Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-педагогической технологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед специалистом стоит проблема - как обеспечить ее оптимальность и эффективность. Надо уметь выбрать именно ту социально-педагогическую технологию, которая в данной ситуации наиболее целесообразна, и главное, обеспечит высокую действенность ее реализации в работе с клиентом, группой. Исследователь В.П. Беспалько высказал следующую мысль: "Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала". Действительно, ни одна социально-педагогическая технология (апробированная и адаптированная в действии) не дает гарантии успеха: нужно искусство, мастерство исполнителя - социального педагога, чтобы добиться необходимого результата. Реализация социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Выбор социально-педагогической технологии представляет собой последовательный процесс деятельности социального педагога, направленный на отбор одной из них, позволяющей обеспечить достижение наиболее оптимального варианта решения. Позиция субъекта (социального педагога) в социально-педагогической работе во многом определяется его подготовкой, социальным опытом, мотивацией. Социально-педагогическая технология, выбранная для реализации в конкретной ситуации, ориентированна на достижение определенной (прогнозируемой) цели. Каждая цель нуждается в решении определенного круга задач и предполагает конкретное содержание социально-педагогической деятельности по ее достижению. Наиболее важной и ответственной является деятельность социального педагога на этапе выбора целевой технологии и ее практической реализации. Особенности деятельности социального педагога на этапе выбора целевой технологии. Изучение опыта деятельности социальных педагогов по выбору целевой технологии позволило выделить в ней основные функциональные этапы. Особенности деятельности социального педагога на каждом из этапов определяются многими факторами. Среди них наиболее существенными являются: - уровень профессионализма социального педагога; - особенности объекта и его социально-педагогической проблемы, которые требуют решения с помощью специалистов; - специфика самой социально-педагогической технологии и условий ее практической реализации; - профессиональная компетентность по каждому этапу деятельности социального педагога, его личный опыт социально-педагогической работы с определенной категорией людей по решению соответствующих социально-педагогических проблем; - мотивация деятельности социального педагога; - стиль его профессиональной деятельности. Представим наиболее общие особенности, характерные для основных этапов профессиональной деятельности социального педагога. Социально-педагогическая диагностика. Для социального педагога на этом этап е характерно: • стремление как можно лучше и полнее познать индивидуальность объекта социально-педагогической работы. Социального педагога интересует, в частности, информация: - о патологии, характерной для объекта: характер патологии и ее причины; динамика развития и проявления патологии на период работы с ним (прогрессирующая, стабильная, переменная и пр.); перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации; - об индивидуальном потенциале клиента, на который можно опираться в социально-педагогической работе с ним: потенциальные возможности в преодолении или снижении уровня патологии; компенсационные, коррекционные и прочие возможности клиента; индивидуальный позитивный потенциал личности объекта в целом; - об индивидуальных возможностях объекта в самосовершенствовании и преодолении своих социально-педагогических проблем: мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем; позитивный опыт самостоятельного решения тех или иных проблем; активность и настойчивость в работе над собой; - о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов; - об особенностях развития и воспитания в целом. • Стремление определить социально-педагогические возможности среды жизнедеятельности клиента: - осознаваемая или неосознаваемая позитивная и негативная роль среды в возникновении проблем клиента; - возможности повышения позитивной социально-педагогической роли среды в работе с клиентом; - участие в социально-педагогической работе с клиентом лиц из его непосредственного окружения. • Стремление определить социально-педагогические проблемы клиента, их иерархию и особенности влияния на клиента; • Стремление собрать необходимую первичную информацию для диагностической работы с клиентом и выявить ее источники. Опираясь на источники, социальный педагог собирает в каждом конфетном случае необходимую первичную - получить наиболее полную информацию, необходимую для постановки диагноза и обеспечения квалифицированной реализации последующих этапов общей социально-педагогической технологии работы с клиентом; - уточнить социально-педагогические проблемы клиента; - подготовить необходимую информацию для прогностической деятельности. В каждой ситуации такая информация может быть различна. Социально-педагогическое прогнозирование. Такая деятельность в каждом социально-педагогическом учреждении своя и в работе социального педагога индивидуальна. Ее назначение - выявить, что реально в данной ситуации можно решать на начальном этапе социально-педагогической работы с клиентом, т.е. определить прогнозируемую цель зоны ближайшего развития, педагогической реабилитации. Прогнозирование возможного социально-педагогического развития, воспитания человека - один из наиболее сложных этапов деятельности социального педагога. Особенности его определяются характером социально-педагогической проблемы, имеющимся материалом для прогнозирования, опытом специалиста в прогнозируемой деятельности. Результат прогнозирования в значительной степени основан, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности объекта, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социально-педагогической деятельности. В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный педагог) преимущественно пользуется наработками учреждения, в котором он работает, опытом старших коллег, а также данными учебных пособий о возможностях социально-педагогического решения проблем человека в зависимости от его индивидуальных отклонений, рекомендациями. Со временем, накапливая опыт в работе, апробируя различные технологии, он приобретает собственный социально-педагогический опыт, развивает интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности. Таким опытом прогностической деятельности обладал А.С. Макаренко. В работе с каждым воспитанником он старался прогнозировать его развитие и воспитание и, опираясь на него, направлял усилия своей воспитательной работы по формированию конкретной личности - инженера, педагога, артиста и т.д. По результатам прогностической деятельности социальный педагог делает выводы, которые включают: • описание перспектив возможного индивидуального, коррекционного раз • формулирование социально-педагогической проблемы клиента. В соответствии с данными прогноза возникает следующая задача- определение реальной цели социально-педагогической работы и способа ее реализации посредством целевой технологии. Выбор целевой социально-педагогической технологии. Анализ деятельности специалистов позволяет определить те сведения, которые необходимы ему для выбора наиболее оптимальной технологии для конкретной ситуации. К ним следует отнести: • прогнозный материал социально-педагогической работы с клиентом; • индивидуальные особенности клиента – данные диагностической работы, с ним; • варианты социально-педагогических технологий решения подобных проблем (банк технологий); • профессиональные особенности и возможности субъекта реализации технологии; • особенности условий реализации технологии. Социальный педагог на основе диагностико-прогнозного материала и в соответствии с личностным пониманием своей роли в социально-педагогической работе с клиентом, знанием индивидуальности объекта, своих педагогических возможностей, условий предстоящей деятельности определяет цель и задачи целевой технологии. Цель социально-педагогической технологии и процесса ее реализации показывает – к чему может стремиться социальный педагог в данной ситуации. Задачи – это то, что ему необходимо решить для ее достижения. Цель подразделяется на ближайшую и последующую. Ближайшая цель – это возможная зона ближайшего развития и воспитания. Она позволяет подготовиться для достижения малого, но реального и создать условия для целесообразного построения последующей деятельности по разработке способов достижения прогнозируемой цели социально-педагогической работы с клиентом. Каждая последующая цель предусматривает возможность более полного решения социально-педагогических проблем клиента. Разделение целей на ближайшую и последующие позволяет специалисту в большей степени индивидуализировать всю свою социально-педагогическую работу с конкретным человеком. Для этого специалист прибегает к социально-педагогическому моделированию. В случае если социальный педагог не может выбрать соответствующий ситуации вариант целевой технологии, ему предстоит либо корректировать имеющуюся у него технологию, либо разрабатывать новую. С приобретением опыта формируется и творческое отношение к выбору целевой технологии. Непосредственная подготовка к реализации выбранной целевой технологии. Такая подготовка включает: • анализ выбранной целевой технологии (способ практической деятельности по достижению цели); • выделение материальных, технических, методических и организационных • решение выделенных проблем подготовки целевой технологии; • согласование элементов целевой технологии по обеспечению их наиболее • апробацию некоторых методик, либо всей методики; • при необходимости внесение корректив в технологию практической деятельности; • планирование деятельности по времени, месту; • подготовку клиента к работе с ним; • постановку задач практической работы перед исполнителями. Для реализации выбранной целевой технологии специалисту необходимо иметь определенную информацию. К ней относятся: - сама технология с описанием ее материального, технологического, организационного и методического обеспечения; - профессиональные и методические возможности субъектов реализации целевой технологии; - подготовка объекта к реализации целевой технологии. Особенности непосредственной подготовки к реализации целевой технологии во многом определяются тем, где и кто ее осуществляет. При организации такой работы в специализированном учреждении этим занимаются специально подготовленные люди. Как правило, проводится дифференциация деятельности, и каждый специалист выполняет свой блок работы. Такой подход свидетельствует о высоком уровне специализации учреждения. Чаще всего социальному педагогу всю непосредственную работу по подготовке к практической деятельности приходится брать на себя. Опираясь, наличный опыт, знание объекта целевой технологии, он готовит все необходимое для ее практической реализации, проверяет готовность, апробирует и приступает к практической деятельности. Особенности деятельности социального педагога по реализации целевой социально-педагогической технологии. Реализация целевой технологии во многом определяется индивидуальным стилем профессиональной деятельности специалиста. Именно в индивидуальном стиле проявляется то особенное, что характерно для каждой личности профессионала - искусство социально-педагогической работы. Это искусство проявляется во всем: в отношении к клиенту, к своей профессиональной деятельности, к самому себе, своему поведению, действиям и поступкам, в педагогической деятельности и ее результатах. Каждый подэтап реализационной деятельности социального педагога предусматривает достижение определенных (планируемых) результатов, которые отличаются содержанием, объемом и количественно-качественными показателями. Именно ради этих результатов и проводилась вся предшествующая работа (выбор технологии и непосредственная подготовка к практической работе по ее реализации). Реализационная деятельность социального педагога включает ряд этапов, каждый из которых имеет свою частную цель и решает соответствующие задачи: последовательное выполнение заданий, мероприятий, оценка их действенности, уточнение последующей цели и задач, методики их реализации. Важнейшей задачей социально-педагогической работы с клиентом выступает постепенное вовлечение клиента в активную самостоятельную работу над собой. Только сам человек, втягиваясь в ту или иную целесообразную деятельность, активизирует свое направленное, индивидуальное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание. Поэтому основное усилие педагогической деятельности социальный педагог направляет на то, чтобы превратить клиента в субъекта самосовершенствования. С этой целью социальный педагог, начиная работу с клиентом, помогает ему овладеть навыками ее самостоятельного выполнения и в последующем поддерживает его, подсказывает и корректирует его работу над собой. Такая деятельность социального педагога называется социально-педагогическим патронированием. Патронаж (от франц. - покровительство) - это система обслуживания человека в определенных условиях в профилактических целях. Социально-педагогическое патронирование - это система социально-педагогической помощи и поддержки человека, направленная на предупреждение осложнений, рецидивных проявлений в процессе активной работы по преодолению социально-педагогических проблем, а также на укрепление и дальнейшее развитие у него навыков социально-педагогической работы над собой. Эффективность социально-педагогического процесса во многом зависит от деятельности социального педагога по анализу, оценке и своевременной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении. Каждый компонент деятельности требует оценки результативности. Действуя и одновременно анализируя, что и как сделано, каков получаемый результат, специалист определяет направленность последующей деятельности, при необходимости корректирует ее, отчего-то отказывается, что-то повторяет и т. д. Такой подход позволяет добиваться большей индивидуализации технологии социально-педагогической работы с клиентом. Отсутствие оценки или небрежное отношение к ней часто ведет к неадекватности результата социально-педагогической деятельности. Социальный педагог в этом случае не может ни спрогнозировать результат, ни предусмотреть его негативные последствия. Нередко в подобных ситуациях (при появлении отрицательного результата) специалист винит кого угодно, но только не себя. Оценочная деятельность в них сводится к минимуму, либо проводится по искаженным критериям и показателям, что и определяет их позитивное отношение к педагогически неправильной работе с детьми. Реализация социально-педагогической технологии имеет большое значение и для объекта, и для субъекта. Для объекта - это решение его социально-педагогической проблемы, для субъекта (социального педагога) - помощь в достижении цели. Одновременно с этим социальный педагог приобретает опыт социально-педагогической деятельности в работе с данным объектом, что позволяет ему постепенно достигать более высокого результата. Приобретенный опыт позволяет ему также переходить к более сложным целевым технологиям, добиваться совершенства в социально-педагогической работе с различными типами клиентов. В обратном случае (при недостаточном решении стоящих перед социальным педагогом задач в процессе социально-педагогической работы с клиентом) возможны несколько вариантов продолжения деятельности со стороны социального педагога: а) старается добиться результата, не считаясь с интересами и индивидуальными возможностями личности, что может привести к резко отрицательным последствиям, к ее дальнейшей деформации; б) сваливает вину на объект, старается убедить себя и других, что в данном случае все напрасно и клиенту нужны другие меры воздействия. По существу, он формирует у объекта и его непосредственного окружения чувство безысходности, что является особенно опасным в работе специалиста. Клиент может разу вериться в возможности преодоления социально-педагогических проблем; в) теряет уверенность в себе, всю их силах; г) разочаровывается в профессиональной деятельности и старается при первой же возможности сменить ее. В противном случае профессиональная деятельность социального педагога становится проблематичной, а его активность порой даже опасной для клиента. В подобных ситуациях особенно ярко проявляются возможности профессиональной деформации личности самого социального педагога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.01 с.) |