СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Специализация как часть специальности

Специализация является частью специальности: это разделение труда по видам и формам. Под специализацией понимают также приобретение специальных знаний в определенной области.

Студент высшего учебного заведения, обучаясь по специальности «социальная педагогика», приобретает квалификацию «социальный педагог». При этом подготовка будущих специалистов ведется с учетом определенной специализации. Перечень специализаций, состоящий из 30 наименований, зарегистрирован Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования и опубликован в Сборнике учебно-методических материалов (приказы Минобразования России, справочные материалы по учебно-методическим объединениям, специализации по специальностям высшего профессионального образования). — М., 2002 (см. Документы и материалы к главе 4).

Все зарегистрированные в нашей стране специальности, включая и педагогические, имеют свой код, «Социальной педагогике» присвоен код 031300. По новой классификации специальностей подготовки дипломированных специалистов, введенной Министерством труда 1 февраля 2004 г., «Социальной педагогике» присвоен код 050711.

Современная литература предлагает разные варианты классификаций специализаций социального педагога. По одним за основу деления принимается его место работы, по другим — определенная категория людей, находящаяся в сфере его деятельности.

Государственный стандарт высшего профессионального образования рекомендует в выделении специализаций социального педагога учитывать такие основания, как категория детей (одаренные, педагогически запущенные и др.); цели деятельности (коррекционная, социальная изоляция, воспитательная работа в семье, организация детских и молодежных объединений и т.д.); виды социальных институтов и др.

Например, классификация Ю.Г. Грибановой учитывает профиль деятельности социального педагога (семейный социальный педагог; социальный педагог — руководитель детских организаций (с.117) и объединений; социальный педагог-этнолог; социальный педагог-валеолог; социальный педагог-эколог; социальный педагог-аниматор); отдельные категории населения, на работу с которыми сориентирован социальный педагог (работа с сиротами, инвалидами, наркозависимыми и т.д.); обостряющиеся проблемы (детская проституция, беспризорность, детская дезадаптация, родительская жестокость и др.); возрастная группа, с которой работает социальный педагог (дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые и др.); место работы социального педагога (учреждения образования, здравоохранения, исправления и т.д.).

В основе классификации М. А. Галагузовой, М. Ф. Черкасовой — административный, возрастной, проблемный и деятельностный критерии (см. Документы и материалы к главе 4). Административный критерий учитывает систему учреждений, в которых работает социальный педагог, и их ведомственную принадлежность. По возрастному критерию выделяются группы, с которыми работает социальный педагог (дошкольники, школьники, молодежь). Проблемный критерий дифференцирует особенности какой-либо категории детей (дети с физическими, физиологическими и психологическими недостатками, «социальные сироты», дети с девиантным или делинквентным поведением и т.д.). Деятельностный критерий характеризует виды деятельности социального педагога (защита, профилактика, адаптация, коррекция, реабилитация и др.).

На основе такого подхода в литературе представлены следующие специализации социального педагога: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования; в физкультурно-оздоровительных учреждениях; в детских общественных объединениях; социально-педагогическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, интеллекта и т.д.

В словаре по социальной педагогике (под ред. Л. В. Мардахаева) отмечены следующие специализации, сложившиеся в 1990-х гг. в России: социальный педагог — организатор социально-педагогической работы с детьми и подростками; социальный педагог образовательного учреждения; социальный педагог специального образовательного учреждения; социальный педагог — консультант семьи, подростков; социальный педагог дополнительного образования; социальный педагог социальной сферы; социальный педагог учреждения коррекционного (реабилитационного) учреждения; социальный педагог-воспитатель (педагог-воспитатель); социальный педагог—организатор культурно-досуговой деятельности (менеджер досуговой сферы); социальный педагог—организатор культурно-досуговой (физкультурно-оздоровительной) работы по месту жительства; социальный педагог—организатор (с.118) физкультурно-оздоровительной работы (менеджер физкультурно-оздоровительной работы); социальный педагог исправительного учреждения.

В нем приведены также «подспециализации» специализаций. Например, социальный педагог образовательного учреждения (школы) может быть организатором внешкольной работы (классный воспитатель), досуга; педагогом-психологом; социологом; социальным работником; социальным педагогом-методистом; социальным педагогом дополнительного образования. Некоторые высшие профессиональные образовательные учреждения вводят свои специализации социального педагога, обосновывая их особенностями региона.

Рассмотрим наиболее распространенные в социальной педагогике специализации.

 

Семейный социальный педагог

Семья — это основанная на браке группа живущих вместе близких родственников. Она играет важную роль в становлении личности подрастающего человека. В семье ребенок получает представления о жизненных целях и ценностях, в семейной атмосфере у него вырабатываются критерии и привычки достойного поведения.

Переходный период в России, сопровождающийся сложными нестабильными процессами, затронул и семью. Ее социальный статус начал стремительно снижаться. Многие семьи живут ниже уровня бедности. Особенно тяжело многодетным и неполным семьям. Кризис семьи порой приводит к социальному сиротству. В сложившихся социально-экономических условиях остро требуется помощь семье, особенно детям. Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет семейный социальный педагог.

Основными принципами деятельности этого специалиста являются: гуманный, личностно-деятельностный, культурологический подход; целостность жизнедеятельности и воспитания; развивающее общение; сочетание терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье; учет новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечение допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; милосердие (Лодкина Т. В., 2003). Эффективность деятельности семейного социального педагога во многом зависит от реализации этих принципов.

Профессиональная деятельность семейного социального педагога включает в себя следующие направления: работа с семьей, в (с.119) том числе психолого-педагогическая диагностика проблем и трудностей конкретной семьи, а также необходимая помощь по установлению в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества; психолого-педагогическое просвещение родителей; помощь трудному ребенку, подростку в адаптации в обществе; профилактическая работа совместно с родителями, общественностью, ученическим коллективом и самим подростком.

Важнейшая функция семейного социального педагога — консультирование, помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с различными категориями детей, социально-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности родителей, повышение их социально-педагогической культуры, социально-педагогическое консультирование детей, консультационная помощь семье в разрешении внутрисемейных конфликтов и др.

В квалификационной характеристике социального педагога по работе с семьей (см. Документы и материалы к главе 4) подчеркивается, что семейный социальный педагог влияет на формирование нравственно и физически здоровых отношений в семье, соседском окружении, среди детей и взрослых, в школьно-семейном воспитании. Предметом его особой заботы становятся семьи, в которых происходят межличностные и внутрисемейные конфликты, отмечаются нарушения норм поведения, а также лица, нуждающиеся в опеке и попечительстве.

Семейный социальный педагог должен знать тенденции развития современной семьи, проблемы и трудности семейного воспитания, этику и психологию семейной жизни; специфику работы в социальной среде, школе, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т.д.; владеть основами российского законодательства, методами работы с семьей и педагогически запущенными подростками, способами оказания им помощи и поддержки.

Защита прав ребенка и представление его интересов — важнейшее направление деятельности такого специалиста. Охранно-защитная функция социального педагога реализуется в заботе о детях, оставшихся без попечения родителей, она находит выражение в таких формах устройства детей, как опека и попечительство (передача несовершеннолетних в возрасте до 14 лет на воспитание в семью опекуна или попечителя), а также усыновление приемными родителями. К институту приемной семьи относят и детские дома семейного типа. В задачи социального семейного педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке необходимых для этого документов.

В ряде случаев социальный педагог по работе с семьей принимает участие в процедуре инициирования и сбора материалов к ограничению или лишению родительских прав; в деятельности по защите имущественных прав несовершеннолетнего.

(с.120) Некоторые специалисты (Овчарова Р. В., 2001) выделяют модели помощи современной семье.

Педагогическая модель — восполнение социальным педагогом недостатка педагогической компетентности родителей. Социальная модель — разрешение семейных трудностей в результате неблагоприятных жизненных обстоятельств. Психологическая модель — практическая помощь ребенку в преодолении психологических барьеров в области общения, разрешение трудностей, связанных с личностными особенностями членов семьи. Объектом диагностической модели является семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение позволяет принять правильное решение относительно оказания помощи таким семьям. Медицинская модель помощи семье применяется в таких ситуациях, когда в основе семейных трудностей лежат болезни одного из ее членов.

Свои особенности имеет практическая работа социального педагога с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Социально-педагогическая работа осуществляется поэтапно: на диагностико-конструктивном этапе проводится тщательный анализ проблем и проектируется социально-педагогический процесс в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, отбираются специфические средства и методы реабилитации в ней в соответствии с общими целями воспитания; на организационном этапе социальный педагог проводит с родителями специальные занятия, игры, отрабатывает режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. На заключительном, коммуникативном, этапе социальный педагог способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, освоению специфических средств общения.

Основными критериями результативности деятельности социального педагога семейного типа является рост психолого-педагогической культуры семьи и степень ее защищенности в социуме. Целенаправленная система деятельности специалиста в таких семьях не только повышает уровень развития ребенка, но и нивелирует негативные переживания родителей, способствует укреплению взаимоотношений между родственниками.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.032 с.)