Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика и прогнозирование социальных процессов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе движения нашего общества к социально ориентированной рыночной экономике решающее значение приобретает выработка научно обоснованной стратегии осуществления глубинных социально-экономических преобразований. Действенным инструментом управленческой деятельности в условиях крупномасштабных изменений во всех сферах общественной жизни и возрастающей в связи с этим неопределённости в развитии экономических, социальных и иных систем становится методология стратегического управления. Стратегическое управление обладает несколькими отличительными особенностями: 1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он завершается установкой общих направлений, продвижение которых обеспечит развитие и укрепление позиций социальной или экономической системы. 2. Сформулированная стратегия используется для разработки стратегических проектов и планов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание управляющей подсистемы на определённых секторах деятельности и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегической целью. 3. В процессе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой неполной информацией о различных альтернативах. 4. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи. 5. В процессе отбора проектов, связанных со стратегическим управлением, необходимо проводить различие между стратегией и ориентиром. Ориентиры представляют собой цель, которую стремится достичь управляемая подсистема, а стратегия – средство определения цели и путей её достижения. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не окажется таковой, если ориентиры системы изменились. 6. Стратегия и ориентиры взаимосвязаны как в отдельные моменты, так и на различных уровнях структурирования системы или организации. Например, параметры эффективности в один момент и в одних условиях будут служить фирме ориентирами, а в других – станут её стратегией. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри системы, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры. Из сказанного выше следует определение стратегического управления. Это процесс, направленный на осуществление миссии данной социальной системы (организации) на основе предвидения возможных изменений и будущих тенденций развития, формулирование её целей, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют добиваться поставленных целей. Процесс стратегического управления анализируется в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 144 – 153). Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимоувязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности. Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством достижения 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий – планов, предписаний, поручений, задаваемый управляемой системе её управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации – фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Чёткое согласование всех трёх компонентов этой функции – важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование – источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности. Вторая функция управления – административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, приём, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п. Управленческая деятельность неосуществима без выполнения информационно-аналитической функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчинённых ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включённых в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п., без чего невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач. Четвёртая функция управления – социальная, заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха. Пятая функция управленческой деятельности – прогнозирование, заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, в том числе её кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры. Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения. Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание определённых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических, моральных и иных рычагов, в первую очередь, с учётом необходимости оценки работы в соответствии с качеством, эффективностью и результатом. Восьмая функция управления – корректирующая деятельность управляемой системы, направленная на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы подразделений и звеньев данного объекта управления. Девятая функция управленческой деятельности – удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определённых пределах, обеспечивающее сохранение её целостности, качественной специфики и динамической устойчивости. Десятая функция управления – обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности. Одиннадцатая функция управленческой деятельности – осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие её элементов с помощью нормативного регулирования. Двенадцатая функция управленческой деятельности – создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации. Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранении и упрочении её качественной специфики и динамичного устойчивого развития. Четырнадцатая функция управления – повышение качества и эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности её деятельности. Оптимальное соотношение функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого взаимодействия. Сложная совокупность функций деятельности управляющей подсистемы описана в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 58-63). Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности. Управление всегда связано с решением определённой проблемной ситуации, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления, применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и её составных частей, возможные пути и средства разрешения. Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности в управлении, поскольку позволяет разработать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и её взаимодействий с окружающей социальной средой в её системности и целостности, но применяются при этом методы ряда научных дисциплин, например, социологии, психологии, кибернетики и др. Существенную роль в управленческой деятельности выполняет общенаучный метод моделирования, опирающийся на системный и комплексный подходы к управлению. В тории управления метод моделирования обычно осуществляется путём построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществляемых управленческих решений. Достаточно широко в управлении применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Это метод, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Общенаучные методы составляют в своей совокупности тот фундамент, на котором возводится многоуровневое и многогранное сооружение более конкретных, специфических методов, применяемых в теории и практике управления. Всё их многообразие может быть классифицировано по содержанию применяемых методов, их направленности и организационным формам. Методы управления подразделяются на 1) организационно-административные, основанные на директивных указаниях высших управленческих структур; 2) экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами; 3) социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме. Организационно-административное управление предполагает подчинение сотрудников распоряжениям вышестоящих начальников и управляющих органов. Оно обычно бывает трёх видов: 1. Вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима «сверху». 2. Пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений. 3. Осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с возможно максимальным результатом. Экономические методы управления ориентированы на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость этих методов возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода. К экономическим методам управления относятся: 1) система заработной платы и других форм материального поощрения работников; 2) система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы; 3) социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития. Более подробно содержание методов социального управления изложено в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 64-78). Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения принятых управленческих решений. В контексте использования в управленческой деятельности информация истолковывается как совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью её оптимизации. Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство и применение различных видов информации. Оно включает: а) производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.; б) сбор, отбор, оценку информации, необходимой для управления; в) аналитико-синтетическая переработку информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование); г) хранение и поиск информации; д) размножение и распространение информации, передачу её потребителю; е) использование информации; ж) контроль за эффективностью использования информации; Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она зависит также от масштаба и важности принимаемых решений, от количества и характера управляемых, регулируемых параметров, от количества вариантов возможного состояния и поведения управляемого объекта, от величины и разнообразия возмущающих управляемую систему внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования данной системы. Об этих аспектах информационного обеспечения управленческой деятельности идёт речь в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 117-128). Эффективное управление организациями и предприятиями требует осуществления диагностики состояния управляемой подсистемы и прогнозирования вариантов её развития с последующим выбором наиболее приемлемого, оптимального. Средства социологической диагностики направлены на оценку состояния социального объекта, включённого в целенаправленную организационную деятельность с целью решения вопроса о необходимости изменения его состояния или режима работы. Основное отличие социологической диагностики от традиционного социологического исследования состоит в том, что исследование всегда имеет целью получение нового знания об объекте, а диагностика – лишь описание состояния объекта и прогнозирование его поведения. Эта информация используется для выработки решения о необходимости воздействия на объект и направленности этого воздействия. Описание объекта ведётся в целом и при этом основная цель диагностики состоит в повышении эффективности изучаемого объекта. Этим и объясняется сфера применения социологической диагностики – сфера управления. Технология осуществления диагностики социальной организации, кроме её описания предполагает процедуру соотнесения реального состояния этой организации с «идеальным». Такой диагноз даёт нам возможность оценить степень отклонения организации от желаемого состояния, а значит и направление последующих преобразовательных воздействий. Социальное прогнозирование – это метод научного познания, позволяющий предвидеть будущее состояние социального объекта. Без такого предвидения невозможно принятие обоснованного, эффективного управленческого решения. Социальный прогноз носит вероятностный и альтернативный характер. Отличительной особенностью прогнозирования, как научного метода, является стремление дать количественную оценку перспектив развития объекта, предварительно выбрав из всего множества вариантов возможных изменений наиболее вероятностное. Цель прогнозирования состоит в том, чтобы на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть содержание ситуации, в которой окажется система. В теории управления прогноз определяется, как вероятностное, научно-обоснованное суждение относительно состояния ненаблюдаемого социального объекта в какой-то момент времени или возможных путей достижения такого состояния, определённого в качестве цели. Процедура прогнозирования включает в себя определение объекта прогноза; установление периода деятельности прогнозных оценок; выявление качественных характеристик, которые подлежат прогнозированию; анализ тенденций развития системы в целом; выделения факторов, оказывающих влияние на процесс развития; рассмотрение спектра возможностей развития; отбор наиболее обоснованных вариантов альтернатив; установление показателей прогноза. Социальное прогнозирование реализует следующие основные функции: - ориентирующая функция, т.к. определяются наиболее реалистические тенденции развития социального объекта; - нормативная функция, состоящая в определении основных социальных потребностей будущего объекта и возможностей их реализации; - предупредительная функция, которая призвана описать и проанализировать возможные негативные последствия изучаемых тенденций развития системы. Социальное прогнозирование классифицируется по времени упреждения: до года – оперативное прогнозирование; от 1 г. до 5 л. – краткосрочное прогнозирование; от 5 л. до 15 л. – среднесрочное; и свыше 15 л. – долгосрочный прогноз. Специфическими методами прогнозирования являются сложная экстраполяция, моделирование, эксперимент. Подробнее с этими методами можно ознакомиться в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 433-447).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.241 (0.011 с.) |