Социум, ближайшее окружение человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социум, ближайшее окружение человека



В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова под сферой понимается область, пределы распространения чего-нибудь: сфера деятельности, сфера влияния. Именно в этом смысле мы и говорим о сфере деятельности социального педагога.

Основной сферой деятельности социального педагога является социум. Социум (от лат. socium — общее, совместное) — большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры.

Действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформальные группы жителей, определяется как микросоциум (А.В. Мудрик).

В сельских поселениях, поселках, малых городах его границы, как правило, совпадают с границами конкретного поселения. В средних и крупных городах микросоциум ограничивают двором, кварталом, микрорайоном.

Микросоциум обладает рядом характеристик, которые должен учитывать в своей деятельности социальный педагог. В частности выделяют пространственные, архитектурно-планировочные и другие характеристики конкретного социума, которые во многом определяют функциональную структуру пространства микросоциума (наличие или отсутствие мест для игр детей, возможностей для времяпрепровождения небольших групп населения и т.д.).

Социальному педагогу следует учитывать в своей деятельности демографическую особенность микросоциума: этническую однородность или неоднородность; профессиональный и половозрастной состав; состав семей и т. д.

Важнейшей характеристикой микросоциума является также сложившийся в нем социально-психологический климат, наличие воспитательного пространства, которое является следствием специальной организаторской работы социальных (с.86) педагогов и работников, инициативных групп жителей, представителей муниципальных органов власти и управления. При активном участии социальных педагогов большую работу в микросоциуме осуществляет территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Значительное место в деятельности социального педагога занимает работа в составе социально-педагогических служб, которые функционируют в микросоциуме. Как правило, они имеют свой бюджет, своих штатных работников различного профиля, включая социального педагога.

Основными функциями такой службы являются: диагностика ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий; интеграция воспитательных возможностей всех позитивных сил сообщества; развитие культурно-досуговой инфраструктуры; стимулирование, поддержка и развитие детских, молодежных и взрослых инициатив по созданию клубных объединений и самодеятельных организаций; улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресная забота о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношества; оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней; психолого-педагогическая помощь в профессиональной ориентации, адресная помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда; работа с социально-ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическая и медицинская помощь проблемным и неполным семьям, забота о детях из подобных семей; профилактика и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме; профилактика и коррекция противоправного и саморазрушительного поведения; социально-психологическая реабилитация социально-ущербных жителей, а также лиц, отбывших наказание, и т.д.

Созданию комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме способствует деятельность социально-педагогических комплексов, которые представляют собой разветвленную сеть воспитательно-образовательных учреждений, территориальных объединений, служб помощи семье и детству.

Наряду с общим образованием дети и подростки получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы, таким образом, включают не только общеобразовательные, но и музыкальные, художественные, спортивные школы, другие детские творческие объединения, а также муниципальные службы помощи семье и детству.

 

§ 2. Социально-педагогические учреждения системы образования

(с.87) Важнейшим традиционным учреждением системы образования является общеобразовательная школа. Закон РФ «Об образовании» определяет введение в ней должности социального педагога.

Как правило, его статус и должностные обязанности закреплены «Положением о социальном педагоге школы» (см. Документы и материалы к главе 2). Основная цель деятельности такого специалиста в образовательном учреждении заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организовывать деятельность педагогического коллектива школы и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

В современных условиях решение социальных проблем подрастающего поколения рассматривается прежде всего в аспекте охраны и защиты прав детей. Поэтому основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав учащихся, а также создание нормативных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом.

В соответствии с этим социальный педагог уделяет внимание разработке и реализации социальных проектов и программ школы. Он способствует также устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из неблагополучных семей и слоев общества; обеспечивает защиту прав детей в образовательном процессе; устанавливает связи с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами для координации совместных усилий с целью защиты прав и интересов каждого ребенка и т.д.

Более конкретные обязанности социального педагога определены тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования.

Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива, поэтому он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Социальному педагогу выделяется отдельное помещение. Он обеспечивается канцелярскими товарами, сейфами для хранения личных дел, оргтехникой и средствами на транспортные расходы.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты решаются в соответствии с действующим законодательством.

Система образования в нашей стране включает в себя особые образовательные учреждения интернатного типа. К ним относятся детские дома и школы-интернаты. Важно учитывать, что они не только выполняют образовательно-воспитательные функции, но и (с.88) способствуют нормальной социализации ребенка, обеспечивают правовую, психологическую защищенность воспитанников. Важную роль в этой деятельности призван играть и социальный педагог.

В этом случае в круг его функциональных обязанностей входит формирование гуманных отношений к воспитанникам со стороны всех работников образовательного учреждения, охрана и защита их здоровья, прав и интересов; выявление и изучение интересов и потребностей ребенка, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в их социальном поведении и адаптации; организация и координация различных видов социальной деятельности воспитанников; социально-педагогическая поддержка детей в процессе их социализации; взаимодействие с педагогами, психологом, опекунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании помощи воспитанникам.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

Совместно с сотрудниками социальных служб ведут работу, связанную с трудоустройством выпускников, обеспечением их жильем, пособиями, пенсиями и льготами. Деятельность социального педагога строится в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое утверждено постановлением Правительства РФ 01.06.1995 г.

Большие возможности для успешной социализации личности ребенка имеют учреждения дополнительного образования. Их деятельность строится на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе. Эффективность такой работы во многом зависит от умелого руководства специалистом — социальным педагогом.

В числе основных задач социального педагога — организация деятельности по социальной защите детей и подростков: предоставление бесплатных образовательных, досуговых и других услуг, допрофессиональная подготовка и трудоустройство, выплата стипендий одаренным детям за счет дополнительных источников финансирования и т. д.

По мнению специалистов, уровень организации и управления, содержание и формы работы учреждений дополнительного образования позволяют им взять себя на роль социально-образовательных комплексов, которые получают все большее распространение в социально-педагогической практике России.

Важное место в системе образования занимает специальное обучение детей со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, (с.89) эмоционально-волевой сфер, ограничивающими возможности их жизнедеятельности, социализации и полноценной жизни в обществе.

Наряду со школьным обучением таких детей в специальных образовательных учреждениях важно включить каждого ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальную среду, подготовить его к возможно более самостоятельной и независимой жизни в обществе. Успех такой работы обеспечивают знания, опыт и профессиональные умения социального педагога. Именно он может реализовать педагогическую помощь ребенку с отклонениями в развитии в условиях семьи, организовать его профессиональное самоопределение, профориентацию, социально-бытовую и социально-трудовую адаптацию выпускника специальной школы.

В соответствии с особенностями социально-педагогической деятельности в сфере учреждений коррекционно-компенсаторной направленности местом работы социального педагога могут быть специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; медико-психолого-социальные и реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации; дома ребенка для детей раннего и младшего дошкольного возраста; дошкольные образовательные учреждения — центры восстановительного лечения для детей от 1,5 до 3—4 лет; школы при детских больницах и санаторно-курортных учреждениях; реабилитационные центры для детей-инвалидов; стационарные психоневрологические дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми физическими отклонениями и др.

В последние годы появились учреждения, осуществляющие социально-психологическую деятельность на межведомственной основе: реабилитационные и медико-психолого-социальные центры; дошкольные группы для кратковременного пребывания детей (группы развития); малокомплектные школы и школы надомного обучения для детей-инвалидов и т.д. Эти межведомственные структуры создаются с привлечением возможностей негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов.

 

§ 3. Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

В России действуют множество разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, (с.90) территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются ставки социальных педагогов.

В частности, центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и др.

В структуре центров для детей и подростков имеются стационарное отделение и отделение дневного пребывания, где проводится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, образовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена деятельность социального педагога. Например, в консультативном отделении, где даются консультации по вопросам социального обслуживания граждан, осуществляется содействие в решении правовых вопросов, оказание психологической помощи, предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройству.

Работает социальный педагог и в отделении психолого-педагогической помощи, деятельность которого включает в себя помощь в воспитании детей, обучении их и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, в успешном решении семейных конфликтов и иных вопросов, патронат семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, психологическое обследование личности граждан, анализ поведения клиента, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками; изучение склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и т.д.

В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями социальный (с.91) педагог осуществляет психосоциальную, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. Одной из функций социального педагога является организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья, проведение профориентации и т.д.

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реализует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу.

В стационарном отделении в режиме круглосуточного пребывания в центре социальный педагог участвует в обеспечении жизнедеятельности несовершеннолетних, включает их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Здесь создаются условия жизни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи.

В целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало Методические рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям (Приложение к постановлению Минтруда России от 19.06.2000 г. с изменениями от 26.03.2001 г.). В них определены общие положения, основные направления деятельности, организация и порядок работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. были утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Примерное положение о социальном приюте для детей; Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В этих учреждениях штатным расписанием также предусмотрены ставки социальных педагогов.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Он занимается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и учреждениями образования, здравоохранения и другими (с.92) организациями. В структуре центра имеются приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних и др.

Центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; помогает в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семью; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует их медицинское обслуживание и обучение, содействует профориентации и получению ими специальности; помогает органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

В социально-реабилитационный центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) независимо от места жительства и содержатся на полном государственном обеспечении.

Еще одним широко распространенным типом социальной защиты детей является социальный приют, который создается в си­стеме социальных служб органов социальной защиты населения.

Основное назначение этого учреждения — оказывать социальную помощь беспризорным детям и подросткам, организовывать их временное проживание, правовую и медико-психологическую помощь, дальнейшее трудоустройство.

Приют осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействует возвращению их в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам (с.93) опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

Работники приюта имеют специальное образование или соответствующую подготовку. Социальный педагог выполняет широкий круг обязанностей: собирает информацию о социальном статусе ребенка; ведет документацию на каждого несовершеннолетнего; готовит документы на усыновление, взятие под опеку или перевод ребенка в другое учреждение; выполняет функции педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании социального приюта и т.д.

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют временное содержание несовершеннолетних и содействуют их дальнейшему устройству.

Они взаимодействуют с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Активно развиваются социальные службы для детей и молодежи. Как правило, они создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов и органов управления образованием. К таким службам относят: подростково-молодежные клубы; социально-досуговые центры детей и молодежи; центры по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежные биржи труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; центры развития физической культуры детей и молодежи и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги для несовершеннолетних.

Эти службы консультируют детей и молодежь по важнейшим проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризисные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их деятельность.

В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обеспечить их эффективную деятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.021 с.)