Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социум, ближайшее окружение человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова под сферой понимается область, пределы распространения чего-нибудь: сфера деятельности, сфера влияния. Именно в этом смысле мы и говорим о сфере деятельности социального педагога. Основной сферой деятельности социального педагога является социум. Социум (от лат. socium — общее, совместное) — большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформальные группы жителей, определяется как микросоциум (А.В. Мудрик). В сельских поселениях, поселках, малых городах его границы, как правило, совпадают с границами конкретного поселения. В средних и крупных городах микросоциум ограничивают двором, кварталом, микрорайоном. Микросоциум обладает рядом характеристик, которые должен учитывать в своей деятельности социальный педагог. В частности выделяют пространственные, архитектурно-планировочные и другие характеристики конкретного социума, которые во многом определяют функциональную структуру пространства микросоциума (наличие или отсутствие мест для игр детей, возможностей для времяпрепровождения небольших групп населения и т.д.). Социальному педагогу следует учитывать в своей деятельности демографическую особенность микросоциума: этническую однородность или неоднородность; профессиональный и половозрастной состав; состав семей и т. д. Важнейшей характеристикой микросоциума является также сложившийся в нем социально-психологический климат, наличие воспитательного пространства, которое является следствием специальной организаторской работы социальных (с.86) педагогов и работников, инициативных групп жителей, представителей муниципальных органов власти и управления. При активном участии социальных педагогов большую работу в микросоциуме осуществляет территориальное общественное самоуправление (ТОС). Значительное место в деятельности социального педагога занимает работа в составе социально-педагогических служб, которые функционируют в микросоциуме. Как правило, они имеют свой бюджет, своих штатных работников различного профиля, включая социального педагога. Основными функциями такой службы являются: диагностика ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий; интеграция воспитательных возможностей всех позитивных сил сообщества; развитие культурно-досуговой инфраструктуры; стимулирование, поддержка и развитие детских, молодежных и взрослых инициатив по созданию клубных объединений и самодеятельных организаций; улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресная забота о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношества; оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней; психолого-педагогическая помощь в профессиональной ориентации, адресная помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда; работа с социально-ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическая и медицинская помощь проблемным и неполным семьям, забота о детях из подобных семей; профилактика и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме; профилактика и коррекция противоправного и саморазрушительного поведения; социально-психологическая реабилитация социально-ущербных жителей, а также лиц, отбывших наказание, и т.д. Созданию комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме способствует деятельность социально-педагогических комплексов, которые представляют собой разветвленную сеть воспитательно-образовательных учреждений, территориальных объединений, служб помощи семье и детству. Наряду с общим образованием дети и подростки получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы, таким образом, включают не только общеобразовательные, но и музыкальные, художественные, спортивные школы, другие детские творческие объединения, а также муниципальные службы помощи семье и детству.
§ 2. Социально-педагогические учреждения системы образования (с.87) Важнейшим традиционным учреждением системы образования является общеобразовательная школа. Закон РФ «Об образовании» определяет введение в ней должности социального педагога. Как правило, его статус и должностные обязанности закреплены «Положением о социальном педагоге школы» (см. Документы и материалы к главе 2). Основная цель деятельности такого специалиста в образовательном учреждении заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организовывать деятельность педагогического коллектива школы и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. В современных условиях решение социальных проблем подрастающего поколения рассматривается прежде всего в аспекте охраны и защиты прав детей. Поэтому основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав учащихся, а также создание нормативных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой, с социумом в целом. В соответствии с этим социальный педагог уделяет внимание разработке и реализации социальных проектов и программ школы. Он способствует также устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из неблагополучных семей и слоев общества; обеспечивает защиту прав детей в образовательном процессе; устанавливает связи с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами для координации совместных усилий с целью защиты прав и интересов каждого ребенка и т.д. Более конкретные обязанности социального педагога определены тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования. Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива, поэтому он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений. Социальному педагогу выделяется отдельное помещение. Он обеспечивается канцелярскими товарами, сейфами для хранения личных дел, оргтехникой и средствами на транспортные расходы. Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты решаются в соответствии с действующим законодательством. Система образования в нашей стране включает в себя особые образовательные учреждения интернатного типа. К ним относятся детские дома и школы-интернаты. Важно учитывать, что они не только выполняют образовательно-воспитательные функции, но и (с.88) способствуют нормальной социализации ребенка, обеспечивают правовую, психологическую защищенность воспитанников. Важную роль в этой деятельности призван играть и социальный педагог. В этом случае в круг его функциональных обязанностей входит формирование гуманных отношений к воспитанникам со стороны всех работников образовательного учреждения, охрана и защита их здоровья, прав и интересов; выявление и изучение интересов и потребностей ребенка, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в их социальном поведении и адаптации; организация и координация различных видов социальной деятельности воспитанников; социально-педагогическая поддержка детей в процессе их социализации; взаимодействие с педагогами, психологом, опекунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании помощи воспитанникам. Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. Совместно с сотрудниками социальных служб ведут работу, связанную с трудоустройством выпускников, обеспечением их жильем, пособиями, пенсиями и льготами. Деятельность социального педагога строится в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое утверждено постановлением Правительства РФ 01.06.1995 г. Большие возможности для успешной социализации личности ребенка имеют учреждения дополнительного образования. Их деятельность строится на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе. Эффективность такой работы во многом зависит от умелого руководства специалистом — социальным педагогом. В числе основных задач социального педагога — организация деятельности по социальной защите детей и подростков: предоставление бесплатных образовательных, досуговых и других услуг, допрофессиональная подготовка и трудоустройство, выплата стипендий одаренным детям за счет дополнительных источников финансирования и т. д. По мнению специалистов, уровень организации и управления, содержание и формы работы учреждений дополнительного образования позволяют им взять себя на роль социально-образовательных комплексов, которые получают все большее распространение в социально-педагогической практике России. Важное место в системе образования занимает специальное обучение детей со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, (с.89) эмоционально-волевой сфер, ограничивающими возможности их жизнедеятельности, социализации и полноценной жизни в обществе. Наряду со школьным обучением таких детей в специальных образовательных учреждениях важно включить каждого ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальную среду, подготовить его к возможно более самостоятельной и независимой жизни в обществе. Успех такой работы обеспечивают знания, опыт и профессиональные умения социального педагога. Именно он может реализовать педагогическую помощь ребенку с отклонениями в развитии в условиях семьи, организовать его профессиональное самоопределение, профориентацию, социально-бытовую и социально-трудовую адаптацию выпускника специальной школы. В соответствии с особенностями социально-педагогической деятельности в сфере учреждений коррекционно-компенсаторной направленности местом работы социального педагога могут быть специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; медико-психолого-социальные и реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации; дома ребенка для детей раннего и младшего дошкольного возраста; дошкольные образовательные учреждения — центры восстановительного лечения для детей от 1,5 до 3—4 лет; школы при детских больницах и санаторно-курортных учреждениях; реабилитационные центры для детей-инвалидов; стационарные психоневрологические дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми физическими отклонениями и др. В последние годы появились учреждения, осуществляющие социально-психологическую деятельность на межведомственной основе: реабилитационные и медико-психолого-социальные центры; дошкольные группы для кратковременного пребывания детей (группы развития); малокомплектные школы и школы надомного обучения для детей-инвалидов и т.д. Эти межведомственные структуры создаются с привлечением возможностей негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов.
§ 3. Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения В России действуют множество разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, (с.90) территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются ставки социальных педагогов. В частности, центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и др. В структуре центров для детей и подростков имеются стационарное отделение и отделение дневного пребывания, где проводится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, образовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена деятельность социального педагога. Например, в консультативном отделении, где даются консультации по вопросам социального обслуживания граждан, осуществляется содействие в решении правовых вопросов, оказание психологической помощи, предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройству. Работает социальный педагог и в отделении психолого-педагогической помощи, деятельность которого включает в себя помощь в воспитании детей, обучении их и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, в успешном решении семейных конфликтов и иных вопросов, патронат семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, психологическое обследование личности граждан, анализ поведения клиента, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками; изучение склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и т.д. В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями социальный (с.91) педагог осуществляет психосоциальную, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. Одной из функций социального педагога является организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья, проведение профориентации и т.д. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реализует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу. В стационарном отделении в режиме круглосуточного пребывания в центре социальный педагог участвует в обеспечении жизнедеятельности несовершеннолетних, включает их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Здесь создаются условия жизни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи. В целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало Методические рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям (Приложение к постановлению Минтруда России от 19.06.2000 г. с изменениями от 26.03.2001 г.). В них определены общие положения, основные направления деятельности, организация и порядок работы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. были утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Примерное положение о социальном приюте для детей; Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В этих учреждениях штатным расписанием также предусмотрены ставки социальных педагогов. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Он занимается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и учреждениями образования, здравоохранения и другими (с.92) организациями. В структуре центра имеются приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних и др. Центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; помогает в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семью; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует их медицинское обслуживание и обучение, содействует профориентации и получению ими специальности; помогает органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т.д. В социально-реабилитационный центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) независимо от места жительства и содержатся на полном государственном обеспечении. Еще одним широко распространенным типом социальной защиты детей является социальный приют, который создается в системе социальных служб органов социальной защиты населения. Основное назначение этого учреждения — оказывать социальную помощь беспризорным детям и подросткам, организовывать их временное проживание, правовую и медико-психологическую помощь, дальнейшее трудоустройство. Приют осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействует возвращению их в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам (с.93) опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т.д. Работники приюта имеют специальное образование или соответствующую подготовку. Социальный педагог выполняет широкий круг обязанностей: собирает информацию о социальном статусе ребенка; ведет документацию на каждого несовершеннолетнего; готовит документы на усыновление, взятие под опеку или перевод ребенка в другое учреждение; выполняет функции педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании социального приюта и т.д. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют временное содержание несовершеннолетних и содействуют их дальнейшему устройству. Они взаимодействуют с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями. Активно развиваются социальные службы для детей и молодежи. Как правило, они создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов и органов управления образованием. К таким службам относят: подростково-молодежные клубы; социально-досуговые центры детей и молодежи; центры по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежные биржи труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; центры развития физической культуры детей и молодежи и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги для несовершеннолетних. Эти службы консультируют детей и молодежь по важнейшим проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризисные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их деятельность. В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обеспечить их эффективную деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.009 с.) |