Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «социальный институт», его характеристикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многозначное понятие «институт» широко используется как в научной литературе, так и в обыденной жизни. Институт (от лат. institution — установление, учреждение) — это в первую очередь высшее учебное заведение: политехнический, юридический, педагогический, медицинский, энергетический институты. Институтом называют и научно-исследовательское учреждение: НИИ семьи и детства, НИИ метрологии и стандарта и т.д. К категории «институт» относят организационно-методические и учебные центры системы повышения квалификации специалистов: институты усовершенствования учителей, врачей и т. п. В дореволюционной России институтами назывались закрытые учебно-воспитательные учреждения для детей дворян. В частности, в XIX в. получают распространение женские институты, которые находились в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. Самым аристократическим из них был Смольный институт благородных девиц. К середине XIX в. в России существовало около 30 институтов — в Астрахани, Иркутске, Казани, Киеве, Оренбурге, Саратове, Тамбове и других городах. Понятие «институт» включает в себя также группу людей, выполняющих определенные функции. В этом случае можно говорить об институте классных руководителей, наставников, уполномоченных по защите прав несовершеннолетних, социальных педагогов. В социологии оно широко используется для обозначения комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Это понятие считается одной из базисных дефиниций, выражающих саму сущность упорядоченной социальной жизни. Деятельность каждого института определяют специфические нормы, закрепленные в регламентирующих документах. В социальном институте сложным образом переплетаются экономические, политические, нравственные, правовые и иные отношения, благодаря чему обеспечивается преемственность в использовании (с.166) культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация человека. Социальный институт по-разному характеризуется в многочисленных источниках. В одном случае это — совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения конкретной социальной потребности. В другом — комплекс устойчивых принципов, установок, регулирующих определенную сферу человеческой деятельности (например, наука, право, государство, семья, система образования и т.д.). В-третьем — форма организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей, та или иная форма общественного устройства. Интеграция индивидов в целостное социальное объединение — группу, общность или общество — предполагает не только заинтересованность людей в создании такого рода связей, но и наличие возможностей коммуникации (языка, символов, разделяемой всеми ценностно-нормативной системы и др.). Это способствует организации союзов на базе общих платформ для реализации многообразных социальных потребностей людей. Таким же образом создаются институты брака и семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка и социального контроля. Распад некоторых социальных институтов может угрожать самой жизни людей (например, при отсутствии институтов правопорядка или их неэффективной деятельности), поэтому общественность заинтересована в стабильности и эффективном функционировании институтов. Социальные институты через распределение функциональных обязанностей между людьми, группами, общностями обеспечивают жизнеспособность социальной системы. Внутри социальной системы, т.е. общества, социальные институты выполняют две важнейшие функции. 1. Способствуют социализации и интеграции новых поколений в общество, т.е. создают необходимую для развития социальной системы преемственность. 2. Обеспечивают необходимый для каждой социальной системы уровень социального контроля за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества, тем самым сохраняют и поддерживают упорядоченность общественных отношений. Следовательно, социальные институты вносят позитивный вклад в закрепление и воспроизводство тех или иных особо важных для общества социальных отношений. Существуют различные концепции социальных институтов. В частности А. Миллер (1970) классифицирует понятие «социальный институт» по четырем основаниям. 1. Социальный институт представляет собой группу лиц, выполняющих определенные, важные для общего дела, социальные функции. (с.167) 2. Термин «институт» используется для обозначения конкретных организационных функций, выполняемых членами группы от имени всей группы. 3. Институтами называют учреждения и средства деятельности, позволяющие выполнять общественные функции с целью удовлетворения потребностей или регулирования поведения членов общности (группы). 4. Иногда институтом именуют социальные роли, особенно важные для группы или общности (институт материнства). В основе концепции американского социолога и экономиста Т. Веблена (1927) лежит функциональный подход. Он выделяет следующие наиболее важные для общества функции социальных институтов: - воспроизводство членов общества; - социализация как способ передачи индивидам знаний и ценностей; - производство и распределение; - соблюдение порядка и поддержание нормального климата в отношениях между людьми. При традиционно-функциональном подходе к социальным институтам относят такие явления, как, например, «денежная конкуренция» или «показное потребление». Наиболее распространенным в западной социологии является структурно-функциональный подход к пониманию социального института, который рассматривается как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей, статусов, образующих социальную целостность. Институционализация ряда ролевых ожиданий определяется характером социальной системы и теми ценностями, которые она считает наиболее значимыми для стабильности и функционирования общества. С этой точки зрения социальный институт можно охарактеризовать как комплекс институционализированных ролевых обобщенных показателей, имеющих стратегическое структурное значение для данной системы. В этом смысле социальный институт представляет собой обобщенный показатель (по сравнению с ролью) в социальной структуре общества, так как он состоит из множества ролевых позиций и их компонентов. Выявляя данные характеристики социального института, можно прогнозировать его временную стабильность. Социальный институт необходимо отличать от конкретных организаций и социальных групп. Например, понятие «социальный институт семьи» подразумевает не отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует спектр различных отношений, а комплекс норм, социальных ролей, реализующихся (с.168) в бесчисленном эмпирическом множестве существующих семей. По степени воплощения в социальных институтах общества его ценностей и норм, уровня институционализации социальных ролей можно судить об интеграции данной общественной системы, т. е. о совпадении интересов общества в целом с индивидуальными интересами его граждан. Хотя такое «единство» представляет собой аналитическую абстракцию, однако в структурном функционализме рассматриваются идеальные модели полностью институционализированных социальных систем. Эти модели имеют определенное значение для понимания данной проблемы. Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены общества. Однако надо помнить, что в любом реальном обществе существует известная доля анемичного (аномия — от франц. anomie — отсутствие закона, организации), т.е. не подчиняющегося нормативному порядку, поведения населения. Последнее обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов. Несмотря на многообразие теорий социальных институтов, можно выделить общие элементы, которые характеризуют любой социальный институт. Во-первых, группы, имеющие зачатки институционализации, используют определенные способы действия от имени членов группы как целого; эти способы не зависят от личных интересов включенных в данный институт индивидов. Во-вторых, любой социальный институт выполняет функции (или задачи), имеющие разный характер. Среди них функции, регулирующие поведение членов общества, социальных групп; обеспечивающие устойчивость общественной жизни; осуществляющие интеграцию и сплоченность институционных отношений. В-третьих, в рамках отдельных социальных институтов выделяется система социальных ролей. В зависимости от сферы действия и функций социальные институты подразделяются на реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым различным категориям: от пола и возраста до вида занятий и способностей; релятивные, определяющие допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие нарушающих максимы (все виды механизмов социального контроля: культурные, связанные с религией, идеологией, наукой, искусством и т.д.); наконец, интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как. целого. (с.169) Наибольший интерес для практики представляет проблема эффективного функционирования социальных институтов. Их деятельность опосредована большим числом факторов. В частности Я. Щепаньский выделяет следующие: - четкое определение цели, задач и объема функции социального института; - рациональное разделение труда и его рациональная организация внутри социальной системы институтов и каждого социального института в отдельности; - степень деперсонализации действий и объективации функций и выполняемых отдельными лицами от имени социального целого ролей, близость поведения членов института к социальной максиме; - призвание и престиж, каким обладает данный социальный институт в глазах групп, общностей, общества (т.е. целостности); - бесконфликтность включения социального института в глобальную систему социальных институтов, т. е. в общество. Изменение системы социальных институтов (и каждого отдельного института) может быть как эволюционным, так и революционным, что в конечном счете определяется состоянием общественной системы в целом. Источниками развития социальных институтов могут быть эндогамные (внутренние) факторы, которые, как правило, порождают ограничения в развитии системы, и экзогамные (внешние) факторы. К примеру, распад такого социального института, как семья, может быть вызван изменением ролевого поведения супругов (в частности, изменой) или конфликтами в семье из-за вмешательства в семейные отношения родителей супругов. Важнейшими детерминантами изменений (как внутренними, так и внешними) являются политика, экономика и культура. Они действуют на функционирующие в обществе социальные институты как непосредственно, так и опосредованно через ролевые позиции индивидов. Структура социальных институтов общества очень сложна. Во-первых, потому, что сложны и многообразны человеческие потребности и интересы, стимулирующие создание данных социальных институтов. Во-вторых, социальные институты постоянно видоизменяются. В процессе исторического развития общества отдельные элементы структуры институтов могут утрачиваться, наполняться новым содержанием, приобретать новые задачи и функции. Наглядным примером этому служила производственная функция семьи. Когда-то семья, особенно сельская, занималась подготовкой молодежи к профессиональному труду. Развитие производственных отношений и усложнение разделения общественного труда привели к отмиранию этой функции, однако с восстановлением в России частной собственности, развитием (с.170) фермерства и предпринимательства сельская семья частично восстанавливает эту функцию. Наибольшей деформации подвергается система социальных институтов в процессе революционных преобразований в обществе. В этих случаях происходит переорганизация самих социальных институтов на основе новых утверждающихся социальных норм, ценностей, отношений, которые могут быть более сложными, универсальными, обобщенными, нежели существовавшие прежде. Это в свою очередь требует формулировки новых характеристик поведения как внутри социального института, так и в межинституциональных взаимодействиях внутри социальной системы (общества). В современном обществе можно выделить следующие социальные институты: экономические, обеспечивающие воспроизводство и распределение материальных благ, организацию труда, денежный оборот и т.д.; политические, связанные с выполнением функций власти; социальные (в узком смысле этого понятия), организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, регулирующие поведение людей в процессе взаимодействия, социальных отношений; религиозные, регламентирующие отношения людей с представителями религиозных структур (служителей церкви); воспроизводства (институты брака и семьи). Таким образом, социальный институт — это образование, созданное для использования ресурсов общества ради удовлетворения конкретной социальной потребности, стабилизации деятельности людей. Определяющими чертами социального института принято считать организованность, предсказуемость образцов социальных ролей и ожиданий, четкость социальных норм. По мере усложнения общественных отношений наблюдается развитие и увеличение числа социальных институтов, их дифференциация. В дальнейшем мы будем рассматривать те из них, в которых прослеживаются воспитательные функции и отношения: семью, школу, группу сверстников и другие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.012 с.) |