Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика и технология работы социального педагога с неблагополучными семьямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В работе с семьей социальный педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка. Семьи относятся к неблагополучным, если не могут обеспечить безопасного, обеспечивающего постоянный уход за ребенком окружения. Такие семьи привыкли жить в ситуации кризиса и не имеют мотивации к изменениям в лучшую сторону. Под неблагополучными семьями понимаются семьи, в которых наблюдаются социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих и т.д. Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения: – не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече, консультации со специалистом; – не способны говорить связно ни о себе, ни о других; – подозрительны к людям, недоверчивы; – обладают низким уровнем знаний и практических умений по воспитанию ребенка; – несостоятельны в жизни и непрактичны; – постоянно испытывают нужду в чем-либо; – присутствует состояние озлобленности с проявлениями насилия, жестокости, агрессии, причинения физического вреда. Неблагополучные семьи можно разделить на три группы: 1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительные проявления и находящиеся на начальной стадии неблагополучия. 2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. 3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. Возможна и следующая классификация неблагополучных семей: – по количеству родителей (полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновитей); – по количеству детей (малодетная, многодетная, бездетная); – по материальному благополучию (малообеспеченная, среднеобеспеченная. хорошо обеспеченная); – по социальным проблемам (безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, алкогольная, дезадаптивная, педагогически несостоятельная и т.п.). Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы. Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства. Выявление семей, нуждающихся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше, чтобы ребенок не приобретал опыт асоциального поведения. Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и др. В окружении ребенок часто сталкивается с непониманием окружающих и оказывается в изоляции. Виды помощи неблагополучным семьям: 1. Дневное пребывание детей. Такая форма применима тогда, когда ребенок продолжает жить с родителями в неблагополучной семье, но 2-4 раза в неделю ребенок приходит в Центр дневного пребывания. Родители также приглашаются и могут присутствовать во время работы с детьми. Наблюдая за деятельностью специалистов, они могут учиться тому, как воспитывать детей. 2. Кризисное помещение детей на время (от 24 часов до 3-х месяцев) в специальное социально-педагогическое учреждение. Это происходит в тех случаях, когда ребенку грозит опасность. 3. Прямое включение специалиста в семью. Социальный педагог идет в семью, примерно на 1,5 часа, и все записывает или снимает на видеопленку. Или два специалиста идут в семью, где один проводит работу, а другой подробно записывает и наблюдает все, что происходит. Потом идет обсуждение, что было положительным во взаимоотношениях специалиста с детьми и родителями. Достоинство такой работы, что ни ребенок, ни родители не выводятся из своей привычной среды. 4. Оказание помощи в ближайшем окружении. Социальный педагог изучает все связи семьи с обществом, находит референтных лиц, дружеские связи, восстанавливает родственные отношения неблагополучной семьи и через них строит свои взаимоотношения с нею. Все перечисленные виды помощи индивидуальны, их надо подбирать учитывая особенности семьи. Можно использовать и другие формы работы: содружество матерей или семей по месту жительства, собрания по обмену опытом воспитания детей. Эффективным видом помощи самым тяжелым семьям (алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, криминальных элементов и пр.) является работа команды специалистов. В нее входят: социальный педагог, психолог, нарколог, психиатр, юрист, представители школы, органов социальной защиты, полиции и др. До начала работы команды социальный педагог несколько раз встречается с семьей, подготавливает её для встречи с командой специалистов. Только после согласия семьи на совместную работу подписывается соглашение и проводится первая встреча, на которой определяются рамки предстоящей работы. Далее намечается план работы, где каждый представитель команды определяет рамки своей деятельности. Социальный педагог координирует деятельность специалистов. Главная задача команды – сделать все возможное, чтобы ребенка не забрали из семьи. Успех усилий команды будет зависеть от её способностей сотрудничать, оценивать ситуацию, достигать договоренности с семьей. Процесс сотрудничества с семьей включает в себя: – изучение обращений за помощью; – обследование квартиры и условий проживания; – выяснение общих проблем семьи, её особенностей; – наблюдение за ответными реакциями родителей (молчат, рассказывают, ссорятся, агрессия, не доверяют и т.д.); – знакомство с теми, кто уже помогает данной семье в настоящее время; – влияние имевших место изъятий из семьи; – изучение прошлого семьи; – изучение особенностей личности членов семьи. Приходя в дом, социальный педагог попадает во владения семьи, в её «крепость». Поэтому важно иметь разрешение для прихода в семью. Сотрудничество на дому позволяет членам семьи прямо или косвенно поделиться с профессионалом некоторыми подходами к воспитанию ребенка и отношением к нему. Во время визита специалист задает однотипные вопросы всем членам семьи, позволяя им обмениваться информацией. Нужно избегать сосредоточения всех усилий на ком-то одном, а также давления на семью. Первый визит дает возможность специалисту определить отношения между ним и её членами, а также то, насколько семья активна в решении своих проблем. Начальный этап работы с проблемной семьей включает не только собеседование, но и приглашение к сотрудничеству. В конце визита необходимо поделиться своими впечатлениями, оценить трудности, выразить надежду на то, что все можно изменить в лучшую сторону. Принципы включения семьи в работу по решению проблем: – координация действий социального педагога со всеми заинтересованными службами и организациями; все заинтересованные ведомства должны хотя бы один раз в квартал встречаться для обсуждения проблем неблагополучной семьи, для проверки результативности предложенных усилий и для дальнейшей координации работы; – контакт с семьей обязателен и является основой для изменения её жизни; – приоритетным должно являться соблюдение интересов ребенка; – защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, право знать своих родителей, право на совместное с ними проживание; – отмечать положительные моменты в поведении и действиях членов семьи; выявлять положительные и отрицательные взаимоотношения семьи с друзьями и родственниками, укреплять положительные; – избегать давления на членов семьи; подчеркивать право семьи на выбор, помогая сделать его; при таком подходе члены семьи понимают, что социальный педагог уважает их усилия. Часто социальному педагогу трудно оценить, есть ли какие-то результаты работы с семьей. Это можно определить по следующим показателям: – уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.; – восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу; – уменьшились случаи употребления алкоголя; – решены прочие, специфические для семьи проблемы; – улучшены бытовые условия и др. Работа социального педагога с малообеспеченными семьями включает: – выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния, потребностей, специфики воспитания детей, внутрисемейных отношений; – оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.д.; – направление в случае необходимости в службу психологической помощи; – организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории; – оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы по переквалификации или для профессионального обучения; – трудоустройство несовершеннолетних; – оказание содействие в организации совместного досугового общения. Работа социального педагога с безработными семьями включает: – выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния, потребностей, проблем, внутрисемейных отношений, проектирование возможной помощи; – оказание организационно-юридической помощи; – психологическая поддержка, направление в случае необходимости в службу психологической помощи; – организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории; – оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы по переквалификации или для профессионального обучения; – помощь в получении различных видов материальной помощи; – информационная и организационно-посредническая помощь; – социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей. Работа социального педагога с многодетными семьями включает: – выявление и учет таких семей; – изучение состояния, потребностей, проблем, внутрисемейных отношений, проектирование возможной помощи; – предоставление информации о пособиях и социальных льгот; – оказание помощи членам семьи в трудоустройстве, контактах с руководителями предприятий, общественными организациями; – помощь в решении проблем женщины-матери (психологическая поддержка); – социальный патронаж детей, контроль успеваемости, межличностных отношений; – контроль использования выделенной детям материальной помощи; – организация благотворительных акций в пользу поддержки многодетных семей. Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями: 1 этап. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. Социальный педагог должен осознать существующие в семье проблемы. Важно понять, почему семья не хочет перемен. Социальный педагог должен видеть не только то, чего не делают родители, но и то, к чему они прикладывают усилия. 2 этап. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический диспансер, отделение полиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д. 3 этап. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка. 4 этап. Ознакомительная беседа с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в образовательном учреждении. Выясняются детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Выводы делаются на основе прямых ответов на вопросы, визуального наблюдения. Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, уклонение от ответов на определенные темы, первичная реакция при упоминании конкретных членов семьи. 5 этап. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Рекомендуется организовать её за пределами места проживания семьи. Официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы при разговоре. Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только социального педагога, но и психолога или классного руководителя. Известно, что родители из семей группы риска склонны в подобных случаях к непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Лучше составить план предстоящего разговора и подготовиться к нему. Главная цель встречи с родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка и решить вопрос о необходимости его изъятия из семьи или возможности оставить в ней при последующей реабилитационной работе с родителями. В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работает социальный педагог. Затем социальный педагог формулирует цель беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей (она может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и др.). В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы: – позволяет ли атмосфера семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями? – какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность её качественных изменений в лучшую сторону? – какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их сформировать в процессе реабилитационной работы? 6 этап. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждении комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии может присутствовать обсуждаемая семья. Её стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор (заинтересованность в судьбе ребенка и желание родителей сохранить его в семье). 7 этап. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне её начинается работа по определению восстановительных потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы. 8 этап. Посещение социальным педагогом семьи в месте её проживания. Трудность часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют свое право не неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом. Иногда приходиться использовать силовые методы и повторить визит с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако это сокращает возможность доверительного контакта в дальнейшей работе. Поэтому рекомендуется использовать этот прием в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Задача социального педагога – демонстрируя миролюбие, терпимость убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача – не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Обследуя жилье семьи следует получить ответы на ряд вопросов (социальные показатели семьи): санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность одеждой, наличие у ребенка собственной постели, своего уголка, своей комнаты и др.). Одновременно можно наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами, так и между родителями и детьми. Представляет интерес определение стиля супружеских отношений (демократический, авторитарный, насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на проводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать друг друга и т.п. Важно обратить внимание на особенности поведения ребенка в присутствии родителей (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе с социальным педагогом наедине и при родителях и т.п.). 9 этап. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет сделать выводы, необходимые для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Семья должна быть поставлена в известность о методах, которые будут применяться в работе (видеозапись. Психологических. Медицинских и др. Применение их без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека. Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует о стремлении сохранить ребенка в семье. Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизацию, предлагается заключение совместного соглашения. Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Расписываются права и обязанности сторон. Достоинством соглашения является участие в нем семьи ребенка, берущей на себя определенные обязательства, несущей ответственность. Достигается добровольная включенность семьи в процесс собственной реабилитации. С другой стороны подписание его родителями означает признание ими в семье проблем, требуемых решение. 10 этап. Социальный педагог ищет помощи в окружении семьи. Семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения. Социальный педагог должен рассматривать все сохранившиеся отношения, восстановить старые. Найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать ребенка, через него на родителей и всех членов семьи. Специалисты, работающие с кризисными семьями, более глубоко переживают, все, что происходит в такой семье. Но это не значит, что надо брать на себя роль воспитателя вместо родителей, наоборот, внимание взрослых надо направлять развитие у них навыков, которые есть, активизировать возможности в воспитании своих детей. Рекомендуется применять практику совместного соглашения между органами опеки и семьей. В нем констатируются внутренние проблемы семьи; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы социального педагога с семьей. В соглашении устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Схематично структура соглашения выглядит следующим образом: 1) причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи; 2) цель совместных действий сторон; 3) срок действия соглашения; 4) обязанности сторон; 5) права сторон; 6) процедуры совместных действий; 7) оценка эффективности проведенной работы. Диагностика семьи – один из ведущих элементов деятельности социального педагога. Необходимо переходить от единичных процедур к социально-педагогическому мониторингу. Это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения, анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье. Принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность, оперативность. Социальный педагог должен принимать во внимание все подсистемы семьи. Могут составляться «карта семьи», «паспорт семьи». В отличие от карты паспорт не предполагает регулярного обновления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.173 (0.01 с.) |