.

Обычно выделяют четыре аспекта изучения организаций:

- Строение организации – их целей, иерархии, состава, структуры, классификации организаций и т.д.

- Функционирование организаций – типы организационных отношений, поведение индивида в организации, взаимодействие социально-психологических и административных факторов, процессы принятия и осуществления решений и т. д.

- Управление в организациях – организационные процессы, отношения подчиненных и руководителей, стиль и методы руководства, управленческие решения и т. д.

- Развитие организаций – проектирование и сознание новых организаций, тенденции развития организаций, методы их преобразования, нововведения и т.п.

Мир организаций глубоко разделен. Организации с самого зарождения строятся как системы многомерные, состоящие из элементов разной природы, системы неравенства, сотрудничества и борьбы интересов.

Эта их разделенность создает постоянные линии противоречий, составляющие сущность устройства и динамики организаций, источник множества проблем – соотношения между личными и безличными факторами организаций, индивидуальным и общим в организации.

Первая линия противоречий возникает оттого, что организация не может рассмотреться только как коллектив – совокупность индивидов, малых групп и т.д. Наряду с межличностными» групповыми отношениями, в ней существуют и административная, (формальная) структура обезличенных связей и норм. Причем разделение это происходит на всех уровнях - на уровне индивида (личность и должность), отношений в коллективе (руководство и лидерство), групп (коллектив и подразделение) вплоть до организации как целого. Такое сквозное разделение на личностное и организационное создаст противоречие в организации, линии напряжения, что сказывается и на целях, и на отношениях управления - исполнения и на других сторонах ее жизнедеятельности. Это ключевое противоречие лежит в основе многих других внутриорганизационных проблем, ее необходимо учитывать при изучении социологии организаций.

Вторая линия означает, что при организации любого коллектива главная задача состоит в том, как объединить интересы всех членов вокруг целей организации на всех ее уровнях. История развития организаций и теорий управления ими знает немало поисков и заблуждений на этот счет. Индивиды приходят в организацию со своими интересами, и степень совпадения-расхождения их с должностными функциями, щелями подразделений и всей организации во многом определяет эффективность предприятия и учреждения. Взаимодействие индивидуального и общего пронизывает все организационные отношения и предопределяет многие другие, более частные проблемы. Этот вопрос возникает как в личностно-групповой сфере, так и в рамках безличной структуры организации. Что касается последней, то достаточно указать на постоянные трудности адаптации к множеству отдельных должностных обязанностей, предписываемых должностной инструкцией, одного исполнителя, который, как правило, лучше исполняет и хуже - другие. А это может сказаться на моральной атмосфере, и на результатах работы подразделения, а то и всего предприятия. Не случайно такое большое значение придается профподбору, тестированию, психологическому тренингу и другим способам адаптации личности в должности.

Департаментализация означает неизбежность «рассечения» организации на подразделения. Это делается через разложение организации на подразделения более частного характера. Это отделы, службы, лаборатории и т.д. В глазах работников подразделений их собственная цель выглядит важнее других, иногда возникает борьба за значимость ее за ресурсы, льготам и т.д.

Организация создается людьми для определенных общественных целей, именно в этом заключается сам смысл их существования как элемента общественной системы.

Отсюда следует, чем отчетливее организация будет осознавать себя элементом системы, тем более гармонично она впишется в нее, больше будет иметь перспектив; стратегические цели организаций должны включать в себя общественные цели или коррелироваться с ними; налаженное взаимодействие между организациями на основе таких целей - залог здоровья, продуктивной и эффективной жизнедеятельности общества.

Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последнее не только как объекта общественного воздействия; но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества. Будучи сама системой, организация имеет свою, относительно независимую от общества жизнь и, в частности, специфику деятельности, цели и интересы, социальный микроклимат, ролевое распределение.

Организация является основным звеном в отношениях между личностью и обществом, государством. Через них преломляются интересы индивида и общества, и образуется слой интересов, не совпадающий полностью ни с общественными, ни с личными. При рассмотрении взаимозависимости общества и организаций нельзя обойтись без учета типа общности, характера его развития исторических традиций и современного его состояния. Так, через любительские организации (рыболовов, коллекционеров и т.п.), граждане могут успешнее отстаивать свои интересы в кругах власти, а через партии проводить свои взгляды, идеалы, интересы. Государству тоже удобнее иметь дело с объединенными людьми, нежели со стихией массы.

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что организация относится к числу сверхсложных систем, состоит из элементов и подсистем разной природы (технические, правовые, психологические и т.п.), они многофункциональны, также производят продукцию, услуги, формируют человеками среду.

Используя системный подход на диалектической основе, можно посмотреть на одну и ту же организацию одновременно с трех сторон:

- организация создается как инструмент решения общественных задач» средство достижения целей. С этой точки зрения на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивы и стимулы персонала и т.д.

- организация складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С такой позиции организация выглядит как совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности, конфликтности и т.д.

- организация может быть рассмотрена как безличная структура связей и норм.

Предметом анализа организации в этом смысле выступают ее организационные связи, построенные иерархически, а также ее связи с внешней средой. Основные проблемы здесь - равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость и т.д. Конечно, все эти свойства организации имеют лишь относительную самостоятельность, между ними нет резких граней, они постоянно переходят одно в другое. Более того, любые элементы, процессы и проблема организации должны быть рассмотрены в каждом из этих трех измерений, т.к. они выступают в различных - качествах. Например, индивид в организации есть одновременно работник, личность и элемент системы. Организационное подразделение есть функциональная единица, малая группа и подсистема.

Организации являются наиболее распространенной формой трудовой кооперации людей, организованного группового поведения. От них во многом зависит эффективность производства, экономический потенциал общества. В организации реализуются производственные отношения, отношения власти, общения и т.д. Здесь содержатся значительные резервы социального прогресса. Общество в изобилии создает организации в качестве средства решения своих задач.

В то же время при всех своих преимуществах организации обладают известной ограниченностью, а имение - частностью решаемых задач, абсолютизацией собственных целей. Для преодоления возникающей здесь опасности «разбегания» целей создаются надорганизации, т.е. организации второго и более высокого уровней, занятые интеграцией уже не людей, а самих организаций нижних уровней. Общество превращается в единую и непрерывную организационную систему. Организационные структуры, нормы, границы являются важной составляющей среды, окружающей современного человека и во многом предопределяющей его жизнедеятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.008 с.)